Автор: Шарифуллина Гульнара Рамильевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ Средняя школа №29
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярского края
Наименование материала: Технологическая карта урока музыки в 7 классе
Тема: "Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» «От страдания к радости». «Всенощное бдение» Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
ФИО учителя
Шарифуллина Гульнара Рамильевна
Класс
7
УМК
«Музыка 5- 7 классы» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.
Предмет
Музыка
Тема
Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» «От страдания к радости». «Всенощное
бдение» Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».
Тип урока
Урок открытия новых знаний
Место и роль урока в изучаемой
теме
Шестая тема в разделе «Особенности драматургии сценической музыки». Тринадцатый урок по
программе Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой.
Цель
Ввести
понятия:
«месса»,
«всенощная»; познакомить
с
особенностями
религиозной
музыки,
определить отличительные особенности «мессы» и «всенощной».
Планируемые результаты
Предметные: давать определения терминов, понятий по теме урока; определять жанровые признаки и
выразительные средства «Мессы» и «Всенощной»; называть основные разделы «Мессы» и
«Всенощной».
Метапредметные: П: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения, выявлять
общее и различное, определять особенности драматургии; Р: формулировать тему, определять цель,
планировать свою деятельность в группе. К: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая
фактами.
Личностные:
Развивать эмоционально-нравственную отзывчивость, уважительное отношение к
религиозной культуре.
Предметные знания, предметные действия
УУД
регулятивные
познавательные
коммуникативные
личностные
Расширять представления учащихся о
духовной музыке разных религиозных
направлений на примере «Высокой мессы» и
«Всенощного бдения». Знать историю
создания изучаемых произведений. Уметь
грамотно называть музыкальные номера и
разделы, композиторов.
Самостоятельно
формулировать
тему, проблему и
цели урока.
Планировать
собственные
действия в
Извлекать
информацию,
представленную в
разных формах
(текст,
иллюстрация,
таблица).
Выражать и
аргументировать
свои предпочтения
и отрицания,
используя новые
понятия; уметь
задавать вопросы.
Проявлять
эмоциональную
отзывчивость,
личностное
отношение к
музыкальным
произведениям при их
Иметь представление об особенностях
католической и православной служб.
Определять виды драматического развития.
Закреплять знания по теме «Особенности
драматургии». Владеть терминологией
используемой на уроке.
Участвовать в коллективном обсуждении
проблем связанных с предложенной
тематикой.
Использовать различные источники
информации о музыкальных жанрах,
сравнивать их, сопоставлять, выбирать
наиболее значимые для мини -
исследовательского проекта.
процессе
восприятия
музыки.
Сравнивать
образное
содержание
музыкальных
жанров.
Выступать перед
аудиторией
сверстников с
сообщениями.
Осуществлять
сотрудничество и
кооперацию с
учителем и
сверстниками через
участие в
совместной
деятельности.
восприятии.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1.
Организационный
момент:
Приветствие.
Проверка готовности к
уроку.
Приветствие.
Проверка наличия учебника и
рабочих тетрадей на парте;
выявляет отсутствующих на
уроке.
Приветствие.
Личностные
Развитие доброжелательности
и эмоциональной
отзывчивости.
2.
Мотивация к учебной
деятельности:
Подготовка учащихся к
учебной деятельности.
Введение в тему урока.
Предлагает прослушать
произведение «Kyrie, eleison!»
№1
Организует диалог с
обучающимися, в ходе которого
совместно с учащимися
формулируют проблему урока:
- какие чувства вызывает эта
Слушание.
Отвечают на вопросы:
Личностные:
Ответственное отношение к
учению, готовность и
способность к саморазвитию и
самообразованию на основе
мотивации к обучению и
познанию;
музыка?
- Где может звучать эта музыка?
- определите тему урока
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(тема урока)
Цели и задачи
- возвышенные, умиротворения….
- В церкви, в храме…
- музыка в церкви, религиозная
музыка…
Записывают тему урока
Определяют для себя цели и задачи
Метапредметные
Умение самостоятельно
ставить новые учебные задачи
на основе развития
познавательных мотивов и
интересов
3.
Открытие и усвоение
новых знаний
Продолжение диалога с
обучающимися:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (католический
храм)
- Как вы думаете, этот храм
находится в какой стране?
-Каких немецких композиторов
вы знаете?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (портрет
И.С.Баха)
Информация по теме:
И.С.Бах, Месса, «Высокая
месса», «от страдания к
радости», история создания…
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Участвуют в диалоге:
-Германии, Австрии….
