Напоминание

"Методы формирования знаний в области информационной безопасности"


Автор: Приставко Василий Александрович
Должность: студент
Учебное заведение: СурГПУ
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: "Методы формирования знаний в области информационной безопасности"
Раздел: высшее образование





Назад




БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Сургутский государственный педагогический университет

Кафедра Медико-биологических дисциплин и безопасности

жизнедеятельности

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Приставко Василий

Студент группы Б-6131 ФФКиС СурГПУ

Научный руководитель: к.б.н. – И. В. Мыльченко

Аннотация: В статье представлен анализ стандартов и примерных программ

обучения информационной безопасности в курсе информатики для основной

и

старшей

школы.

Конкретизировано

понятие

«информационная

безопасность»,

раскрыты

цели,

содержание,

формы

и

методы

обучения

информационной

безопасности.

Разработана

модель

обучен и я

информационной безопасности школьников на основе которой сформирована

методика их обучения информационной безопасности.

Ключевы е

слова:

и н фо рма ц и о н н а я

бе зо п а с н о с т ь ,

о бу ч е н и е

старшеклассников, методика обучения информатике, содержание школьных

учебников по информатике, модель обучения информационной безопасности.

Обеспечение информационной безопасности (ИБ) представляет собой

комплексную

проблему,

заключающуюся

в

определении

четкого

соотношения государственных, общественных и личных интересов ребенка,

пределов

реализации

информационных

прав

и

вмешательства

государственных

органов

в

сферу

информационной

деятельности

школьников.

Считается,

что

в

числе

основных

направлений

информационной

безопасности в отношении школьников должна быть как защита интересов

личности ребенка в информационной сфере, так и обучение информационно

безопасному

взаимодействию,

формирование

нравственных

и

этических

норм неприятия информации агрессивного, антисоциального характера. Эти

направления

обусловлены

возрастными,

психологиче скими

и

физиологическими особенностями школьника как формирующейся личности

и тем, что он в сравнении с представителями других социальных групп в

большей

степени

подвержен

негативному

воздействию

информации,

наносящей вред его нравственному развитию и здоровью [2]. Адекватно

возникающим информационным угрозам необходимо принимать комплекс

мер

законодательного,

социального,

финансово-экономиче ского,

организационно-методического, образовательно-воспитательного характера,

направленных на обеспечение информационной безопасности школьников,

непосредственно

влияющей

на

их

нормальное

психическое,

физическое,

нравственное и духовное развитие.

Комплексный

характер

научного

исследования

предопределил

потребность

использования

широкого

круга

источников,

относящихся

к

трудам

известных

отечественных

и

зарубежных

ученых

в

области

философии, социологии, права, политологии, экономики, гуманитарных и

технических наук. Анализ специальной литературы по теме исследования

позволяет

констатировать,

что

проблема

комплексного

обеспечения

информационной

безопасности

детей

на

всех

уровнях

школьного

образования является малоизученной и нуждается в отдельной проработке.

Таким

образом, целью

исследования

является

обоснование

и

построение

методической

системы

обучения

основам

информационной

безопасности в рамках предмета информатики, охватывающей все уровни

школьного

образования

и

базирующейся

на

системном

использовании

межпредметных

связей,

обеспечивающих

непрерывную,

динамичную

и

проектно-исследовательскую

учебную

деятельность

по

формированию

компетенций

в

области

информационной

безопасности,

адекватных

современным требованиям информационного общества.

По

определению

А.М.

Пышкало,

методическая

система

обучения

представляет

собой

структуру,

компонентами

которой

являются

цели,

содержание, методы, формы и средства обучения. В соответствии с этим

классическим

определением

наметим

контуры

методической

системы

обучения ИБ в непрерывном школьном образовании.

В

процессе

непрерывного

образования

личность

должна

получить

знания, выработать умения и навыки работы с новыми информационными

технологиями и средствами телекоммуникации, позволяющими выполнять

социальные

роли

с

приоритетным

соблюдением

этических

норм

общественной морали создателя и потребителя информации [3].

Данный

процесс не ограничивается только реализацией технологических проблем, но

включает

овладение

эффективными

методами

обучения

и

познания,

деятельности и мышления, стоящими на вершине пирамиды непрерывного

образования, а именно: анализа, синтеза, абстрагирования, формализации,

обобщения

информации,

связанных

с

креативным

уровнем

образования,

позволяющим из множества информации строить свое представление о мире

или,

иначе,

сформировать

информационный

стиль

мышления,

информационное мировоззрение и социально ответственное поведение.

Множе ственно сть

современных

угроз

делает

важнейшей

характеристикой качества жизни безопасность жизнедеятельности и, прежде

всего,

такую

ее

составляющую,

как

информационная

безопасность.

В

вопросе

обеспечения

последней

особую

значимость

приобретает

последовательное формирование информационной культуры обучающегося в

ходе

непрерывного

обучения,

соответствующего

и

способствующего

успешному

прохождению

этапов

становления

личности

(«грамотность

образованность – профессиональная компетентность – культура») [3].

Цель

обучения

информационной

безопасности

(далее

ИБ)

старшеклассников

является

приобретение

ими

по

окончании

школы

компетенций в области ИБ, позволяющих им успешно социализироваться в

информационном обществе. Для этого, в свою очередь, необходимо, чтобы у

выпускников

сформировалось

целостное

представление

о

предметной

области обеспечения информационной безопасности. Соответственно, нужно

на доступном для выпускника школы уровне сформировать комплексное

представление об ИБ, включающее составляющие предметной области ее

обеспечения (ИБ детей, личности, общества, государства, международная

информационная

безопасность).

