Автор: Мишина Анастасия Васильевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ №17
Населённый пункт: город Кировград
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание через интеграцию урочной и внеурочной деятельности школьников.
Раздел: полное образование
Патриотическое воспитание через
интеграцию урочной и внеурочной деятельности школьников.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания
детей
является
развитие
высоконравственной
личности,
разделяющей
российские
традиционные
духовные
ценности,
обладающей
актуальными
знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях
современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года
разработана
во
исполнение
Национальной
стратегии
действий
в
интересах детей на период до 2025 года. Стратегия учитывает положения
Конституции
Российской
Федерации,
федеральных
законов,
указов
Президента
Российской
Федерации,
постановлений
Правительства
Российской Федерации и иных нормативных
правовых актов Российской
Федерации, затрагивающих сферы образования, спорта, культуры, семейной
молодёжной политики, а также международных документов в сфере защиты
прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.
Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей.
сложившихся
в
процессе
культурного
развития
России,
таких
как
человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство,
вера в добро и стремление к выполнению нравственного долга перед самим
собой, своей семьёй и своим Отечеством.
Программа воспитательной работы МАОУ СОШ №17 «Школа успеха» до
2022 года составлена в соответствие со стратегией развития воспитания РФ,
Концепцией духовно-нравственного развития и ФГОС второго поколения.
В
программе
воспитательной
работы
выделены
тревожные
тенденции,
которые обусловили актуальность её разработки:
агрессивное воздействие внешней среды
информационное безразличие молодёжи
отсутствие душевной толерантности
смена кумиров
отсутствие
чётких
положительных
жизненных
ориентиров
для
молодого поколения
Это привело к обновлению воспитательного процесса и выделением в нём
гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания с учётом
современных достижений науки и на основе отечественных традиций
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина
России
отмечено,
что
сфера
общего
образования
призвана
обеспечивать
духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
личности
обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия
гражданином
России
национальных
и
общечеловеческих
ценностей
и
следования
им
в
личной
и
общественной
жизни.
Социальный
заказ
образованию
устанавливается
в
системе
фундаментальных
социальных
и
педагогических понятий , одним из которых является патриотизм.
Патриотическое
воспитание
-
это
систематическая
и
целенаправленная
деятельность
учреждений,
организаций
по
формированию
у
граждан
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите
интересов Родины.
Патриотическое
воспитание
направлено
на
формирование
и
развитие
интересов личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и
способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное время и
военное время.
Одним из механизмов для создания условий для патриотического воспитания
является интеграция урочной и внеурочной деятельности.
Происходящие в настоящее время изменения в социально-экономической ,
политической
сферах
Российского
государства
не
могли
не
сказаться
на
процессе
воспитания
молодого
поколения.
Имеются
факты
искажения
Урочная
деятельность
Внеурочная
деятельность
Кружки
ДК"горняк"
Спортивные
кружки
и
секции
Невьянска
и
Кировграда
Внеклассная
работа
по
предмету
истории страны. Одним из видов деятельности по духовно-нравственному
воспитанию и развитию школьников является ознакомление с героическими
страницами
истории
России,
жизнью
замечательных
людей,
явивших
примеры
гражданского
служения,
исполнения
патриотического
долга,
с
обязанностями гражданина,ознакомление с историей и культурой родного
края,
знакомство
с
важнейшими
событиями
в
истории
нашей
Родины,
содержанием
и
значением
государственных
праздников,
знакомство
с
деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской
направленности.
Данное направление осуществляется через интеграцию внеклассной работы
школы и краеведческого кружка при музее «Становление и развитие посёлка
Лёвиха, который существует только 6 лет.
На основе работы кружка образовательный процесс выстраивается в
направлениях: краеведческая работа, « Ветеран живёт рядом»,
исследовательские проекты, волонтёрское движение.
