Напоминание

работа над техникой с начинающими ДМШ


Автор: Стаценко Инна Алексеевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ № 1
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
Тема: работа над техникой с начинающими ДМШ
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

Тема: «РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ

С НАЧИНАЮЩИМИ В ДМШ»

Подготовил: преподаватель

МБУ ДО ДМШ № 1

по классу фортепиано

Стаценко Инна Алексеевна

Волгоград

2019

ВОСПИТАНИЕ ТЕХНИКИ В 1- 2 КЛАССАХ ДМШ

Вопросы

овладения

техники

учащихся

начальных

классов

музыкальных школ должны рассматриваться в связи с общим направлением

развития техники пианиста и с учетом возрастной специфики.

Мировой пианистический опыт прошлого и наших дней накопил немало

ценных достижений в области овладевания техникой, в частности детьми,

обучающимися

игре

на

фортепиано.

Очень

настораживают

отдельные

формальные

подходы

к

развитию

техники

учащихся,

при

котором

технические

достижения

измеряются

лишь

степенью

подвижности,

силы

пальцев при явной недооценке качества звучания. Неестественные волевые

усилия учащегося, направленные только на одну исполнительскую задачу,

суживают его музыкальное развитие и приносят вред в технической стороне

(вырабатывается

непроизвольно

бескрасочная,

внешне

виртуозная

игра

с

признаками напряженности мускулатуры рук и пальцев).

Чрезмерная

нарочитая

собранность,

по

сути,

уже

скованность,

нарушает

свободу и пластичность движений. Это свидетельствует о том, что педагог

должен анализировать свою работу над развитием техники ученика, вовремя

замечать упущенное и не отягощать ребенка абстрактными техническими

заданиями.

КАК ЖЕ ФОРМИРУЮТСЯ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ У

НАЧИНАЮЩИХ ПРИ РАЗУЧИВАНИИ ИМИ МУЗЫКАЛЬНЫХ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ?

Свобода, пластичность, ритмичность - являются основой начального

формирования моторики. В двигательном опыте детей, названные качества

проявляются в условиях применения крупных движений всей руки(например:

при бросании мяча, в гимнастике и т.д.)Навыки владения этими движениями

переносятся

в

сферу

элементарных

приемов

звукоизвлечения

на

ф о рт е п и а н о ( и г р а

н о н

л е г ато

с

о п о р о й

ру к и

н а

о т д е л ь н ы х

пальцах),вырабатываются начальные навыки пальцевой игры. Формирование

навыков

проходит

при

постоянном

приспособлении

пальцев

к

звукоизвлечению

и

усвоение

инструментальных,

двигательных

навыков

(во зн и ка ют

ли шн и е

суд о р ожн ы е ,

толч ко о б р а зн ы е

д в и ж е н и я

рук-"тряска").Чтобы

сократить

этот

сложный

период

овладения

приема

пальцевой

игры

возможно

при

систематической

работы

с

учеником

над

СВЯЗЬЮ

ОБЬЕДИНЯЮЩИХ

ПЛАВНЫХ

ДВИЖЕНИЙ.

При

этом

пальцевые

движения

осуществляются

пластичным

самостоятельным

падением

каждого

пальца

на

клавиатуру

и

пластичным

"переступанием"

пальцев с одного звука на другой.

Чем

сложнее произведение, тем большим разнообразием приемов

фортепианного изложения оно характеризуется. От периода общей, слитой

воедино

художественной

и

технической

работы

учащегося

постепенно

переходит к периоду работы специальной над техникой, с анализом.

Развитие техники осуществляется на основе художественных произведений

не только, но и на специальном материале(в этом случае ценна этюдная

литература,

в

которой

музыкальные

и

пианистические

задачи

слиты:

Гедике,Берковича,Лемуана

.Образные

черты

пассажей

и

четкая

ритмика

этюдов увлекает детей и фактурные трудности преодолеваются без усилий.

Также на помощь развитию техники приходит продуманно составленный

репертуарный

план

ученика,

составляя

план

надо

учитывать

приемы

пианистического

изложения

требованиям

развития

техники

ученика

и

устранения у него технических навыков.

