Напоминание

ПРОГРАММА по профессиональной ориентации «МИР ПРОФЕССИЙ» для обучающихся 5 – 9 класса (умеренная степень умственной отсталости).


Автор: Звонцева Наталья Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 8 с ОВЗ"
Населённый пункт: Городской округ Балашиха
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПРОГРАММА по профессиональной ориентации «МИР ПРОФЕССИЙ» для обучающихся 5 – 9 класса (умеренная степень умственной отсталости).
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

ШКОЛА №8 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Согласовано Утверждено

Зам. дир. по ВР Директор школы

____________ Гладышева В.П. _____________Бортновская О.П.

ПРОГРАММА

по профессиональной ориентации

«МИР ПРОФЕССИЙ»

для обучающихся 5 – 9 класса

(умеренная степень умственной отсталости).

Составитель: учитель Звонцева Н.Ю.

2014 -2015 год

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характерной особенностью российского и регионального социума последних лет

остается

проблема

социальной

адаптации

и

интеграции

детей

с

различными

видами

физических и психических нарушений. В настоящее время актуальна проблема в выборе

профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с ограниченными

возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционных

школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому

встает вопрос об актуальности этой проблемы.

Сложившаяся в советское время система образования давала значительной части

выпускников

специальных

(коррекционных)

школ,

в

том

числе

и

специальных

(коррекционных) школ VIII вида, устроиться в жизни по отлаженной схеме: группа в ПТУ

по обучению рабочим профессиям, трудоустройство на государственном предприятии с

получением полного социального пакета и предоставлением места в общежитии. И только

небольшая

часть

выпускников

из-за

особенностей

психофизического

развития,

последствий социально - педагогической депривации пополняла ряды правонарушителей.

В наше время, в условиях рыночных отношений, безработицы, экономического

кризиса, изменений спроса и предложений на рынке труда выпускники специальных

(коррекционных) образовательных учреждений сразу пополняют неконкурентоспособную

группу, не вызывающую интереса у работодателей.

По

данным

детского

фонда

России

ежегодно

из

детских

коррекционных

учреждений в течение следующего года из пятнадцати тысяч выпускников - 33% попадают

на скамью подсудимых, становятся безработными – 20% и лишь 10% более или менее

благополучно устраиваются в самостоятельной жизни.

Практика

показывает,

что

выпускники

коррекционной

школы

испытывают

затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом причин:

психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере

профессионального труда;

отсутствием

ясной

жизненной

перспективы,

одной

из

причин

которого

является чувство социальной не защищенности;

неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью

оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания

профессии;

неспособностью

адекватно

учитывать

влияние

производственного

микроклимата

на

человека

и

неготовность

к

преодолению

определенных

профессиональных трудностей.

сокращение

набора

и

подъем

образовательной

планки

в

учреждения

начального профессионального образования;

нестабильная

государственная

гарантия

материального

обеспечения

и

трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья;

слабая

заинтересованность

работодателей

всех

форм

собственности

в

решении

проблемы

образования

и

трудоустройства

выпускников

специальной

(коррекционной) школы;

отсутствие в учреждениях НПО возможности освоения востребованных и

хорошо оплачиваемых профессий (выпускник школы не имеет возможности широкого

выбора профессии в силу интеллектуального дефекта);

недостаточная ориентация ОУ на новые возможности рынка труда;

низкий

уровень

социально-бытовых

умений

и

навыков

воспитанников

специальных (коррекционных) школ вследствие социальной депривации и имеющихся

нарушений психофизического развития.

Программа «Мир профессий» направлена на расширение кругозора школьников по

профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.

2

В

основе

курса

лежит

идея

знакомства

с

различными

сферами

человеческой

деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. При

определении

этих

сфер

основываются

на

типологии,

предложенной

доктором

психологических наук Е.А. Климовым. Данная типология позволяет все многообразие

человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от

объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человек-техника», «человек -

художественный образ», «человек – природа».

Цель:

Реализация данной программы позволит сделать серьезный шаг в направлении более

полного

включения

лиц

с

ограниченными

возможностями

физического

развития

в

развитие жизни общества, сделать их более счастливыми и востребованными.

