Авторы: Кожемякина Елена Юрьевна, Волковыская Наталия Владимировна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБОУ" Гимназия №4"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: конспект урока
Тема: "В мире звуков"
Раздел: дополнительное образование
Конспект логопедического занятия для обучающихся первых
классов с ОНР-уровня
Составил учитель-логопед МБОУ «Гимназия № 4» города
Новосибирска Волковыская Наталия Владимировна
Тема: В мире звуков.
Цели: различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру, знакомство с
термином «Речевой звук», развитие слухового восприятия на неречевых
звуках, внимания, слуховой памяти, развитие общей моторики.
Оборудование: детские музыкальные инструменты, звучащие игрушки.
Ход занятия:
1.
Орг. момент
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас первое логопедическое занятие. Я
логопед Наталия Владимировна буду проводить эти занятия, и каждое наше
занятие мы будем начинать со звонка, который будет нас приглашать на
занятие.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Встали все ребята дружно.
Здравствуйте, садиться нужно.
2.
Цели логопедических занятий:
Чем мы будем заниматься на логопедических занятиях?
На логопедических занятиях мы будем учиться правильно и красиво
говорить, умело высказывать свои мысли, различать все звуки речи (гласные
и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие), выполнять
артикуляционную и пальчиковую гимнастику, писать, рисовать и научимся
быть внимательными. А занятия будут наши очень интересными и
занимательными, потому что на занятиях мы будем играть, даже петь, и
очень часто к нам на урок будут приходить гости – сказочные герои.
На следующее занятие вы должны принести тетрадь в узкую линейку для
первоклассников неподписанную и в обложке. Эти тетради будут храниться в
кабинете. А на каждое занятие вы с собой будете приносить пенал, в котором
должны лежать ручка, карандаши простой и цветные.
3.
Сообщение темы занятия.
Вот и начинается наше занятие. Сегодня мы с вами побываем в стране
звуков и узнаем какие звуки живут в этой стране.
4.
Основная часть.
Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и
спокойно слушать звуки. (Проводится игра «Молчанка»). Что вы услышали?
Что вы слышите на улице? Вокруг нас множество звуков. Предметы могут
звучать по- разному. Послушайте эти звуки (ударить по столу ручкой,
шуршание бумаги и т.д.).
А я сегодня принесла на занятие игрушки, но не простые, а звучащие.
Послушайте, какие звуки издают наши игрушки.
Теперь мы сыграем в игру «Угадай, какая игрушка звучит». Для этого нам
нужно закрыть глаза, а я в это время беру любую игрушку и озвучиваю ее. Вы
должны угадать, какая игрушка звучала.
Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание
ветра, журчание ручейка, пение птиц… Едва, проснувшись утром, мы
слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, пыхтит чайник на
плите, гремят посудой. Выходим из дома – опять нас окружают звуки. Эти
звуки мы будем называть неречевыми.
Но вот на улице к нам подошел человек и спросил: «Который час?» И вы
тут же посмотрели на часы и ответили: «Шесть часов вечера.» Как вы
думаете, какие звуки вы услышали? (Речевые звуки).
Звуки речи – это те, которые произносит человек, они складываются в
слова, и мы понимаем смысл этих слов. А из слов можно составить
предложения.
А чем мы слушаем? (Ушами). Уши – это важный орган нашего тела. Что
надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя
кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие
предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду и т.д.)
Какие звуки появились раньше речевые или неречевые?
Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже
издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки» и определите,
какие звуки издают предметы (неживые) и живые существа.
Где-то собаки рычали:
- Р-р-р!
В стойле коровы мычали:
- Мммуу!
В комнате мухи жужжали:
-Жжж!
Мимо машины бежали:
_Тррр!
Гудели от ветра все провода:
-Зззнь!
Капала в кухне из крана вода:
-Динь!
Перекликались в ночи поезда:
- Ууу! Ууу!
Листья на ветру шумели:
- Тсс!
Змеи в лесу шипели:
- Шшш!
А комары все пели:
- Ззз!
Непоседа мячик днем и ночью
Успокоиться не хочет:
- Пам! Пам!
Куклы кашляют в постели –
Днем мороженое ели!
- Кхх! Кхх!
Назовите, какие звуки издают живые существа в этом стихотворении. А
какие звуки издают лягушки, овца, лошадь, свинья и т.д.
5.
Физминутка
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А наш Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споет: ку-ка-ре-ку!
6.
Беседа о речевых звуках
Можем ли мы говорить о том, что животные обладают речью?
Животные издают звуки, а мы с вами говорим. Только человек обладает
членораздельной речью. Речь необходима людям, чтобы общаться в быту и в
труде, чтобы усваивать новые знания, чтобы передавать свой жизненный
опыт другим. А кто передает вам свои знания и опыт? (Родители, учителя и
т.д.)
Придумайте ситуации, когда мы пользуемся речью. (Разговор по
телефону, встреча друзей, пересказ мультфильма или фильма, рассказ о
событии).
А о чем вы разговариваете с родителями? С друзьями? О чем вы любите
рассказывать?
А вот теперь представьте на минуту, что вы по какой-то причине не
можете говорить и вы поймете всю трудность своего положения
Вот какая необыкновенная история произошла с девочкой Машей.
Однажды она пошла с подружкой в кино. Фильм показывали замечательный
– Маша смотрела его три раза! Она очень беспокоилась, что подружка не
поймет, какой это интересный фильм, и весь сеанс соседи по ряду то и дело
слышали шепот Маши: «А сейчас это будет!... Смотри, смотри, сейчас
самое интересное…» Когда зажегся свет, старушка, сидевшая рядом,
внимательно посмотрела на Машу и сказала: Ты слишком много сегодня
говорила, теперь до самого вечера тебе придется помолчать!» Маша хотела
ей ответить, но – о ужас! – не смогла произнести ни слова: ведь старушка
была волшебницей.
Когда Маша пришла домой, то хотела все рассказать маме, но мама
ничего не слышала и удивлялась: почему ее дочь сегодня такая молчаливая. А
Маше было тяжело: она не могла ни с кем поговорить, объяснить, что
произошло. Выбежала она во двор, хотела поиграть с ребятами, но не
смогла: ведь они ее тоже не слышали не понимали. К вечеру Маше стало
совсем грустно, и она все время думала: «Хочу разговаривать с мамой,
папой, ребятами! Как плохо, когда не можешь ничего никому рассказать».
И только к вечеру к Маше вернулся дар речи.
7.
Итог занятия.
Вот и заканчивается наше путешествие по стране звуков. Какие звук мы
с вами слушали? (Речевые и неречевые). Чем обладает человек?
(Членораздельной речью). Для чего нужна речь? (Речь помогает людям
общаться друг с другом).