Напоминание

Особенности преподавания математики в среднем профессиональном образовании


Автор: Стручкова Анна Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГАПОУ РС(Я) ЯАДТ Якутский автодорожный техникум
Населённый пункт: город Якутск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Особенности преподавания математики в среднем профессиональном образовании
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности преподавания математики в среднем профессиональном

образовании

Стручкова Анна Ивановна, учитель математики

ГАПОУ РС(Я) ЯАДТ Якутский автодорожный техникум.

Курс

математики

в

среднем

профессиональном

образовании

несет

двойную

нагрузку

как

самостоятельный

учебный

предмет,

в

котором

должна

соблюдаться

строгая

логическая

последовательность

изложения

материала,

и

как

аппарат

для

широкого

применения

его

в

специальных

дисциплинах.

Изучение

математики

в

среднем

профессиональном

образовании

направлено на формирование общеучебных компетенций по четырем блокам:

самоорганизации, самообучения, информационному, коммуникативному, а на

их основе общих компетенций.

Общие

компетенции

(ОК)

формируются

в

процессе

учебной

и

внеаудиторной

самостоятельной

деятельности

студентов

при

изучении

предмета.

При

этом

общая

компетенция

понимается

как

совокупность

знаний,

способностей,

умений

и

навыков,

которые

обусловливают

познавательную активность обучающихся.

Формирование

общих

компетенций

является

основой

реализации

федерального

государственного

образовательного

стандарта

нового

поколения для учреждений среднего профессионального образования:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и

способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность

и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в

нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой

для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и

личностного развития.

ОК

5.

Использовать

информационно-коммуникационные

технологии

для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение,

эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК

7.

Ставить

цели,

мотивировать

деятельность

подчиненных,

организовывать

и

контролировать

их

работу

с

принятием

на

себя

ответственности за результат выполнения заданий.

ОК

8.

Самостоятельно

определять

задачи

профессионального

и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать

повышение квалификации.

ОК

9.

Ориентироваться

в

условиях

частой

смены

технологий

в

профессиональной деятельности.

ОК

10.

Применять

математический

аппарат

для

решения

профессиональных задач.

Выбор

приемов

и

методов

формирования

и

развития

общих

компетенций является актуальным и важным для эффективной организации

учебной

и

внеаудиторной

самостоятельной

деятельности

студентов.

Традиционный подход к обучению не всегда в полной мере позволяет это

реализовать.

Для

решения

этих

задач,

необходимо

в

структуру

занятия

включать компоненты, которые присущи активным методам обучения.

Использование

на

уроках

математики

активных

методов

обучения

помогает формировать не просто знания, а умения и потребности применять

эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.

Изучение математики в среднем профессиональном образовании имеет

свои

особенности

в

зависимости

от

профиля

профессионального

образования.

При

освоении

специальностей

среднего

профессионального

образования

естественно-научного,

гуманитарного

профилей

математика

изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, а при

освоении

специальностей

среднего

профессионального

образования

технического

и

социально-экономического

профилей

профессионального

образования

математика

изучается

более

углубленно,

как

профильная

учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых специальностей.

Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых

на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами,

видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Программа

учебного

предмета

ориентирована

на

достижение

следующих целей:

обеспечение

сформированности

представлений

о

социальных,

культурных и исторических факторах становления математики;

— обеспечение сформированности логического, алгоритмического и

математического мышления;

обеспечение

сформированности

умений

применять

полученные

знания при решении различных задач;

— обеспечение сформированности представлений о математике как

части

общечеловеческой

культуры,

универсальном

языке

науки,

позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

Еще

одна

особенность

преподавания

математики

в

среднем

профессиональном образовании — внеаудиторная самостоятельная работа

студентов, которая является одним из видов занятий.

Цель организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

— систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и

практических навыков;

— углубление и расширение теоретических знаний;

развитие

познавательных

способностей,

ответственности

и

организованности;

формирование

самостоятельности

мышления,

способности

к

саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

— развитие исследовательских умений.

При

организации

внеаудиторной

самостоятельной

работы

студентов

необходимо использовать дифференцированный подход. Содержание такой

работы устанавливается в соответствии с рекомендованными видами заданий

согласно программе учебного предмета.

Примерные виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы

по математике:

1. для овладения знаниями:

— чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной

литературы);

— графическое изображение структуры текста;

— работа со справочниками;

— учебно-исследовательская работа;

2. для закрепления и систематизации знаний:

— работа с конспектом лекций;

— повторная работа над пройденным материалом;

— составление таблиц для систематизации учебного материала;

— ответы на контрольные вопросы;

— подготовка сообщений на выступление на семинаре, конференции;

— подготовка рефератов, докладов;

— тестирование и др.

3. для формирования умений и навыков:

— решение задач и упражнений по образцу;

— решение вариативных задач и упражнений;

— выполнение чертежей и схем;

— выполнение расчетно-графических работ;

— решение ситуационных профильных задач;

— упражнения

— тренажеры.

Перед

выполнением

студентами

внеаудиторной

самостоятельной

работы

преподаватель

проводит

инструктаж

по

выполнению

задания,

который

включает

цель

задания,

его

содержание,

сроки

выполнения,

основные требования к результатам работы, критерии оценки.

Самостоятельная

работа

может

осуществляться

индивидуально

или

группами

в

зависимости

от

цели,

тематики,

уровня

сложности,

уровня

умений студентов.

Литература: 1. Примерная программа общеобразовательной учебной

дисциплины

«Математика:

алгебра

и

начала

математического

анализа;

геометрия» для профессиональных образовательных организаций/ Башмаков

М.И.

М.:

Издательский

центр

«Академия»,

2015.

2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

среднего

профессионального

образования по специальности 10.02.01 Организация и технология защиты

информации



В раздел образования