Автор: Молож Екатерина Андреевна
Должность: Студентка
Учебное заведение: СУРГПУ
Населённый пункт: СУРГУТ
Наименование материала: Статья
Тема: "Экологическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ"
Раздел: высшее образование
Молож.Е.А. студентка 3 курса гр Б-6131
Научный руководитель: канд.био.наук, доцент Н.И. Ложкина-Гамецкая
Сургутский государственный педагогический университет
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЖ
Аннотация: Цель экологического воспитания будет достигнута, если будут решаться
образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Нужно выработать систему
знаний об экологических проблемах в мире, и каким путѐм их можно решить.
Сформировать аргументы, побуждающие детей правильного поведения в природе, а также
чувствовать потребность в этом, и выработать привычку экологически разумного
поведения и деятельности, а также ЗОЖ (здорового образа жизни).
Ключевые слова: экологическое воспитание , экологическая культура , окружающая
среда.
Нормы и правила поведения обучающихся в процессе экологического воспитания
будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.
Под
экологическими
условиями
успешности
экологического
воспитания
экологической культуры, Л.М. Лапшина понимает такие процессы, явления, действия,
включение которых в педагогический процесс влечет за собой интенсивное становление
экологической культуры, помогает ему и обогащает его. Каждое условие в определенном
отношении является причиной, оказывающей положительное воздействие на развитие
экологической культуры.
Наиболее приоритетными условиями экологического воспитания, по мнению Л.М.
Лапшиной, являются:
– воспитывающий характер учебного процесса;
– стимулирующая национально-региональная направленность обучения;
– высокая значимость семейного воспитания;
– организация экологически направленной педагогической среды в семье и школе;
–
учет
анатомо-психологических
и
анатомо-физиологических
особенностей
обучающихся.
Воспитывающая
направленность
учебного
процесса
предполагает
реализацию
принципа воспитывающего обучения.
В принципе воспитывающего обучения выделяют три положения: формирование
научного
мировоззрения
(элементов
правильного
понимания
мира);
воспитание
моральных
качеств
личности
и
волевых
черт
характера
(готовности
к
сбережению
природы, природоохранительным поступкам); формирование чувств и эмоций, связанных
с положительным отношением к природе (особенно интереса к ней).
Стимулирующая направленность образовательного процесса (не только в семье, но
и в школе), есть то влияние, которое оказывают на ускоренное развитие экологического
сознания, чувств и поведения обучающихся.
Одним
из
условий
стимулирования
экологической
деятельности
является
необходимость
использования
педагогической
среды
в
формировании
экологической
культуры обучающегося. Образовательная среда - это все, среди чего в окружающем мире
находится
и
развивается
ученик:
природа,
городской
или
сельский
ландшафт,
материальные и духовные условия жизни, предметы быта и ценности культуры, события
семейной и общественной жизни, обучение и воспитание в школе, воздействие семьи и др.
Большое значение имеют средства деятельности, средства обучения обучающихся.
В
рамках
каждого
учебного
предмета
должна
рассматриваться
экологическая
проблематика, которая вытекает из содержания данного предмета и его специфики.
Экологическое
воспитание
обучающихся
должно
проводится
в
системе,
с
использованием местного краеведческого материала.
Также надо активно вовлекать обучающихся в посильные для них практические
дела
по
охране
местных
природных
ресурсов.
Например,
внутреннее
и
внешнее
озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где
лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых
растений,
уборка
валежника,
охрана
и
подкормка
птиц,
шефство
над
памятниками
природы в ходе изучения родного края и тому подобное.
Таким образом, воспитание, основанное на раскрытие конкретных экологических
связей,
поможет
обучающимся
усваивать
правила
и
нормы
поведения
в
природе.
Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными
и осмысленными убеждениями каждого обучающегося.
Главной целью экологического воспитания является формирование экологического
осмысления и понимания. Для этого необходимо, чтобы человек осознал свое место и
свою роль на планете Земле. В наше время в результате технического прогресса, роста
населения и урбанизации, человек потерял себя в окружающем мире и перестал ощущать
себя в единении с природой. Для решения экологических проблем необходим
компетентный подход, который должен включать в себя природные, технические и
общественные науки.
Учащиеся в различной деятельности усваивают содержание экологического
воспитания. Познавательная деятельность учащихся стимулируется разными формами
организации учебного процесса. Самостоятельная работа с разнообразными источниками
информации позволяет накапливать теоретический материал, раскрывать суть вопроса.
Игры на уроках ОБЖ развивают опыт Раздел III Педагогика 99 принятия рациональных
решений, развивает творческие способности, вносят огромный вклад в изучение и защиту
природы родного края, пропагандирует новые идеи.
На первых этапах необходимо проанализировать сложившиеся у школьников
экологические ценности, интересы и потребности и направить их в нужное русло. Далее,
используя опыт учащихся и при помощи наблюдений и природоохранной работы, учитель
ОБЖ должен пробудить эмоциональные реакции учащихся. То есть стремиться воспитать
у них собственный взгляд к проблеме при помощи представлений, фактов, цифр, в ходе
рассказа, объяснения, беседы.
Формируя экологическую проблему необходимо стимулировать самостоятельность
на уроке ОБЖ при организации работы с учащимися. Упражнения должны быть
использованы так, что-бы выявить противоречия во взаимодействии общества и природы.
Необходимо сформулировать проблему и то, каким путем ее решить с учетом
теоретического построения изучаемой дисциплины. Для стимуляции учебной
деятельности необходимо использовать дискуссии. Это способствует проявлению личного
отношения школьников к проблемам, а также к необходимости искать возможности для их
решения. При знакомстве с региональными экологическими условиями нужно учитывать
мнение учащихся и поощрять их самостоятельность.
В современном мире возросла связь природы и человека, поэтому необходимо
рассматривать и положительное и отрицательное воздействие на природу социума. В
прошлом состояние природы не зависело от того, насколько человек культурен и
нравственен.
Поэтому экологическая культура рассматривается в зависимости от того, как
человек относится к природе и как он ощущает себя в мире. На сегодняшний день именно
по состоянию экологической культуры человека можно судить о существовании
нынешнего общества.
На уроках ОБЖ необходимо развивать систему умственных и практических
способностей по изучению, мониторингу состояния окружающей среды своего края и ее
улучшению, вырабатывать потребность вести активную деятельность по охране
окружающей среды, а также интеллектуальные способности, например, анализировать
экологические ситуации. Научить детей эмоционально относиться к природе как к
всемирному достоянию. Надо быть ответственным в поступках, вырабатывать волю и
упорство.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Аргунова,
М.В.
Экологическое
образование
в
интересах
устойчивого
развития в средней школе: теория и практик[Текст] / М.В.Аргунова – М.: Спутник , 2009.-
59 с.
2.
Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности.-[Текст]/М.: Издательский
Дом «Дашков и К°», 2001.- 678 с.
3.
Астарханова, Н. Р. Формирование у школьников ответственного отношения к
природе средствами народной экологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Р.
Астарханова. – Махачкала, 2004. – 20 с.
4.
Вилейто, Т. В., Горбачев С. В. Формирование естественнонаучных знаний с
использованием электронных образовательных ресурсов // Науки о Земле и отечественное
образование: история и современность: материалы Всероссийской научно-практической
конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика РАО А. В. Даринского.
— СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. — С.154–157.
5.
Волков,Г.Н. Этнопедагогика.[Текст] – М.: Высшая школа, 1999.
6.
Гирусов, Э. В. Экология и культура / Э. В. Гирусов, И. Ю. Широкова. – М.,
2009. – 196 с.
7.
Горбаткова
,Е.
Подготовка
преподавателей
ОБЖ
в
БГПУ.
Правовые,
нормативно-технические и организационные вопросы обеспечения БЖД / Е. Горбаткова //
ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2004. - № 8. - С. 26-28.
8.
Дежникова
,Н.С.
и
др.
Воспитание
экологической
культуры
у
детей
и
подростков.
Экологические
занятия,
сюжетно-ролевые
игры,
сценарии
литературно-
экологических праздников. – М., 2001.
Дерябо, С. Д., Ясвин В. А. Экологическое образование