Задачи:

Образовательные:

– расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных

трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив,

материал, трудовые действия, результат);

– расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и

обществе;

– активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой,

учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

Коррекционные: коррекция речемыслительной деятельности учащихся, представлений о

предметах, явлениях окружающего мира.

Воспитательные:

– воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.

расширение

кругозора,

уточнение

представлений

об

окружающем

мире,

создание

положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;

воспитание

физических,

психологических,

социальных

качеств,

необходимых

для

полноценного развития личности.

Программа состоит из четырёх частей

«Труд в жизни человека»;

«Профессии наших родителей»;

«Мир профессий»;

«Я в мире профессий».

Программа рассчитана для учащихся 5 -9 классов для обучающихся с умеренной

степенью умственной отсталости

Срок реализации программы 5 лет

Формы занятий различны и многообразны:

- Беседы на различные темы.

- Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия.

- Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора

будущей профессии.

- Психодиагностические процедуры, ролевые игры.

- Экскурсии в профессиональные учебные заведения.

3

5 класс (25 часов)

1. Профессии, связанные с природой (9 часов)

№п/п

Тема занятия

Часы

1.

Путешествие в мир профессий сельского хозяйства

1

2.

У бабушки в деревне

1

3.

Ловись рыбка

1

4.

Труженики леса

1

5.

Хлеб – всему голова

1

6

Профессия «овощевод»

1

7

Знакомьтесь. Агроном

1

8

Профессия «цветовод»

1

9

Все работы хороши, выбирай на вкус

1

2. Профессии наших мам (8 часов)

№п/п

Тема занятия

Часы

1.

В магазине

1

2.

В библиотеке

1

3.

Весёлая портняжка

1

4.

Расти здоровым

1

5.

Я в учителя пойду

1

6.

Работники кухни

1

7.

Причёски такие разные

1

4

8.

Профессии наших мам. Кем быть?

1

3. Профессии наших пап (8 часов)

№п/п

Тема занятия

Часы

1.

Строим дом

1

2.

У кого мастерок, у кого молоток

1

3.

Весёлый мастерок

1

4.

Профессия «водитель»

1

5.

Осторожно: огонь

1

6.

Я б в спасатели пошёл, пусть меня научат

1

7.

Профессия «шахтёр»

1

8.

Все профессии нужны, все профессии важны

1

6

класс (19 часов)

Профессии, которые нас охраняют (8 часов)

№п/п

Тема занятия

Часы

1.

Охранник

1

2.

Полицейский

1

3.

Пожарный

1

4.

Военный

1

5.

Профессия «следователь»

1

6.

Разведчик

1

7.

Летчик

1

5

8.

Водолаз

1

Профессии в школе (5 часов)

№п/п

Тема занятия

Часы

1.

Профессия – учитель.

1

2.

Профессия - воспитатель

1

3.

Как помогает логопед

1

4.

Профессия - библиотекарь

1

5.

Беседа «Труд в почете любой»

1

Профессии, которые нас лечат (6 часов)

№п/п

Тема занятия

Часы

1.

Врач скорой помощи

1

2.

Детский врач - педиатр

1

3.

Зубной врач

1

4.

Кто лечит наши глаза

1

5.

Хирург

1

6.

Экскурсия в медицинский кабинет. Школьный врач и

мед.сестра.

1

7 класс (26 часов)

«Человек - техника» (6 часов)

№п/п

Тема занятия

Часы

1.

«Путешествие в мир профессий «Человек – техника»

1

6

2.

Профессия «водитель»

1

3.

Маляром быть хорошо, а штукатуром лучше.

1

4.

Экскурсия в столярную мастерскую. Столяр.

1

5.

Экскурсия в швейную мастерскую. Швея.

1

6.

Маленькое дело лучше большого безделья.

1

«Мир профессий» (20 часов)

п\п

Тема занятия

Часы

1.

Ролевая игра «Правила поддержания чистоты в помещении».

Профессия уборщик помещений.

1

2.

Экскурсия. Беседа с вахтёром, охранником.

1

3.

Экскурсия в почтовое отделение связи.

1

4.

