Автор: Лебедева Дарья Вячеславовна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО УрГПУ, Института социального образования, направления подготовки "Психолого-педагогическое образование"
Населённый пункт: г. Екатеринбурга
Наименование материала: статья
Тема: "Дополнительное профессиональное образование: понятие, структура и этапы организации"
Раздел: дополнительное образование
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
В
научной
литературе
понятие
«дополнительное
образование»
определяется
неоднозначно. Поэтому для того, чтобы определить его сущность, рассмотрим несколько
определений этого термина.
Исследователи В. В. Безлепкин,
Г. М. Коджаспирова,
А. М. Новиков
определяют
дополнительное
образование
как
«послевузовское
образование
в системе
повышения
квалификации или получение второй специальности».
В
свою
очередь,
Н. А. Морозова
не
сводит
данное
понятие
только
лишь
к профессиональной переподготовке, охарактеризовав его «как непрерывный процесс на
протяжении
всего
жизненного
пути
активного,
добровольного,
творческого
освоения
личностью различных видов развивающей, учебной, практической деятельности» [4, с.
24].
А. И. Колесникова считает, что «дополнительное образование – это образование,
цели
и содержание
которого
не
предусмотрены
обязательной
программой
учебного
заведения, однако имеют важное значение для развития человека как личности, для его
жизни в обществе, соответствуют его склонностям и интересам» [4, с. 25].
Зязин И. Ю.
определяет
дополнительное
образование
как
целенаправленный
целостный
добровольный
личностно
ориентированный
процесс,
содействующий
самосовершенствованию
человека
на
протяжении
всей
жизни,
а также
результат
овладения
социально
значимым
культурным
опытом
и формирование
личности
посредством
образовательно-информационной
деятельности
за
пределами
основного
образования [4, с. 25-26].
Дополнительное
профессиональное
образование
(ДПО)
–
вид
образования
в
Российской
Федерации,
профессиональное
образование,
получаемое
дополнительно
к
среднему профессиональному или высшему образованию.
Согласно
статье
26
федерального
закона
«Об
образовании»
дополнительные
образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в
целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества,
государства [12].
В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей
дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего,
служащего,
специалиста
в
связи
с
постоянным
совершенствованием
федеральных
государственных образовательных стандартов.
Вне зависимости от тематики, программы дополнительного профессионального
образования
могут
быть
разделены
по
объёму
предоставляемых
знаний.
Данное
разделение продиктовано в первую очередь задачами программ:
повышение квалификации – краткосрочные программы, имеющие своей целью
расширение
знаний
специалиста
в
одной
конкретной
области
(к
ним
относятся
краткосрочные семинары и различные тренинги);
профессиональная переподготовка – программы средней продолжительности,
направленные на комплексное углубление знаний специалиста в рамках профессии или
направления профессиональной деятельности.
В статье 76 Дополнительное профессиональное образование Федерального закона
«Об образовании» говорится:
1.
Дополнительное
профессиональное
образование
направлено
на
непрерывное
повышение профессиональных знаний и умений граждан в течение всей жизни, в том
числе
с
целью
удовлетворения
образовательных
и
профессиональных
потребностей
человека,
постоянной
его
адаптации
к
меняющимся
условиям
профессиональной
деятельности и социальной среды, совершенствования профессиональной квалификации
граждан, на подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности на
базе среднего профессионального и высшего образования.
2.
Дополнительное профессиональное образование может быть получено в форме
самообразования,
а
также
в
образовательных
организациях
дополнительного
профессионального
образования,
профессиональных
образовательных
организациях,
и
образовательных организациях высшего образования.
Дополнительное профессиональное образование может быть также получено в
организациях,
осуществляющих
обучение,
в
соответствии
со
статьей
32
настоящего
Федерального закона.
3.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством
реализации
дополнительных
профессиональных
программ
–
программ
повышения
квалификации и программ профессиональной переподготовки.
4.
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
5.
Программы
повышения
квалификации
направлены
на
совершенствование
имеющихся и (или) освоение новых компетенций, необходимых для профессиональной
деятельности, выполнения трудовых функций и (или) повышения профессионального
уровня
в
рамках
имеющейся
квалификации.
