Автор: Богачева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПб Центр помощи семьи и детям Адмиралтейского района г.Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Социальная поддержка и социальное обслуживание несовершеннолетних из семей группы социального риска (на примере ГБУСОН «Центр социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района Санкт–Петербурга)
Тема: Социальная технология при работе с несовершеннолетними из семей группы риска
Раздел: дополнительное образование
Социальная поддержка и социальное обслуживание несовершеннолетних из
семей группы социального риска (на примере ГБУСОН «Центр социальной
помощи семье и детям Адмиралтейского района Санкт-Петербурга)
Богачева Елена Анатольевна
Социально-экономические и духовно-нравственные кризисы последних
десятилетий в нашей стране, не могли не оказать воздействия на состояние
современной
семьи.
Семья
является
первым
и
важнейшим
институтом
социализации ребенка. Именно в семье закладываются основы характера,
моральные нормы, культурные и духовные ценности и традиции.
В
условиях
развития
современного
общества
социальная
работа
обязана решать спектр острых проблем, которые возникают в социальной
сфере, а также активно реагировать на новые вызовы общества, ориентируясь
на потребности человека.
Система
социальной
работы
ставит
своей
целью
позитивные
изменения
социально-общественного
развития
и
человека,
и
общества
в
целом.
Современная
социальная
работа,
при
обеспечении
социального
благополучия, не только решает социальные проблемы конструктивно, но
также и предупреждает их появление.
Наиболее
заметной
из
устоявшихся
тенденций
развития
и
совершенствования
профессиональной
социальной
работы
считается
применение системного подхода в социальной работе, широкое применение
основополагающих
принципов,
методов,
идей
и
результатов
системного
подхода в инновационной практике социальной работы.
Применение
в
социальной
работе
системного
подхода
как
профессиональной
деятельности
предполагает
изучение
технологии
взаимодействия субъектов и объектов социальной работы, включает в себя
четыре последовательных этапа.
На
первом
этапе
происходит
определение
субъектов
и
объектов
социальной работы.
На
втором
проводят
все
необходимые
исследования
(сюда
относят
системно-структурный анализ, диагностику социальных проблем среды и
клиента,
возможности
социальных
институтов,
служб,
организаций
в
решении социальных проблем).
На третьем этапе происходит разработка многовариантных решений
определенных
социальных
проблем,
типов
социальных
отношений
и
социальных рисков, характера социальных девиаций, а также определяется
наиболее оптимальный вариант решения.
На четвертом этапе осуществляют конкретное решение комплекса задач
в области социальной работы с помощью современных технологий и частных
методик.
Так
как
социальное
обслуживание
–
это
деятельность
по
предоставлению
социальных
услуг
населению,
вопрос
качественного
оказания
социальных
услуг
зависит
от
выбора
конкретной
социальной
технологии. При работе с несовершеннолетними из семей группы риска,
специалист по социальной работе определяет, характер семейных проблем, с
которыми
столкнулся
ребенок
и
его
семья,
их
сложности,
остроту
или
запущенность, и при этом подбирает различные формы, методы и технологии
социальной работы при оказании помощи каждой конкретной семье. Это
может быть индивидуальная, групповая социальная работа, а также работа в
рамках
семейного
консультирования
(семейная
терапия)
и
социальный
патронаж. Работа может проводиться, либо с ребенком, либо с родителем
или с обоими одновременно.
В том случае, если семья попадает в поле зрения органов социальной
защиты из-за проблем, которые связаны с девиантным поведением ребенка
(плохая
успеваемость
в
школе,
приводы
в
полицию,
подозрения
в
употреблении
ПАВ
и
т.п.),
то
усилия
специалистов
социозащитных
учреждений должны быть направлены, главным образом, на осуществление
социальной работы с данной семьей в контексте оказания помощи ребенку.
Для этого специалистами проводится обследование семьи, по результатам
которого
разрабатывается
индивидуальная
программа
социальной
реабилитации (ИПР) несовершеннолетнего.
