Автор: Звонцева Наталья Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 8 с ОВЗ"
Населённый пункт: Городской округ Балашиха
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПРОГРАММА по профессиональной ориентации «МИР ПРОФЕССИЙ» для обучающихся 5 – 9 класса (умеренная степень умственной отсталости).
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
ШКОЛА №8 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Согласовано Утверждено
Зам. дир. по ВР Директор школы
____________ Гладышева В.П. _____________Бортновская О.П.
ПРОГРАММА
по профессиональной ориентации
«МИР ПРОФЕССИЙ»
для обучающихся 5 – 9 класса
(умеренная степень умственной отсталости).
Составитель: учитель Звонцева Н.Ю.
2014 -2015 год
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характерной особенностью российского и регионального социума последних лет
остается
проблема
социальной
адаптации
и
интеграции
детей
с
различными
видами
физических и психических нарушений. В настоящее время актуальна проблема в выборе
профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с ограниченными
возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционных
школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому
встает вопрос об актуальности этой проблемы.
Сложившаяся в советское время система образования давала значительной части
выпускников
специальных
(коррекционных)
школ,
в
том
числе
и
специальных
(коррекционных) школ VIII вида, устроиться в жизни по отлаженной схеме: группа в ПТУ
по обучению рабочим профессиям, трудоустройство на государственном предприятии с
получением полного социального пакета и предоставлением места в общежитии. И только
небольшая
часть
выпускников
из-за
особенностей
психофизического
развития,
последствий социально - педагогической депривации пополняла ряды правонарушителей.
В наше время, в условиях рыночных отношений, безработицы, экономического
кризиса, изменений спроса и предложений на рынке труда выпускники специальных
(коррекционных) образовательных учреждений сразу пополняют неконкурентоспособную
группу, не вызывающую интереса у работодателей.
По
данным
детского
фонда
России
ежегодно
из
детских
коррекционных
учреждений в течение следующего года из пятнадцати тысяч выпускников - 33% попадают
на скамью подсудимых, становятся безработными – 20% и лишь 10% более или менее
благополучно устраиваются в самостоятельной жизни.
Практика
показывает,
что
выпускники
коррекционной
школы
испытывают
затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом причин:
психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере
профессионального труда;
отсутствием
ясной
жизненной
перспективы,
одной
из
причин
которого
является чувство социальной не защищенности;
неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью
оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания
профессии;
неспособностью
адекватно
учитывать
влияние
производственного
микроклимата
на
человека
и
неготовность
к
преодолению
определенных
профессиональных трудностей.
сокращение
набора
и
подъем
образовательной
планки
в
учреждения
начального профессионального образования;
нестабильная
государственная
гарантия
материального
обеспечения
и
трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья;
слабая
заинтересованность
работодателей
всех
форм
собственности
в
решении
проблемы
образования
и
трудоустройства
выпускников
специальной
(коррекционной) школы;
отсутствие в учреждениях НПО возможности освоения востребованных и
хорошо оплачиваемых профессий (выпускник школы не имеет возможности широкого
выбора профессии в силу интеллектуального дефекта);
недостаточная ориентация ОУ на новые возможности рынка труда;
низкий
уровень
социально-бытовых
умений
и
навыков
воспитанников
специальных (коррекционных) школ вследствие социальной депривации и имеющихся
нарушений психофизического развития.
Программа «Мир профессий» направлена на расширение кругозора школьников по
профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.
2
В
основе
курса
лежит
идея
знакомства
с
различными
сферами
человеческой
деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. При
определении
этих
сфер
основываются
на
типологии,
предложенной
доктором
психологических наук Е.А. Климовым. Данная типология позволяет все многообразие
человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от
объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человек-техника», «человек -
художественный образ», «человек – природа».
Цель:
Реализация данной программы позволит сделать серьезный шаг в направлении более
полного
включения
лиц
с
ограниченными
возможностями
физического
развития
в
развитие жизни общества, сделать их более счастливыми и востребованными.
