Напоминание

Составление описательного рассказа по репродукции картины А.Саврасова


Автор: Канафина Миляуша Галаутдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Ленино–Кокушкинский детский сад "Родничок" Пестречинского района РТ
Населённый пункт: с.Ленино–Кокушкино Пестречинского района РТ
Наименование материала: "Грачи прилетели"
Тема: Составление описательного рассказа по репродукции картины А.Саврасова
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа

по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:

- учить составлению описательного рассказа по пейзажной картине;

- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать

желание внимательно ее рассматривать;

- развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы,

эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с

опытом собственного восприятия весенней природы.

Словарная работа.

- обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы,

синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать

образные

выражения,

сравнение,

метафоры. Предварительная

работа:

- рассматривание иллюстраций на тему: «Весна»;

- рассматривание репродукции картины И. Левитана «Март»;

- слушание музыкальных произведений: Х. Чайковский «Времена года»

(«Март», «Апрель»), Вивальди «Времена года» («Весна»);

- чтение стихов о весне.

Материал:

- репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;

- магнитофон

- обруч

- картины с изображением птиц

Ход занятия

I. – Ребята, отгадайте загадку.

Тает снегом,

Ожил лужей,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

Правильно, это весна.

Послушайте стихотворение А. Плещеева «Весна».

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

II. – После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными

лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья,

освобождаясь от зимнего сна.

В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах

теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые

весенние вестники – грачи.

III. – Посмотрите вверх на птиц. Это первые весенние птицы. Подуйте

на них. Они как будто ожили, почувствовав теплый весенний ветерок.

Ребята, узнали вы среди этих птиц грача. Покажите. Правильно. Грачи

прилетают

в

наши

края

раньше

других

птиц.

Над

высокими

березами

разносится радостный гомон (садятся).

IV. – Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А.

К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели».

- Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?

(Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и

радуются, вернувшись в свои старые гнезда).

- Расскажите о грачах. Что они делают?

(Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел

веточку

и

держит

ее

в

клюве.

Грачи

радостные,

веселые,

смешные,

шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся

впечатлениями

о

далеком

путешествии

с

юга

на

любимую

родину.

Они

счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о

своих планах на будущее. Как они обустроят свои гнезда, вырастят своих

птенцов, будут их учить летать и т.д.).

- Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для

гнезд?

(Здесь

спокойно,

тихо,

здесь

красиво.

Это

окраина

села,

видно

несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна

равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.

- Какие деревья выбрали грачи?

(Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветви упругие.

Гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в

густой кроне дерева).

- Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?

Как вы догадались?

(Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое. Чуть-чуть

просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны

тени от берез.

Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то

выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака),

- Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?

(Небо покрыто голубовато-серыми тучами, серо-желтые, пушистые,

задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т.д.)

- Ребята, расскажите, каким вы видите снег?

(Потемневшим,

рыхлым,

сырым,

холодным,

мокрым,

подтаявшим,

печальным, талым и т.д.).

-

Ребята,

а

сейчас

я

предлагаю

вам

«войти

в

картину».

Что

вы

чувствуете, когда смотрите на эту картину?

(Немного

холодно,

радостно,

чувствуется

свежесть,

бодрость,

трепетное

ожидание

солнца,

тепло

весны,

легкая

печаль

по

уходящей

белоснежной зиме).

- Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?

(Ответы детей).

V. – Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ?

Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и о

уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать не

спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к

главным персонажам.

(Дети по желанию рассказывают по картине).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Ленино-Кокушкинский детский сад «Родничок» Пестречинского

муниципального района РТ

НОД по развитию речи.

Тема: «Составление описательного

рассказа по репродукции картины

А. Саврасова «Грачи прилетели»

Провела: воспитатель вышей

квалификационной категории

Миннуллина Н.А.

2018 год.



В раздел образования