Автор: Нагуманова Гульшат Гамировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБООУ "Новокашировская санаторная школа-интернат"
Населённый пункт: г.Альметьевск
Наименование материала: рабочая программа по литературе
Тема: рабочая программа по литературе в 6 классе согласно ФГОС
Раздел: среднее образование
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» 6 класс
Название
раздела
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
ученик научится
ученик получит возмож-
ность научиться
Русская
литерату-
ра
осознать значимость чте-
ния и изучения литерату-
ры для своего дальней-
шего развития; формиро-
вать
потребность
в
си-
стематическом
чтении
как
средстве
познания
мира и себя в этом мире,
как
в
способе
своего
эстетического
и
интел-
лектуального удовлетво-
рения;
воспринимать
литерату-
ру как одну из основных
культурных
ценностей
народа (отражающей его
менталитет,
историю,
мировосприятие) и чело-
вечества
(содержащей
смыслы, важные для че-
ловечества в целом);
обеспечивать культурной
самоидентификации,
осознание
коммуника-
тивно-эстетических
воз-
в ы б и р а т ь произведения
устного народного творче-
ства
разных
народов
для
самостоятельного
чтения,
руководствуясь
конкрет-
ными
целевыми
установ-
ками;
устанавливать связи меж-
ду
фольклорными
произ-
ведениями
разных
наро-
д о в
н а
уровне тематики, пробле-
матики, образов (по прин-
ципу
сходства
и
р а з-
личия);
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить
и формулировать новые задачи в учебе и познавательной дея-
тельности, развивать мотивы и интересы своей познаватель-
ной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие об-
разовательные результаты;
идентифицировать
собственные
проблемы
и
определять
главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипо-
тезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной пробле-
мы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения по-
ставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками
на ценности, указывая и обосновывая логическую последо-
вательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения це-
лей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наибо-
лее эффективные способы решения учебных и познаватель-
ных задач. Обучающийся сможет:
определять
необходимые
действие(я)
в
соответствии
с
учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм
1.
Российская
гражданская
идентичность
(патриотизм,
уважение к Отечеству, к про-
шлому и настоящему много-
национального
народа
Рос-
сии, чувство ответственно-
сти и долга перед Родиной,
идентификация себя в каче-
стве
гражданина
России,
субъективная значимость ис-
пользования русского языка
и
языков
народов
России,
осознание и ощущение лич-
ностной
сопричастности
судьбе российского народа).
Осознание
этнической
при-
надлежности,
знание
исто-
рии, языка, культуры своего
народа,
своего
края,
основ
культурного наследия наро-
дов
России
и
человечества
(идентичность
человека
с
российской
многонацио-
нальной
культурой,
сопри-
частность истории народов и
определять черты
национального характера;
оценивать интерпретацию
художественного текста,
созданную средствами
других искусств;
Литера-
тура на-
родов
России
видеть элементы поэтики
художественного
текста,
их
художественную
и
можностей родного язы-
ка
на
основе
изучения
выдающихся
произведе-
ний
российской
культу-
ры, культуры своего на-
рода, мировой культуры;
быть
квалифицирован-
ным читателем со сфор-
мированным
эстетиче-
ским вкусом, способного
аргументировать
свое
мнение и оформлять его
словесно
в
устных
и
письменных
высказыва-
ниях разных жанров, со-
здавать развернутые вы-
сказывания
аналитиче-
ского и интерпретирую-
щего характера, участво-
вать в обсуждении про-
читанного,
сознательно
планировать
свое
досу-
говое чтение;
развивать
способности
понимать
литературные
художественные
произ-
ведения,
воплощающие
разные
этнокультурные
традиции;
овладевать процедурами
эстетического и смысло-
вого
анализа
текста
на
основе понимания прин-
ципиальных отличий ли-
тературного
худ оже-
ственного
текста
от
научного, делового, пуб-
лицистического
и
т.
