Напоминание

"Игра, как средство развития экологических представлений и познавательной активности детей дошкольного возраста"


Автор: Книга Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с №55 "Кузнечик"
Населённый пункт: г.о.Подольск, Московская область
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: "Игра, как средство развития экологических представлений и познавательной активности детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 11.01.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игровая программа по экологии

«Игра, как средство развития экологических представлений и

познавательной активности детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель Книга И.А.

Цель:

формирование у детей элементов экологического сознания, способности

понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи: привлечение внимания к окружающему миру, развитие умений видеть

красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

- учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать

причинно-следственные связи;

- развивать такие качества, как любознательность, наблюдательность, чувство

прекрасного;

- воспитывать бережное отношение к природе, умение сочувствовать и

сопереживать.

Предварительная работа: беседы «Правила друзей леса», «Природа и

человек», «Зимующие и перелетные птицы»; чтение пословиц и потешек о

природе; чтение В.Бианки «Сова»; дидактические игры «Растения», «На

лесной тропинке», «Времена года», «Кто где живет?»; рассматривание

иллюстраций и книг о животных; просмотр мультфильма «Путешествие

капельки».

Оборудование: мяч, два обруча, сюжетные картинки с весной и зимой,

картинки с перелетными и зимующими птицами, маски лисы и сокола, макет

телевизора, музыка «Звуки сокола» и музыка из передачи «В мире животных».

Игра малой подвижности с мячом «Земля, вода, огонь, воздух»

Цель: закреплять названия животных, птиц и рыб, развивать внимательность и

память.

Ход игры:

Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч

кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из 4-х слов: земля, вода,

воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч,

должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово

«Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» -

название

птицы.

При

слове

«Огонь!»

все

должны

несколько

раз

быстро

повернуться кругом, помахивая руками.

Правила игры:

тот, кто ошибается или повторяется, выбывает из игры.

Предметная дидактическая игра «Перелет птиц»

Ц е л ь : узнавать

и

называть

птиц,

закреплять

понятия

«зимующие»

и

«перелетные» птицы.

Ход игры:

На

столе

разложены

предметные

картинки

птиц.

Каждый

участник

берет

картинку и «превращается» в определенную птицу. Дети по очереди говорят:

«Я-ворона!»,

«Я-воробей!»,

«Я-кукушка!»,

«Я-журавль!»

и

так

далее.

По

сигналу ведущего: «Птицы, в стаи собирайтесь. Раз, два, три, на свое место

лети!», дети с картинками зимующих птиц бегут к условному изображению

(зимний пейзаж), а другие дети, у которых картинки с перелетными птицами,

бегут к другому условному изображению (весенний пейзаж).

Правила игры:

Играть можно несколько раз, дети при этом должны брать разные картинки.

Подвижная игра «Сокол и лиса»

Цель: расширять знания детей о диких животных (лисе) и хищных птицах

(соколе). Уметь быстро реагировать по сигналу ведущего.

Ход игры:

Среди игроков выбираются ведущий, сокол и лиса, остальные играющие —

соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он бегает в разных направлениях и

одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в

стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь сложное движение руками.

Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны

точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы

лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Правила игры:

- время появления лисы определяется сигналом ведущего;

- лиса ловит тех, кто не присел.

Игровая обучающая ситуация: телепередача «В мире животных»

Цель: расширять знания о животных родного края, воспитывать интерес и

бережное отношение к природе. Развивать у детей коммуникативные навыки,

умение составлять описательные рассказы о животных.

Ход игры:

Ситуации предшествовало рассматривание книги о животных. Воспитатель

предлагает создать телепередачу, в которой ведущие (дети) рассказывают о

диких животных родного края (белка, заяц, волк и медведь). Остальные дети

выступают в роли телезрителей.

1 ведущий:

«Здравствуйте! Сегодня мы расскажем вам о диких животных нашего края. Я

расскажу вам о белке. Белка-дикое животное. Главная гордость белки-ее

пушистый хвост. Распушив хвост, она перелетает с ветки на ветку. У белки не

одно гнездо, а два или три. Белка- хорошая хозяйка, запасливая. Питается

орехами, грибами, шишками, семенами».

2 ведущий:

«Я расскажу вам про волка. Волк-это хищник. Зимой волки собираются в стаи,

в стае есть вожак. Охотятся на лосей, оленей, кабанов. Потомство появляется

ближе к лету».

3 ведущий:

«Медведь-это хищное животное, но ест и ягоды, и плоды. Зимой они спят в

берлоге. В конце зимы появляются медвежата. Медведь хорошо плавает и

лазит по деревьям.

4 ведущий:

«Я расскажу вам про зайца. Заяц-это дикое животное. Летом и весной у зайца

шубка серого цвета, а осенью свою серую шубку заяц меняет на белоснежную,

теплую и пушистую. Норы зайцы не делают. Запасы на пропитание не

собирают. Днем они спят в ямке под кустами. А зимой прячутся в снегу. А

весной у зайчихи появляются пушистые зрячие зайчата.

Дорогие друзья! Берегите животных родного края! Наша передача подошла к

концу. До новых встреч! До свидания!».

Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, какие игры вам сегодня понравились? А на какую тему

все эти игры? Как вы думаете, а зачем мы с вами сегодня играли именно в эти

игры? Что такое экология?

Молодцы!

Литература:

1. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в

детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2004 г.

2. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном

возрасте. М., Новая школа, 2005. 148с.

3. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические

игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.



В раздел образования