Напоминание

"Современные методы развития вокального мастерства учащихся "


Автор: Толченицына Виктория Алексеевна
Должность: преподаватель эстрадного вокала
Учебное заведение: МБОУ ДО "Нижнесортымская ДШИ"
Населённый пункт: п.Нижнесортымский
Наименование материала: доклад
Тема: "Современные методы развития вокального мастерства учащихся "
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципального бюджетное образовательное учреждения дополнительного

образования « Нижнесортымская Детская Школа Искусств »

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«

Современные методы развития вокального

мастерства учащихся

»

Выполнила работу преподаватель:

Толченицына В.А.

2016 г.

Современные методы развития вокального мастерства учащихся

Аннотация. В статье анализируются различные методы развития вокального

мастерства, раскрываются достоинства Лондонской школы вокала и утвержда-

ется актуальность применения этой методики в рамках системы дополнитель-

ного образования детей.

Ключевые

слова:

вокал,

технологии,

эстрадное

мастерство,

пение,

дыхание,

народный вокал, академический вокал.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика

обучения и воспитания (по предметным областям).

Музыкальное искусство эстрады занимает особое место в современной культуре.

Эстрадная музыка сегодня – это не просто вид искусства, но и социокультурный

феномен. Она привлекает почитателей своей экспрессивностью, непосредственной

связью с движением и ритмом, красочностью сценического воплощения, достаточно

простым и эмоциональным строем произведений.

Современная эстрадная вокальная музыка отличается не только гармоническим,

мелодическим и ритмическим своеобразием, но и своими законами аранжировки.

Поэтому требования к исполнителям эстрадного вокала, возрастают.

Эстрадное вокальное искусство точно соответствует интересам современных детей

и подростков. На занятиях эстрадного коллектива дети учатся правильно петь,

красиво танцевать, свободно и раскрепощено чувствовать себя в любой обстановке,

в том числе на сцене. Занятия эстрадным вокалом помогают ребенку с ориентиро-

ваться в сложном мире, почувствовать себя в кругу друзей и единомышленников,

развивают его коммуникативные способности, расширяют представления о мире и

людях, облегчая процесс прохождения ребенком социальной адаптации, помогают

ему в сложном и неоднозначном процессе самосознания [1]. Студия эстрадного во-

кала является сегодня одной из основных форм массового приобщения подрастаю-

щего поколения к музыкальному искусству и решения одной из приоритетных про-

блем педагогики и психологии – развития творческих способностей детей. Именно

творческие способности стимулируют формирование особых качеств ума: наблюда-

тельности, умению сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи и

зависимости – качеств, необходимых любому молодому человеку XXI века.

Эстрадный вокал обычно по своему звучанию определяют как нечто среднее между

академическим (или классическим) вокалом и народным вокалом. В совре- менном

эстрадном вокале сочетается техника академического вокала и народного пения, а

также

ряд

специфических

приемов,

характерных

именно

для

эстрады.

Главное

отличие эстрадного вокала от академического и народного состоит в целях и задачах

вокалиста.

Интересно, что эстрадное пение отличается от академического не только самой

манерой исполнения, способами вокализации и фонации, но и использованием тех-

нических средств. Это сольное и ансамблевое пение под музыкальную фонограмму

с микрофоном, напрямую связанное с постановкой концертных эстрадных номеров.

Дело

в

том,

что

академические

и

народные

певцы

всегда

работают

в

рамках

определенного канона или регламентированного звучания и для них отклоняться от

нормы не принято.

Задача эстрадного заключается в другом – в поиске своего оригинального зву- ка,

своей

собственной

характерной,

легко

узнаваемой

манеры

поведения,

а

также

сценического образа.

По той же причине, в эстрадных песнях гораздо чаще встречаются трудные для

исполнения фразы, требующие быстрой смены дыхания, в то время как в академиче-

ских и народных песнях, зачастую, текст в большей степени адаптируется под

музыку.

Таким

образом,

основной

спецификой

эстрадного

вокала

являются

поиск

и

формирование своей неповторимой, уникальной манеры исполнения вокалиста.

Иногда многие, кто только начинает постигать азы техники пения, невольно, а порой

и сознательно, пытаются подражать любимым эстрадным исполнителям, сле- по

копируя их манеру пения.

Как показывает практика, далеко не всем это идет на пользу в будущем. Здесь все

индивидуально: для одних рождение красивого певческого голоса будет счаст- ливой

неожиданностью, а для других – результатом долгого и кропотливого труда.

