Автор: Коловерова Маргарита Дмитриевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 62
Населённый пункт: г. Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование регионального компонента на уроках английского языка
Раздел: полное образование
Использование
регионального
компонента
на
уроках
английского языка
(Коловерова М.Д., учитель английского языка МБОУ СОШ № 62 г. Хабаровска)
Иностранные
языки
из
рядового
предмета,
изучаемого
во
всех
школах и в одинаковом объеме, превратились в предмет, затребованный
обществом.
Сегодня
иностранными
языками
хотят
владеть
многие.
Успешное
овладение
иностранными
языками
-
это
необходимая
предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом,
для
продолжения
обучения
в
международных
высших
учебных
заведениях,
для
общения
с
жителями
других
стран,
а
так
же
для
профессионального роста. Во время своей работы я обнаружила, что
многие ученики не могут выразить свои мысли при обсуждении, казалось
бы,
простых
вещей:
о
своем
городе,
о
местах,
где
они
побывали,
заинтересовать слушателей проблемами, связанными с Хабаровском. Во
время уроков я стала рассказывать ребятам о достопримечательностях
города,
событиях,
происходивших
у
нас.
Это
вызвало
неподдельный
интерес учащихся, они смотрели на знакомые вещи «другими глазами».
Тогда в своей работе вместе с общим целями обучения английскому
языку, я поставила следующие:
1.
коммуникативное
и
социокультурное
развитие
личности
обучаемого, подготовка его к межкультурному общению;
2. обучение школьников технологии изучения иностранных языков и
развитие
их
самообразовательного
потенциала
для
удовлетворения
личностных интересов в тех или иных сферах общения, областях знания;
3. формирование у школьников толерантного отношения к другим
культурам, воспитание чувства гордости за свою культуру;
4. воспитание патриотизма на основе краеведческого материала.
Первая цель включает:
-формирование
и
развитие
билингвистической
коммуникативной
компетенции
(языковой,
речевой,
л и н г в о с т р а н о в е д ч е с ко й ,
социолингвистической),
необходимой
для
общения
в
учебной,
повседневно-бытовой, деловой сферах, сферах досуга и развлечений;
-развитие
культуры
во сприятия
аутентичных
т е к с т о в
(художественных, газетно-журнальных, рекламно-справочных);
-формирование у школьников представлений о диалоге культур как
сознательно
избираемой
жизненной
позиции,
требующей
от
его
участников уважения к другим культурам, языковой, расовой терпимости,
речевого такта, готовности к изучению культурного наследия мира;
-ознакомление школьников с культурой страны изучаемого языка, ее
связями и ветвями мировой культуры;
-развитие у учащихся умений использования иностранного языка
как средства выражения своих языковых потребностей.
Вторая цель направлена:
-на
обучение
технике
работы
с
отечественной
и
зарубежной
справочной литературой;
-на развитие навыков работы с книгой, аудио и видеоматериалами,
компьютерными программами;
-на
ознакомление
с
тестами
по
определению
уровня
владения
языком;
-на
обучение
формам
самоконтроля
эффективности
учебной,
коммуникативно-познавательной
и
коммуникативной
деятельности
на
иностранном языке.
В связи с целями задачами обучения являются:
1. Создание и совершенствование общей языковой подготовки и
владения иностранным языком.
2. Обучение учащихся выражению своих мыслей по темам о своем
городе, о личном опыте, связанным с пребыванием в своем крае.
3. Повышение мотивации в изучении иностранного языка.
4. Повышение познавательной активности учащихся, развитие их
творческих
способностей,
стремления
к
саморазвитию,
расширение
общеобразовательного кругозора.
5.
Формирование
личности
учащегося
как
индивидуума,
совершенствование его коммуникативной культуры.
6.
Расширение
знаний
учащихся
в
области
культуры,
истории,
географии, этнографии и природы Дальнего Востока.
Принципы обучения.
1.
Обучение
ориентировано
на
коммуникативно-ориентированное
общение.
В
условиях
гуманистического
подхода
к
обучению
создаются
положительные условия для активного и свободного развития личности в
деятельности.
Учащиеся
должны
иметь
возможность
высказаться,
оставаясь в фокусе внимания остальных участников группового общения.
Самовыражение личности становиться важнее демонстрации языковых
знаний.
Даже
противоречивые,
«неправильные»
суж д е н и я
свидетельствуют
о
самостоятельности
мышления
учащихся,
об
их
активной позиции.
2.
Обучение носит деятельностный характер.
Данный принцип предполагает моделирование в учебном процессе
видов деятельности предметных ситуаций, максимально приближенных к
естественной
предметно-коммуникативной
деятельности.
Это
способствует
актуализации
личностных
смыслообразующих
мотивов
деятельности
учащегося,
направленных
на
удовлетворение
его
познавательных потребностей.
3.
Обучение ориентировано на продуктивное образование и носит
характер продуктивной учебной деятельности.
Этот принцип означает направленность деятельности учащегося в
и
мой край
(7-8 классы)
и
моя семья
(начальная школа)
и
мой город
(5-6 классы)
и
общество
(10-11 классы)
и
ДВ культура
(9 класс)
Я
процессе
освоения
предмета
и
изучаемого
языка
на
приобретение
личностно значимого опыта, на создание личностного образовательного
продукта,
связанного
с
овладением
и
использованием
предметного
знания
и
изучаемого
языка
в
ситуациях
реальной
деятельности
учащегося.
Такой
подход
обеспечивает
реализацию
внутреннего
потенциала учащегося, развитие его креативных способностей.
4.
Обучение имеет личностно-ориентированную направленность.
Это
означает
учет
реальных
коммуникативно-деятельностных
потребностей
учащегося
и
профилирование
их
на
цели
и
задачи
обучения.
5.
Обучение
носит
характер
активного
взаимодействия
всех
субъектов учебной деятельности.
Этот принцип позволяет актуализировать как индивидуальный, так и
коллективный субъект учебной деятельности и развивать у учащихся
социально значимые способности и качества личности.
Решение
задач
обучения
школьников
английскому
языку
осуществляется
в
рамках
Базисного
учебного
плана
Российской
Федерации,
в
котором
подразумевается
работа
над
материалами
регионального содержания.
Учитель уделяет особое внимание работе по формированию умений
учащихся
представлять
свою
культуру,
окружение,
обращаясь
к
их
личностному опыту, к краеведческому содержанию обучения.
Рис.
Модель
развития
коммуникативной
компетентности
обучающихся английскому языку на основе краеведческого материала.
Изучение
краеведческого
материала
осуществляется
на
основе
авторских учебных и дидактических пособий:
Коловерова М. Д., Пушкарёва И. А. Программа элективного курса
предпрофильной подготовки учащихся 9 класса «Гид – экскурсовод»;
Погорелая Г.В, Коловерова М.Д., Пушкарева И.А. и др. серия
электронных
фонетических
пособий
«Шагаем
с
английским
по
Хабаровскому краю»;
Коловерова
М.Д.,
Пушкарева
И.А.,
Погорелая
Г.В
Учебное
пособие «Иностранный язык (английский) и краеведение. Практикум
для учащихся 5 класса» (гриф «Допущено министерством образования
Хабаровского
края
в
качестве
учебного
пособия-практикума
по
английскому
языку
для
учащихся
5
класса
общеобразовательных
учреждений»