Автор: Осокина Оксана Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР д/с " Золотая рыбка"
Населённый пункт: Г. Абакан Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Организация здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении в условиях введения ФГОС ДО".
Раздел: дошкольное образование
Организация здоровьесберегающей среды в дошкольном
учреждении
в условиях введения ФГОС ДО.
Приоритетными
направлением
деятельности
дошкольного
образовательного
учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического
здоровья
каждого
ребенка,
обеспечение
эмоционального
благополучия
детей,
амплификация
развития,
создание
общности
пространства
детско-взрослого
взаимодействия с учетом ведущей деятельности возраста, развитие каждого ребенка, как
субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, а также оказание педагогической
поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка.
Все
это
представляет
собой
здоровьесберегающую
среду
детского
сада
или
здоровьесберегающее воспитательное пространство.
Здоровьесберегающее воспитательное пространство рассматривается как комплекс
социально-гигиенических,
психолого-педагогических,
морально-этиче ских,
экологических,
физкультурно-оздоровительных,
образовательных
системных
мер,
обеспечивающих
ребенку
психическое
и
физическое
благополучие,
комфортную,
морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.
К сущностным характеристикам здоровьесберегающей среды следует отнести:
- морально-психологический климат;
- экологию и гигиену;
- современный дизайн;
- рациональный режим жизни, труда и отдыха;
-
современные
образовательные
программы,
методики
и
технологии,
отвечающие
принципам здоровьесохраняющего обучения.
В
основу
разработки
концептуальных
направлений
развития
закладываются
следующие актуальные задачи:
-формирование
здоровья
детей
на
основе
комплексного
и
системного
использования
доступных
именно
для
конкретного
детского
сада
средств
физического
воспитания,
оптимизации двигательной деятельности детей на свежем воздухе;
-привлечение
к
образовательной
деятельности
дошкольного
учреждения
духовно-
нравственного
и
культурного
потенциала
города,
микрорайона
и
творческих
сил
окружающего социума, воспитание детей на традициях русской национальной культуры;
-конструктивно-партнерское взаимодействие семьи, педагогического коллектива и самих
детей в укреплении здоровья, в развитии способностей и интересов, создание творческой
атмосферы для всех участников образовательного процесса;
-обеспечение
активной
позиции
детей
в
процессе
освоения
основ,
здорового
образа
жизни, экологических знаний.
Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются:
-динамизм (возможность изменения, преобразования);
-открытость (связь с другими социальными институтами, широким социумом);
-гибкость
(учет
новых
возможностей
субъектов
образования
и
социально-
культурного пространства);
-саморазвитие и взаимосвязи педагогических подсистем (воспитание, образование,
развитие, управление).
Особое
значение
в
деятельности
педагогического
коллектива
по
созданию
здоровьесберегающего воспитательного пространства придается:
- приоритету в воспитании ребенка общечеловеческих ценностей, культурных,
национальных традиций, этнопсихологических особенностей населения;
- укреплению связей с семьей, микрорайоном, городом, составление совместных
программ
с
культурно-образовательными,
спортивно-оздоровительными
учреждениями города;
-
реализации
деятельно-практического
подхода
в
формировании
ценностного
потенциала
личности
(посильный
общественно-полезный
совместный
труд);
-
подбору
здоровьесберегающих
технологий
для
организации
образовательной
работы с дошкольниками;
- ориентированности родителей на конструктивные, партнерские взаимоотношения
со
специалистами,
воспитателями,
гармонизация
взаимоотношений
в
социуме,
использование практики социального партнерства.
Реализация данных направлений будет способствовать профилактике негативных
проявлений в среде детей, созданию условий для адаптации детей в детском саду и за его
пределами, изменению позиции родителей, преодолению негативного опыта некоторых
родителей
по
отношению
к
дошкольным
образовательным
учреждениям
и
системе
воспитания детей.
Научно-методические
основы
создания
здоровьесохраняющей
среды
ребенка
в
семье и детском саду определяются необходимостью опережающего воздействия средств
физической культуры на здоровье подрастающего поколения с самого раннего возраста.