Автор: Толченицына Виктория Алексеевна
Должность: преподаватель эстрадного вокала
Учебное заведение: МБОУ ДО "Нижнесортымская ДШИ"
Населённый пункт: п.Нижнесортымский
Наименование материала: доклад
Тема: "Современные методы развития вокального мастерства учащихся "
Раздел: дополнительное образование
Муниципального бюджетное образовательное учреждения дополнительного
образования « Нижнесортымская Детская Школа Искусств »
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«
Современные методы развития вокального
мастерства учащихся
»
Выполнила работу преподаватель:
Толченицына В.А.
2016 г.
Современные методы развития вокального мастерства учащихся
Аннотация. В статье анализируются различные методы развития вокального
мастерства, раскрываются достоинства Лондонской школы вокала и утвержда-
ется актуальность применения этой методики в рамках системы дополнитель-
ного образования детей.
Ключевые
слова:
вокал,
технологии,
эстрадное
мастерство,
пение,
дыхание,
народный вокал, академический вокал.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика
обучения и воспитания (по предметным областям).
Музыкальное искусство эстрады занимает особое место в современной культуре.
Эстрадная музыка сегодня – это не просто вид искусства, но и социокультурный
феномен. Она привлекает почитателей своей экспрессивностью, непосредственной
связью с движением и ритмом, красочностью сценического воплощения, достаточно
простым и эмоциональным строем произведений.
Современная эстрадная вокальная музыка отличается не только гармоническим,
мелодическим и ритмическим своеобразием, но и своими законами аранжировки.
Поэтому требования к исполнителям эстрадного вокала, возрастают.
Эстрадное вокальное искусство точно соответствует интересам современных детей
и подростков. На занятиях эстрадного коллектива дети учатся правильно петь,
красиво танцевать, свободно и раскрепощено чувствовать себя в любой обстановке,
в том числе на сцене. Занятия эстрадным вокалом помогают ребенку с ориентиро-
ваться в сложном мире, почувствовать себя в кругу друзей и единомышленников,
развивают его коммуникативные способности, расширяют представления о мире и
людях, облегчая процесс прохождения ребенком социальной адаптации, помогают
ему в сложном и неоднозначном процессе самосознания [1]. Студия эстрадного во-
кала является сегодня одной из основных форм массового приобщения подрастаю-
щего поколения к музыкальному искусству и решения одной из приоритетных про-
блем педагогики и психологии – развития творческих способностей детей. Именно
творческие способности стимулируют формирование особых качеств ума: наблюда-
тельности, умению сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи и
зависимости – качеств, необходимых любому молодому человеку XXI века.
Эстрадный вокал обычно по своему звучанию определяют как нечто среднее между
академическим (или классическим) вокалом и народным вокалом. В совре- менном
эстрадном вокале сочетается техника академического вокала и народного пения, а
также
ряд
специфических
приемов,
характерных
именно
для
эстрады.
Главное
отличие эстрадного вокала от академического и народного состоит в целях и задачах
вокалиста.
Интересно, что эстрадное пение отличается от академического не только самой
манерой исполнения, способами вокализации и фонации, но и использованием тех-
нических средств. Это сольное и ансамблевое пение под музыкальную фонограмму
с микрофоном, напрямую связанное с постановкой концертных эстрадных номеров.
Дело
в
том,
что
академические
и
народные
певцы
всегда
работают
в
рамках
определенного канона или регламентированного звучания и для них отклоняться от
нормы не принято.
Задача эстрадного заключается в другом – в поиске своего оригинального зву- ка,
своей
собственной
характерной,
легко
узнаваемой
манеры
поведения,
а
также
сценического образа.
По той же причине, в эстрадных песнях гораздо чаще встречаются трудные для
исполнения фразы, требующие быстрой смены дыхания, в то время как в академиче-
ских и народных песнях, зачастую, текст в большей степени адаптируется под
музыку.
Таким
образом,
основной
спецификой
эстрадного
вокала
являются
поиск
и
формирование своей неповторимой, уникальной манеры исполнения вокалиста.
Иногда многие, кто только начинает постигать азы техники пения, невольно, а порой
и сознательно, пытаются подражать любимым эстрадным исполнителям, сле- по
копируя их манеру пения.
Как показывает практика, далеко не всем это идет на пользу в будущем. Здесь все
индивидуально: для одних рождение красивого певческого голоса будет счаст- ливой
неожиданностью, а для других – результатом долгого и кропотливого труда.