Программы
повышения
квалификации
включают
в
себя
квалификационные
программы
и
программы
профессионального
развития.
Квалификационная программа направлена на получение профессиональных знаний
и умений для выполнения нового вида профессиональной деятельности или комплексного
обновления профессиональных компетенций в рамках того же вида профессиональной
деятельности.
Программа профессионального развития направлена на качественное изменение
имеющейся квалификации путем совершенствования профессиональных компетенций в
соответствии с новыми социально-экономическими, технологическими условиями и (или)
российскими и международными требованиями и стандартами.
6.
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение новых
и
развитие
имеющихся
компетенций
с
целью
приобретения
новых
квалификаций,
необходимых для выполнения нового направления профессиональной деятельности, в том
числе
с
учетом
международных
требований
и
стандартов.
По
результатам
освоения
программ
профессиональной
переподготовки
может
быть
присвоена
дополнительная
квалификация.
7.
Содержание
дополнительных
профессиональных
программ
определяется
образовательной
программой,
разрабатываемой
и
утверждаемой
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность,
если
иное
не
установлено
федеральными
законами,
с
учетом
потребностей
лица
(организации),
по
инициативе
которого осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Содержание дополнительных профессиональных программ должно обеспечивать
преемственность
дополнительных
профессиональных
программ
по
отношению
к
федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального
и
(или)
высшего
образования,
а
также
учитывать
требования
профессиональных
стандартов
и
(или)
квалификационные
требования,
указанные
в
квалификационных
справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской
Федерации, по соответствующим должностям, профессиям и специальностям. Программы
профессиональной
переподготовки
реализуются
на
основании
установленных
квалификационных
требований
(профессиональных
стандартов)
к
конкретным
должностям
и
профессиям
с
учетом
полученного
ранее
уровня
профессионального
образования.
8.
Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется
как единовременно (непрерывно), так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством
освоения
отдельных
учебных
курсов,
предметов,
дисциплин
модулей,
прохождения
практик,
посредством
сетевых
форм,
в
порядке,
установленном
образовательной
программой и (или) договором об образовании.
9.
Дополнительная
профессиональная
образовательная
программа
может
реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также
полностью или частично в форме стажировки.
10.
Формы
обучения
и
сроки
освоения
дополнительных
профессиональных
программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
11.
Освоение
дополнительных
профессиональных
образовательных
программ
завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
12.
Лицам,
успешно
освоившим
соответствующую
дополнительную
профессиональную
программу
и
прошедшим
итоговую
аттестацию,
выдаются
удостоверение
о
повышении
квалификации
и
(или)
диплом
о
профессиональной
переподготовке.
В
случае
присвоения
по
результатам
освоения
программы
профессиональной
переподготовки
дополнительной
квалификации
эта
квалификация
указывается в дипломе о профессиональной переподготовке [12].
При
освоении
дополнительной
профессиональной
программы
параллельно
с
освоением
основной
профессиональной
образовательной
программы
документы
о
дополнительном профессиональном образовании выдаются после получения документа об
образовании соответствующего уровня профессионального образования.
Из
вышесказанного
следуют
следующие
основные
принципы
дополнительного
образования: его дополнительность к основному образованию, его непрерывность на
протяжении всей жизни человека, его добровольность и открытость.
Принцип дополнительности связан с необходимостью и потребностью личности в
постоянном
обновлении
знаний
и,
как
следствие,
с
недостаточностью
основного
профессионального
образования.
В
обществе
наблюдается
непрерывный
процесс
накопления
новых
знаний,
что
в
свою
очередь
вызывает
усложнение
техники
и
производства
и
обуславливает
потребность
в
постоянном
совершенствовании
профессиональных навыков специалистов.
Основной
целью
дополнительного
профессионального
образования,
является
содействие самоактуализации человека в период его самостоятельной жизни, оказание
социально-образовательной помощи в адаптации к новым условиям, в определении его
личного
участия
в
производственной,
социальной
и
культурной
жизни
общества,
в
выработке социального иммунитета и адекватного поведения в экстремальных условиях
профессиональной
деятельности.
