Автор: Книга Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с №55 "Кузнечик"
Населённый пункт: г.о.Подольск, Московская область
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: "Игра, как средство развития экологических представлений и познавательной активности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Игровая программа по экологии
«Игра, как средство развития экологических представлений и
познавательной активности детей дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель Книга И.А.
Цель:
формирование у детей элементов экологического сознания, способности
понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи: привлечение внимания к окружающему миру, развитие умений видеть
красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать
причинно-следственные связи;
- развивать такие качества, как любознательность, наблюдательность, чувство
прекрасного;
- воспитывать бережное отношение к природе, умение сочувствовать и
сопереживать.
Предварительная работа: беседы «Правила друзей леса», «Природа и
человек», «Зимующие и перелетные птицы»; чтение пословиц и потешек о
природе; чтение В.Бианки «Сова»; дидактические игры «Растения», «На
лесной тропинке», «Времена года», «Кто где живет?»; рассматривание
иллюстраций и книг о животных; просмотр мультфильма «Путешествие
капельки».
Оборудование: мяч, два обруча, сюжетные картинки с весной и зимой,
картинки с перелетными и зимующими птицами, маски лисы и сокола, макет
телевизора, музыка «Звуки сокола» и музыка из передачи «В мире животных».
Игра малой подвижности с мячом «Земля, вода, огонь, воздух»
Цель: закреплять названия животных, птиц и рыб, развивать внимательность и
память.
Ход игры:
Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч
кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из 4-х слов: земля, вода,
воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч,
должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово
«Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» -
название
птицы.
При
слове
«Огонь!»
все
должны
несколько
раз
быстро
повернуться кругом, помахивая руками.
Правила игры:
тот, кто ошибается или повторяется, выбывает из игры.
Предметная дидактическая игра «Перелет птиц»
Ц е л ь : узнавать
и
называть
птиц,
закреплять
понятия
«зимующие»
и
«перелетные» птицы.
Ход игры:
На
столе
разложены
предметные
картинки
птиц.
Каждый
участник
берет
картинку и «превращается» в определенную птицу. Дети по очереди говорят:
«Я-ворона!»,
«Я-воробей!»,
«Я-кукушка!»,
«Я-журавль!»
и
так
далее.
По
сигналу ведущего: «Птицы, в стаи собирайтесь. Раз, два, три, на свое место
лети!», дети с картинками зимующих птиц бегут к условному изображению
(зимний пейзаж), а другие дети, у которых картинки с перелетными птицами,
бегут к другому условному изображению (весенний пейзаж).
Правила игры:
Играть можно несколько раз, дети при этом должны брать разные картинки.
Подвижная игра «Сокол и лиса»
Цель: расширять знания детей о диких животных (лисе) и хищных птицах
(соколе). Уметь быстро реагировать по сигналу ведущего.
Ход игры:
Среди игроков выбираются ведущий, сокол и лиса, остальные играющие —
соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он бегает в разных направлениях и
одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в
стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь сложное движение руками.
Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны
точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы
лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.
Правила игры:
- время появления лисы определяется сигналом ведущего;
- лиса ловит тех, кто не присел.
Игровая обучающая ситуация: телепередача «В мире животных»
Цель: расширять знания о животных родного края, воспитывать интерес и
бережное отношение к природе. Развивать у детей коммуникативные навыки,
умение составлять описательные рассказы о животных.
Ход игры:
Ситуации предшествовало рассматривание книги о животных. Воспитатель
предлагает создать телепередачу, в которой ведущие (дети) рассказывают о
диких животных родного края (белка, заяц, волк и медведь). Остальные дети
выступают в роли телезрителей.
1 ведущий:
«Здравствуйте! Сегодня мы расскажем вам о диких животных нашего края. Я
расскажу вам о белке. Белка-дикое животное. Главная гордость белки-ее
пушистый хвост. Распушив хвост, она перелетает с ветки на ветку. У белки не
одно гнездо, а два или три. Белка- хорошая хозяйка, запасливая. Питается
орехами, грибами, шишками, семенами».
2 ведущий:
«Я расскажу вам про волка. Волк-это хищник. Зимой волки собираются в стаи,
в стае есть вожак. Охотятся на лосей, оленей, кабанов. Потомство появляется
ближе к лету».
3 ведущий:
«Медведь-это хищное животное, но ест и ягоды, и плоды. Зимой они спят в
берлоге. В конце зимы появляются медвежата. Медведь хорошо плавает и
лазит по деревьям.
4 ведущий:
«Я расскажу вам про зайца. Заяц-это дикое животное. Летом и весной у зайца
шубка серого цвета, а осенью свою серую шубку заяц меняет на белоснежную,
теплую и пушистую. Норы зайцы не делают. Запасы на пропитание не
собирают. Днем они спят в ямке под кустами. А зимой прячутся в снегу. А
весной у зайчихи появляются пушистые зрячие зайчата.
Дорогие друзья! Берегите животных родного края! Наша передача подошла к
концу. До новых встреч! До свидания!».
Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, какие игры вам сегодня понравились? А на какую тему
все эти игры? Как вы думаете, а зачем мы с вами сегодня играли именно в эти
игры? Что такое экология?
Молодцы!
Литература:
1. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в
детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2004 г.
2. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном
возрасте. М., Новая школа, 2005. 148с.
3. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические
игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.