Так ,например, благодаря материалам Всесоюзной переписи ветеранов
Великой Отечественной войны в 80-е годы прошлого века учащимися школы
№17 ,на базе краеведческого кружка ДК «Горняк» впервые в КГО левихинцы
участвовали в акции «Бессмертный полк». Сегодня благодаря
исследовательской работе школьников количество портретов данной акции
увеличилось от 40 до 142.
На основе музейного материала учащиеся школы пишут проекты, а
результаты новых исследовательских проектов часто становятся достоянием
краеведческого музея. Видео-экскурсию по посёлку Мамченко Екатерины
можно увидеть на сайте школы , а проект Кораблёвой Лизы « История
Лёвихи в математических задачах» был в этом году отмечен дипломом в
Гелинджеке. Ученица 4 класса Поникаровская Соня учится работать с
историческими источниками: она выбрала для этого «Книгу Почёта»
передовиков производства Левихинского рудника с 1958года, где увидела
фамилию своего прадеда. Учителя литературы Кораблёва Венера Кимовна и
Пестрикова Татьяна Владимировна подготовили детей для конкурса стихов о
войне, который прошёл в Комнате боевой славы музея. Ученики Зариповой
Ольги Михайловны результаты проектной деятельности всегда приносят в
музей . Так в этом году « волшебный сундучок» с куклами –оберегами
Древней Руси Куманеевой Яны стал новым экспонатом стилизованной
русской избы. Кроме того Ольга Михайловна активно проводит уроки по
окружающему миру среди источников и экспозиций краеведческого музея.
Первые уроки обществознания в 5 классах по теме: «Моя Родина – Россия» я
провожу в музее «Становление и развитие посёлка Лёвиха».(записи этих
уроков размещены на сайте школы)
К 75-летию Уральского Добровольческого Танкового корпуса в музее новая
экспозиция, прошли встречи с родственниками танкистов УДТК. Учителя
школы проводили Уроки Мужества в комнате Боевой Славы. Мамченко
Ирина Рафкатовна организовала совместную работу родителей и учеников
первого класса для изготовления макета «Танковое сражение» .Сегодня это
новая экспозиция музея.
Например, материал о левихинцах –танкистах УДТК был не только отмечен
медалью и грамотой Совета ветеранов УДТК, но и послужил основой для
исследовательской работы старшеклассников по теме «Чёрные ножи»и
отправлен в этом году для издания областной Книги Памяти к юбилею
Победы.
В таких маленьких территориях , как посёлок Лёвиха, только интеграция
урочной и внеурочной деятельности, которая объединяет и взрослых и детей,
и работников школы и руководителей разных кружков, может создать условия
для повышения эффективной воспитательной деятельности в организациях ,
осуществляющих работу по патриотическому воспитанию подрастающего
поколения России.
Формирование патриотического сознания, готовности к выполнению
конституционных
обязанностей,
воспитание
любви
к
родному
краю
организованы в школе работой по следующим направлениям: гражданско-
патриотическое,
трудовое,
художественно-эстетическое,познавательно-
информационное, спортивное.
Направления воспитателной
работы
Гражданско-патриотическое
Спортивно-оздоровительное
Художественно-эстетическое
Трудовое
Познавательно-
информационное
Формы реализации: традиционные дела школы, классные часы, целевые
программы воспитания, внеурочные занятия по конкретной тематике,
практические занятия. Тренинги, игры, конкурсы, смотры, выставки,
презентации, творческие лаборатории, поисковая работа, тематические
встречи и беседы с ветеранами труда и тружениками тыла, интересными
людьми, экскурсии и поездки.
В 2018 году в школе прошли мероприятия, посвящённые событиям России-
100-летию Российской Армии, 75-летию УДТК, проводятся классные часы,
посвящённые Дням воинской Славы России, «Уроки мира».Традиционными
стали КТД под девизом «Школа –наша забота». К каждому событию
разрабатывался и реализовывался проект. В рамках Добровольческих акций
проводилась «Неделя добра».