Во
взрослом
возрасте
более
остро
проявляется
потребность в самопознании и познании других, появляется запрос на психологические
знания, необходимые для удовлетворения этой потребности. «… в зрелости определяется
жизненный путь, наступает расцвет творческих сил, появляется то активное отношение к
жизни, в результате которого создаются материальные и духовные ценности общества»
[6].
Также актуальность развития дополнительного образования связана с переходом к
двухуровневой системе высшего образования, которая подразумевает сужение количества
направлений
и
профилей
подготовки
бакалавров
по
сравнению
с
подготовкой
дипломированных
специалистов,
что
не
позволяет
учесть
специфику
предметных
областей
отдельных
видов
профессиональной
деятельности.
Данный
принцип
тесно
связан с принципом непрерывности. Прежний девиз «Знания на всю жизнь» уступает
место новому: «Знания через всю жизнь». Поэтому дополнительное профессиональное
образование
можно
также
определить
как
систему
непрерывного
образования,
включающую в себя «совокупность взаимодействующих, преемственных образовательных
программ и государственных образовательных стандартов, государственных требований к
минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по отдельным дополнительным
профессиональным программам и направлениям» [35].
Система
непрерывного
профессионального
образования
представляется
как
комплекс
государственных
и
общественных
образовательных
учреждений,
обеспечивающих
организационное
и
содержательное
единство.
Преемственную
взаимосвязь всех звеньев образования, совместно и скоординировано решающих задачи
образовательной,
профессиональной
подготовки
каждого
обучающегося
с
учетом
актуальных
и
перспективных
общественных
потребностей
и
удовлетворяющих
его
стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении
всей жизни [11].
Система
дополнительного
профессионального
образования
реализуется,
как
правило,
в рамках
деятельности
обособленных
учреждений
или
подразделений
дополнительного
профессионального
образования
в составе
вузов,
поскольку
традиционно
именно
высшие
учебные
заведения
рассматриваются
как
организации,
способные
производить
новые
знание,
выполняя
миссию
формирования
кадрового
потенциала экономики страны.
Наиболее
благоприятные
условия
для
реализации
стратегии
непрерывного
профессионального
образования
складываются
в
вузе
и
внутри
его
структурных
подразделений,
представляющих
собой
открытую
многофункциона льную
образовательную систему.
Далее следует отметить добровольность дополнительного образования. Данный
принцип
определяется
необязательностью
обучения
в
вышеуказанных
учебных
заведениях, что в свою очередь связано и с его элективностью, обеспечивающей каждому
свободный выбор видов и сфер деятельности, форм и сроков обучения [5].
Современное
дополнительное
профессиональное
образование
характеризуется
вариативностью.
В
свою
очередь
вариативное
дополнительное
профессиональное
образование
на
современном
этапе
предполагает:
обеспечение
условий
для
последовательного восхождения по ступеням образования, каждая из которых решает
свой, относительно самостоятельный, комплекс профессиональных задач; возможность
поэтапного
обучения
по
дополнительным
профессиональным
программам,
как
без
перерыва, так и с разрывом во времени; создание возможностей на время выйти из
образовательного
процесса
по
каким-либо
причинам
и
вернуться
в
него
вновь;
возможность
выбора
индивидуальной
траектории
в
образовательном
пространстве;
возможность не только продолжения, но и смены типа и профиля образования, исходя из
интересов и потребностей личности, а также с учетом динамики экономики и социальной
сферы.
Из
выше
сказанного
следует,
что
сфера
дополнительного
образования
предоставляет
каждому
неограниченные
возможности
в
области
профессиональной
переподготовки,
а
также
и
для
самообразования.
Следовательно,
наряду
с
вышеуказанными принципами дополнительного образования можно выделить принцип
его открытости. Неформальное образование, являющееся важной составляющей системы
дополнительного
образования
взрослых,
охватывает
практически
всякое
открытое
обучение,
которое
направлено
на
точную,
свободно
избранную
цель,
учитывающую
социальный контекст [3].