п.,
формировать
умения
воспринимать,
анализи-
ровать, критически оце-
нивать
и
интерпретиро-
вать
прочитанное,
осо-
знавать художественную
смысловую
функцию;
оценивать интерпретацию
художественного
текста,
созданную
средствами
других
искусств;
о с у щ е с т в л я т ь самостоя-
тельную
проектно-иссле-
довательскую
деятель-
ность;
оценивать интерпретацию
художественного
текста,
созданную
средствами
других
искусств;
сопо ст авлять произведе-
ния русской и мировой ли-
т е р а т у р ы
п о д
руководством учителя;
создавать презентации на
основе
цифровых
фото-
графий;
использовать
различные
приемы
поиска
информа-
ции в сети Интернет;
осуществлять
редактиро-
вание и структурирование
текста;
создавать
на
заданную
тему
мультимедийную
презентацию
их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффектив-
ных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариан-
тов, условия для выполнения учебной и познавательной за-
дачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее
(заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им зада-
чи и предлагать действия, указывая и обосновывая логиче-
скую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно ис-
кать
средства/ресурсы
для
решения
задачи/достижения
цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учеб-
ной и познавательной задачи и находить средства для их
устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим
людям
в
виде
технологии
решения
практических
задач
определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную об-
разовательную траекторию.
3. Умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
ре-
зультатами,
осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе достижения результата, определять способы дей-
ствий в рамках предложенных условий и требований, коррек-
тировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситу-
ацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками крите-
рии планируемых результатов и критерии оценки своей
учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные)
критерии планируемых результатов и оценки своей дея-
тельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках
предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины до-
стижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных
действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии
планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
государств, находившихся на
территории
современной
России); интериоризация гу-
манистических,
демократи-
ческих
и
традиционных
ценностей
многонациональ-
ного российского общества.
Осознанное, уважительное и
доброжелательное
отноше-
ние к истории, культуре, ре-
лигии,
традициям,
языкам,
ценностям народов России и
народов мира.
2. Готовность и способность
обучающихся
к
саморазви-
тию и самообразованию на
основе мотивации к обуче-
нию и познанию; готовность
и способность осознанному
выбору и построению даль-
нейшей
индивидуальной
траектории
образования
на
базе
ориентировки
в
мире
профессий
и
профессио-
нальных
предпочтений,
с
учетом устойчивых познава-
тельных интересов.
3.
Развитое
моральное
со-
знание
и
компетентность
в
р е ш е н и и
м о р а л ь н ы х
проблем
на
основе
лич-
ностного выбора, формиро-
вание
нравственных
чувств
и нравственного поведения,
осознанного и ответственно-
го
отношения
к
собствен-
ным
поступкам
(способ-
ность
к
нравственному
самосовершенствованию;
веротерпимость, уважитель-
ное
отношение
к
религи-
озным
чувствам,
взглядам
людей
или
их
отсутствию;
знание основных норм мора-
Зарубеж-
ная ли-
тература
Содержание учебного предмета
Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Помимо этого в программе присутствуют единицы
более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих
освоению в основной школе.
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу.
Список А представляет собой перечень конкретных произведений. В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обяза-
тельного изучения. Вариативной части в списке А нет.
Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в 6 классе.
Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому). В про-
грамме указаны произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного
процесса, знакомство с которыми для учащихся 6 класса в школе обязательно; вариативность касается наполнения этих блоков.
А
В
С
Введение (1 час)
Художественное произведение. Содержание и
форма. Автор и герой. Отношение автора к герою.
Способы выражения авторской позиции.
Русская литература (57 часов)
А.С. Пушкин.
Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «Уз-
ник».
Вольнолюбивые
устремления
поэта.
На-
родно-поэтический колорит стихотворения. «Зим-
нее утро», «Зимний вечер». Мотивы единства
красоты
человека
и
красоты
природы,
красоты
жизни. Радостное восприятие окружающей при-
роды. Роль антитезы в композиции произведения.
Интонация как средство выражения поэтической
идеи.
«Дубровский».
Изображение
русского
барства.
Дубровский-старший и Троекуров. Протест Вла-
димира Дубровского против беззакония и неспра-
ведливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола
и деспотизма, защита чести, независимости лич-
ности романтическая история любви Владимира и
Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, компози-
ция (развитие понятий). Стихотворное послание
(начальные представления).
М.Ю. Лермонтов.
Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувств одиночества и тоски, любовь
Древнерусская
литература.
«Повесть
временных
лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и
вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма,
ума, находчивости).
Теория
литературы.
Летопись
(развитие
представле-
ний).
Литература XIX века.