В социальных сетях существуют множество сайтов, где можно познакомиться с тем,
как нужно петь и как этого делать не стоит. Сейчас детский эстрадный вокал
набирает огромную популярность в том числе и благодаря проекту «Голос. Дети». В
ходе этого проекта можно увидеть самые разные уровни подготовки и вокального
мастерства. В числе участников оказываются дети и подростки самого разного уров-
ня подготовки. Но в большинстве случае проект способен выполнить функцию об-
разца, блестящего итога длительного процесса подготовки и освоения вокального
искусства
в
единстве
с
природным
талантом,
вкусом,
развитым
музыкальным
слухом и чувством ритма. На наш взгляд, такими образцовыми номерами вокального
искусства являются следующие выступления [2–4].
Этот
проект
служит
для
современных
детей
неким
«кумиром»,
своеобразным
источником вдохновения, ориентиром и вместе с тем, способен служить источником
вдохновения и ориентиром для педагогов, работающих с детьми и подростками. Это
некий эталон кульминационная точка, существование которой не дает педагогам по
вокалу останавливаться на достигнутых успехах, заставляет искать новые знания,
методы, технологии, совершенствовать имеющийся материал.
В
непосредственной
педагогической
деятельности,
осваивая
разнообразные
вокальные практики и методики, я пришла к определенному выводу. Обучающиеся в
студии эстрадного вокала дети и подростки достаточно медленно формируют и раз-
вивают вокальные навыки на специализированных уроках. Эта низкая скорость при-
водит к тому, что снижается и общая результативность образовательного процесса.
Логично предположить, что для изменения сложившейся ситуации необходимо по-
вышать уровень педагогической компетенции в отношении вокально-методических
знаний, развивать в первую очередь технологический аспект осуществления про-
фессиональной деятельности. Как известно, в переводе с древнегреческого понятие
«метод» означает путь, избрание наиболее краткого пути для достижения успеха в
эстрадном искусстве, для развития природных способностей и талантов воспитанни-
ков является залогом сохранения постоянного интереса, энтузиазма обучающихся. .
Для
решения
существующей
профессиональной
проблемы
была
освоена
современная
вокальная
методика
Лондонской
школы
вокала.
Она
охватывает
практически
все
аспекты
современного
эстрадного
пения.
Методика
мгновенно
формирует
и развивает у детей певческие, вокальные навыки, развивает эмоциональную сферу
ребенка и воспитывает личность способную к творчеству.
Вокальная методика Лондонской школы вокала основывается на нестандартных
вокальных
упражнениях,
которые
способствуют
развитию
в
первую
очередь
певческого дыхания, что служит основой для дальнейшего развития вокальных
способностей
ученика.
Эта
методика
направлена
на
развитие
правильного
звукообразования,
гибкости
голоса
(мелизмы),
расширение
диапазона,
развитие
гармонического слуха и координацию вокальных звуков, а так же на развитие
чувства ритма, что так необходимо эстрадному вокалисту. И есть усложненные
вокальные упражнения на развитие вокальной импровизации.
Существует
много
известных
вокальных
методик
например:
«Пение
в
речевой
позиции» Сет Риггс или прекрасная вокальная методика «Фонопедический метод
развития голоса В. В. Емельянова» (ФМРГ). Основное содержание последней мето-
дики раскрывается в нескольких монографиях автора, наиболее известной среди ко-
торых является «Развитие голоса. Координация и тренинг» [5]. В 2015 году опубли-
ковано уже 7-е издание этой книги. Обе названные методики направлены на техни-
ческое развитие голоса. Основным условием исполнения вокальных упражнений
Лондонской школы вокала является пение с движением в такт исполняемой фоновой
музыки. Тем самым это усложняет исполнение вокальных упражнений и в тоже вре-
мя раскрепощает ученика, давая ему нужную свободу в голосе, которую, так сложно
добиться особенно у начинающих вокалистов при исполнении обычных упражнений
без движений.
Чтобы
раскрыть
творческий
потенциал
ученика,
недостаточно
просто
петь
вокальные упражнения, их нужно применять по назначению, то есть наработанный
во- кальный навык использовать в освоении своего песенного репертуара.