Данный принцип также связан с глобализацией системы образования, являющейся
следствием бурного международного сотрудничества стран, что позволяет рассматривать
современное образование как открытую социальную систему. Характеристиками такой
системы являются доступность, непрерывность, открытость для полезных влияний, для
новаторских идей и технологий как традиционного, так и инновационного характера, для
отечественного и мирового опыта [1].
Концепция открытости системы обучения легла в основу и других принципов
дополнительного образования:
принцип
ориентации
на
личностные
интересы,
потребности
и
способности
индивида – создание условий реализации интересов каждого обучающегося;
принцип комплексного воздействия – развитие когнитивной, эмоциональной и
практической сфер деятельности личности обучающихся;
принцип
активности
и
самодеятельности
–
предоставление
учащимся
возможности самостоятельно проявлять свои способности и развивать их;
принцип гуманизации – признание равенства всех граждан, уникальности и
самоценности
человека,
его
права
на
самореализацию
и
уважение,
доступность
образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с
интересами, возможностями и потребностями человека;
принцип креативности – творческий подход педагога к своей деятельности,
развитие творческого потенциала обучающихся;
принцип преемственности – возможность изучения многоуровневой программы
и продолжения обучения в другом учреждении дополнительного образования или высшем
учебном заведении [1];
принцип
параллельности
–
одновременность
освоения
не скольких
образовательных
программ
в
одном
или
разных
учреждениях
дополнительного
образования;
принцип вариативности – функционально-целевой отбор учебного материала,
вариативное построение учебных планов и программ;
принцип
конкурентоспособности
и
гибкости
–
способность
быстро
и
своевременно реагировать на изменяющиеся потребности каждого обучающегося, а также
социума в целом;
принцип
опережения
–
научное
прогнозирование,
быстрое
реагирование
на
изменения, использование новых форм, методов и средств обучения [5].
Так как дополнительное образование направлено именно на взрослую аудиторию, в
дополнение ко всему хотелось бы выделить еще два не менее важных принципа: принцип
интенсификации и принцип практикоориентированности обучения, которые выражаются в
предоставлении качественных результатов в кратчайшие сроки. Взрослый заинтересован в
быстроте
и
высоком
качестве
овладения
знаниями
и
нетерпим
к
зубрежке
и
механическому заучиванию того, что не используется в практике [2].
Следовательно, взрослый человек хочет получить знания быстро, качественно, с
возможностью
дальнейшего
применения
их
в
своей
деятельности,
что
необходимо
учитывать
при
выборе
методов
и
технологий
обучения
в
сфере
дополнительного
образования [7].
Под организацией часто понимается:
свойство
общества
в
целом
или
какого-либо
социального
объекта
иметь
упорядоченную структуру;
деятельность, связанная с четким распределением функций и делегированием
полномочий, регулированием и координацией действий, управлением [9].
В
первом
случае
термин
«организация»
означает
установленный
социальный
порядок
в
системе
в
целом
или
отдельных
ее
подсистемах.
Например,
организация
государственной
власти
по
административно-территориальному
принципу,
или
организация траты на предприятии через систему норм выработки и квалификации работ.
Во втором случае – термин «организация» характеризует момент деятельности,
связанный с управлением. Например, руководитель организует производственный процесс
– это значит, что он должен расставить людей по рабочим местам таким образом, чтобы
обеспечивалась его непрерывность и бесперебойность.
Традиционно
понятие
«организация»
в
рамках
социологии
используется
в
нескольких значениях:
элемент социальной структуры;
тип деятельности;
степень внутренней упорядоченности, согласованности частей целого;
система отношений между некоторым количеством индивидов, объединенных
общей целью.
То есть понятие «организация» непосредственно связанно с такими терминами, как
«структура» и «система».
Относительно
социальных
объектов
выделяют
такие
значения
термина
«организация»:
1. Организация – это социальный институт, предназначенный для выполнения
определенной социальной функции в обществе.
2. Организация – это процесс, связанный с определенной деятельностью, включая
такие функции, как распределение ролей, установление вертикальных и горизонтальных
связей и координация. В этом значении понятие «организация» совпадает с понятием
«управление».
3. Организация – это структура объекта, строение и тип связей между отдельными
элементами организации как социальной системы с ее признаками [8].
