Напоминание

рабочая программа по литературе в 6 классе согласно ФГОС


Автор: Нагуманова Гульшат Гамировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБООУ "Новокашировская санаторная школа-интернат"
Населённый пункт: г.Альметьевск
Наименование материала: рабочая программа по литературе
Тема: рабочая программа по литературе в 6 классе согласно ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» 6 класс

Название

раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возмож-

ность научиться

Русская

литерату-

ра

осознать значимость чте-

ния и изучения литерату-

ры для своего дальней-

шего развития; формиро-

вать

потребность

в

си-

стематическом

чтении

как

средстве

познания

мира и себя в этом мире,

как

в

способе

своего

эстетического

и

интел-

лектуального удовлетво-

рения;

воспринимать

литерату-

ру как одну из основных

культурных

ценностей

народа (отражающей его

менталитет,

историю,

мировосприятие) и чело-

вечества

(содержащей

смыслы, важные для че-

ловечества в целом);

обеспечивать культурной

самоидентификации,

осознание

коммуника-

тивно-эстетических

воз-

в ы б и р а т ь произведения

устного народного творче-

ства

разных

народов

для

самостоятельного

чтения,

руководствуясь

конкрет-

ными

целевыми

установ-

ками;

устанавливать связи меж-

ду

фольклорными

произ-

ведениями

разных

наро-

д о в

н а

уровне тематики, пробле-

матики, образов (по прин-

ципу

сходства

и

р а з-

личия);

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить

и формулировать новые задачи в учебе и познавательной дея-

тельности, развивать мотивы и интересы своей познаватель-

ной деятельности. Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие об-

разовательные результаты;

идентифицировать

собственные

проблемы

и

определять

главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипо-

тезы, предвосхищать конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной пробле-

мы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения по-

ставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками

на ценности, указывая и обосновывая логическую последо-

вательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения це-

лей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наибо-

лее эффективные способы решения учебных и познаватель-

ных задач. Обучающийся сможет:

определять

необходимые

действие(я)

в

соответствии

с

учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм

1.

Российская

гражданская

идентичность

(патриотизм,

уважение к Отечеству, к про-

шлому и настоящему много-

национального

народа

Рос-

сии, чувство ответственно-

сти и долга перед Родиной,

идентификация себя в каче-

стве

гражданина

России,

субъективная значимость ис-

пользования русского языка

и

языков

народов

России,

осознание и ощущение лич-

ностной

сопричастности

судьбе российского народа).

Осознание

этнической

при-

надлежности,

знание

исто-

рии, языка, культуры своего

народа,

своего

края,

основ

культурного наследия наро-

дов

России

и

человечества

(идентичность

человека

с

российской

многонацио-

нальной

культурой,

сопри-

частность истории народов и

определять черты

национального характера;

оценивать интерпретацию

художественного текста,

созданную средствами

других искусств;

Литера-

тура на-

родов

России

видеть элементы поэтики

художественного

текста,

их

художественную

и

можностей родного язы-

ка

на

основе

изучения

выдающихся

произведе-

ний

российской

культу-

ры, культуры своего на-

рода, мировой культуры;

быть

квалифицирован-

ным читателем со сфор-

мированным

эстетиче-

ским вкусом, способного

аргументировать

свое

мнение и оформлять его

словесно

в

устных

и

письменных

высказыва-

ниях разных жанров, со-

здавать развернутые вы-

сказывания

аналитиче-

ского и интерпретирую-

щего характера, участво-

вать в обсуждении про-

читанного,

сознательно

планировать

свое

досу-

говое чтение;

развивать

способности

понимать

литературные

художественные

произ-

ведения,

воплощающие

разные

этнокультурные

традиции;

овладевать процедурами

эстетического и смысло-

вого

анализа

текста

на

основе понимания прин-

ципиальных отличий ли-

тературного

худ оже-

ственного

текста

от

научного, делового, пуб-

лицистического

и

т.