Задачи:
Образовательные:
– расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных
трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив,
материал, трудовые действия, результат);
– расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и
обществе;
– активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой,
учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Коррекционные: коррекция речемыслительной деятельности учащихся, представлений о
предметах, явлениях окружающего мира.
Воспитательные:
– воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
–
расширение
кругозора,
уточнение
представлений
об
окружающем
мире,
создание
положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
–
воспитание
физических,
психологических,
социальных
качеств,
необходимых
для
полноценного развития личности.
Программа состоит из четырёх частей
«Труд в жизни человека»;
«Профессии наших родителей»;
«Мир профессий»;
«Я в мире профессий».
Программа рассчитана для учащихся 5 -9 классов для обучающихся с умеренной
степенью умственной отсталости
Срок реализации программы 5 лет
Формы занятий различны и многообразны:
- Беседы на различные темы.
- Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия.
- Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора
будущей профессии.
- Психодиагностические процедуры, ролевые игры.
- Экскурсии в профессиональные учебные заведения.
3
5 класс (25 часов)
1. Профессии, связанные с природой (9 часов)
№п/п
Тема занятия
Часы
1.
Путешествие в мир профессий сельского хозяйства
1
2.
У бабушки в деревне
1
3.
Ловись рыбка
1
4.
Труженики леса
1
5.
Хлеб – всему голова
1
6
Профессия «овощевод»
1
7
Знакомьтесь. Агроном
1
8
Профессия «цветовод»
1
9
Все работы хороши, выбирай на вкус
1
2. Профессии наших мам (8 часов)
№п/п
Тема занятия
Часы
1.
В магазине
1
2.
В библиотеке
1
3.
Весёлая портняжка
1
4.
Расти здоровым
1
5.
Я в учителя пойду
1
6.
Работники кухни
1
7.
Причёски такие разные
1
4
8.
Профессии наших мам. Кем быть?
1
3. Профессии наших пап (8 часов)
№п/п
Тема занятия
Часы
1.
Строим дом
1
2.
У кого мастерок, у кого молоток
1
3.
Весёлый мастерок
1
4.
Профессия «водитель»
1
5.
Осторожно: огонь
1
6.
Я б в спасатели пошёл, пусть меня научат
1
7.
Профессия «шахтёр»
1
8.
Все профессии нужны, все профессии важны
1
6
класс (19 часов)
Профессии, которые нас охраняют (8 часов)
№п/п
Тема занятия
Часы
1.
Охранник
1
2.
Полицейский
1
3.
Пожарный
1
4.
Военный
1
5.
Профессия «следователь»
1
6.
Разведчик
1
7.
Летчик
1
5
8.
Водолаз
1
Профессии в школе (5 часов)
№п/п
Тема занятия
Часы
1.
Профессия – учитель.
1
2.
Профессия - воспитатель
1
3.
Как помогает логопед
1
4.
Профессия - библиотекарь
1
5.
Беседа «Труд в почете любой»
1
Профессии, которые нас лечат (6 часов)
№п/п
Тема занятия
Часы
1.
Врач скорой помощи
1
2.
Детский врач - педиатр
1
3.
Зубной врач
1
4.
Кто лечит наши глаза
1
5.
Хирург
1
6.
Экскурсия в медицинский кабинет. Школьный врач и
мед.сестра.
1
7 класс (26 часов)
«Человек - техника» (6 часов)
№п/п
Тема занятия
Часы
1.
«Путешествие в мир профессий «Человек – техника»
1
6
2.
Профессия «водитель»
1
3.
Маляром быть хорошо, а штукатуром лучше.
1
4.
Экскурсия в столярную мастерскую. Столяр.
1
5.
Экскурсия в швейную мастерскую. Швея.
1
6.
Маленькое дело лучше большого безделья.
1
«Мир профессий» (20 часов)
№
п\п
Тема занятия
Часы
1.
Ролевая игра «Правила поддержания чистоты в помещении».
Профессия уборщик помещений.
1
2.
Экскурсия. Беседа с вахтёром, охранником.
1
3.
Экскурсия в почтовое отделение связи.
1
4.
Ролевая игра «Если хочешь быть здоров» (профессия
«медсестра»)
1
5
Экскурсия в столовую. Беседа с поваром.