Таким
образом,
под
организацией
понимается
некий
нормативный
порядок,
который
обеспечивается
всей
совокупностью
регулятивных
механизмов
и
предпринимаемых действий по его поддержанию и приведению к нему.
В
системе
дополнительного
профессионального
образования
можно
выделить
следующие этапы организации дополнительного профессионального образования:
1. Этап планирования.
2. Этап реализации.
3. Этап аналитический.
1. Этап планирования.
Первый
этап
–
планирование
реализации
дополнительных
профессиональных
программ.
В
практике
планирования
реализации
дополнительных
профессиональных
программ допускается два подхода, которые могут применяться одновременно:
Плановый (предупреждающий) подход. Анализируются потребности и требования
рынка образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования,
обобщаются результаты индивидуальных заказчиков и заявок на обучение, исходя из
полученных
результатов
имеется
представление
о
спросе
на
образовательные
услуги
дополнительного
профессионального
образования.
Анализ
рыночного
спроса
на
образовательные услуги - изучение объема и структуры образовательных услуг, которые
потребители желают и имеют возможность получить [10].
Планирование
является
важнейшей
функцией
в
реализации
дополнительных
профессиональных программ. Для организации планирования и осуществления контроля
за его выполнением, необходимо:
знать,
какие
отчетно-планирующие
документы
должны
быть
в
профессиональном образовательном учреждении;
знать основные требования к структуре и содержанию планов.
План состоит из введения, содержащего задачи работы на учебный год, и основной
части, состоящей из ведущих направлений деятельности по решению этих задач. Эти
задачи охватывают деятельность учреждения в целом, или отдельные его подразделения.
Алгоритм
действий
по
документированию
процесса
планирования
реализации
дополнительной
профессиональной
программы
начинается
с
анализа
потребностей
и
требований рынка образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального
образования, рассматриваются и обобщаются результаты индивидуальных заказчиков и
заявок на обучение, исходя из полученных результатов имеется представление о спросе на
образовательные услуги дополнительного профессионального образования.
Внеплановый (реагирующий) подход. Более распространены ситуации, в которых в
учебное
подразделение
обращается
руководитель
организации-заказчика
желающий
обучить
своих
работников
по
той
или
иной
дополнительной
профессиональной
программе. Возможно, также получение заказа за счёт участия в конкурсах, научно-
исследовательских проектах, государственных закупках и др [10].
2. Этап реализации.
Второй
этап
–
реализация
дополнительных
профессиональных
программ.
Существует
«Положение
к
документированной
процедуре
ИМС
ДП
7.5.0.
90.
2013
«Проектирование и реализация дополнительных профессиональных программ». В данном
положении описан процесс реализации дополнительных профессиональных программ с
указанием установленных форм заполнения документации.
Реализация
дополнительных
профессиональных
программ
предусматривает
процедуру
предварительного
документирования,
которая
осуществляется
в
августе-
сентябре планируемого учебного года и предусматривает оформление пакета документов:
1. Докладная записка «Об открытии постоянно действующих в 0000-0000 учебном
году внебюджетных дополнительных профессиональных программ и наборе слушателей
на договорной основе».
2.Приказ
«Об
открытии
постоянно
действующих
в
0000-0000
учебном
году
внебюджетных дополнительных профессиональных программ и наборе слушателей на
договорной основе» (проект).
3.Примерный
учебный
и
(или)
учебно-тематический
планы
заявленных
в
докладной записке дополнительных профессиональных программ (проект).
4.Примерный расчёт стоимости обучения на одного слушателя и (или) на группу
слушателей.
5.Образцы рекламных материалов (если такие предусмотрены).
Предварительное документирование осуществляется не менее чем за 15 дней до
планируемого срока начала учебного процесса. Предварительное документирование даёт
право
осуществлять
продвижение
дополнительных
профессиональных
программ
на
рынке услуг дополнительного профессионального образования и вести набор слушателей
[10].
В
ситуациях
обращения
в
учебное
подразделение
руководителей
организации-
заказчика
желающий
обучить
своих
работников
по
той
или
иной
дополнительной
профессиональной
программе.
Возможно,
также
получение
заказа
за
счёт
участия
в
конкурсах, научно-исследовательских проектах, государственных закупках и др.