п.,

формировать

умения

воспринимать,

анализи-

ровать, критически оце-

нивать

и

интерпретиро-

вать

прочитанное,

осо-

знавать художественную

смысловую

функцию;

оценивать интерпретацию

художественного

текста,

созданную

средствами

других

искусств;

о с у щ е с т в л я т ь самостоя-

тельную

проектно-иссле-

довательскую

деятель-

ность;

оценивать интерпретацию

художественного

текста,

созданную

средствами

других

искусств;

сопо ст авлять произведе-

ния русской и мировой ли-

т е р а т у р ы

п о д

руководством учителя;

создавать презентации на

основе

цифровых

фото-

графий;

использовать

различные

приемы

поиска

информа-

ции в сети Интернет;

осуществлять

редактиро-

вание и структурирование

текста;

создавать

на

заданную

тему

мультимедийную

презентацию

их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффектив-

ных способов решения учебных и познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариан-

тов, условия для выполнения учебной и познавательной за-

дачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее

(заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им зада-

чи и предлагать действия, указывая и обосновывая логиче-

скую последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно ис-

кать

средства/ресурсы

для

решения

задачи/достижения

цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта,

проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учеб-

ной и познавательной задачи и находить средства для их

устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим

людям

в

виде

технологии

решения

практических

задач

определенного класса;

планировать и корректировать свою индивидуальную об-

разовательную траекторию.

3. Умение

соотносить

свои

действия

с

планируемыми

ре-

зультатами,

осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе достижения результата, определять способы дей-

ствий в рамках предложенных условий и требований, коррек-

тировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситу-

ацией. Обучающийся сможет:

определять совместно с педагогом и сверстниками крите-

рии планируемых результатов и критерии оценки своей

учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные)

критерии планируемых результатов и оценки своей дея-

тельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,

осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках

предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины до-

стижения или отсутствия планируемого результата;

находить достаточные средства для выполнения учебных

действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии

планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую

государств, находившихся на

территории

современной

России); интериоризация гу-

манистических,

демократи-

ческих

и

традиционных

ценностей

многонациональ-

ного российского общества.

Осознанное, уважительное и

доброжелательное

отноше-

ние к истории, культуре, ре-

лигии,

традициям,

языкам,

ценностям народов России и

народов мира.

2. Готовность и способность

обучающихся

к

саморазви-

тию и самообразованию на

основе мотивации к обуче-

нию и познанию; готовность

и способность осознанному

выбору и построению даль-

нейшей

индивидуальной

траектории

образования

на

базе

ориентировки

в

мире

профессий

и

профессио-

нальных

предпочтений,

с

учетом устойчивых познава-

тельных интересов.

3.

Развитое

моральное

со-

знание

и

компетентность

в

р е ш е н и и

м о р а л ь н ы х

проблем

на

основе

лич-

ностного выбора, формиро-

вание

нравственных

чувств

и нравственного поведения,

осознанного и ответственно-

го

отношения

к

собствен-

ным

поступкам

(способ-

ность

к

нравственному

самосовершенствованию;

веротерпимость, уважитель-

ное

отношение

к

религи-

озным

чувствам,

взглядам

людей

или

их

отсутствию;

знание основных норм мора-

Зарубеж-

ная ли-

тература

Содержание учебного предмета

Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Помимо этого в программе присутствуют единицы

более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих

освоению в основной школе.

Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу.

Список А представляет собой перечень конкретных произведений. В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обяза-

тельного изучения. Вариативной части в списке А нет.

Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в 6 классе.

Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому). В про-

грамме указаны произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного

процесса, знакомство с которыми для учащихся 6 класса в школе обязательно; вариативность касается наполнения этих блоков.

А

В

С

Введение (1 час)

Художественное произведение. Содержание и

форма. Автор и герой. Отношение автора к герою.

Способы выражения авторской позиции.

Русская литература (57 часов)

А.С. Пушкин.

Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «Уз-

ник».

Вольнолюбивые

устремления

поэта.

На-

родно-поэтический колорит стихотворения. «Зим-

нее утро», «Зимний вечер». Мотивы единства

красоты

человека

и

красоты

природы,

красоты

жизни. Радостное восприятие окружающей при-

роды. Роль антитезы в композиции произведения.

Интонация как средство выражения поэтической

идеи.

«Дубровский».

Изображение

русского

барства.

Дубровский-старший и Троекуров. Протест Вла-

димира Дубровского против беззакония и неспра-

ведливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола

и деспотизма, защита чести, независимости лич-

ности романтическая история любви Владимира и

Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, компози-

ция (развитие понятий). Стихотворное послание

(начальные представления).

М.Ю. Лермонтов.

Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувств одиночества и тоски, любовь

Древнерусская

литература.