Кораблёва Венера Кимовна, Исаева надежда Алексеевна, Мишина Анастасия
васильевна , Зарипова Ольга Михайловна и их ученики принимают участие
во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и творческих
работ"Моя Россия"!Тематика и содержание работ связаны с родным краем,
его культурой, с людьми, чья жизнь каким-либо образом имеют отношение к
Лёвихе и Уралу в целом. Благодаря им школа стала инновационной
площадкой данного проекта, который закончится в 2021 году.
Методический совет школы под руководством завуча Исаевой Надежды
Алексеевны декады школьных методических объединений проводит с целью
совершенствования условий для развития форм включения детей в
интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно-
полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую
деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы
дополнительного образования и других организаций сферы культуры и
физической культуры и спорта.
Например, в феврале 2018 года в школе была проведена Декада ШМО
общественных и общеразвивающих наук
, посвящённая
100-летию РА с
целью активизации творческих способностей и познавательной
деятельности,
воспитания активной жизненной позиции, гражданственности, любви к
Отечеству. Детям запомнилась не только «Лыжня России», которую всегда
серьёзно проводят учителя школы под руководством Захаренко Владимира
Ивановича и Милютиной Любови Леонидовны, но и День интересных и
занимательных встреч по темам :«Весь мир театр…»,«Музыкальный
ринг»,«Своя игра», «Быстрее, выше, сильнее»- интеллектуально -спортивное
многоборье, посвящённое 100-летию РА. Вакуров Павел Евгеньевич и
Милютина Любовь Леонидовна,Токужинова Екатерина Валерьевна
привлекли не только учащихся 5-11 классов, но их родителей, классных
руководителей и работников ДК «Горняк».На станции «Краеведческая»
каверзные вопросы об истории Российской Армии командам задавала
учитель истории и руководитель ШМО Мишина Анастасия Васильевна.
Проигравших не было, все остались довольными.
Балукова Галина Валентиновна , учитель ИЗО И технологии,в целях
формирования активной жизненной позиции, патриотизма, уважения к
истории, традициям и культуре России проводит конкурсы творческих работ
учащихся-рефераты, проекты. Балукова Галина Валентиновна Плакаты-
призывы ,поделки, поздравительные открытки для ветеранов, сформирован
фонд записей на электронных носителях , рассказывающих об участии
школьников в различных мероприятиях на базе музея посёлка Лёвиха.
Информация о проведённых мероприятиях выложена на сайте школы.
Актуальность
проблемы
формирования
здорового
образа
жизни
в
молодёжной
среде
обусловлена,
прежде
всего,
критическим
состоянием
физического и духовного развития молодого поколения. Состояние здоровья
населения, а в первую очередь , детей и молодёжи – важнейший показатель
благополучия
общества
и
государства.
Поэтому
укрепление
здоровья
населения,
создание
условий
и
формирование6
мотивации
для
ведения
здорового образа жизни – одна из приоритетных задач демографической
политики
Российской
Федерации
на
период
до
2025
года.
Вопросы
формирования
здорового
образа
жизни
нашли
отражение:
в
Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
до 2020 года и Концепции развития здравоохранения Российской Федерации
до 2020 года.
К одной из основных составляющих здорового экологически безопасного
образа жизни относится двигательная активность………………
Во внеурочной деятельности в рамках ЗОЖ и физического развития прошли
соревнования в честь 100-летия Российской Армии,………………
Цель: развитие социально-активной и творческой личности гражданина и
патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской
ответственности за судьбу Отечества и своё будущее.
Задачи:
1.
Создание необходимых условий для проявления индивидуальности
каждого ученика.
2.
Формирование нравственной позиции школьников с использованием
воспитательного потенциала краеведения.
3.
Содействие развитию культуры и формированию гуманных
межличностных отношений.
4.
Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности
учащихся.