В
этом
случае
разрешительная
и
регламентирующая
документация
по
образовательной
программе
оформляется
единым
пакетом
без
процедуры
предварительного документирования в срок не менее чем за 1 неделю до начала учебного
процесса и предусматривает оформление следующих документов:
1.
Докладная записка руководителя учебного подразделения «Об
открытии на
внебюджетной
основе
и
организации
работы
по
дополнительной
профессиональной
программе».
2.
Приказ «Об
открытии на внебюджетной основе и организации работы по
дополнительной профессиональной программе» (проект)
3.
Учебно-методическая документация (учебная программа, учебный план, учебно-
тематический план).
4.
Расписание учебных занятий.
5.
График учебного процесса.
6.
Расчёт учебной нагрузки научно-педагогических работников.
7.
Распределение учебной нагрузки научно-педагогических работников.
8.
Расчёт стоимости обучения на одного слушателя и (или) группу слушателей.
9.
Приказ «О зачислении обучающихся» (проект).
К разработке дополнительных профессиональных программ привлекаются научно-
педагогические работники института социального образования. Разработка программы
дополнительного образования предполагает учебно-тематический план с распределением
часовой нагрузки на учебные блоки программы.
Приступить к реализации предварительно документированных программ возможно
только
при
условии
окончательного
документирования
дополнит ель ной
профессиональной программы.
Окончательное документирование предусматривает:
корректировку
предварительно
разработанных
документов
(учебный
и
(или)
учебно-тематический планы, расчёт стоимости обучения и т.п.);
дополнение, предварительно разработанного пакета документов, недостающими
документами:
6.
Приказ
«Об
открытии
на
внебюджетной
основе
и
организации
работы
по
дополнительной профессиональной программе» (проект);
7.
Приказ «О зачислении обучающихся» (проект).
8.
Учебно-методическая
документация
по
дополнительной
профессиональной
программе:
учебная программа;
расписание учебных занятий;
график учебного процесса;
расчёт учебной нагрузки
научно-педагогических работников;
распределение учебной нагрузки научно-педагогических работников [10].
В целях повышения качества документационного обеспечения дополнительного
профессионального образования, сокращения времени оформления и количества ошибок,
повышения
персональной
ответственности
лиц,
включённых
в
управление
дополнительным профессиональным образованием, процесс оформления документации
по ДПП фиксируется в листе согласований.
Документирование дополнительной профессиональной программы начинается с
получения
у
специалиста
планово-экономического
отдела
листа
согласований
и
подготовки
пакета
документов
дополнительной
профессиональной
программы
специалистом
учебного
подразделения,
реализующего
д о п ол н и т е л ь н ы е
профессиональные программы.
Аналитик центра непрерывного образования проводит
консультации по оформлению пакета документов, а также его окончательную проверку.
После
окончательной
проверки,
специалист
учебного
подразделения,
реализующего
дополнительные
профессиональные
программы,
передаёт
пакет
документов
для
утверждения и (или) согласования проректору по учебной работе.
Пакет документации по дополнительной профессиональной программе вместе с
листом согласований хранится в учебном подразделении. Сроки хранения определяются в
соответствии требованиями номенклатуры дел учебного подразделения (подразделения
дополнительного профессионального образования).
Набор слушателей на дополнительные профессиональные программы относится к
компетенции
руководителей
учебных
подразделений.
При
использовании
информационных
материалов,
руководители
подразделений
должны
придерживаться
установленных данным документом рекомендаций к их структуре и содержанию.
К
набору
слушателей
могут
привлекаться
посредники,
отношения
с
которым
регламентируются договором. Круг обязанностей агента может включать:
разработку, тиражирование, распространение рекламных материалов;
консультирование заказчиков и оформление с ними договоров;
организация общего собрания слушателей;
сбор документов для оформления личных дел слушателей.
При необходимости агенты могут привлекаться к процессу реализации программы
в части работы с преподавателями, учёта посещаемости слушателей и т.п. Нормы рабочего
времени агента определяются руководителем учебного подразделения самостоятельно.
В
процессе
набора
граждане
в
форме
письменного
заявления
выражают
своё
желание
пройти
обучение.