В социальных сетях существуют множество сайтов, где можно познакомиться с тем,

как нужно петь и как этого делать не стоит. Сейчас детский эстрадный вокал

набирает огромную популярность в том числе и благодаря проекту «Голос. Дети». В

ходе этого проекта можно увидеть самые разные уровни подготовки и вокального

мастерства. В числе участников оказываются дети и подростки самого разного уров-

ня подготовки. Но в большинстве случае проект способен выполнить функцию об-

разца, блестящего итога длительного процесса подготовки и освоения вокального

искусства

в

единстве

с

природным

талантом,

вкусом,

развитым

музыкальным

слухом и чувством ритма. На наш взгляд, такими образцовыми номерами вокального

искусства являются следующие выступления [2–4].

Этот

проект

служит

для

современных

детей

неким

«кумиром»,

своеобразным

источником вдохновения, ориентиром и вместе с тем, способен служить источником

вдохновения и ориентиром для педагогов, работающих с детьми и подростками. Это

некий эталон кульминационная точка, существование которой не дает педагогам по

вокалу останавливаться на достигнутых успехах, заставляет искать новые знания,

методы, технологии, совершенствовать имеющийся материал.

В

непосредственной

педагогической

деятельности,

осваивая

разнообразные

вокальные практики и методики, я пришла к определенному выводу. Обучающиеся в

студии эстрадного вокала дети и подростки достаточно медленно формируют и раз-

вивают вокальные навыки на специализированных уроках. Эта низкая скорость при-

водит к тому, что снижается и общая результативность образовательного процесса.

Логично предположить, что для изменения сложившейся ситуации необходимо по-

вышать уровень педагогической компетенции в отношении вокально-методических

знаний, развивать в первую очередь технологический аспект осуществления про-

фессиональной деятельности. Как известно, в переводе с древнегреческого понятие

«метод» означает путь, избрание наиболее краткого пути для достижения успеха в

эстрадном искусстве, для развития природных способностей и талантов воспитанни-

ков является залогом сохранения постоянного интереса, энтузиазма обучающихся. .

Для

решения

существующей

профессиональной

проблемы

была

освоена

современная

вокальная

методика

Лондонской

школы

вокала.

Она

охватывает

практически

все

аспекты

современного

эстрадного

пения.

Методика

мгновенно

формирует

и развивает у детей певческие, вокальные навыки, развивает эмоциональную сферу

ребенка и воспитывает личность способную к творчеству.

Вокальная методика Лондонской школы вокала основывается на нестандартных

вокальных

упражнениях,

которые

способствуют

развитию

в

первую

очередь

певческого дыхания, что служит основой для дальнейшего развития вокальных

способностей

ученика.

Эта

методика

направлена

на

развитие

правильного

звукообразования,

гибкости

голоса

(мелизмы),

расширение

диапазона,

развитие

гармонического слуха и координацию вокальных звуков, а так же на развитие

чувства ритма, что так необходимо эстрадному вокалисту. И есть усложненные

вокальные упражнения на развитие вокальной импровизации.

Существует

много

известных

вокальных

методик

например:

«Пение

в

речевой

позиции» Сет Риггс или прекрасная вокальная методика «Фонопедический метод

развития голоса В. В. Емельянова» (ФМРГ). Основное содержание последней мето-

дики раскрывается в нескольких монографиях автора, наиболее известной среди ко-

торых является «Развитие голоса. Координация и тренинг» [5]. В 2015 году опубли-

ковано уже 7-е издание этой книги. Обе названные методики направлены на техни-

ческое развитие голоса. Основным условием исполнения вокальных упражнений

Лондонской школы вокала является пение с движением в такт исполняемой фоновой

музыки. Тем самым это усложняет исполнение вокальных упражнений и в тоже вре-

мя раскрепощает ученика, давая ему нужную свободу в голосе, которую, так сложно

добиться особенно у начинающих вокалистов при исполнении обычных упражнений

без движений.

Чтобы

раскрыть

творческий

потенциал

ученика,

недостаточно

просто

петь

вокальные упражнения, их нужно применять по назначению, то есть наработанный

во- кальный навык использовать в освоении своего песенного репертуара.

