Напоминание

Социальная технология при работе с несовершеннолетними из семей группы риска


Автор: Богачева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПб Центр помощи семьи и детям Адмиралтейского района г.Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Социальная поддержка и социальное обслуживание несовершеннолетних из семей группы социального риска (на примере ГБУСОН «Центр социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района Санкт–Петербурга)
Тема: Социальная технология при работе с несовершеннолетними из семей группы риска
Раздел: дополнительное образование





Назад




Социальная поддержка и социальное обслуживание несовершеннолетних из

семей группы социального риска (на примере ГБУСОН «Центр социальной

помощи семье и детям Адмиралтейского района Санкт-Петербурга)

Богачева Елена Анатольевна

Социально-экономические и духовно-нравственные кризисы последних

десятилетий в нашей стране, не могли не оказать воздействия на состояние

современной

семьи.

Семья

является

первым

и

важнейшим

институтом

социализации ребенка. Именно в семье закладываются основы характера,

моральные нормы, культурные и духовные ценности и традиции.

В

условиях

развития

современного

общества

социальная

работа

обязана решать спектр острых проблем, которые возникают в социальной

сфере, а также активно реагировать на новые вызовы общества, ориентируясь

на потребности человека.

Система

социальной

работы

ставит

своей

целью

позитивные

изменения

социально-общественного

развития

и

человека,

и

общества

в

целом.

Современная

социальная

работа,

при

обеспечении

социального

благополучия, не только решает социальные проблемы конструктивно, но

также и предупреждает их появление.

Наиболее

заметной

из

устоявшихся

тенденций

развития

и

совершенствования

профессиональной

социальной

работы

считается

применение системного подхода в социальной работе, широкое применение

основополагающих

принципов,

методов,

идей

и

результатов

системного

подхода в инновационной практике социальной работы.

Применение

в

социальной

работе

системного

подхода

как

профессиональной

деятельности

предполагает

изучение

технологии

взаимодействия субъектов и объектов социальной работы, включает в себя

четыре последовательных этапа.

На

первом

этапе

происходит

определение

субъектов

и

объектов

социальной работы.

На

втором

проводят

все

необходимые

исследования

(сюда

относят

системно-структурный анализ, диагностику социальных проблем среды и

клиента,

возможности

социальных

институтов,

служб,

организаций

в

решении социальных проблем).

На третьем этапе происходит разработка многовариантных решений

определенных

социальных

проблем,

типов

социальных

отношений

и

социальных рисков, характера социальных девиаций, а также определяется

наиболее оптимальный вариант решения.

На четвертом этапе осуществляют конкретное решение комплекса задач

в области социальной работы с помощью современных технологий и частных

методик.

Так

как

социальное

обслуживание

это

деятельность

по

предоставлению

социальных

услуг

населению,

вопрос

качественного

оказания

социальных

услуг

зависит

от

выбора

конкретной

социальной

технологии. При работе с несовершеннолетними из семей группы риска,

специалист по социальной работе определяет, характер семейных проблем, с

которыми

столкнулся

ребенок

и

его

семья,

их

сложности,

остроту

или

запущенность, и при этом подбирает различные формы, методы и технологии

социальной работы при оказании помощи каждой конкретной семье. Это

может быть индивидуальная, групповая социальная работа, а также работа в

рамках

семейного

консультирования

(семейная

терапия)

и

социальный

патронаж. Работа может проводиться, либо с ребенком, либо с родителем

или с обоими одновременно.

В том случае, если семья попадает в поле зрения органов социальной

защиты из-за проблем, которые связаны с девиантным поведением ребенка

(плохая

успеваемость

в

школе,

приводы

в

полицию,

подозрения

в

употреблении

ПАВ

и

т.п.),

то

усилия

специалистов

социозащитных

учреждений должны быть направлены, главным образом, на осуществление

социальной работы с данной семьей в контексте оказания помощи ребенку.

Для этого специалистами проводится обследование семьи, по результатам

которого

разрабатывается

индивидуальная

программа

социальной

реабилитации (ИПР) несовершеннолетнего.

