Автор: Минязева Диана Ралифовна
Должность: студентка
Учебное заведение: БГПУ им.М.Акмуллы
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Методика изучения логических отношений между прямой и обратной теоремами в курсе математики средней школы"
Раздел: высшее образование
Методика изучения логических отношений между прямой и обратной
теоремами в курсе математики средней школы
Понятия прямой и обратной теорем всегда вызывает у учащихся большую
путаницу.
Например,
доказательством
тому
может
по служить
экзаменационные
работы
учащихся
9
и
11
классов,
где
постоянно
встречаются ошибки, связанные с применением прямой и обратной теорем
Виета,
на
экзамене
по
геометрии
возникают
недоразумения
с
использованием прямых и обратных теорем Фалеса и Пифагора. Поэтому, на
мой
взгляд,
учителю
необходимо
специально
поработать
над
этими
понятиями, так как учащиеся часто ссылаются на обратную теорему вместо
прямой и наоборот. Учитель должен уметь провести анализ формулировки
теоремы с целью выделения разъяснительной части, условия и заключения
теоремы,
выяснить
сущность
каждого
элемента
формулировки,
предусмотреть ошибки, которые могут допустить учащиеся в формулировке
теоремы,
и
подготовить
соответствующий
контрпример.
Так
же
должен
подготовить аналитическое рассуждение, которое поможет ученикам уяснить
последовательность
шагов
доказательства,
необходимость
тех
или
иных
дополнительных построений.
Готовясь к уроку, на котором будет изучаться теорема, должен выяснить
метод, прием, идею и другие особенности доказательства.
Так,
например,
многие
теоремы
в
школьном
курсе
математики
(-30%)
доказываются методом от противного, а поэтому при изучении таких теорем
задача учителя — довести до сознания учащихся не только сами теоремы, но
и метод, с помощью которого они доказываются. Вместе с учащимися может
быть выработан план доказательства теоремы методом от противного. Иными
словами, для того, чтобы у учащихся выработался высокий уровень умений
осуществлять
поиск
доказательств,
необходимо
владение
различными
алгоритмами доказательства.
В
заключении,
можно
сказать,
что
успех
в
обучении
учащихся
доказательству теорем определяется не применением одного какого-нибудь
приема
или
метода,
а
системой
преподавания
в
целом.
В
значительной
степени
этот
успех
зависит
от
того,
на
каком
уровне
сформированы
у
учащихся такие интеллектуальные умения, как понимание предложенной
задачи,
умение
сформулировать
проблему,
спланировать
деятельность,
выделить существенное в наблюдаемых явлениях, провести исследование,
интерпретировать полученные данные, провести измерения в нестандартных
ситуациях.