Напоминание

Патриотическое воспитание через интеграцию урочной и внеурочной деятельности школьников.


Автор: Мишина Анастасия Васильевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ №17
Населённый пункт: город Кировград
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание через интеграцию урочной и внеурочной деятельности школьников.
Раздел: полное образование





Назад




Патриотическое воспитание через

интеграцию урочной и внеурочной деятельности школьников.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания

детей

является

развитие

высоконравственной

личности,

разделяющей

российские

традиционные

духовные

ценности,

обладающей

актуальными

знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях

современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025

года

разработана

во

исполнение

Национальной

стратегии

действий

в

интересах детей на период до 2025 года. Стратегия учитывает положения

Конституции

Российской

Федерации,

федеральных

законов,

указов

Президента

Российской

Федерации,

постановлений

Правительства

Российской Федерации и иных нормативных

правовых актов Российской

Федерации, затрагивающих сферы образования, спорта, культуры, семейной

молодёжной политики, а также международных документов в сфере защиты

прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей.

сложившихся

в

процессе

культурного

развития

России,

таких

как

человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство,

вера в добро и стремление к выполнению нравственного долга перед самим

собой, своей семьёй и своим Отечеством.

Программа воспитательной работы МАОУ СОШ №17 «Школа успеха» до

2022 года составлена в соответствие со стратегией развития воспитания РФ,

Концепцией духовно-нравственного развития и ФГОС второго поколения.

В

программе

воспитательной

работы

выделены

тревожные

тенденции,

которые обусловили актуальность её разработки:

агрессивное воздействие внешней среды

информационное безразличие молодёжи

отсутствие душевной толерантности

смена кумиров

отсутствие

чётких

положительных

жизненных

ориентиров

для

молодого поколения

Это привело к обновлению воспитательного процесса и выделением в нём

гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания с учётом

современных достижений науки и на основе отечественных традиций

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина

России

отмечено,

что

сфера

общего

образования

призвана

обеспечивать

духовно-нравственное

развитие

и

воспитание

личности

обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия

гражданином

России

национальных

и

общечеловеческих

ценностей

и

следования

им

в

личной

и

общественной

жизни.

Социальный

заказ

образованию

устанавливается

в

системе

фундаментальных

социальных

и

педагогических понятий , одним из которых является патриотизм.

Патриотическое

воспитание

-

это

систематическая

и

целенаправленная

деятельность

учреждений,

организаций

по

формированию

у

граждан

патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к

выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите

интересов Родины.

Патриотическое

воспитание

направлено

на

формирование

и

развитие

интересов личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и

способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное время и

военное время.

Одним из механизмов для создания условий для патриотического воспитания

является интеграция урочной и внеурочной деятельности.

Происходящие в настоящее время изменения в социально-экономической ,

политической

сферах

Российского

государства

не

могли

не

сказаться

на

процессе

воспитания

молодого

поколения.

Имеются

факты

искажения

Урочная

деятельность

Внеурочная

деятельность

Кружки

ДК"горняк"

Спортивные

кружки

и

секции

Невьянска

и

Кировграда

Внеклассная

работа

по

предмету

истории страны. Одним из видов деятельности по духовно-нравственному

воспитанию и развитию школьников является ознакомление с героическими

страницами

истории

России,

жизнью

замечательных

людей,

явивших

примеры

гражданского

служения,

исполнения

патриотического

долга,

с

обязанностями гражданина,ознакомление с историей и культурой родного

края,

знакомство

с

важнейшими

событиями

в

истории

нашей

Родины,

содержанием

и

значением

государственных

праздников,

знакомство

с

деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской

направленности.

Данное направление осуществляется через интеграцию внеклассной работы

школы и краеведческого кружка при музее «Становление и развитие посёлка

Лёвиха, который существует только 6 лет.

На основе работы кружка образовательный процесс выстраивается в

направлениях: краеведческая работа, « Ветеран живёт рядом»,

исследовательские проекты, волонтёрское движение.