При
поступлении
установленного
примерным
расчётом
стоимости
количества
заявлений
и
окончательном
документировании,
подразделение
может приступить к их реализации.
Документирование процесса реализации ДПП ведётся с учётом п.3-6 методических
рекомендаций по оформлению учебной документации, а также действующих нормативно-
правовых актов в сфере дополнительного профессионального образования [10].
Документирование
завершения
реализации
дополнительной
профессиональной
программы предусматривает оформление следующих документов:
1.
Приказ
«Об
отчислении
обучающихся
дополнительной
профессиональной
программы
на
договорной
основе
и
выдаче
им
документов
о
квалификации
установленного образца».
2.
Приказ
«Об
отчислении
обучающихся
дополнительной
профессиональной
программы
в
процессе
реализации
программы
по
иным
обстоятельствам»
(при
необходимости).
3.
Заявка на получение бланков документов о квалификации.
4.
Документы
на
оплату
труда
научно-педагогических
работников
(трудовые
договоры, акты приёма-передачи, служебные записки об оплате труда).
5.
Отчет об использовании бланков документов о квалификации.
6.
Отчет
о
контингенте
обучающихся
дополнительных
профессиональных
программ на 01 число каждого месяца.
На этом основании полученных при исследовании данных формируются планы
образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования,
организуется
разработка
новых
дополнительных
профессиональных
программ
либо
корректируются имеющиеся с учетом меняющихся условий жизни.
Требования
научной
обоснованности,
объективности
и
целенаправленности
пронизывают все содержание плана, особенно отчетливо реализуясь в его аналитической
части – при определении задач работы профессионального образовательного учреждения
на
год.
Требования
научной
обоснованности,
объективности
и
целенаправленности
ориентируются на социально-педагогический заказ общества и учитывают условия и
возможности
коллектива.
Они
реализуются
в
ходе
глубокого
анализа
деятельности
учреждения за прошедший год.
3. Этап аналитический.
В
рамках
аналитического
этапа
осуществляется
написание
и
оформление
следующих видов отчета:
1.
Отчет
контингент
(отчет
о
реализации
дополнительных
профессиональных
программ на первое число каждого месяца в течение учебного года). В данном отчете
отражены
наименование
дополнительной
профессиональной
программы,
сроки
реализации,
количество
часов
программы,
категории,
количество
слушателей.
Отчет
контингент также отражает уровень образования и возраст слушателей;
2. Сведения о дополнительном профессиональном образовании специалистов за
учебный год. В рамках данного отчет отражены следующие разделы отчета:
Сведения о дополнительном профессиональном образовании специалистов.
Сведения о дополнительном профессиональном образовании преподавательского
состава образовательных учреждений профессионального образования.
Сведения о дополнительном профессиональном образовании специалистов по
видам
обучения,
укрупненным
группам
специальностей
и
направлений
подготовки
(повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка).
Сведения о профессорско-преподавательском составе.
3. Посеместровый и годовой аналитический отчет о результатах деятельности
дополнительного
профессионального
образования.
В
рамках
данного
отчет
отражены
следующие направления деятельности Центра дополнительного образования:
Образовательная
деятельность
(количество
программ
и
слушателей
дополнительного
профессионального
образования,
категории
обучающихся; результаты
обучения
(по
источникам
финансирования,
форме
обучения) ;
удовлетворенность
слушателей качеством обучения).
Организационно-методическая
деятельность
(реализация
программ
дополнительного профессионального образования с помощью инновационных технологий
(в
т.ч.
дистантных);
разработка
и
планирование
новых
дополнительных
профессиональных программ).
Партнерская (заключение прямых договоров на обучение по дополнительным
профессиональным
программам; заключение договоров на проведение НИР, в рамках
которых
проведено
повышение
квалификации,
обучающих
семинаров,
конференций,
мастер-классов, др.); заключение государственных контрактов).
Консультационная (распространение рекламной продукции; сотрудничество с
Управлениями образования и образовательными учреждениями; личные связи).
Таким образом, дополнительное профессиональное образование – вид образования
в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к
среднему профессиональному или высшему образованию. Современное дополнительное
профессиональное
образование
характеризуется
вариативностью.