- Бах, Гендель…
Записывают определение «мессы» в
тетради, разделы
Работа с учебником стр.62.-65
Предметные:
Воспитание эстетического
отношения к миру,
критического восприятия
музыкальной информации;
Регулятивные:
Планировать собственные
действия в процессе
восприятия музыки
Личностные:
Проявлять эмоциональную
отзывчивость, личностное
отношение к музыкальным
произведениям при их
восприятии.
Физминутка.
Предлагает прослушать «Gloria»
№4
- Какие образы рисует музыка?
- Исполнители?
Предлагает прослушать
произведение «Богородице Дево,
радуйся»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(православный храм)
-Какие чувства вызывает у вас
эта музыка?
-Это произведение того же
автора?
-Как вы определили?
- а храм, находящийся на слайде,
где может быть построен?
В православной церкви
богослужение называется
«Всенощное бдение»
Материал по теме урока:
С.В.Рахманинов, «Всенощное
бдение», «Вечерня», «Утреня»,
история создания.
Слушание.
- Светлые, образ радости….
- Хор, оркестр, орган, солисты.
Слушание.
Участие в диалоге.
Отвечают на вопросы:
-лиричное, светлое, возвышенное…
-нет
-музыка отличается, другой текст, нет
сопровождения…
- в России
Записывают в тетради определение
«Всенощное бдение», разделы:
«Вечерня», «Утреня»
Предметные:
Воспитание эстетического
отношения к миру,
критического восприятия
музыкальной информации;
Регулятивные:
Планировать собственные
действия в процессе
восприятия музыки
Личностные:
Проявлять эмоциональную
отзывчивость, личностное
отношение к музыкальным
произведениям при их
восприятии.
Коммуникативные:
уметь задавать вопросы
Осуществлять сотрудничество
и кооперацию с учителем и
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(портрет С.В.Рахманинова)
(«Всенощное бдение» и разделы)
Слушание «Хвалите имя
Господне»
-отличатся ли это песнопение от
«Богородице Дево, радуйся» и
чем?
Работа с учебником стр.66-69
Слушание.
- отличается. Музыка торжественная,
утверждающая, уверенная…
сверстниками через участие в
совместной деятельности.
Познавательные:
овладение логическими
действиями анализа,
сравнения, построения
рассуждений; готовность
слушать собеседника и вести
диалог;
4.
Обобщение и
систематизация новых
знаний.
Работа в группах (3группы):
Какие жанровые признаки и
выразительные средства
отличают две образные сферы?
1 гр.– «Высокая месса»:
«Kyrie, eleison!»
«Gloria»
2 гр.– «Всенощное бдение»:
«Богородице Дево, радуйся»
« Хвалите имя Господа»
3 гр.– общее и различное
«Высокая месса» и «Всенощное»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
-лад
-темп
-интонации
-ритм
-фактура
-исполнители
Работа в группах – 3 группы:
-лад (мажор, минор)
-темп (быстрый, медленный,
умеренный…)
-интонации (скорби, радости,
былинных сказов…)
-ритм (ровный)
-фактура (гармоническая.
Полифония)
-исполнители (хор, оркестр, орган..)
Коммуникативные:
Выражать и аргументировать
свои предпочтения и
отрицания, используя новые
понятия;
Формирование навыка
сотрудничества
Осуществлять сотрудничество
и кооперацию с учителем и
сверстниками через участие в
совместной деятельности
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Вывод: на чем строится
драматическое развитие ?
Драматическое развитие строится на
принципе контраста.
5.
Рефлексия
Подведения итогов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Продолжи фразу:
- Я познакомился…
- Я слушал…
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
- Теперь я могу…
Остались ли у Вас вопросы?
Какие вы оценки себе поставили
бы?
Рефлексируют.
Подводят итоги
Оценивают свою деятельность на уроке
(ставят себе оценки)
Регулятивные УУД
Формирование умения
анализировать и оценивать свою
деятельность
6.
Домашнее задание
Разработать мини-проект
«Музыка Баха (Рахманинова) в
мобильных телефонах»
Учебник стр.62-69
Задают вопросы по домашнему
заданию
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
7
Итоговый этап
рефлексии учебной
деятельности
Благодарит учащихся за
активную плодотворную работу.
Оценивание урока. (различные виды:
смайлики, шкала и т.д.)
Личностные УУД