В
разработку
и
проведение
индивидуальной
программы
по
реабилитации
ребенка
из
семьи
группы
риска
включают
проведение
диагностики
семейной
и
школьной
ситуации,
определение
первичной
социальной
сети
данного
подростка,
анализ
медико-социального,
психологического
статуса
подростка,
изучение
степени
развития
эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы. На основе полученных
данных такой комплексной диагностики, специалистами социальной службы
составляется определенная индивидуальная программа по работе с ребенком.
Она включает в себя меры по преодолению школьной дезадаптации, его
вовлечение
в
более
благоприятное
социальное
окружение,
разрешение
имеющихся
психологических проблем, а также коррекцию девиантного
поведения данного ребенка.
Еще одной распространенной технологией социального обслуживания
не совершеннолетних
из
семей
группы
риска
в
у чр е ж д е н и ях ,
предоставляющих социальные услуги, является социальный патронаж.
Социальный патронаж - форма наиболее длительного и стабильного
контакта специалиста с семьей. При этом содержание патронатной работы
может иметь различный характер. Это встречи-консультации патронатной
семьи с различными специалистами на постоянной основе; индивидуальные
консультации с постоянным специалистом, ведущим данную семью, в том
числе и дома, где проживает патронируемая семья; ходатайство специалиста
перед различными учреждениями (от медицинских до благотворительных);
содействие
и
посредничество
в
решении
юридических
и
социальных
проблем; контакты с правоохранительными органами, комиссиями по делам
несовершеннолетних и др.
Социальный патронаж в
семьях группы социального риска должен
быть направлен на решение повседневных проблем семьи, укрепление и
развитие
позитивных
семейных
взаимоотношений,
восстановление
внутренних
ресурсов,
стабилизацию
достигнутых
положительных
результатов
в
социально-экономическом
положении
и
ориентации
на
реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, специалист по
социальной работе призван выполнять следующие функции:
- диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее
потенциалов);
- охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее
социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);
-
организационно-коммуникативную
(организация
общения,
инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);
- психолого-педагогическую (психолого-педагогическое просвещение
членов
семьи,
оказание
неотложной
психологической
помощи,
профилактическая поддержка и патронаж);
-
координационную
(установление,
поддержание
и
объединение
усилий
центров
социальной
помощи
семье
и
детям,
отделов
органов
внутренних
дел,
социальных
педагогов
образовательных
учреждений,
реабилитационных центров и учреждений здравоохранения).
Социальное
обслуживание
несовершеннолетних
из
семей
группы
социального риска предполагает проведение мероприятий, направленных на
просвещение,
сохранение
здоровья,
повышение
культурного
уровня
и
социальной компетенции членов семьи, ориентированных на расширении
сферы
их
социального
участия
и
формирование
активной
жизненной
позиции.
Таким
образом,
определение
целей
социальной
помощи
несовершеннолетним из семьей группы социального риска, ее направлений,
методов и технологий, и их реализация - не одномоментное действие. Это
процесс,
затрагивающий
вопросы
межведомственного
взаимодействия:
учреждения
образования
и
здравоохранения,
органы
внутренних
дел,
структуры
государственного
и
муниципального
уровней,
общественные
организации и движения.
В
связи
с
этим,
можно
говорить
о
том,
что
разработка
новых
технологий
взаимодействия
социальных
служб
и
семей
группы
риска,
нуждающихся
в
помощи
и
защите
интересов,
является
важнейшей
и
актуальный на данный момент целью сферы социальной помощи и защиты
населения.
Литература:
1. Гуслякова Л.И. Теория и практика социальной работы: основные
направления развития в ХХ-ХХ1 веках (отечественный и зарубежный опыт):
Хрестоматия. / Сост. и науч. ред. С.И. Григорьев, Л.И. Гуслякова, 4-е изд.,
доп. и перераб. - М.: Издательский дом «МАГИСТР - ПРЕСС», 2014. - 479 с.
2. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально
педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2014. - 256 с.
3. Солодников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи.
– СПб: Директ, 2013.-182 с.