При
работе
с
эстрадным
вокальным
репертуаром
нельзя
сразу
работать
над
динамикой, драматургией, звуком и т. д. Все должно происходить поэтапно. Такой
подход обеспечивает качественный и скорейший результат. Сначала необходимо
выучить мелодию. Вместе с работой над интонацией необходимо разобраться с ды-
ханием. Следует помнить, что дыхание нужно брать не забывая о фразировке.
В это же время можно начать работать и с текстом. Его нужно прочесть несколь- ко
раз и определить сложности в дикции. Эти отрывки нужно изолировать от всего
текста
и
заучить
как
скороговорку.
Темп
проговаривания
можно
довести
до
быстрого. Затем нужно проговорить текст с выразительной интонацией, что бы
придать ему смысловую окраску. Также текст можно проговорить еще несколько раз,
применяя эмоциональную и звуковую окраску, приближенную к мелодии данной
песни.
После этого можно всё соединить воедино. Главное, чтобы в конечном итоге ни один
компонент не пострадал. Этот этап обычно немного дольше всех предшеству- ющих.
Песню можно записать на любой доступный аудио или видео носитель и объ-
ективно оценить.
Занятия эстрадным вокалом направлены, прежде всего, на становление и раз- витие
личности
ребенка,
формирование
его
творческого
потенциала
и
развитие
его
индивидуальных музыкальных способностей [6, c. 185]. Занимаясь эстрадным пени-
ем, будущий вокалист не только овладевает искусством вокала, специфическими
приемами, характерными для различных жанров современной популярной музыки,
сольного исполнения под аккомпанемент фортепиано, но и учится работать в коман-
де с другими детьми.
Внешнее
оформление
номера
очень
важно.
Причем,
все
эти
средства
нужно
применять так, чтобы они работали на создание цельного синтетического образа.
Вэтом
и
заключается
сложность
музыкального
эстрадного
номера.
Кузнецов
В.
писал:
«Одной
из
главных
особенностей
музыкального
эстрадного
номера,
вокального
или
инструментального,
является
специфика
общения
со
зрителем.
Эстрадный исполни- тель непременно обращается к зрителю» [7, с. 102] .
Не менее важна актёрская интерпретация – это взгляд на данный материал че- рез
своё, личное состояние и отношение, где вокальная техника является активной
помощницей актёрского мастерства. Используя знания различных манер, ребенок
постепенно находит свой стиль, близкий ему по духу и природным качествам.
Создание
собственного
образа
–
долгий
путь
и
он
складывается
из
предше-
ствующих знаний, практического опыта, навыков и состояния души. «Как создать
свой образ?» – это главный вопрос для эстрадного исполнителя вокального жанра,
на который он должен ответить сам.
Самое главное, что дают детям занятия эстрадным пением кроме навыков сце- ны –
это дисциплина, уважение к своему, чужому времени и труду. Это очень важное
качество в работе и жизни. При этом надо помнить, что пластику, актерское мастер-
ство, пение – все эти навыки необходимо развивать у любого ребенка, а не только у
того, который хочет связать свою жизнь с искусством.
Таким
образом,
музыкально-эстетическое
воспитание
и
вокально-техническое
развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно. Ведущее место на
сегодняшний день принадлежит сфере дополнительного образования (ДШИ, МХШ,
ЦВР и др.). Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой дея-
тельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владе-
ние голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении,
и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Эффективное ис-
пользование различных современных методов развития певческого мастерства спо-
собствуют индивидуальному развитию ребенка, развитию культурного потенциала
детского коллектива и формирует конструктивную жизненную стратегию с ориента-
цией на успех.
Ссылки на источники
1.
Тагильцева
Н.
Г.
Эстетическое
восприятие
музыкального
искусства
и
самосознание ребенка: мо- нография. – Екатеринбург, 2008. – 101 с.
2.
Эстрадное
вокальное
мастерство.
–
URL:
s://youtubewatch?
v=genQmXGHUFE
3.
Эстрадное
вокальное
мастерство.
–
URL:
s://youtubewatch?
v=AbOWZFQInGg
4.
Эстрадное
вокальное
мастерство.
–
URL:
s://youtubewatch?
v=YE7Um6hqyo4
5. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – М.: Лань, 2015. 176 с.
6. Изюрова О. С. Детская вокальная эстрада в системе дополнительного образования
//
Известия
рос-
сийского
государственного
педагогического
университета
им.
Герцена. – 2009. – № 102. – С. 184–186.
7. Кузнецов В. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями. –
М.: Музыка