Ролевая игра «Если хочешь быть здоров» (профессия

«медсестра»)

1

5

Экскурсия в столовую. Беседа с поваром.

1

6

Спасибо нашим поварам за то, что вкусно варят нам.

1

7

Мою чисто, чисто, чисто…(профессия «посудомойка»)

1

8

Экскурсия на звероферму (профессия «зверовод»)

1

9

Уход за домашними животными. Значение профессии

птичница, пастуха.

1

10

Ролевая игра «Билетный кассир».

1

11

Ролевая игра «Кондуктор».

1

12

Профессии кочегар, помощник кочегара. Их общественная

1

7

значимость.

16.

Горничная. Содержание труда.

1

17

Общественная значимость профессии сторож.

1

19.

Ролевая игра «Дворник»

1

20.

Итоговое занятие «Как много на свете профессий хороших»

1

8

класс

«Я в мире профессий» (21 час)

п\п

Тема занятия

Часы

1.

Великая радость – работа

1

2.

« Быть нужным людям…»

1

3-4

Профессии ветеринар, зооинженер, пчеловод, коневод, зоолог.

Игра: «По зоопарку», просмотр мультфильма «Айболит»

2

5

Игра: «По зоопарку»

1

6

Просмотр мультфильма «Айболит»

1

7

Профессия рыболов.

1

8-9

Профессии лесник, лесничий, лесовод.

2

10-

11

Профессии «хлебороб, комбайнер, тракторист, мельник»

2

12

Профессия «овощевод»

1

13

Профессия «цветовод»

1

14-

15

Профессии парикмахер, стилист, визажист, косметолог.

2

16-

17

Профессии столяр, стекольщик, штукатур, маляр, машинист,

крановщик, стропальщик.

2

8

18

Профессия космонавт.

1

19-

20

Профессии: клоун, канатоходец, акробат, фокусник,

дрессировщик.

2

21

Кем быть? Каким быть?

1

9 класс «Шаг в профессию» (19 часов)

п\п

Тема занятия

Часы

1.

Общая ориентация в мире профессий.

1

2.

Виды магазинов. Рынки. Торговые центры. Профессия

«продавец»

1

3.

Правила покупки товаров в магазине.

1

4.

Экскурсия в обувную мастерскую.

1

5

Ролевая игра «Идем за покупками в магазин»

1

6

Фасовщица. Общественная значимость профессии.

1

7

Художник. Экскурсия в картинную галерею.

1

8

Ремонт бытовых приборов. Кто там работает?

1

9

Часовая мастерская. Кто там работает?

1

10

Химчистка. Прачечная. Экскурсия.

1

11

Профессии «повар, кондитер»

1

12

Поликлиники, больницы. Профессия «врач, медицинский

работник»

1

13.

Работники аптеки. Экскурсия в аптеку.

1

14

Озеленитель. Что он делает? Значимость

2

15.

Профессии людей, работающих на транспорте.

1

9

16

Экскурсия в ГБПОУ МО "Балашихинский техникум"

1

17

Как устроиться на работу?

1

18

Трудовая дисциплина. Материальные поощрения и взыскания

(премия, штраф).

1

19

Итоговое занятие «Как много на свете профессий хороших».

1

Методическое обеспечение программы.

Литература для учителя:

1. Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. Издательство «БАРО-ПРЕСС»,

Ростов-на-Дону, 2008 г.

Дополнительно:

1.

Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития

личности. А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1. С.6-13.

2.

Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Л.И. Божович. – М.,

1968.

3.

Дмитриев, Ю. Соседи по планете. Ю. Дмитриев. - СП «Юнисам»,1985.

4.

Елькина

О.Ю.

Путешествие

в

мир

профессий.

Программа

с

методическими

рекомендациями для учителей 1 – 4 классов. М.: Образовательно-издательский центр

«Академия» (2011)

5.

Журкова,А.Я.

Чистякова

С.Н.

Методика

формирования

профессионального

самоопределения школьников на различных возрастных этапах Учебное пособие.

А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.

6.Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы. Учебное

пособие. А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль, 2004.

7.

Левитан, Е.П. Малышам о звёздах и планетах. Е.П. Левитан. - М.; «Педагогика-

Пресс», 1981.

10



В раздел образования