При

работе

с

эстрадным

вокальным

репертуаром

нельзя

сразу

работать

над

динамикой, драматургией, звуком и т. д. Все должно происходить поэтапно. Такой

подход обеспечивает качественный и скорейший результат. Сначала необходимо

выучить мелодию. Вместе с работой над интонацией необходимо разобраться с ды-

ханием. Следует помнить, что дыхание нужно брать не забывая о фразировке.

В это же время можно начать работать и с текстом. Его нужно прочесть несколь- ко

раз и определить сложности в дикции. Эти отрывки нужно изолировать от всего

текста

и

заучить

как

скороговорку.

Темп

проговаривания

можно

довести

до

быстрого. Затем нужно проговорить текст с выразительной интонацией, что бы

придать ему смысловую окраску. Также текст можно проговорить еще несколько раз,

применяя эмоциональную и звуковую окраску, приближенную к мелодии данной

песни.

После этого можно всё соединить воедино. Главное, чтобы в конечном итоге ни один

компонент не пострадал. Этот этап обычно немного дольше всех предшеству- ющих.

Песню можно записать на любой доступный аудио или видео носитель и объ-

ективно оценить.

Занятия эстрадным вокалом направлены, прежде всего, на становление и раз- витие

личности

ребенка,

формирование

его

творческого

потенциала

и

развитие

его

индивидуальных музыкальных способностей [6, c. 185]. Занимаясь эстрадным пени-

ем, будущий вокалист не только овладевает искусством вокала, специфическими

приемами, характерными для различных жанров современной популярной музыки,

сольного исполнения под аккомпанемент фортепиано, но и учится работать в коман-

де с другими детьми.

Внешнее

оформление

номера

очень

важно.

Причем,

все

эти

средства

нужно

применять так, чтобы они работали на создание цельного синтетического образа.

Вэтом

и

заключается

сложность

музыкального

эстрадного

номера.

Кузнецов

В.

писал:

«Одной

из

главных

особенностей

музыкального

эстрадного

номера,

вокального

или

инструментального,

является

специфика

общения

со

зрителем.

Эстрадный исполни- тель непременно обращается к зрителю» [7, с. 102] .

Не менее важна актёрская интерпретация – это взгляд на данный материал че- рез

своё, личное состояние и отношение, где вокальная техника является активной

помощницей актёрского мастерства. Используя знания различных манер, ребенок

постепенно находит свой стиль, близкий ему по духу и природным качествам.

Создание

собственного

образа

долгий

путь

и

он

складывается

из

предше-

ствующих знаний, практического опыта, навыков и состояния души. «Как создать

свой образ?» – это главный вопрос для эстрадного исполнителя вокального жанра,

на который он должен ответить сам.

Самое главное, что дают детям занятия эстрадным пением кроме навыков сце- ны –

это дисциплина, уважение к своему, чужому времени и труду. Это очень важное

качество в работе и жизни. При этом надо помнить, что пластику, актерское мастер-

ство, пение – все эти навыки необходимо развивать у любого ребенка, а не только у

того, который хочет связать свою жизнь с искусством.

Таким

образом,

музыкально-эстетическое

воспитание

и

вокально-техническое

развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно. Ведущее место на

сегодняшний день принадлежит сфере дополнительного образования (ДШИ, МХШ,

ЦВР и др.). Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой дея-

тельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владе-

ние голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении,

и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Эффективное ис-

пользование различных современных методов развития певческого мастерства спо-

собствуют индивидуальному развитию ребенка, развитию культурного потенциала

детского коллектива и формирует конструктивную жизненную стратегию с ориента-

цией на успех.

Ссылки на источники

1.

Тагильцева

Н.

Г.

Эстетическое

восприятие

музыкального

искусства

и

самосознание ребенка: мо- нография. – Екатеринбург, 2008. – 101 с.

2.

Эстрадное

вокальное

мастерство.

URL:

s://youtubewatch?

v=genQmXGHUFE

3.

Эстрадное

вокальное

мастерство.

URL:

s://youtubewatch?

v=AbOWZFQInGg

4.

Эстрадное

вокальное

мастерство.

URL:

s://youtubewatch?

v=YE7Um6hqyo4

5. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – М.: Лань, 2015. 176 с.

6. Изюрова О. С. Детская вокальная эстрада в системе дополнительного образования

//

Известия

рос-

сийского

государственного

педагогического

университета

им.

Герцена. – 2009. – № 102. – С. 184–186.

7. Кузнецов В. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями. –

М.: Музыка



В раздел образования