«Повесть

временных

лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и

вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма,

ума, находчивости).

Теория

литературы.

Летопись

(развитие

представле-

ний).

Литература XIX века.

И.А. Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соло-

вей». Крылов о равном участии власти и народа в дости-

жении общественного блага. Басня «Ларчик» – пример

критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хва-

стуна. Басня «Осел и Соловей» – комическое изображе-

ние невежественного судьи, глухого к произведениям ис-

тинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (разви-

тие представлений).

А.С. Пушкин.

«И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в

суровых испытаниях. Художественные особенности сти-

хотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зим-

Русский

фольклор.

Обрядовый

фольклор.

Произведения обрядового фольклора: колядки, вес-

нянки, масленичные, летние и осенние обрядовые

песни. Этическое значение обрядового фольклора.

Пословицы

и

поговорки.

Народная

мудрость.

Краткость и простота, меткость и выразительность.

Многообразие тем. Прямой и переносный смысл

пословиц и поговорок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь-

ное представление). Малые жанры фольклора: по-

словицы и поговорки.

Литература XVIII

в е ка . Русские

басни. И.И.

Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Проти-

вопоставление труда и безделья. Присвоение чужих

заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория

литературы. Мораль в басне, аллегория,

иносказание (развитие понятий).

Родная

природа

в

стихотворениях

русских

поэтов.

Я.Полонский

«По

горам

две

хмурых

тучи…»,

«Посмотри,

какая

мгла…»;

Е.Баратынский

«Весна,

весна!

Как

воздух

чист…»,

«Чудный

поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. При-

ем сравнения как основа построения стихотворе-

ния. Особенности интонации. «Утес». Особенно-

сти выражения темы одиночества в лирике Лер-

монтова.

него пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога,

тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), наве-

вающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, неж-

ности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести

покойного

Ивана

Петровича

Белкина».

Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымыш-

ленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. При-

ем антитезы в сюжетной организации повести. Пароди-

рование романтических тем и мотивов. Лицо и маска.

Роль случая в композиции повести.

М.Ю.Лермонтов.

«Листок», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии чело-

века с миром.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей)

и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры

стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (на-

чальные представления).

Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Старосвет-

ские помещики». Идиллическое изображение действи-

тельности как средство сатирической характеристики ге-

роев.

И.С.Тургенев.

Краткий

рассказ

о

писателе. «Бежин

луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям,

портреты

и

рассказы

мальчиков,

их

духовный

мир.

Пытливость,

любознательность,

впечатлительность.

Роль картин природы в рассказе.

Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика

персонажей (развитие представления).

Ф.И.Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья»,

«Неохотно и несмело…». Передача сложных, переход-

ных состояний природы, запечатлевающих противоречи-

вые

чувства

в

душе

поэта.

Сочетание

космического

масштаба и конкретных деталей в изображении приро-

ды. «Листья» – символ краткой, но яркой жизни. «С по-

ляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб

человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная

обреченность человека.

А.А.Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения «Ель рукавом

мне

тропинку

завесила…»,

«Еще

майская

ночь»,

«Учись у них – у дуба, у березы…». Жизнеутверждаю-

щее начало в лирике Фета. Природа как воплощение

град…»;

А.Толстой

«Где

гнутся

над

омутом

лозы…».

Выражение переживаний и мироощущения в стихо-

творениях о родной природе. Художественные сред-

ства, передающие различные состояния в пейзаж-

ной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы.

Пейзажная лирика как жанр (развитие представле-

ния).

Литература XX века. Проза конца XIX – начала

XX века.

А.И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реаль-

ная основа и содержание рассказа. Образ главного

героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (раз-

витие представления).

А.С.Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые

паруса».

Жестокая

реальность

и

романтическая

мечта в повести. Душевная чистота главных героев.

Отношение автора к героям.

Произведения о Великой Отечественной войне.

К.М.Симонов

«Ты

помнишь,

Алеша,

дороги

Смоленщины…»;

Д.С.Самойлов

«Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буд-

нях,

пробуждающие

чувство

скорбной

памяти

о

павших на полях сражений и обостряющие чувство

любви к Родине, ответственности за нее в годы же-

стоких

испытаний.

Проза о Великой Отечественной войне.