На основе работы кружков образовательный поцесс выстраивается в
направлениях: краеведческая работа, « Ветеран живёт рядом»……..
На основе…………. Разработана программа « Патриотическое
воспитание как элемент формирования личности». Она направлена на
создание условий личностного самоопределения учащихся, на развитие
социальной активности, гражданской ответственности, духовности,
становления граждан, обладающих позитивными ценностями и
качествами, способных проявить их в созидательном труде в интересах
Отечества, укрепления государства.
Формы реализации: традиционные дела школы, классные часы.
целевые программы воспитания, внеурочные занятия по конкретной
тематике, практические занятия. Тренинги, игры, конкурсы, смотры,
выставки, презентации, творческие лаборатории, поисковая работа,
тематические встречи и беседы с ветеранами войны и тружениками
тыла, интересными людьми, экскурсии и поездки.
Прошли мероприятия, посвящённые событиям России-70-летию битвы
под Москвой, 100-летию Российской Армии, 75-летию УДТК. К
каждому событию разрабатывался и реализовывался проект. В рамках
Добровольческих акций проводилась «Неделя добра».
Принимали участие в …. Областном и Всероссийскомм
К 75-летию Уральского Добровольческого Танкового корпуса в музее новая
экспозиция, прошли встречи с родственниками танкистов УДТК, экскурсии
для учащихся школы «Чёрные ножи. Собран и отправлен материал о
левихинцах - танкистах для издания областной книги Памяти к юбилею
Победы.
В целях формирования активной жизненной позиции, патриотизма, уважения
к истории, традициям и культуре России проводятся конкурсы творческих
работ учащихся-рефераты, проекты.
Плакаты-призывы ,поделки, поздравительные открытки для ветеранов,
сформирован фонд записей на электронных носителях , рассказывающих об
участии школьников в различных мероприятиях на базе музея посёлка
Лёвиха. Информация о проведённых мероприятиях выложена на сайте
школы.
Благодаря
собранному
материалу
в
2013
году
мы
подключились
к
Всероссийской акции «Бессмертный полк» .
Цель акции - отдать дань памяти ветеранам, которых уже нет в живых, но
память о которых живет в наших сердцах по сей день. «Бессмертный полк»
своей главной задачей считает сохранение в каждой российской семье памяти
о солдатах Великой Отечественной войны.
2. Участие в «Бессмертном полку» подразумевает, что каждый, кто
помнит и чтит своего ветерана, деда, прадеда, выходит на улицы города с
фотографией солдата, чтобы либо принять участие в параде 9 Мая в колонне
«Бессмертного полка», либо самостоятельно отдать дань памяти, принеся
фотографию к вечному огню, либо иному памятному месту. Мы это сделали.
С какой гордостью жители посёлка держали в руках портреты своих близких,
которые мы подготовили. 141 портрет
«Нельзя
научиться
любить
живых,
если
не
умеешь
хранить
память
о
мёртвых».
Таким образом, патриотическое воспитание через интеграцию урочной и
внеурочной деятельности в контексте развития духовно-нравственной
культуры личности обучающегося позволяет сформировать базовые
национальные ценности гражданина-патриота Родины.
Идёт дискуссия, - немея,
В экраны смотрит вся страна:
Национальная идея -
Какая всё-таки она?
Как возродить престиж России?
Что может нас объединить?
Каков наш путь, и кто мессия?
Чему нам верить и служить?
А всё и просто, и безмерно -
Величье Родины и честь,
Служить Отечеству примерно -
Лишь в этом смысл и путь наш весь.
Мы - россияне. Без России,
Великой, сильной - нам конец.
Отдать Отчизне жизнь и силы -
Лишь в этом жизни всей венец.
Хотя сейчас не в моде совесть,
В прицеле многих чистоган -
В другую верую я повесть -
России лучший жребий дан.
И пылким сердцем пламенея,
Я утверждаю посему:
«Национальная идея -
Патриотизм спасёт страну».