Напоминание

Использование регионального компонента на уроках английского языка


Автор: Коловерова Маргарита Дмитриевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 62
Населённый пункт: г. Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование регионального компонента на уроках английского языка
Раздел: полное образование





Назад




Использование

регионального

компонента

на

уроках

английского языка

(Коловерова М.Д., учитель английского языка МБОУ СОШ № 62 г. Хабаровска)

Иностранные

языки

из

рядового

предмета,

изучаемого

во

всех

школах и в одинаковом объеме, превратились в предмет, затребованный

обществом.

Сегодня

иностранными

языками

хотят

владеть

многие.

Успешное

овладение

иностранными

языками

-

это

необходимая

предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом,

для

продолжения

обучения

в

международных

высших

учебных

заведениях,

для

общения

с

жителями

других

стран,

а

так

же

для

профессионального роста. Во время своей работы я обнаружила, что

многие ученики не могут выразить свои мысли при обсуждении, казалось

бы,

простых

вещей:

о

своем

городе,

о

местах,

где

они

побывали,

заинтересовать слушателей проблемами, связанными с Хабаровском. Во

время уроков я стала рассказывать ребятам о достопримечательностях

города,

событиях,

происходивших

у

нас.

Это

вызвало

неподдельный

интерес учащихся, они смотрели на знакомые вещи «другими глазами».

Тогда в своей работе вместе с общим целями обучения английскому

языку, я поставила следующие:

1.

коммуникативное

и

социокультурное

развитие

личности

обучаемого, подготовка его к межкультурному общению;

2. обучение школьников технологии изучения иностранных языков и

развитие

их

самообразовательного

потенциала

для

удовлетворения

личностных интересов в тех или иных сферах общения, областях знания;

3. формирование у школьников толерантного отношения к другим

культурам, воспитание чувства гордости за свою культуру;

4. воспитание патриотизма на основе краеведческого материала.

Первая цель включает:

-формирование

и

развитие

билингвистической

коммуникативной

компетенции

(языковой,

речевой,

л и н г в о с т р а н о в е д ч е с ко й ,

социолингвистической),

необходимой

для

общения

в

учебной,

повседневно-бытовой, деловой сферах, сферах досуга и развлечений;

-развитие

культуры

во сприятия

аутентичных

т е к с т о в

(художественных, газетно-журнальных, рекламно-справочных);

-формирование у школьников представлений о диалоге культур как

сознательно

избираемой

жизненной

позиции,

требующей

от

его

участников уважения к другим культурам, языковой, расовой терпимости,

речевого такта, готовности к изучению культурного наследия мира;

-ознакомление школьников с культурой страны изучаемого языка, ее

связями и ветвями мировой культуры;

-развитие у учащихся умений использования иностранного языка

как средства выражения своих языковых потребностей.

Вторая цель направлена:

-на

обучение

технике

работы

с

отечественной

и

зарубежной

справочной литературой;

-на развитие навыков работы с книгой, аудио и видеоматериалами,

компьютерными программами;

-на

ознакомление

с

тестами

по

определению

уровня

владения

языком;

-на

обучение

формам

самоконтроля

эффективности

учебной,

коммуникативно-познавательной

и

коммуникативной

деятельности

на

иностранном языке.

В связи с целями задачами обучения являются:

1. Создание и совершенствование общей языковой подготовки и

владения иностранным языком.

2. Обучение учащихся выражению своих мыслей по темам о своем

городе, о личном опыте, связанным с пребыванием в своем крае.

3. Повышение мотивации в изучении иностранного языка.

4. Повышение познавательной активности учащихся, развитие их

творческих

способностей,

стремления

к

саморазвитию,

расширение

общеобразовательного кругозора.

5.

Формирование

личности

учащегося

как

индивидуума,

совершенствование его коммуникативной культуры.

6.

Расширение

знаний

учащихся

в

области

культуры,

истории,

географии, этнографии и природы Дальнего Востока.

Принципы обучения.

1.

Обучение

ориентировано

на

коммуникативно-ориентированное

общение.

В

условиях

гуманистического

подхода

к

обучению

создаются

положительные условия для активного и свободного развития личности в

деятельности.

Учащиеся

должны

иметь

возможность

высказаться,

оставаясь в фокусе внимания остальных участников группового общения.

Самовыражение личности становиться важнее демонстрации языковых

знаний.

Даже

противоречивые,

«неправильные»

суж д е н и я

свидетельствуют

о

самостоятельности

мышления

учащихся,

об

их

активной позиции.

2.

Обучение носит деятельностный характер.

Данный принцип предполагает моделирование в учебном процессе

видов деятельности предметных ситуаций, максимально приближенных к

естественной

предметно-коммуникативной

деятельности.

Это

способствует

актуализации

личностных

смыслообразующих

мотивов

деятельности

учащегося,

направленных

на

удовлетворение

его

познавательных потребностей.

3.

Обучение ориентировано на продуктивное образование и носит

характер продуктивной учебной деятельности.

Этот принцип означает направленность деятельности учащегося в

и

мой край

(7-8 классы)

и

моя семья

(начальная школа)

и

мой город

(5-6 классы)

и

общество

(10-11 классы)

и

ДВ культура

(9 класс)

Я

процессе

освоения

предмета

и

изучаемого

языка

на

приобретение

личностно значимого опыта, на создание личностного образовательного

продукта,

связанного

с

овладением

и

использованием

предметного

знания

и

изучаемого

языка

в

ситуациях

реальной

деятельности

учащегося.

Такой

подход

обеспечивает

реализацию

внутреннего

потенциала учащегося, развитие его креативных способностей.

4.

Обучение имеет личностно-ориентированную направленность.

Это

означает

учет

реальных

коммуникативно-деятельностных

потребностей

учащегося

и

профилирование

их

на

цели

и

задачи

обучения.

5.

Обучение

носит

характер

активного

взаимодействия

всех

субъектов учебной деятельности.

Этот принцип позволяет актуализировать как индивидуальный, так и

коллективный субъект учебной деятельности и развивать у учащихся

социально значимые способности и качества личности.

Решение

задач

обучения

школьников

английскому

языку

осуществляется

в

рамках

Базисного

учебного

плана

Российской

Федерации,

в

котором

подразумевается

работа

над

материалами

регионального содержания.

Учитель уделяет особое внимание работе по формированию умений

учащихся

представлять

свою

культуру,

окружение,

обращаясь

к

их

личностному опыту, к краеведческому содержанию обучения.

Рис.

Модель

развития

коммуникативной

компетентности

обучающихся английскому языку на основе краеведческого материала.

Изучение

краеведческого

материала

осуществляется

на

основе

авторских учебных и дидактических пособий:

Коловерова М. Д., Пушкарёва И. А. Программа элективного курса

предпрофильной подготовки учащихся 9 класса «Гид – экскурсовод»;

Погорелая Г.В, Коловерова М.Д., Пушкарева И.А. и др. серия

электронных

фонетических

пособий

«Шагаем

с

английским

по

Хабаровскому краю»;

Коловерова

М.Д.,

Пушкарева

И.А.,

Погорелая

Г.В

Учебное

пособие «Иностранный язык (английский) и краеведение. Практикум

для учащихся 5 класса» (гриф «Допущено министерством образования

Хабаровского

края

в

качестве

учебного

пособия-практикума

по

английскому

языку

для

учащихся

5

класса

общеобразовательных

учреждений»



В раздел образования