Напоминание

«В стране фарфорового чуда»


Автор: Ларионова Ирина Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 67 обшеразвивающего вида
Населённый пункт: г.о.Электросталь, Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «В стране фарфорового чуда»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 67 общеразвивающего вида»

Конспект занятия

по художественно-эстетическому развитию

для детей старшей группы

«В стране фарфорового чуда»

Подготовила:

воспитатель

Ларионова Ирина Геннадиевна

Цель: Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров.

Задачи:

Образовательные

Закреплять умения рисовать узор на шаблонах посуды по мотивам гжельской

керамики, передавая характерные элементы росписи, красиво располагать

узор на форме;

Закреплять приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием.

Развивающие

Развивать

чувство

композиции,

умение

красиво

располагать

узор.

способствовать

развитию

у

детей

эстетического

вкуса,

формированию

прекрасного.

Воспитательные

Воспитывать интерес к Гжельской керамики, желание передать сочность,

живописность росписи.

Предварительная

работа:

знакомство

с

гжельским

промыслом,

рассматривание

открыток,

альбома,

книг,

посуды,

игрушек,

небольших

скульптур.

Оборудование:

слайдовая

презентация

«Сине-голубая

сказка»,

изделия

народных

промыслов,

гжельская

керамика,

образцы элементов гжельской

росписи,

игра

«Собери

посуду»,

силуэтные

заготовки

посуды

из

белой

бумаги.

Ход занятия

Часть 1.

Стук в дверь. Входит почтальон, приносит посылку.

Воспитатель: Откроем посылку?

- Сколько тут разных предметов! Давайте их достанем и рассмотрим.

- Ребята, что это за игрушка? (Дымковская барышня)

- Почему вы так думаете?

- А вот ложки деревянные, расписные. Как называется эта роспись?

(Хохломская)

- А это что за красавица? (Сергиев-Посадская матрёшка)

- Ой, ребята, а тут что? Мне кажется, это осколки разбитой посуды.

Давайте их соберём и посмотрим, что же это за посуда.

Дидактическая игра «Собери посуду»

- Всё у нас получилось, все осколочки сложились. Молодцы, ребята!

- А как называется посуда, которую вы сложили? (Гжельская)

- Почему она так называется?

- А хотите я вам расскажу сказку о гжельской посуде?

- Тогда рассаживайтесь поудобней перед экраном и слушайте.

Рассказ с презентацией «Сине-голубая сказка»

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы,

стоит деревенька Гжель. Давным- давно жили там смелые да умелые весёлые

мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство

своё показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали, думали и

придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и

решили

лепить

из

неё

разную

посуду

и

расписывать

её

синей

краской

различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как

нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на

белый

фарфор. Рисовали на

посуде

узоры

из

цветов,

капелек,

полосочек,

сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил

чайник,

другой (показ

работ) Гжельские мастера

большие

фантазёры.

Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор

любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая,

её

цветы

весенние.

Вот

так

и

повелось,

что

каждый

мастер

своим

мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил,

чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и

праздничная получалась роспись.

Беседа по сказке

-Понравилась вам сине-голубая сказка?

-О каком промысле эта сказка?

-Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (из глины)

-Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (синюю)

- Ребята, а у меня для вас есть сюрприз. Пойдёмте, покажу…

(Дети вместе с воспитателем переходят к выставке)

- Наш детский сад сегодня посетила выставка. Мы с вами не всегда

можем выйти за пределы детского сада, и работники выставочного зала дали

нам возможность увидеть эту красоту. Полюбуйтесь! (дети рассматривают

изделия)

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

- Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать? (красивая, синяя,

нарядная)

- Верно, посуда нарядная, красивая, праздничная.

- А что делает эту посуду такой? (она голубая, нежная)

-Да, бело–синяя роспись.

Часть 2.

- Ребята, а хотите сами принять участие в выставке?

- Тогда я предлагаю вам стать настоящими гжельскими мастерами.

Присаживайтесь за столы. У каждого на рабочем столе лежит посуда. У всех

разная. Вы её сейчас распишите, а в конце работы устроим выставку.

-

Посмотрите

на

краски,

которые

я

вам

приготовила.

Все

ли

необходимые цвета у вас есть? (Нет голубого)

-

Верно,

не

хватает

голубой

краски.

Что

же

мы

будем

делать?

(Смешаем белую и синюю)

- Правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синей.

-

А

теперь,

давайте

вспомним,

какие

элементы

используются

в

гжельской росписи? Посмотрите на экран.

- С каких деталей будете начинать роспись? (С крупных)

- А каким способом мы рисуем цветы? (Мазками, примакиванием).

- Напоминаю, что тонкие спирали, травинки, волнистые линии надо

рисовать самым концом тонкой кисти. А вот лепестки и капельки рисуем

толстой кистью.

- Сейчас разогреем наши пальчики, приготовим их к работе.

Пальчиковая гимнастика

Наши синие цветки распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки.

-

Ну

что

ж,

мои

маленькие

мастера

гжельской

росписи,

можете

начинать работать. В своих изделиях вы можете использовать такие же узоры,

как и на выставочных экспонатах. А на экране у вас будет подсказка с

элементами росписи.

- Чтобы работа у вас ладилась да спорилась, я включу вам музыку.

Ведь музыка вдохновляет и создаёт хорошее настроение.

Дети рисуют, воспитатель помогает тем, у кого не получается,

напоминает об осанке.

Часть 3.

- Какие красивые работы у вас получились! Как они дополняют выставку!

Как же вам удалось создать такую красоту? (Делали с хорошим настроением)

- Саша, какой узор ты нарисовал на блюдечке?

- Алёна, чем украшен твой чайник?

- Коля, каким способом ты нарисовал цветок?

- Ребята, а что было для вас самым трудным в работе?

- Вы все молодцы! Хорошо потрудились. И в завершении нашего занятия

давайте поиграем в игру «Матушка Гжель»

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий - матушка Гжель, она

стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет

внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют:

Матушка Гжель по полю гуляла,

Ленточку синюю потеряла,

Кто ленту найдет, тот талант обретёт!

С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает

голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем

бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый

прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг. Игра

повторяется вновь. (3 раза)



В раздел образования