В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе (дет-

ство, юность, начало творческого пути). «Конь с

розовой гривой». Изображение быта и жизни си-

бирской деревни в предвоенные годы. Нравствен-

ные проблемы рассказа – честность, доброта, поня-

тие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобыт-

ность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина

Петровна),

особенности

использования

народной

речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя

(развитие

представления).

Герой-повествователь

(начальные представления).

прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувствен-

ный характер лирики и ее утонченный психологизм. Ми-

молетное и неуловимое как черты изображения приро-

ды. Переплетение и взаимодействие тем природы и лю-

бви. Природа как естественный мир истинной красоты,

служащий прообразом для искусства. Гармоничность и

музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в

пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие поня-

тия). Звукопись в поэзии (развитие представления).

Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Н.А.Некрасов.

Рассказ

о

поэте.

Стихотворение «Же-

лезная дорога». Картины подневольного труда. Народ –

созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта

поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие

композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпи-

графа. Сочетание реальных и фантастических картин.

Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихо-

творении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепле-

ние понятия). Диалог. Строфа (начальные представле-

ния).

Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гор-

дость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость,

патриотизм. Особенности языка произведения. Комиче-

ский эффект, создаваемый игрой слов, народной этимо-

логией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (на-

чальные представления). Ирония (начальные представ-

ления).

А.П.Чехов.

Краткий

рассказ

о

писателе. «Толстый и

тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористи-

ческая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художе-

ственной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая си-

туация (развитие понятия).

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусо-

сти и угодничества. Смысл названия рассказа. «Гово-

рящие фамилии» как средство юмористической ха-

рактеристики.

«Злоумышленник»,

«Размазня»,

«Тоска». Многогран-

ность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для

Проза о детях

В.Г.Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство,

юность, начало творческого пути). «Уроки фран-

цузского». Отражение в повести трудностей воен-

ного времени. Жажда знаний, нравственная стой-

кость,

чувство

собственного

достоинства,

свой-

ственные юному герою. Душевная щедрость учи-

тельницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие по-

нятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Ф.Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Трина-

дцатый

подвиг

Геракла». Влияние

учителя

на

формирование детского характера. Чувство юмора

как одно из ценных качеств человека.

Поэзия второй половины XX века

Н.М.Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда по-

лей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Роди-

ны в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой»

лирике Рубцова.

чтения и обсуждения).

Теория литературы.

Сатира

и

юмор

как

формы

комического (развитие представлений).

Чувство радости и печали, любви к родной природе и

родине в стихотворных произведениях поэтов ХХ века.

Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным со-

стоянием,

выраженным

в

стихотворении.

Поэтизация

родной природы.

Н.С.Гумилев. Рассказ о поэте. Стихотворение «Капита-

ны». Автор и герой в лирическом тексте.

А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвест-

ный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не по-

хожие» герои А.Платонова.

Писатели улыбаются.

В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Срезал»,

«Критики».

Особенности

шукшинских

героев-«чуди-

ков»,

правдоискателей,

праведников.

Человеческая

открытость миру как синоним незащищенности. Образ

«странного» героя в литературе.

Литература народов России (1 час)

Г.Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения

«Родная деревня», «Книга». Любовь к своей ма-

лой природе и к своему родному краю, верность

обычаям, своей семье, традициям своего народа.

Книга в жизни человека. Книга - «отрада из отрад»,

«путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «ра-

достная душа».

К.Кулиев. Слово

о

балкарском

поэте. «Когда на

меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни

был мой народ….». Родина как источник сил для

преодоления любых испытаний и ударов судьбы.

Основные поэтические образы, символизирующие

Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия на-

рода, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзии,

обычаи. Поэт – вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и нацио-

нальное в литературе разных народов.

Зарубежная литература (9 часов)

А. де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Ма-

ленький принц» как философская сказка и муд-

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»

как эпические поэмы. Изображение героев и героиче-

Мифы народов мира.

Мифы

Древней

Греции.

Подвиги

Геракла

рая притча. Мечта о естественном отношении к

вещам и людям. Чистота восприятия мира как ве-

личайшая

ценность.

Утверждение

всечеловече-

ских истин.

Теория литературы. Притча (начальные пред-

ставления).

ские подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея – борьба,

преодоление препятствий, познание неизвестного. Хра-

брость,

сметливость

(хитроумие)

Одиссея.

Одиссей

мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове

циклопов. Полифем. «Одиссея» – песня о героических

подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (на-

чальные представления).

