Напоминание

"Экологическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ"


Автор: Молож Екатерина Андреевна
Должность: Студентка
Учебное заведение: СУРГПУ
Населённый пункт: СУРГУТ
Наименование материала: Статья
Тема: "Экологическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ"
Раздел: высшее образование





Назад




Молож.Е.А. студентка 3 курса гр Б-6131

Научный руководитель: канд.био.наук, доцент Н.И. Ложкина-Гамецкая

Сургутский государственный педагогический университет

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЖ

Аннотация: Цель экологического воспитания будет достигнута, если будут решаться

образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Нужно выработать систему

знаний об экологических проблемах в мире, и каким путѐм их можно решить.

Сформировать аргументы, побуждающие детей правильного поведения в природе, а также

чувствовать потребность в этом, и выработать привычку экологически разумного

поведения и деятельности, а также ЗОЖ (здорового образа жизни).

Ключевые слова: экологическое воспитание , экологическая культура , окружающая

среда.

Нормы и правила поведения обучающихся в процессе экологического воспитания

будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.

Под

экологическими

условиями

успешности

экологического

воспитания

экологической культуры, Л.М. Лапшина понимает такие процессы, явления, действия,

включение которых в педагогический процесс влечет за собой интенсивное становление

экологической культуры, помогает ему и обогащает его. Каждое условие в определенном

отношении является причиной, оказывающей положительное воздействие на развитие

экологической культуры.

Наиболее приоритетными условиями экологического воспитания, по мнению Л.М.

Лапшиной, являются:

– воспитывающий характер учебного процесса;

– стимулирующая национально-региональная направленность обучения;

– высокая значимость семейного воспитания;

– организация экологически направленной педагогической среды в семье и школе;

учет

анатомо-психологических

и

анатомо-физиологических

особенностей

обучающихся.

Воспитывающая

направленность

учебного

процесса

предполагает

реализацию

принципа воспитывающего обучения.

В принципе воспитывающего обучения выделяют три положения: формирование

научного

мировоззрения

(элементов

правильного

понимания

мира);

воспитание

моральных

качеств

личности

и

волевых

черт

характера

(готовности

к

сбережению

природы, природоохранительным поступкам); формирование чувств и эмоций, связанных

с положительным отношением к природе (особенно интереса к ней).

Стимулирующая направленность образовательного процесса (не только в семье, но

и в школе), есть то влияние, которое оказывают на ускоренное развитие экологического

сознания, чувств и поведения обучающихся.

Одним

из

условий

стимулирования

экологической

деятельности

является

необходимость

использования

педагогической

среды

в

формировании

экологической

культуры обучающегося. Образовательная среда - это все, среди чего в окружающем мире

находится

и

развивается

ученик:

природа,

городской

или

сельский

ландшафт,

материальные и духовные условия жизни, предметы быта и ценности культуры, события

семейной и общественной жизни, обучение и воспитание в школе, воздействие семьи и др.

Большое значение имеют средства деятельности, средства обучения обучающихся.

В

рамках

каждого

учебного

предмета

должна

рассматриваться

экологическая

проблематика, которая вытекает из содержания данного предмета и его специфики.

Экологическое

воспитание

обучающихся

должно

проводится

в

системе,

с

использованием местного краеведческого материала.

Также надо активно вовлекать обучающихся в посильные для них практические

дела

по

охране

местных

природных

ресурсов.

Например,

внутреннее

и

внешнее

озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где

лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых

растений,

уборка

валежника,

охрана

и

подкормка

птиц,

шефство

над

памятниками

природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Таким образом, воспитание, основанное на раскрытие конкретных экологических

связей,

поможет

обучающимся

усваивать

правила

и

нормы

поведения

в

природе.

Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными

и осмысленными убеждениями каждого обучающегося.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологического

осмысления и понимания. Для этого необходимо, чтобы человек осознал свое место и

свою роль на планете Земле. В наше время в результате технического прогресса, роста

населения и урбанизации, человек потерял себя в окружающем мире и перестал ощущать

себя в единении с природой. Для решения экологических проблем необходим

компетентный подход, который должен включать в себя природные, технические и

общественные науки.