В
свою
очередь
вариативное
дополнительное
профессиональное
образование
на
современном
этапе
предполагает:
обеспечение
условий
для
последовательного
восхождения
по
ступеням
образования, каждая из которых решает свой, относительно самостоятельный, комплекс
профессиональных задач. Основными принципами дополнительного профессионального
образования
считаются:
его
дополнительность
к
основному
образованию,
его
непрерывность на протяжении всей жизни человека, его добровольность и открытость.
Немало
важные
принцип
интенсификации
и
принцип
практикоориентированности
обучения, которые выражаются в предоставлении качественных результатов в кратчайшие
сроки,
что
является
приоритетным
в
получении
дополнительного
профессионального
образования. В Российской Федерации к освоению дополнительных профессиональных
программ
допускаются
лица,
имеющие
среднее
профессиональное
или
высшее
образование, или на стадии получения одного из образований.
Организация
дополнительного
профессионального
образования
э то
структурированный
процесс
последовательности
действий.
Первый
этап
–
это
планирование, на котором анализируется потребность и интерес рынка образовательных
услуг. Исходя из полученной информации, следует этап реализации дополнительного
профессионального
образования,
включающий
в
себя
оформление
определенной
документации. Аналитический этап в организации дополнительного профессионального
образования предполагает написание и оформление отчетов по заданным формам.
Список использованной литературы:
1.
Андреев В. И. Современное образование как открытая система: коллективная
монография. — М: Институт научной и педагогической информации РАО, ЮНИТИ-
ДАНА, ЮРКОМПАНИ, 2012. 576 с.
2.
Бадмаев Б. Ц. Психология и методика ускоренного обучения. — М: Владос, 1998.
269 с.
3.
Дорожкин
Е.М.
Дополнительное
образование
взрослых:
социально-
педагогический потенциал и актуальность // Проблемы теории и практики подготовки
современного специалиста: Межвуз. сб. науч. трудов / Под ред. Д-ра пед. наук, проф. М.А.
Викулиной. – Вып.2. – Ниж. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2004. С. 392-
394.
4.
Дорожкин
Е.М.
Дополнительное
профессиональное
образование:
социально-
педагогическая теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 144 с.
5.
Зязин И. Ю. О рг а н и з а ц и он н о-п еда гог и ч е с к и е
ус лов и я
п о в ы ш е н и я
эффективности
целостного
педагогического
процесса
дополнительного
образования:
диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01. Рязань, 2005. 189 с.
6.
Кабакчи М. К. Обучение взрослых лексико-грамматической стороне речи на
английском
языке
в
условиях
краткосрочных
курсов:
диссертация
кандидата
педагогических наук: 13.00.02. Санкт-Петербург, 2002. 191 с.
7.
Кауркина А. С., Фатхулина Г. Г. Анализ современных технологий обучения
иностранному языку в условиях модернизации высшего образования. Сборник научных
статей
«Актуальные
вопросы
преподавания
иностранных
языков»:
материалы
Всероссийской
научно-практической
конференции
с
международым
участием.
Изд-во
Вологодского гос.пед.ун-та Вологда: ВГПУ. 2013. С.40–43.
8.
Кондрашов
В.А.
Новейший
философский
словарь
/
В.А.
Кондрашов,
Д.А.
Чекалов, В.Н. Копорулина; под общ. ред. А.П. Ярещенко. Изд. 3-е Ростов н/Д.: Феникс,
2008. –668 с.
9.
Общая
и
профессиональная
педагогика:
Учебное
пособие
для
студентов
педагогических
вузов
/
Под
ред.
В.Д.
Симоненко.
М.:
Вентана-Граф,
2007.
368
с.
(Педагогическое образование).
10.
Положение
к
документированной
процедуре
ИМС
ДП
7.5.0.
90.
2013
«Проектирование и реализация дополнительных профессиональных программ».
11.
Разуваев
С.Г.
Профессиональная
социализация
личности
в
условиях
многоуровневого образовательного комплекса: монография. Пенза, 2012.
12.
Федеральный
закон
«Об
образовании
в
Российской
Федерации» от
29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ.