Автор: Канафина Миляуша Галаутдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Ленино–Кокушкинский детский сад "Родничок" Пестречинского района РТ
Населённый пункт: с.Ленино–Кокушкино Пестречинского района РТ
Наименование материала: "Грачи прилетели"
Тема: Составление описательного рассказа по репродукции картины А.Саврасова
Раздел: дошкольное образование
Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа
по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».
Цели:
- учить составлению описательного рассказа по пейзажной картине;
- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать
желание внимательно ее рассматривать;
- развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы,
эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с
опытом собственного восприятия весенней природы.
Словарная работа.
- обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы,
синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать
образные
выражения,
сравнение,
метафоры. Предварительная
работа:
- рассматривание иллюстраций на тему: «Весна»;
- рассматривание репродукции картины И. Левитана «Март»;
- слушание музыкальных произведений: Х. Чайковский «Времена года»
(«Март», «Апрель»), Вивальди «Времена года» («Весна»);
- чтение стихов о весне.
Материал:
- репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;
- магнитофон
- обруч
- картины с изображением птиц
Ход занятия
I. – Ребята, отгадайте загадку.
Тает снегом,
Ожил лужей,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной)
Правильно, это весна.
Послушайте стихотворение А. Плещеева «Весна».
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
II. – После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными
лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья,
освобождаясь от зимнего сна.
В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах
теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые
весенние вестники – грачи.
III. – Посмотрите вверх на птиц. Это первые весенние птицы. Подуйте
на них. Они как будто ожили, почувствовав теплый весенний ветерок.
Ребята, узнали вы среди этих птиц грача. Покажите. Правильно. Грачи
прилетают
в
наши
края
раньше
других
птиц.
Над
высокими
березами
разносится радостный гомон (садятся).
IV. – Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А.
К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели».
- Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?
(Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и
радуются, вернувшись в свои старые гнезда).
- Расскажите о грачах. Что они делают?
(Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел
веточку
и
держит
ее
в
клюве.
Грачи
радостные,
веселые,
смешные,
шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся
впечатлениями
о
далеком
путешествии
с
юга
на
любимую
родину.
Они
счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о
своих планах на будущее. Как они обустроят свои гнезда, вырастят своих
птенцов, будут их учить летать и т.д.).
- Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для
гнезд?
(Здесь
спокойно,
тихо,
здесь
красиво.
Это
окраина
села,
видно
несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна
равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.
- Какие деревья выбрали грачи?
(Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветви упругие.
Гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в
густой кроне дерева).
- Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?
Как вы догадались?
(Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое. Чуть-чуть
просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны
тени от берез.
Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то
выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака),
- Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?
(Небо покрыто голубовато-серыми тучами, серо-желтые, пушистые,
задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т.д.)
- Ребята, расскажите, каким вы видите снег?
(Потемневшим,
рыхлым,
сырым,
холодным,
мокрым,
подтаявшим,
печальным, талым и т.д.).
-
Ребята,
а
сейчас
я
предлагаю
вам
«войти
в
картину».
Что
вы
чувствуете, когда смотрите на эту картину?
(Немного
холодно,
радостно,
чувствуется
свежесть,
бодрость,
трепетное
ожидание
солнца,
тепло
весны,
легкая
печаль
по
уходящей
белоснежной зиме).
- Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?
(Ответы детей).
V. – Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ?
Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и о
уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать не
спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к
главным персонажам.
(Дети по желанию рассказывают по картине).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Ленино-Кокушкинский детский сад «Родничок» Пестречинского
муниципального района РТ
НОД по развитию речи.
Тема: «Составление описательного
рассказа по репродукции картины
А. Саврасова «Грачи прилетели»
Провела: воспитатель вышей
квалификационной категории
Миннуллина Н.А.
2018 год.