На

значение

в

развитии

техники

пианиста

работы

над

разными

фактурами

указывали

видные

пианисты-педагоги.

(Например:

развитие

техники в игре на легато является одним из средств активизации беглости).

В ЧЕМ СПЕЦИФИКА МЕТОДОВ РАБОТЫ НАД ТЕХНИКОЙ С

НАЧИНАЮЩИМИ.

В

работе

над

техникой

надо

избегать

сухих

объяснений,

наоборот

насытить показ и словесные пояснения наглядными примерами:

1.Проверка

свободного

падения

руки

в

плечевом

суставе(сказать

ученику так:"Сядь, закрой глаза, расслабься, почувствуй будто твоя рука

свисает вяло, как у спящего человека. Теперь я толкну твою руку и пусть она

сама раскачивается, как маятник часов").

2.Играть стаккато - можно ассоциировать со щипковым движением

струны.

3.В гаммах часто идет несогласованность движений пальцев и руки в

локте - надо объяснить, что локоть ведет пальцы руководит ими.

Приспособление

ученика

к

двигательному

приему

положительно

отразится на характере пианистических движений и звучании инструмента.

Пользу приносят упражнения, построенные на обыгрывании двух смежных

ступеней, как бы в виде замедленной трели, исполняемой разными парами

пальцев:1-2,2-3,3-4,4-5. Рекомендуется начинать с 2,3,4 пальцев.

Также упражнения с гибким подкладыванием 1-го пальца :Ми-Фа-Соль-Фа-

Ми-Фа

(3-1-2-1-3-1).Затем

добавляется

еще

по

одному

звуку

снизу

и

сверху:Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Соль-Фа-Ми-Фа-Соль(2-3-1-2-3-2-1-3-2-3-1-2).

Подобные упражнения должны сочетаться с проигрыванием гаммы в целом.

В

эти

упражнения

вносят

ритмические,

динамические

и

темповые

разнообразия, чтобы не притуплялось внимание ученика.

При исполнении коротких однооктавных гамм в одном направлении

беглость

отрабатывается

приемом

"броска"руки

на

первый

звук

со

стремительным

взлетом

к

концу

гаммы(такой

прием

с

ритмическими

вариантами,

остановки

на

первом

звуке

и

взлета-

применялся

Гольденвейзером

в

работе

над

развитием

техники).Большинство

фигур

мелкой

техники

представлено

в

виде

коротких

однотипных

по

ритму,

техническому строению, повторяющихся на протяжении всего произведения.

Пример:"Метелица"Власовой;

"Пьеса"Телемана;

"Бурре"Сен-Люка;

Этюды

Берковича, Гнесиной, Гедике, Шитте, Жилинского - такие фактуры полезны

для развития техники гамообразной игры.

Для развития техники ломанных интервалов и гармонических фигураций

являются произведения "У реки" Жилинского; Этюды Армана, Любарского,

Берковича, Гедики, Черни.

Все

это

является

полезным

материалом

для

развития

беглости,

самостоятельности

пальчиков,

ритмической

и

динамической

точности

звучания.

Для одновременного развития техники обеих рук полезно симметрично

расположенные

технические

фигуры

в

партии

обеих

рук,

исполняемые

синхронно

совпадающей

аппликатуре.

При

постепенном

накоплении

беглости

все

более

сложным

становится

сохранение

ритмической

и

динамической точности звучания. Ослабляется слуховой контроль ученика от

однообразного проигрывания(громко или тихо),поэтому рекомендуется:

1.Гамму с "броском" начинать надо медленно и тихо, с постепенным

ускорением темпа и динамики.

2.Полезна

игра

на

нон

легато,

исполняемым

ощутимым

броском

каждого пальца на клавишу, чередующуюся с игрой легато.

Фейнберг:"Внимательный анализ своих собственных технических

приемов является существенной, если не основной предпосылкой для

плодотворных педагогических занятий".



В раздел образования