И.А. Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Самообразование поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соло-
вей». Крылов о равном участии власти и народа в дости-
жении общественного блага. Басня «Ларчик» – пример
критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хва-
стуна. Басня «Осел и Соловей» – комическое изображе-
ние невежественного судьи, глухого к произведениям ис-
тинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (разви-
тие представлений).
А.С. Пушкин.
«И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в
суровых испытаниях. Художественные особенности сти-
хотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зим-
Русский
фольклор.
Обрядовый
фольклор.
Произведения обрядового фольклора: колядки, вес-
нянки, масленичные, летние и осенние обрядовые
песни. Этическое значение обрядового фольклора.
Пословицы
и
поговорки.
Народная
мудрость.
Краткость и простота, меткость и выразительность.
Многообразие тем. Прямой и переносный смысл
пословиц и поговорок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь-
ное представление). Малые жанры фольклора: по-
словицы и поговорки.
Литература XVIII
в е ка . Русские
басни. И.И.
Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Проти-
вопоставление труда и безделья. Присвоение чужих
заслуг. Смех над ленью и хвастовством.
Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория
литературы. Мораль в басне, аллегория,
иносказание (развитие понятий).
Родная
природа
в
стихотворениях
русских
поэтов.
Я.Полонский
«По
горам
две
хмурых
тучи…»,
«Посмотри,
какая
мгла…»;
Е.Баратынский
«Весна,
весна!
Как
воздух
чист…»,
«Чудный
поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. При-
ем сравнения как основа построения стихотворе-
ния. Особенности интонации. «Утес». Особенно-
сти выражения темы одиночества в лирике Лер-
монтова.
него пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога,
тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), наве-
вающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, неж-
ности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести
покойного
Ивана
Петровича
Белкина».
Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымыш-
ленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. При-
ем антитезы в сюжетной организации повести. Пароди-
рование романтических тем и мотивов. Лицо и маска.
Роль случая в композиции повести.
М.Ю.Лермонтов.
«Листок», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии чело-
века с миром.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей)
и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры
стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (на-
чальные представления).
Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Старосвет-
ские помещики». Идиллическое изображение действи-
тельности как средство сатирической характеристики ге-
роев.
И.С.Тургенев.
Краткий
рассказ
о
писателе. «Бежин
луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям,
портреты
и
рассказы
мальчиков,
их
духовный
мир.
Пытливость,
любознательность,
впечатлительность.
Роль картин природы в рассказе.
Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика
персонажей (развитие представления).
Ф.И.Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья»,
«Неохотно и несмело…». Передача сложных, переход-
ных состояний природы, запечатлевающих противоречи-
вые
чувства
в
душе
поэта.
Сочетание
космического
масштаба и конкретных деталей в изображении приро-
ды. «Листья» – символ краткой, но яркой жизни. «С по-
ляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб
человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная
обреченность человека.
А.А.Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения «Ель рукавом
мне
тропинку
завесила…»,
«Еще
майская
ночь»,
«Учись у них – у дуба, у березы…». Жизнеутверждаю-
щее начало в лирике Фета. Природа как воплощение
град…»;
А.Толстой
«Где
гнутся
над
омутом
лозы…».
Выражение переживаний и мироощущения в стихо-
творениях о родной природе. Художественные сред-
ства, передающие различные состояния в пейзаж-
ной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы.
Пейзажная лирика как жанр (развитие представле-
ния).
Литература XX века. Проза конца XIX – начала
XX века.
А.И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реаль-
ная основа и содержание рассказа. Образ главного
героя. Тема служения людям.
Теория литературы. Рождественский рассказ (раз-
витие представления).
А.С.Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые
паруса».
Жестокая
реальность
и
романтическая
мечта в повести. Душевная чистота главных героев.
Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне.
К.М.Симонов
«Ты
помнишь,
Алеша,
дороги
Смоленщины…»;
Д.С.Самойлов
«Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буд-
нях,
пробуждающие
чувство
скорбной
памяти
о
павших на полях сражений и обостряющие чувство
любви к Родине, ответственности за нее в годы же-
стоких
испытаний.
Проза о Великой Отечественной войне.
В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе (дет-
ство, юность, начало творческого пути). «Конь с
розовой гривой». Изображение быта и жизни си-
бирской деревни в предвоенные годы. Нравствен-
ные проблемы рассказа – честность, доброта, поня-
тие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобыт-
ность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина
Петровна),
особенности
использования
народной
речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя
(развитие
представления).