М.Сервантес. Рассказа о писателе. Роман «Дон Кихот».

Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создав-

ший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на

рыцарские

романы.

Освобождение

от

искусственных

ценностей и приобщение к истинному народному пони-

манию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романи-

ста. Дон Кихот как

«вечный» образ мировой литературы.

переложении

Куна):

«Скотный

двор

Авгия»,

«Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличия мифа от сказки.

Зарубежная сказочная фантастическая проза.

В.Гауф. Рассказ о писателе. Сказка «Карлик Нос».

Роль фантастики в сказке. Борьба героя за свое ме-

сто

в

жизни.

Утверждение

силы

человеческого

духа. Фольклорные мотивы в сказке. Образ матери

Якоба. Тема наказания, испытания и вознагражде-

ния персонажей.

Зарубежная новеллистика.

П.Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео

Фальконе». Изображение дикой природы. Превос-

ходство естественной, «простой» жизни и истори-

ческий сложившихся устоев над цивилизованной с

ее порочными нравами. Романтический сюжет и его

реалистическое воплощение.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе

урока

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Кол-

во

часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Календарные сроки

План.

сроки

Факти-

ческие

сроки

Введение (1 ч.)

1

Введение. Художественное произве-

дение. Содержание и форма. Автор

и герой. Отношение автора к герою.

Способы выражения авторской по-

зиции

1

Выразительное чтение, эмоциональный отклик и выражение личного отношения к

прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диа-

логе. Характеристика форм проявления авторской позиции в произведениях различных

родов (лирика, эпос, драма). Решение тестов.

4.09

Русская литература (57 часов)

Русский фольклор (2 ч.)

2

Обрядовый фольклор

1

Объяснение специфики происхождения, жанрового своеобразия двух основных ветвей

словесного искусства – фольклорной и литературной. Выразительное чтение (или ис-

полнение)

обрядовых

песен.

Устное

рецензирование

выразительного

чтения

од-

ноклассников, исполнения актеров. Поиск незнакомых слов и определение их значения

с помощью словарей и справочной литературы.

5.09

3

Р.р. Пословицы и поговорки

1

Различение пословицы и поговорки. Использование пословиц, поговорок и загадок в

устных и письменных высказываниях. Составление плана письменного высказывания.

Устный монологический ответ по плану. Письменный ответ на проблемный вопрос.

Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т.п.

11.09

Древнерусская литература (1 ч.)

4

Из «Повести временных лет»,

«Сказание о белгородском киселе».

Отражение исторических событий и

вымысел в летописи

1

Выразительное чтение произведения. Устное рецензирование выразительного чтения

одноклассников, исполнения актеров. Поиск незнакомых слов и определение их значе-

ния с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев древнерус-

ской литературы. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитиро-

вания). Участие в коллективном диалоге. Подбор цитат по заданной теме.

12.09

Литература XVIII века (1 ч.)

5

Русские басни. И.И.Дмитриев

«Муха». Противопоставление труда

и безделья

1

Устный рассказ о баснописце. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование

выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров. Характеристика героев

басни. Формулирование вопросов к тексту. Устные и письменные ответы на вопросы (с

использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарем

литературоведческих терминов.

18.09

Литература XIX века (31 ч.)

6

И.А.Крылов. «Листы и корни»,

«Ларчик»

1

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интер-

нета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение

басен (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения од-

ноклассников, исполнения актеров. Устные и письменные ответы на вопросы (с ис-

пользованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев

басни. Выявление характерных для басен образов и приемов изображения человека.

19.09

7

Р.р. И.А.Крылов «Осел и Соловей».

Комическое изображение

невежественного судьи. Подготовка

к домашнему сочинению

1

Выразительное чтение басен (в том числе наизусть). Устные и письменные ответы на

вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характе-

ристика героев басни. Выявление характерных для басен образов и приемов изображе-

ния человека. Составление плана ответа на проблемный вопрос.

25.09

8

А.С.Пушкин. Лицейские годы.

Южная ссылка. «Узник». Вольно-

любивые устремления поэта.

1

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интер-

нета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение

стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения

одноклассников, исполнения актеров. Устные и письменные ответы на вопросы (с ис-

пользованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление в стихотво-

рениях их жанровых особенностей. Составление плана анализа стихотворений. Уст-

26.09



В раздел образования