Учащиеся в различной деятельности усваивают содержание экологического

воспитания. Познавательная деятельность учащихся стимулируется разными формами

организации учебного процесса. Самостоятельная работа с разнообразными источниками

информации позволяет накапливать теоретический материал, раскрывать суть вопроса.

Игры на уроках ОБЖ развивают опыт Раздел III Педагогика 99 принятия рациональных

решений, развивает творческие способности, вносят огромный вклад в изучение и защиту

природы родного края, пропагандирует новые идеи.

На первых этапах необходимо проанализировать сложившиеся у школьников

экологические ценности, интересы и потребности и направить их в нужное русло. Далее,

используя опыт учащихся и при помощи наблюдений и природоохранной работы, учитель

ОБЖ должен пробудить эмоциональные реакции учащихся. То есть стремиться воспитать

у них собственный взгляд к проблеме при помощи представлений, фактов, цифр, в ходе

рассказа, объяснения, беседы.

Формируя экологическую проблему необходимо стимулировать самостоятельность

на уроке ОБЖ при организации работы с учащимися. Упражнения должны быть

использованы так, что-бы выявить противоречия во взаимодействии общества и природы.

Необходимо сформулировать проблему и то, каким путем ее решить с учетом

теоретического построения изучаемой дисциплины. Для стимуляции учебной

деятельности необходимо использовать дискуссии. Это способствует проявлению личного

отношения школьников к проблемам, а также к необходимости искать возможности для их

решения. При знакомстве с региональными экологическими условиями нужно учитывать

мнение учащихся и поощрять их самостоятельность.

В современном мире возросла связь природы и человека, поэтому необходимо

рассматривать и положительное и отрицательное воздействие на природу социума. В

прошлом состояние природы не зависело от того, насколько человек культурен и

нравственен.

Поэтому экологическая культура рассматривается в зависимости от того, как

человек относится к природе и как он ощущает себя в мире. На сегодняшний день именно

по состоянию экологической культуры человека можно судить о существовании

нынешнего общества.

На уроках ОБЖ необходимо развивать систему умственных и практических

способностей по изучению, мониторингу состояния окружающей среды своего края и ее

улучшению, вырабатывать потребность вести активную деятельность по охране

окружающей среды, а также интеллектуальные способности, например, анализировать

экологические ситуации. Научить детей эмоционально относиться к природе как к

всемирному достоянию. Надо быть ответственным в поступках, вырабатывать волю и

упорство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Аргунова,

М.В.

Экологическое

образование

в

интересах

устойчивого

развития в средней школе: теория и практик[Текст] / М.В.Аргунова – М.: Спутник , 2009.-

59 с.

2.

Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности.-[Текст]/М.: Издательский

Дом «Дашков и К°», 2001.- 678 с.

3.

Астарханова, Н. Р. Формирование у школьников ответственного отношения к

природе средствами народной экологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Р.

Астарханова. – Махачкала, 2004. – 20 с.

4.

Вилейто, Т. В., Горбачев С. В. Формирование естественнонаучных знаний с

использованием электронных образовательных ресурсов // Науки о Земле и отечественное

образование: история и современность: материалы Всероссийской научно-практической

конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика РАО А. В. Даринского.

— СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. — С.154–157.

5.

Волков,Г.Н. Этнопедагогика.[Текст] – М.: Высшая школа, 1999.

6.

Гирусов, Э. В. Экология и культура / Э. В. Гирусов, И. Ю. Широкова. – М.,

2009. – 196 с.

7.

Горбаткова

,Е.

Подготовка

преподавателей

ОБЖ

в

БГПУ.

Правовые,

нормативно-технические и организационные вопросы обеспечения БЖД / Е. Горбаткова //

ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2004. - № 8. - С. 26-28.

8.

Дежникова

,Н.С.

и

др.

Воспитание

экологической

культуры

у

детей

и

подростков.

Экологические

занятия,

сюжетно-ролевые

игры,

сценарии

литературно-

экологических праздников. – М., 2001.

Дерябо, С. Д., Ясвин В. А. Экологическое образование



В раздел образования