Напоминание

"Всё об интеллектуальных играх для дошкольников"


Автор: Пугачёва Ирина Леонидовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад общеразвивающего вида "Берёзка"
Населённый пункт: 665685 Иркутская область Нижнеилимский район п. Новая Игирма
Наименование материала: Методическая памятка для воспитателей и родителей .
Тема: "Всё об интеллектуальных играх для дошкольников"
Дата публикации: 11.01.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая памятка для воспитателей и родителей по теме : « Всё об интеллектуальных играх

для дошкольников».

Уникален мир Детства. У него своя лексика, свой фольклор, свои нормы и кодексы чести, свои

забавы. Что это, как не приметы волшебной страны, имя которой — Игра.

Существует мнение, что у каждого поколения свои игры. Да, это действительно так. Меняется время,

меняется культура, меняется игра.

Заметно, что в последнее десятилетие в нашей культуре сформировалось вполне самостоятельное

явление, получившее название «Интеллектуальные игры». Они дают возможность раскрыться

наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют

первостепенное значение.

Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего

интеллекта и/или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы

из различных сфер жизни.

Интеллектуальные игры — это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от

интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать

трудное.

Игра, называемая интеллектуальной, представляет собой индивидуальное или (чаще) коллективное

выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления для познания предметной и

социальной действительности в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные

игры объединяют в себе черты игровой и учебной деятельности – они развивают теоретическое

мышление, требуя формирования понятий, выполнения основных мыслительных операций

(классификации, анализа, синтеза и т.п.). С другой стороны, эта деятельность является средством

достижения игрового результата (победы в соревновании), хотя он быстро теряет ценность сам по

себе и цель смещается с результата непосредственно на путь поиска и принятия решения, т.е.

беспрецедентного процесса постоянного развития участников интеллектуальной игры в ходе решения

цепочки проблемных ситуаций.

Диапазон интеллектуальных игр необычайно широк, но суть одна: при решении поставленных в них

задач происходит акт развития и творчества, находится новый путь или создается что-то новое,

требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать,

комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. – всё, что в совокупности

составляет творческие и интеллектуальные способности человека, его личностные качества.

Интеллектуальную игру можно назвать своеобразным ретранслятором накопленного

интеллектуального и социального опыта, норм и правил поведения в человеческом обществе, а

момент игры – моментом активной познавательной деятельности с включением мотивации и

переноса знаний.

Интеллектуальная игра учит принимать сложные, часто нестандартные решения, помогает

разобраться в задачах коллектива, формирует профессиональные навыки, быстроту индивидуальной

реакции играющего, быстроту коллективной реакции; в ней приобретается новое качество –

синтезированная информация, появляются сведения и знания, которые ни один из участников часто

не может получить в одиночку.

Интеллектуальная игра – игра, при которой в полной мере задействованы мышление и память, а

умственные операции участников игры направлены на опознание и понимание предъявленного

материала; игра, имеющая конвергентную (поиск в дном направлении при получении одного-

единственного правильного ответа) и дивергентную (поиск в разных направлениях) продуктивность с

целью получить оценочное суждение о логичности (правильности) заданной ситуации, точности

ответа или найденного решения. (на основе определений Дж. Гилфорда и В.Н. Дружинина).

Содержанием интеллектуальной игры являются: конкретное (реальные предметы или их

изображение); символическое (буквы, знаки, цифры); семантическое (значение слов); поведенческое

(поступки другого человека и самого себя).

Конечный «продукт» интеллектуальной игры может быть представлен в следующих основных

разновидностях: единицы объекта (найти недостающие буквы и слова); классы объектов

(рассортировать, классифицировать предметы; отношения (установить связи между объектами);

системы (выявить правила организации множества, нескольких объектов); трансформация (изменить

и преобразовать заданный материал); импликация (предвидение результатов в рамках неопределенной

ситуации).

Игра имеет особое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет

деятельность, работа. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего «человека» происходит, прежде всего - в игре. Игра является

средством адаптации к культуре. Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни. В ней

ребенок, прежде всего, учится быть человеком. Игра принципиально отличается от подражания. В

игровой деятельности всегда присутствует воображение, которое не дает слиться с объектом

подражания, сохраняет по отношению к нему определенную дистанцию. Игра и воображение

неразрывно взаимосвязаны.

Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не предметные знания, а

«компетенции», т. е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в

конкретных ситуациях.

Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей, раскрытие

интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. Участие в состязаниях различного вида

позволит расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое

мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях

ограниченного времени.

Интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение,

вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать

решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее

важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для

гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).

Интеллектуальные игры учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины,

делать выводы и применять их в последующем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и

творческие способности.

Интеллектуальные игры учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а

самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (ВПД, или, проще говоря,

действовать в уме. Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при

помощи интеллектуальных игр, его проще всего выработать.

Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, т. е. она включает в

себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует и

познавательную, и развивающую цель. Игра носит обучающе - игровой характер, поэтому

интеллектуальные игры представляются ребенку не просто забавой, а интересным и необычным

занятием.

Основные типы интеллектуальных игр.

Все интеллектуальные игры образуют два блока – викторины и стратегии.

Что такое викторина? Это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счёт наибольшего

количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные.

Тестовые викторины - дети отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очко, похвалу).

Получается самый настоящий тест. Такие игры можно увидеть по телевизору. Это «О, счастливчик!»,

«Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг».

Сюжетные викторины более интересные. Например, воспитатель придумывает игровой сюжет

(«Красная шапочка на новый лад»). Дети становятся «Красной шапочкой», «волком» и т. д.

Включается воображение, применяются элементы театрализации. Игра приобретает яркий

эмоциональный характер. Примерами могут быть телевизионные передачи «Полундра», «Колесо

истории» .

Стратегия – форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием

участниками своих действий. Это путь к успеху.

В боевой стратегии путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника. В

экономической – через действия приобретения и продажи («менеджер», «продавец» и т. д.).

В ролевой стратегии – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью

(«Яхта» и т. д.). Ролевая форма развивается по сценарному и импровизированному направлениям.

В сценарной стратегии импровизация допускается в строгом соответствии с разработкой игры.

Импровизационная стратегия намечает общие положения и даёт первоначальный толчок событиям,

где сами дети выбирают тему импровизации.

Интеллектуальная игра редко обходится без вопросов, а викторины без них вообще не существуют.

Поэтому подбирать и составлять вопросы – важный фактор подобной деятельности для воспитателей.

Важно дать ребёнку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и

самостоятельным, и тогда у него появится уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем

многого добиться в жизни. Самое главное – во время игры отмечайте все достижения ребёнка и не

акцентируйте недостатки, хвалите за успехи и не ругайте за ошибки.

Нам педагогам необходимо помнить, что важнейшая задача современного образования состоит в

формировании личности, обладающей высоким уровнем умственной активности, способной

эффективно усваивать знания и применять их на практике, чему и способствует использование в

образовательной деятельности интеллектуальных игр .

Методическая памятка разработана Пугачёвой Ириной Леонидовной (старшим воспитателем

МДОУ Детский сад «Берёзка» п.Новая Игирма, 2017г.)



В раздел образования