Автор: Стручкова Анна Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГАПОУ РС(Я) ЯАДТ Якутский автодорожный техникум
Населённый пункт: город Якутск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Особенности преподавания математики в среднем профессиональном образовании
Раздел: среднее профессиональное
Особенности преподавания математики в среднем профессиональном
образовании
Стручкова Анна Ивановна, учитель математики
ГАПОУ РС(Я) ЯАДТ Якутский автодорожный техникум.
Курс
математики
в
среднем
профессиональном
образовании
несет
двойную
нагрузку
—
как
самостоятельный
учебный
предмет,
в
котором
должна
соблюдаться
строгая
логическая
последовательность
изложения
материала,
и
как
аппарат
для
широкого
применения
его
в
специальных
дисциплинах.
Изучение
математики
в
среднем
профессиональном
образовании
направлено на формирование общеучебных компетенций по четырем блокам:
самоорганизации, самообучения, информационному, коммуникативному, а на
их основе общих компетенций.
Общие
компетенции
(ОК)
формируются
в
процессе
учебной
и
внеаудиторной
самостоятельной
деятельности
студентов
при
изучении
предмета.
При
этом
общая
компетенция
понимается
как
совокупность
знаний,
способностей,
умений
и
навыков,
которые
обусловливают
познавательную активность обучающихся.
Формирование
общих
компетенций
является
основой
реализации
федерального
государственного
образовательного
стандарта
нового
поколения для учреждений среднего профессионального образования:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение,
эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК
7.
Ставить
цели,
мотивировать
деятельность
подчиненных,
организовывать
и
контролировать
их
работу
с
принятием
на
себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК
8.
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК
9.
Ориентироваться
в
условиях
частой
смены
технологий
в
профессиональной деятельности.
ОК
10.
Применять
математический
аппарат
для
решения
профессиональных задач.
Выбор
приемов
и
методов
формирования
и
развития
общих
компетенций является актуальным и важным для эффективной организации
учебной
и
внеаудиторной
самостоятельной
деятельности
студентов.
Традиционный подход к обучению не всегда в полной мере позволяет это
реализовать.
Для
решения
этих
задач,
необходимо
в
структуру
занятия
включать компоненты, которые присущи активным методам обучения.
Использование
на
уроках
математики
активных
методов
обучения
помогает формировать не просто знания, а умения и потребности применять
эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.
Изучение математики в среднем профессиональном образовании имеет
свои
особенности
в
зависимости
от
профиля
профессионального
образования.
При
освоении
специальностей
среднего
профессионального
образования
естественно-научного,
гуманитарного
профилей
математика
изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, а при
освоении
специальностей
среднего
профессионального
образования
технического
и
социально-экономического
профилей
профессионального
образования
математика
изучается
более
углубленно,
как
профильная
учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых специальностей.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых
на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами,
видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Программа
учебного
предмета
ориентирована
на
достижение
следующих целей:
—
обеспечение
сформированности
представлений
о
социальных,
культурных и исторических факторах становления математики;
— обеспечение сформированности логического, алгоритмического и
математического мышления;
—
обеспечение
сформированности
умений
применять
полученные
знания при решении различных задач;
— обеспечение сформированности представлений о математике как
части
общечеловеческой
культуры,
универсальном
языке
науки,
позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Еще
одна
особенность
преподавания
математики
в
среднем
профессиональном образовании — внеаудиторная самостоятельная работа
студентов, которая является одним из видов занятий.
Цель организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов:
— систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и
практических навыков;
— углубление и расширение теоретических знаний;
—
развитие
познавательных
способностей,
ответственности
и
организованности;
—
формирование
самостоятельности
мышления,
способности
к
саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
— развитие исследовательских умений.
При
организации
внеаудиторной
самостоятельной
работы
студентов
необходимо использовать дифференцированный подход. Содержание такой
работы устанавливается в соответствии с рекомендованными видами заданий
согласно программе учебного предмета.
Примерные виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы
по математике:
1. для овладения знаниями:
— чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной
литературы);
— графическое изображение структуры текста;
— работа со справочниками;
— учебно-исследовательская работа;
2. для закрепления и систематизации знаний:
— работа с конспектом лекций;
— повторная работа над пройденным материалом;
— составление таблиц для систематизации учебного материала;
— ответы на контрольные вопросы;
— подготовка сообщений на выступление на семинаре, конференции;
— подготовка рефератов, докладов;
— тестирование и др.
3. для формирования умений и навыков:
— решение задач и упражнений по образцу;
— решение вариативных задач и упражнений;
— выполнение чертежей и схем;
— выполнение расчетно-графических работ;
— решение ситуационных профильных задач;
— упражнения
— тренажеры.
Перед
выполнением
студентами
внеаудиторной
самостоятельной
работы
преподаватель
проводит
инструктаж
по
выполнению
задания,
который
включает
цель
задания,
его
содержание,
сроки
выполнения,
основные требования к результатам работы, критерии оценки.
Самостоятельная
работа
может
осуществляться
индивидуально
или
группами
в
зависимости
от
цели,
тематики,
уровня
сложности,
уровня
умений студентов.
Литература: 1. Примерная программа общеобразовательной учебной
дисциплины
«Математика:
алгебра
и
начала
математического
анализа;
геометрия» для профессиональных образовательных организаций/ Башмаков
М.И.
—
М.:
Издательский
центр
«Академия»,
2015.
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального
образования по специальности 10.02.01 Организация и технология защиты
информации