Герой-повествователь
(начальные представления).
прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувствен-
ный характер лирики и ее утонченный психологизм. Ми-
молетное и неуловимое как черты изображения приро-
ды. Переплетение и взаимодействие тем природы и лю-
бви. Природа как естественный мир истинной красоты,
служащий прообразом для искусства. Гармоничность и
музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в
пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие поня-
тия). Звукопись в поэзии (развитие представления).
Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Н.А.Некрасов.
Рассказ
о
поэте.
Стихотворение «Же-
лезная дорога». Картины подневольного труда. Народ –
созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта
поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие
композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпи-
графа. Сочетание реальных и фантастических картин.
Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихо-
творении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепле-
ние понятия). Диалог. Строфа (начальные представле-
ния).
Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гор-
дость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость,
патриотизм. Особенности языка произведения. Комиче-
ский эффект, создаваемый игрой слов, народной этимо-
логией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (на-
чальные представления). Ирония (начальные представ-
ления).
А.П.Чехов.
Краткий
рассказ
о
писателе. «Толстый и
тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористи-
ческая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художе-
ственной детали.
Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая си-
туация (развитие понятия).
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусо-
сти и угодничества. Смысл названия рассказа. «Гово-
рящие фамилии» как средство юмористической ха-
рактеристики.
«Злоумышленник»,
«Размазня»,
«Тоска». Многогран-
ность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для
Проза о детях
В.Г.Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство,
юность, начало творческого пути). «Уроки фран-
цузского». Отражение в повести трудностей воен-
ного времени. Жажда знаний, нравственная стой-
кость,
чувство
собственного
достоинства,
свой-
ственные юному герою. Душевная щедрость учи-
тельницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие по-
нятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Ф.Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Трина-
дцатый
подвиг
Геракла». Влияние
учителя
на
формирование детского характера. Чувство юмора
как одно из ценных качеств человека.
Поэзия второй половины XX века
Н.М.Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда по-
лей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Роди-
ны в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой»
лирике Рубцова.
чтения и обсуждения).
Теория литературы.
Сатира
и
юмор
как
формы
комического (развитие представлений).
Чувство радости и печали, любви к родной природе и
родине в стихотворных произведениях поэтов ХХ века.
Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным со-
стоянием,
выраженным
в
стихотворении.
Поэтизация
родной природы.
Н.С.Гумилев. Рассказ о поэте. Стихотворение «Капита-
ны». Автор и герой в лирическом тексте.
А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвест-
ный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не по-
хожие» герои А.Платонова.
Писатели улыбаются.
В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Срезал»,
«Критики».
Особенности
шукшинских
героев-«чуди-
ков»,
правдоискателей,
праведников.
Человеческая
открытость миру как синоним незащищенности. Образ
«странного» героя в литературе.
Литература народов России (1 час)
Г.Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения
«Родная деревня», «Книга». Любовь к своей ма-
лой природе и к своему родному краю, верность
обычаям, своей семье, традициям своего народа.
Книга в жизни человека. Книга - «отрада из отрад»,
«путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «ра-
достная душа».
К.Кулиев. Слово
о
балкарском
поэте. «Когда на
меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни
был мой народ….». Родина как источник сил для
преодоления любых испытаний и ударов судьбы.
Основные поэтические образы, символизирующие
Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия на-
рода, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзии,
обычаи. Поэт – вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и нацио-
нальное в литературе разных народов.
Зарубежная литература (9 часов)
А. де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Ма-
ленький принц» как философская сказка и муд-
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»
как эпические поэмы. Изображение героев и героиче-
Мифы народов мира.
Мифы
Древней
Греции.
Подвиги
Геракла
(в
рая притча. Мечта о естественном отношении к
вещам и людям. Чистота восприятия мира как ве-
личайшая
ценность.
Утверждение
всечеловече-
ских истин.
Теория литературы. Притча (начальные пред-
ставления).
ские подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея – борьба,
преодоление препятствий, познание неизвестного. Хра-
брость,
сметливость
(хитроумие)
Одиссея.
Одиссей
–
мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове
циклопов. Полифем. «Одиссея» – песня о героических
подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (на-
чальные представления).
М.Сервантес. Рассказа о писателе. Роман «Дон Кихот».
Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создав-
ший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на
рыцарские
романы.
Освобождение
от
искусственных
ценностей и приобщение к истинному народному пони-
манию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романи-
ста. Дон Кихот как
«вечный» образ мировой литературы.
переложении
Куна):
«Скотный
двор
Авгия»,
«Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличия мифа от сказки.
Зарубежная сказочная фантастическая проза.
В.Гауф. Рассказ о писателе. Сказка «Карлик Нос».
Роль фантастики в сказке. Борьба героя за свое ме-
сто
в
жизни.
Утверждение
силы
человеческого
духа. Фольклорные мотивы в сказке. Образ матери
Якоба. Тема наказания, испытания и вознагражде-
ния персонажей.
Зарубежная новеллистика.
П.Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео
Фальконе». Изображение дикой природы. Превос-
ходство естественной, «простой» жизни и истори-
ческий сложившихся устоев над цивилизованной с
ее порочными нравами. Романтический сюжет и его
реалистическое воплощение.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе
№
урока
Изучаемый раздел,
тема учебного материала
Кол-
во
часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
Календарные сроки
План.
сроки
Факти-
ческие
сроки
Введение (1 ч.)
1
Введение. Художественное произве-
дение. Содержание и форма. Автор
и герой. Отношение автора к герою.
Способы выражения авторской по-
зиции
1
Выразительное чтение, эмоциональный отклик и выражение личного отношения к
прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диа-
логе. Характеристика форм проявления авторской позиции в произведениях различных
родов (лирика, эпос, драма). Решение тестов.
4.09
Русская литература (57 часов)
Русский фольклор (2 ч.)
2
Обрядовый фольклор
1
Объяснение специфики происхождения, жанрового своеобразия двух основных ветвей
словесного искусства – фольклорной и литературной. Выразительное чтение (или ис-
полнение)
обрядовых
песен.
Устное
рецензирование
выразительного
чтения
од-
ноклассников, исполнения актеров. Поиск незнакомых слов и определение их значения
с помощью словарей и справочной литературы.
5.09
3
Р.р. Пословицы и поговорки
1
Различение пословицы и поговорки. Использование пословиц, поговорок и загадок в
устных и письменных высказываниях. Составление плана письменного высказывания.
Устный монологический ответ по плану. Письменный ответ на проблемный вопрос.
Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т.п.
11.09
Древнерусская литература (1 ч.)
4
Из «Повести временных лет»,
«Сказание о белгородском киселе».
Отражение исторических событий и
вымысел в летописи
1
Выразительное чтение произведения. Устное рецензирование выразительного чтения
одноклассников, исполнения актеров. Поиск незнакомых слов и определение их значе-
ния с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев древнерус-
ской литературы. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитиро-
вания). Участие в коллективном диалоге. Подбор цитат по заданной теме.
12.09
Литература XVIII века (1 ч.)
5
Русские басни. И.И.Дмитриев
«Муха». Противопоставление труда
и безделья
1
Устный рассказ о баснописце. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование
выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров. Характеристика героев
басни. Формулирование вопросов к тексту. Устные и письменные ответы на вопросы (с
использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарем
литературоведческих терминов.
18.09
Литература XIX века (31 ч.)
6
И.А.Крылов. «Листы и корни»,
«Ларчик»
1
Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интер-
нета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение
басен (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения од-
ноклассников, исполнения актеров. Устные и письменные ответы на вопросы (с ис-
пользованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев
басни. Выявление характерных для басен образов и приемов изображения человека.
19.09
7
Р.р. И.А.Крылов «Осел и Соловей».
Комическое изображение
невежественного судьи. Подготовка
к домашнему сочинению
1
Выразительное чтение басен (в том числе наизусть). Устные и письменные ответы на
вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характе-
ристика героев басни. Выявление характерных для басен образов и приемов изображе-
ния человека. Составление плана ответа на проблемный вопрос.
25.09
8
А.С.Пушкин. Лицейские годы.
Южная ссылка. «Узник». Вольно-
любивые устремления поэта.
1
Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интер-
нета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение
стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения
одноклассников, исполнения актеров. Устные и письменные ответы на вопросы (с ис-
пользованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление в стихотво-
рениях их жанровых особенностей. Составление плана анализа стихотворений. Уст-
26.09