1
6
Спасибо нашим поварам за то, что вкусно варят нам.
1
7
Мою чисто, чисто, чисто…(профессия «посудомойка»)
1
8
Экскурсия на звероферму (профессия «зверовод»)
1
9
Уход за домашними животными. Значение профессии
птичница, пастуха.
1
10
Ролевая игра «Билетный кассир».
1
11
Ролевая игра «Кондуктор».
1
12
Профессии кочегар, помощник кочегара. Их общественная
1
7
значимость.
16.
Горничная. Содержание труда.
1
17
Общественная значимость профессии сторож.
1
19.
Ролевая игра «Дворник»
1
20.
Итоговое занятие «Как много на свете профессий хороших»
1
8
класс
«Я в мире профессий» (21 час)
№
п\п
Тема занятия
Часы
1.
Великая радость – работа
1
2.
« Быть нужным людям…»
1
3-4
Профессии ветеринар, зооинженер, пчеловод, коневод, зоолог.
Игра: «По зоопарку», просмотр мультфильма «Айболит»
2
5
Игра: «По зоопарку»
1
6
Просмотр мультфильма «Айболит»
1
7
Профессия рыболов.
1
8-9
Профессии лесник, лесничий, лесовод.
2
10-
11
Профессии «хлебороб, комбайнер, тракторист, мельник»
2
12
Профессия «овощевод»
1
13
Профессия «цветовод»
1
14-
15
Профессии парикмахер, стилист, визажист, косметолог.
2
16-
17
Профессии столяр, стекольщик, штукатур, маляр, машинист,
крановщик, стропальщик.
2
8
18
Профессия космонавт.
1
19-
20
Профессии: клоун, канатоходец, акробат, фокусник,
дрессировщик.
2
21
Кем быть? Каким быть?
1
9 класс «Шаг в профессию» (19 часов)
№
п\п
Тема занятия
Часы
1.
Общая ориентация в мире профессий.
1
2.
Виды магазинов. Рынки. Торговые центры. Профессия
«продавец»
1
3.
Правила покупки товаров в магазине.
1
4.
Экскурсия в обувную мастерскую.
1
5
Ролевая игра «Идем за покупками в магазин»
1
6
Фасовщица. Общественная значимость профессии.
1
7
Художник. Экскурсия в картинную галерею.
1
8
Ремонт бытовых приборов. Кто там работает?
1
9
Часовая мастерская. Кто там работает?
1
10
Химчистка. Прачечная. Экскурсия.
1
11
Профессии «повар, кондитер»
1
12
Поликлиники, больницы. Профессия «врач, медицинский
работник»
1
13.
Работники аптеки. Экскурсия в аптеку.
1
14
Озеленитель. Что он делает? Значимость
2
15.
Профессии людей, работающих на транспорте.
1
9
16
Экскурсия в ГБПОУ МО "Балашихинский техникум"
1
17
Как устроиться на работу?
1
18
Трудовая дисциплина. Материальные поощрения и взыскания
(премия, штраф).
1
19
Итоговое занятие «Как много на свете профессий хороших».
1
Методическое обеспечение программы.
Литература для учителя:
1. Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. Издательство «БАРО-ПРЕСС»,
Ростов-на-Дону, 2008 г.
Дополнительно:
1.
Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития
личности. А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1. С.6-13.
2.
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Л.И. Божович. – М.,
1968.
3.
Дмитриев, Ю. Соседи по планете. Ю. Дмитриев. - СП «Юнисам»,1985.
4.
Елькина
О.Ю.
Путешествие
в
мир
профессий.
Программа
с
методическими
рекомендациями для учителей 1 – 4 классов. М.: Образовательно-издательский центр
«Академия» (2011)
5.
Журкова,А.Я.
Чистякова
С.Н.
Методика
формирования
профессионального
самоопределения школьников на различных возрастных этапах Учебное пособие.
А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
6.Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы. Учебное
пособие. А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль, 2004.
7.
Левитан, Е.П. Малышам о звёздах и планетах. Е.П. Левитан. - М.; «Педагогика-
Пресс», 1981.
10