В

разработку

и

проведение

индивидуальной

программы

по

реабилитации

ребенка

из

семьи

группы

риска

включают

проведение

диагностики

семейной

и

школьной

ситуации,

определение

первичной

социальной

сети

данного

подростка,

анализ

медико-социального,

психологического

статуса

подростка,

изучение

степени

развития

эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы. На основе полученных

данных такой комплексной диагностики, специалистами социальной службы

составляется определенная индивидуальная программа по работе с ребенком.

Она включает в себя меры по преодолению школьной дезадаптации, его

вовлечение

в

более

благоприятное

социальное

окружение,

разрешение

имеющихся

психологических проблем, а также коррекцию девиантного

поведения данного ребенка.

Еще одной распространенной технологией социального обслуживания

не совершеннолетних

из

семей

группы

риска

в

у чр е ж д е н и ях ,

предоставляющих социальные услуги, является социальный патронаж.

Социальный патронаж - форма наиболее длительного и стабильного

контакта специалиста с семьей. При этом содержание патронатной работы

может иметь различный характер. Это встречи-консультации патронатной

семьи с различными специалистами на постоянной основе; индивидуальные

консультации с постоянным специалистом, ведущим данную семью, в том

числе и дома, где проживает патронируемая семья; ходатайство специалиста

перед различными учреждениями (от медицинских до благотворительных);

содействие

и

посредничество

в

решении

юридических

и

социальных

проблем; контакты с правоохранительными органами, комиссиями по делам

несовершеннолетних и др.

Социальный патронаж в

семьях группы социального риска должен

быть направлен на решение повседневных проблем семьи, укрепление и

развитие

позитивных

семейных

взаимоотношений,

восстановление

внутренних

ресурсов,

стабилизацию

достигнутых

положительных

результатов

в

социально-экономическом

положении

и

ориентации

на

реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, специалист по

социальной работе призван выполнять следующие функции:

- диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее

потенциалов);

- охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее

социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

-

организационно-коммуникативную

(организация

общения,

инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

- психолого-педагогическую (психолого-педагогическое просвещение

членов

семьи,

оказание

неотложной

психологической

помощи,

профилактическая поддержка и патронаж);

-

координационную

(установление,

поддержание

и

объединение

усилий

центров

социальной

помощи

семье

и

детям,

отделов

органов

внутренних

дел,

социальных

педагогов

образовательных

учреждений,

реабилитационных центров и учреждений здравоохранения).

Социальное

обслуживание

несовершеннолетних

из

семей

группы

социального риска предполагает проведение мероприятий, направленных на

просвещение,

сохранение

здоровья,

повышение

культурного

уровня

и

социальной компетенции членов семьи, ориентированных на расширении

сферы

их

социального

участия

и

формирование

активной

жизненной

позиции.

Таким

образом,

определение

целей

социальной

помощи

несовершеннолетним из семьей группы социального риска, ее направлений,

методов и технологий, и их реализация - не одномоментное действие. Это

процесс,

затрагивающий

вопросы

межведомственного

взаимодействия:

учреждения

образования

и

здравоохранения,

органы

внутренних

дел,

структуры

государственного

и

муниципального

уровней,

общественные

организации и движения.

В

связи

с

этим,

можно

говорить

о

том,

что

разработка

новых

технологий

взаимодействия

социальных

служб

и

семей

группы

риска,

нуждающихся

в

помощи

и

защите

интересов,

является

важнейшей

и

актуальный на данный момент целью сферы социальной помощи и защиты

населения.

Литература:

1. Гуслякова Л.И. Теория и практика социальной работы: основные

направления развития в ХХ-ХХ1 веках (отечественный и зарубежный опыт):

Хрестоматия. / Сост. и науч. ред. С.И. Григорьев, Л.И. Гуслякова, 4-е изд.,

доп. и перераб. - М.: Издательский дом «МАГИСТР - ПРЕСС», 2014. - 479 с.

2. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально

педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2014. - 256 с.

3. Солодников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи.

– СПб: Директ, 2013.-182 с.



В раздел образования