Автор: Пугачёва Ирина Леонидовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад общеразвивающего вида "Берёзка"
Населённый пункт: 665685 Иркутская область Нижнеилимский район п. Новая Игирма
Наименование материала: Методическая памятка для воспитателей и родителей .
Тема: "Всё об интеллектуальных играх для дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Методическая памятка для воспитателей и родителей по теме : « Всё об интеллектуальных играх
для дошкольников».
Уникален мир Детства. У него своя лексика, свой фольклор, свои нормы и кодексы чести, свои
забавы. Что это, как не приметы волшебной страны, имя которой — Игра.
Существует мнение, что у каждого поколения свои игры. Да, это действительно так. Меняется время,
меняется культура, меняется игра.
Заметно, что в последнее десятилетие в нашей культуре сформировалось вполне самостоятельное
явление, получившее название «Интеллектуальные игры». Они дают возможность раскрыться
наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют
первостепенное значение.
Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего
интеллекта и/или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы
из различных сфер жизни.
Интеллектуальные игры — это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от
интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать
трудное.
Игра, называемая интеллектуальной, представляет собой индивидуальное или (чаще) коллективное
выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления для познания предметной и
социальной действительности в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные
игры объединяют в себе черты игровой и учебной деятельности – они развивают теоретическое
мышление, требуя формирования понятий, выполнения основных мыслительных операций
(классификации, анализа, синтеза и т.п.). С другой стороны, эта деятельность является средством
достижения игрового результата (победы в соревновании), хотя он быстро теряет ценность сам по
себе и цель смещается с результата непосредственно на путь поиска и принятия решения, т.е.
беспрецедентного процесса постоянного развития участников интеллектуальной игры в ходе решения
цепочки проблемных ситуаций.
Диапазон интеллектуальных игр необычайно широк, но суть одна: при решении поставленных в них
задач происходит акт развития и творчества, находится новый путь или создается что-то новое,
требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать,
комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. – всё, что в совокупности
составляет творческие и интеллектуальные способности человека, его личностные качества.
Интеллектуальную игру можно назвать своеобразным ретранслятором накопленного
интеллектуального и социального опыта, норм и правил поведения в человеческом обществе, а
момент игры – моментом активной познавательной деятельности с включением мотивации и
переноса знаний.
Интеллектуальная игра учит принимать сложные, часто нестандартные решения, помогает
разобраться в задачах коллектива, формирует профессиональные навыки, быстроту индивидуальной
реакции играющего, быстроту коллективной реакции; в ней приобретается новое качество –
синтезированная информация, появляются сведения и знания, которые ни один из участников часто
не может получить в одиночку.
Интеллектуальная игра – игра, при которой в полной мере задействованы мышление и память, а
умственные операции участников игры направлены на опознание и понимание предъявленного
материала; игра, имеющая конвергентную (поиск в дном направлении при получении одного-
единственного правильного ответа) и дивергентную (поиск в разных направлениях) продуктивность с
целью получить оценочное суждение о логичности (правильности) заданной ситуации, точности
ответа или найденного решения. (на основе определений Дж. Гилфорда и В.Н. Дружинина).
Содержанием интеллектуальной игры являются: конкретное (реальные предметы или их
изображение); символическое (буквы, знаки, цифры); семантическое (значение слов); поведенческое
(поступки другого человека и самого себя).
Конечный «продукт» интеллектуальной игры может быть представлен в следующих основных
разновидностях: единицы объекта (найти недостающие буквы и слова); классы объектов
(рассортировать, классифицировать предметы; отношения (установить связи между объектами);
системы (выявить правила организации множества, нескольких объектов); трансформация (изменить
и преобразовать заданный материал); импликация (предвидение результатов в рамках неопределенной
ситуации).
Игра имеет особое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет
деятельность, работа. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего «человека» происходит, прежде всего - в игре. Игра является
средством адаптации к культуре. Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни. В ней
ребенок, прежде всего, учится быть человеком. Игра принципиально отличается от подражания. В
игровой деятельности всегда присутствует воображение, которое не дает слиться с объектом
подражания, сохраняет по отношению к нему определенную дистанцию. Игра и воображение
неразрывно взаимосвязаны.
Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не предметные знания, а
«компетенции», т. е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в
конкретных ситуациях.
Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей, раскрытие
интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. Участие в состязаниях различного вида
позволит расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое
мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях
ограниченного времени.
Интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение,
вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать
решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее
важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для
гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).
Интеллектуальные игры учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины,
делать выводы и применять их в последующем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и
творческие способности.
Интеллектуальные игры учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а
самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (ВПД, или, проще говоря,
действовать в уме. Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при
помощи интеллектуальных игр, его проще всего выработать.
Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, т. е. она включает в
себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует и
познавательную, и развивающую цель. Игра носит обучающе - игровой характер, поэтому
интеллектуальные игры представляются ребенку не просто забавой, а интересным и необычным
занятием.
Основные типы интеллектуальных игр.
Все интеллектуальные игры образуют два блока – викторины и стратегии.
Что такое викторина? Это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счёт наибольшего
количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные.
Тестовые викторины - дети отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очко, похвалу).
Получается самый настоящий тест. Такие игры можно увидеть по телевизору. Это «О, счастливчик!»,
«Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг».
Сюжетные викторины более интересные. Например, воспитатель придумывает игровой сюжет
(«Красная шапочка на новый лад»). Дети становятся «Красной шапочкой», «волком» и т. д.
Включается воображение, применяются элементы театрализации. Игра приобретает яркий
эмоциональный характер. Примерами могут быть телевизионные передачи «Полундра», «Колесо
истории» .
Стратегия – форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием
участниками своих действий. Это путь к успеху.
В боевой стратегии путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника. В
экономической – через действия приобретения и продажи («менеджер», «продавец» и т. д.).
В ролевой стратегии – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью
(«Яхта» и т. д.). Ролевая форма развивается по сценарному и импровизированному направлениям.
В сценарной стратегии импровизация допускается в строгом соответствии с разработкой игры.
Импровизационная стратегия намечает общие положения и даёт первоначальный толчок событиям,
где сами дети выбирают тему импровизации.
Интеллектуальная игра редко обходится без вопросов, а викторины без них вообще не существуют.
Поэтому подбирать и составлять вопросы – важный фактор подобной деятельности для воспитателей.
Важно дать ребёнку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и
самостоятельным, и тогда у него появится уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем
многого добиться в жизни. Самое главное – во время игры отмечайте все достижения ребёнка и не
акцентируйте недостатки, хвалите за успехи и не ругайте за ошибки.
Нам педагогам необходимо помнить, что важнейшая задача современного образования состоит в
формировании личности, обладающей высоким уровнем умственной активности, способной
эффективно усваивать знания и применять их на практике, чему и способствует использование в
образовательной деятельности интеллектуальных игр .
Методическая памятка разработана Пугачёвой Ириной Леонидовной (старшим воспитателем
МДОУ Детский сад «Берёзка» п.Новая Игирма, 2017г.)