Напоминание

"Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» «От страдания к радости». «Всенощное бдение» Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».


Автор: Шарифуллина Гульнара Рамильевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ Средняя школа №29
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярского края
Наименование материала: Технологическая карта урока музыки в 7 классе
Тема: "Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» «От страдания к радости». «Всенощное бдение» Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока

ФИО учителя

Шарифуллина Гульнара Рамильевна

Класс

7

УМК

«Музыка 5- 7 классы» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.

Предмет

Музыка

Тема

Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» «От страдания к радости». «Всенощное

бдение» Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Место и роль урока в изучаемой

теме

Шестая тема в разделе «Особенности драматургии сценической музыки». Тринадцатый урок по

программе Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой.

Цель

Ввести

понятия:

«месса»,

«всенощная»; познакомить

с

особенностями

религиозной

музыки,

определить отличительные особенности «мессы» и «всенощной».

Планируемые результаты

Предметные: давать определения терминов, понятий по теме урока; определять жанровые признаки и

выразительные средства «Мессы» и «Всенощной»; называть основные разделы «Мессы» и

«Всенощной».

Метапредметные: П: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения, выявлять

общее и различное, определять особенности драматургии; Р: формулировать тему, определять цель,

планировать свою деятельность в группе. К: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая

фактами.

Личностные:

Развивать эмоционально-нравственную отзывчивость, уважительное отношение к

религиозной культуре.

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Расширять представления учащихся о

духовной музыке разных религиозных

направлений на примере «Высокой мессы» и

«Всенощного бдения». Знать историю

создания изучаемых произведений. Уметь

грамотно называть музыкальные номера и

разделы, композиторов.

Самостоятельно

формулировать

тему, проблему и

цели урока.

Планировать

собственные

действия в

Извлекать

информацию,

представленную в

разных формах

(текст,

иллюстрация,

таблица).

Выражать и

аргументировать

свои предпочтения

и отрицания,

используя новые

понятия; уметь

задавать вопросы.

Проявлять

эмоциональную

отзывчивость,

личностное

отношение к

музыкальным

произведениям при их

Иметь представление об особенностях

католической и православной служб.

Определять виды драматического развития.

Закреплять знания по теме «Особенности

драматургии». Владеть терминологией

используемой на уроке.

Участвовать в коллективном обсуждении

проблем связанных с предложенной

тематикой.

Использовать различные источники

информации о музыкальных жанрах,

сравнивать их, сопоставлять, выбирать

наиболее значимые для мини -

исследовательского проекта.

процессе

восприятия

музыки.

Сравнивать

образное

содержание

музыкальных

жанров.

Выступать перед

аудиторией

сверстников с

сообщениями.

Осуществлять

сотрудничество и

кооперацию с

учителем и

сверстниками через

участие в

совместной

деятельности.

восприятии.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

Организационный

момент:

Приветствие.

Проверка готовности к

уроку.

Приветствие.

Проверка наличия учебника и

рабочих тетрадей на парте;

выявляет отсутствующих на

уроке.

Приветствие.

Личностные

Развитие доброжелательности

и эмоциональной

отзывчивости.

2.

Мотивация к учебной

деятельности:

Подготовка учащихся к

учебной деятельности.

Введение в тему урока.

Предлагает прослушать

произведение «Kyrie, eleison!»

№1

Организует диалог с

обучающимися, в ходе которого

совместно с учащимися

формулируют проблему урока:

- какие чувства вызывает эта

Слушание.

Отвечают на вопросы:

Личностные:

Ответственное отношение к

учению, готовность и

способность к саморазвитию и

самообразованию на основе

мотивации к обучению и

познанию;

музыка?

- Где может звучать эта музыка?

- определите тему урока

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

(тема урока)

Цели и задачи

- возвышенные, умиротворения….

- В церкви, в храме…

- музыка в церкви, религиозная

музыка…

Записывают тему урока

Определяют для себя цели и задачи

Метапредметные

Умение самостоятельно

ставить новые учебные задачи

на основе развития

познавательных мотивов и

интересов

3.

Открытие и усвоение

новых знаний

Продолжение диалога с

обучающимися:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (католический

храм)

- Как вы думаете, этот храм

находится в какой стране?

-Каких немецких композиторов

вы знаете?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (портрет

И.С.Баха)

Информация по теме:

И.С.Бах, Месса, «Высокая

месса», «от страдания к

радости», история создания…

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Участвуют в диалоге:

-Германии, Австрии….

- Бах, Гендель…

Записывают определение «мессы» в

тетради, разделы

Работа с учебником стр.62.-65

Предметные:

Воспитание эстетического

отношения к миру,

критического восприятия

музыкальной информации;

Регулятивные:

Планировать собственные

действия в процессе

восприятия музыки

Личностные:

Проявлять эмоциональную

отзывчивость, личностное

отношение к музыкальным

произведениям при их

восприятии.

Физминутка.

Предлагает прослушать «Gloria»

№4

- Какие образы рисует музыка?

- Исполнители?

Предлагает прослушать

произведение «Богородице Дево,

радуйся»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

(православный храм)

-Какие чувства вызывает у вас

эта музыка?

-Это произведение того же

автора?

-Как вы определили?

- а храм, находящийся на слайде,

где может быть построен?

В православной церкви

богослужение называется

«Всенощное бдение»

Материал по теме урока:

С.В.Рахманинов, «Всенощное

бдение», «Вечерня», «Утреня»,

история создания.

Слушание.

- Светлые, образ радости….

- Хор, оркестр, орган, солисты.

Слушание.

Участие в диалоге.

Отвечают на вопросы:

-лиричное, светлое, возвышенное…

-нет

-музыка отличается, другой текст, нет

сопровождения…

- в России

Записывают в тетради определение

«Всенощное бдение», разделы:

«Вечерня», «Утреня»

Предметные:

Воспитание эстетического

отношения к миру,

критического восприятия

музыкальной информации;

Регулятивные:

Планировать собственные

действия в процессе

восприятия музыки

Личностные:

Проявлять эмоциональную

отзывчивость, личностное

отношение к музыкальным

произведениям при их

восприятии.

Коммуникативные:

уметь задавать вопросы

Осуществлять сотрудничество

и кооперацию с учителем и

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

(портрет С.В.Рахманинова)

(«Всенощное бдение» и разделы)

Слушание «Хвалите имя

Господне»

-отличатся ли это песнопение от

«Богородице Дево, радуйся» и

чем?

Работа с учебником стр.66-69

Слушание.

- отличается. Музыка торжественная,

утверждающая, уверенная…

сверстниками через участие в

совместной деятельности.

Познавательные:

овладение логическими

действиями анализа,

сравнения, построения

рассуждений; готовность

слушать собеседника и вести

диалог;

4.

Обобщение и

систематизация новых

знаний.

Работа в группах (3группы):

Какие жанровые признаки и

выразительные средства

отличают две образные сферы?

1 гр.– «Высокая месса»:

«Kyrie, eleison!»

«Gloria»

2 гр.– «Всенощное бдение»:

«Богородице Дево, радуйся»

« Хвалите имя Господа»

3 гр.– общее и различное

«Высокая месса» и «Всенощное»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

-лад

-темп

-интонации

-ритм

-фактура

-исполнители

Работа в группах – 3 группы:

-лад (мажор, минор)

-темп (быстрый, медленный,

умеренный…)

-интонации (скорби, радости,

былинных сказов…)

-ритм (ровный)

-фактура (гармоническая.

Полифония)

-исполнители (хор, оркестр, орган..)

Коммуникативные:

Выражать и аргументировать

свои предпочтения и

отрицания, используя новые

понятия;

Формирование навыка

сотрудничества

Осуществлять сотрудничество

и кооперацию с учителем и

сверстниками через участие в

совместной деятельности

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Вывод: на чем строится

драматическое развитие ?

Драматическое развитие строится на

принципе контраста.

5.

Рефлексия

Подведения итогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Продолжи фразу:

- Я познакомился…

- Я слушал…

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

- Теперь я могу…

Остались ли у Вас вопросы?

Какие вы оценки себе поставили

бы?

Рефлексируют.

Подводят итоги

Оценивают свою деятельность на уроке

(ставят себе оценки)

Регулятивные УУД

Формирование умения

анализировать и оценивать свою

деятельность

6.

Домашнее задание

Разработать мини-проект

«Музыка Баха (Рахманинова) в

мобильных телефонах»

Учебник стр.62-69

Задают вопросы по домашнему

заданию

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

7

Итоговый этап

рефлексии учебной

деятельности

Благодарит учащихся за

активную плодотворную работу.

Оценивание урока. (различные виды:

смайлики, шкала и т.д.)

Личностные УУД



В раздел образования