Так ,например, благодаря материалам Всесоюзной переписи ветеранов

Великой Отечественной войны в 80-е годы прошлого века учащимися школы

№17 ,на базе краеведческого кружка ДК «Горняк» впервые в КГО левихинцы

участвовали в акции «Бессмертный полк». Сегодня благодаря

исследовательской работе школьников количество портретов данной акции

увеличилось от 40 до 142.

На основе музейного материала учащиеся школы пишут проекты, а

результаты новых исследовательских проектов часто становятся достоянием

краеведческого музея. Видео-экскурсию по посёлку Мамченко Екатерины

можно увидеть на сайте школы , а проект Кораблёвой Лизы « История

Лёвихи в математических задачах» был в этом году отмечен дипломом в

Гелинджеке. Ученица 4 класса Поникаровская Соня учится работать с

историческими источниками: она выбрала для этого «Книгу Почёта»

передовиков производства Левихинского рудника с 1958года, где увидела

фамилию своего прадеда. Учителя литературы Кораблёва Венера Кимовна и

Пестрикова Татьяна Владимировна подготовили детей для конкурса стихов о

войне, который прошёл в Комнате боевой славы музея. Ученики Зариповой

Ольги Михайловны результаты проектной деятельности всегда приносят в

музей . Так в этом году « волшебный сундучок» с куклами –оберегами

Древней Руси Куманеевой Яны стал новым экспонатом стилизованной

русской избы. Кроме того Ольга Михайловна активно проводит уроки по

окружающему миру среди источников и экспозиций краеведческого музея.

Первые уроки обществознания в 5 классах по теме: «Моя Родина – Россия» я

провожу в музее «Становление и развитие посёлка Лёвиха».(записи этих

уроков размещены на сайте школы)

К 75-летию Уральского Добровольческого Танкового корпуса в музее новая

экспозиция, прошли встречи с родственниками танкистов УДТК. Учителя

школы проводили Уроки Мужества в комнате Боевой Славы. Мамченко

Ирина Рафкатовна организовала совместную работу родителей и учеников

первого класса для изготовления макета «Танковое сражение» .Сегодня это

новая экспозиция музея.

Например, материал о левихинцах –танкистах УДТК был не только отмечен

медалью и грамотой Совета ветеранов УДТК, но и послужил основой для

исследовательской работы старшеклассников по теме «Чёрные ножи»и

отправлен в этом году для издания областной Книги Памяти к юбилею

Победы.

В таких маленьких территориях , как посёлок Лёвиха, только интеграция

урочной и внеурочной деятельности, которая объединяет и взрослых и детей,

и работников школы и руководителей разных кружков, может создать условия

для повышения эффективной воспитательной деятельности в организациях ,

осуществляющих работу по патриотическому воспитанию подрастающего

поколения России.

Формирование патриотического сознания, готовности к выполнению

конституционных

обязанностей,

воспитание

любви

к

родному

краю

организованы в школе работой по следующим направлениям: гражданско-

патриотическое,

трудовое,

художественно-эстетическое,познавательно-

информационное, спортивное.

Направления воспитателной

работы

Гражданско-патриотическое

Спортивно-оздоровительное

Художественно-эстетическое

Трудовое

Познавательно-

информационное

Формы реализации: традиционные дела школы, классные часы, целевые

программы воспитания, внеурочные занятия по конкретной тематике,

практические занятия. Тренинги, игры, конкурсы, смотры, выставки,

презентации, творческие лаборатории, поисковая работа, тематические

встречи и беседы с ветеранами труда и тружениками тыла, интересными

людьми, экскурсии и поездки.

В 2018 году в школе прошли мероприятия, посвящённые событиям России-

100-летию Российской Армии, 75-летию УДТК, проводятся классные часы,

посвящённые Дням воинской Славы России, «Уроки мира».Традиционными

стали КТД под девизом «Школа –наша забота». К каждому событию

разрабатывался и реализовывался проект. В рамках Добровольческих акций

проводилась «Неделя добра».

Кораблёва Венера Кимовна, Исаева надежда Алексеевна, Мишина Анастасия

васильевна , Зарипова Ольга Михайловна и их ученики принимают участие

во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и творческих

работ"Моя Россия"!Тематика и содержание работ связаны с родным краем,

его культурой, с людьми, чья жизнь каким-либо образом имеют отношение к

Лёвихе и Уралу в целом. Благодаря им школа стала инновационной

площадкой данного проекта, который закончится в 2021 году.

Методический совет школы под руководством завуча Исаевой Надежды

Алексеевны декады школьных методических объединений проводит с целью

совершенствования условий для развития форм включения детей в

интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно-

полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую

деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы

дополнительного образования и других организаций сферы культуры и

физической культуры и спорта.

Например, в феврале 2018 года в школе была проведена Декада ШМО

общественных и общеразвивающих наук

, посвящённая

100-летию РА с

целью активизации творческих способностей и познавательной

деятельности,

воспитания активной жизненной позиции, гражданственности, любви к

Отечеству. Детям запомнилась не только «Лыжня России», которую всегда

серьёзно проводят учителя школы под руководством Захаренко Владимира

Ивановича и Милютиной Любови Леонидовны, но и День интересных и

занимательных встреч по темам :«Весь мир театр…»,«Музыкальный

ринг»,«Своя игра», «Быстрее, выше, сильнее»- интеллектуально -спортивное

многоборье, посвящённое 100-летию РА. Вакуров Павел Евгеньевич и

Милютина Любовь Леонидовна,Токужинова Екатерина Валерьевна

привлекли не только учащихся 5-11 классов, но их родителей, классных

руководителей и работников ДК «Горняк».На станции «Краеведческая»

каверзные вопросы об истории Российской Армии командам задавала

учитель истории и руководитель ШМО Мишина Анастасия Васильевна.

Проигравших не было, все остались довольными.

Балукова Галина Валентиновна , учитель ИЗО И технологии,в целях

формирования активной жизненной позиции, патриотизма, уважения к

истории, традициям и культуре России проводит конкурсы творческих работ

учащихся-рефераты, проекты. Балукова Галина Валентиновна Плакаты-

призывы ,поделки, поздравительные открытки для ветеранов, сформирован

фонд записей на электронных носителях , рассказывающих об участии

школьников в различных мероприятиях на базе музея посёлка Лёвиха.

Информация о проведённых мероприятиях выложена на сайте школы.

Актуальность

проблемы

формирования

здорового

образа

жизни

в

молодёжной

среде

обусловлена,

прежде

всего,

критическим

состоянием

физического и духовного развития молодого поколения. Состояние здоровья

населения, а в первую очередь , детей и молодёжи – важнейший показатель

благополучия

общества

и

государства.

Поэтому

укрепление

здоровья

населения,

создание

условий

и

формирование6

мотивации

для

ведения

здорового образа жизни – одна из приоритетных задач демографической

политики

Российской

Федерации

на

период

до

2025

года.

Вопросы

формирования

здорового

образа

жизни

нашли

отражение:

в

Концепции

долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

до 2020 года и Концепции развития здравоохранения Российской Федерации

до 2020 года.

К одной из основных составляющих здорового экологически безопасного

образа жизни относится двигательная активность………………

Во внеурочной деятельности в рамках ЗОЖ и физического развития прошли

соревнования в честь 100-летия Российской Армии,………………

Цель: развитие социально-активной и творческой личности гражданина и

патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской

ответственности за судьбу Отечества и своё будущее.

Задачи:

1.

Создание необходимых условий для проявления индивидуальности

каждого ученика.

2.

Формирование нравственной позиции школьников с использованием

воспитательного потенциала краеведения.

3.

Содействие развитию культуры и формированию гуманных

межличностных отношений.

4.

Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности

учащихся.

На основе работы кружков образовательный поцесс выстраивается в

направлениях: краеведческая работа, « Ветеран живёт рядом»……..

На основе…………. Разработана программа « Патриотическое

воспитание как элемент формирования личности». Она направлена на

создание условий личностного самоопределения учащихся, на развитие

социальной активности, гражданской ответственности, духовности,

становления граждан, обладающих позитивными ценностями и

качествами, способных проявить их в созидательном труде в интересах

Отечества, укрепления государства.

Формы реализации: традиционные дела школы, классные часы.

целевые программы воспитания, внеурочные занятия по конкретной

тематике, практические занятия. Тренинги, игры, конкурсы, смотры,

выставки, презентации, творческие лаборатории, поисковая работа,

тематические встречи и беседы с ветеранами войны и тружениками

тыла, интересными людьми, экскурсии и поездки.

Прошли мероприятия, посвящённые событиям России-70-летию битвы

под Москвой, 100-летию Российской Армии, 75-летию УДТК. К

каждому событию разрабатывался и реализовывался проект. В рамках

Добровольческих акций проводилась «Неделя добра».

Принимали участие в …. Областном и Всероссийскомм

К 75-летию Уральского Добровольческого Танкового корпуса в музее новая

экспозиция, прошли встречи с родственниками танкистов УДТК, экскурсии

для учащихся школы «Чёрные ножи. Собран и отправлен материал о

левихинцах - танкистах для издания областной книги Памяти к юбилею

Победы.

В целях формирования активной жизненной позиции, патриотизма, уважения

к истории, традициям и культуре России проводятся конкурсы творческих

работ учащихся-рефераты, проекты.

Плакаты-призывы ,поделки, поздравительные открытки для ветеранов,

сформирован фонд записей на электронных носителях , рассказывающих об

участии школьников в различных мероприятиях на базе музея посёлка

Лёвиха. Информация о проведённых мероприятиях выложена на сайте

школы.

Благодаря

собранному

материалу

в

2013

году

мы

подключились

к

Всероссийской акции «Бессмертный полк» .

Цель акции - отдать дань памяти ветеранам, которых уже нет в живых, но

память о которых живет в наших сердцах по сей день. «Бессмертный полк»

своей главной задачей считает сохранение в каждой российской семье памяти

о солдатах Великой Отечественной войны.

2. Участие в «Бессмертном полку» подразумевает, что каждый, кто

помнит и чтит своего ветерана, деда, прадеда, выходит на улицы города с

фотографией солдата, чтобы либо принять участие в параде 9 Мая в колонне

«Бессмертного полка», либо самостоятельно отдать дань памяти, принеся

фотографию к вечному огню, либо иному памятному месту. Мы это сделали.

С какой гордостью жители посёлка держали в руках портреты своих близких,

которые мы подготовили. 141 портрет

«Нельзя

научиться

любить

живых,

если

не

умеешь

хранить

память

о

мёртвых».

Таким образом, патриотическое воспитание через интеграцию урочной и

внеурочной деятельности в контексте развития духовно-нравственной

культуры личности обучающегося позволяет сформировать базовые

национальные ценности гражданина-патриота Родины.

Идёт дискуссия, - немея,

В экраны смотрит вся страна:

Национальная идея -

Какая всё-таки она?

Как возродить престиж России?

Что может нас объединить?

Каков наш путь, и кто мессия?

Чему нам верить и служить?

А всё и просто, и безмерно -

Величье Родины и честь,

Служить Отечеству примерно -

Лишь в этом смысл и путь наш весь.

Мы - россияне. Без России,

Великой, сильной - нам конец.

Отдать Отчизне жизнь и силы -

Лишь в этом жизни всей венец.

Хотя сейчас не в моде совесть,

В прицеле многих чистоган -

В другую верую я повесть -

России лучший жребий дан.

И пылким сердцем пламенея,

Я утверждаю посему:

«Национальная идея -

Патриотизм спасёт страну».



В раздел образования