И

это

в

условиях

информационного

общества,

когда

развитие

информационных

и

коммуникационных

технологий делает средства массовой информации лидирующим институтом

социализации,

опосредованно

выполняющим

функции

многих

традиционных социальных институтов (семьи, школы, групп сверстников и

др.). Так, именно старшеклассникам – наиболее восприимчивой, активно

ищущей свое место в современном социуме аудитории – средства массовой

информации

предлагают

свои

модели

развития,

эталоны

поведения

и

потребления, выступая в качестве информационных фильтров, выделяющих

и

усиливающих

одни

контексты

и

приглушающих,

а

то

и

вовсе

замалчивающих другие [2].

Социализация

выпускников

средней

общеобразовательной

школы

в

информационном

обществе

связана

не

столько

с

их

включенностью

в

информационное

пространство,

что

предполагает

формирование

нового

мышления

и

понимания

мира

и

себя

в

нем

и

означает

активное

использование учащимися старшего школьного возраста информационных и

коммуникационных

технологий

в

процессе

их

возрастного

развития

как

личности.

Однако

развитие

умений

свободной

ориентации

в

современной

информационной

среде,

организации

поисковой

де яте льно с ти,

использования

различных

стратегий

познания

увеличивает

степень

информационных

угроз,

с

которыми

может

столкнуться

школьник.

Сложностью в выявлении таких угроз является то, что старшеклассники

вступают во взаимодействие с информационным пространством больших

масштабов,

которое,

к

тому

же,

неоднородно.

При

этом

приоритеты

информационного взаимодействия учащихся старшего школьного возраста

определяются динамикой их возрастного развития в процессе и в структуре

их информационной и общей социализации.

Отсюда

важно

не

просто

научить

подростков

объективно

анализировать

и

оценивать

поступающую

к

ним

информацию

с

учетом

возможных

содержащихся

в

ней

угроз. Cущественным

аспектом

социализации

подростка

является

формирование

у

него

умений,

обеспечивающих

его

ИБ

как

личности,

интегрированной

в

социальную

структуру, в комплексном понимании им различных аспектов ИБ.

Школьники подросткового возраста в силу их взросления находятся в

сложном

психологическом

периоде

адаптации

к

реалиям

социума

и

переосмысления своего мировоззрения на многие процессы, и именно они

прежде всего являются слабым звеном в противостоянии информационным

угрозам

со

стороны

СМИ,

сектантов,

вербовщиков-террористов.

Эти

современные

угрозы

говорят

о

том,

что

школьникам

надо

разъяснять

содержание этих угроз на доступном для них языке и в ненавязчивой форме.

Ведущая

роль

при

этом

принадлежит

школе,

имеющей

значительные

возможности для формирования информационной безопасности школьника.

Эти

возможности

обусловлены

рядом

организационно-психологических

факторов: сензитивностью возраста, доверием к педагогу, желанием познать

новое¸ актуализировать и проявить себя в подростковой среде и др.. В этой

связи организация обучения школьников аспектам социальной безопасности

является актуальной проблемой педагогики.

Анализ

научных

исследований

позволил

ко н с т ат и р о ват ь

междисциплинарный

характер

исследуемой

проблемы

и

показал,

что

значительное

количество

работ

посвящено

общим

вопросам

защиты

информации.

Выполненный

анализ

имеющихся

по

теме

научных

работ

и

сложившегося

опыта

практической

деятельности

позволил

сделать

заключение, что в определении понятия «информационная безопасность»

имеют место различные подходы. В педагогической науке — это понятие в

настоящее

время

чётко

не

сформулировано.

В

этой

связи

предложена

собственная

трактовка

информационной

безопасности

как

состояния

защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства

в информационной сфере от внешних и внутренних угроз.

Установлено, что информационная безопасность школьника является

педагогически направленным процессом развития у обучающегося знаний об

информационной

угрозе

и

умений

противостоять

ей

для

минимизации

последствий негативного психического и нравственного воздействия.

Сущность

процесса

развития

информационной

безопасности

школьника

определяется

совокупностью

знаний,

умений

и

навыков

по

определению информационной угрозы; выявлению степени ее опасности;

способности

предвидеть

последствия

информационной

угрозы

и

противостоять им.

В

основу

организации

настоящего

исследования

было

положено

предположение, что обучение школьников подросткового возраста в области

информационной безопасности будет успешным, если на уроках по основам

безопасности

жизнедеятельности

в

школе

будут

широко

использоваться

возможности

интерактивных

педагогических

технологий.

Реализация

педагогического потенциала этих технологий способна обеспечить высокую

продуктивность

познавательной

деятельности

школьника,

исключает

формализм в педагогическом взаимодействии и позволяет многосторонне и

адекватно оценить личностные и образовательные успехи обучающихся. В

педагогическом

эксперименте,

организованном

и

проведенном

на

базе

преподавателями

кафедры

теории

и

методики

б е з о п а с н о с т и

жизнедеятельности и физической культуры НггТИ на базе МСОШ №7 и 11 г.

Невинномысска

Ставропольского

края

в

2014-2017

гг.,

участвовало

125

школьников, разделенных на контрольные и экспериментальные группы; и

100 их родителей, 17 учителей школ города.

С

целью

формирования

знаний

и

умений

в

области

социальных

аспектов

информационной

безопасности

у

школьников

подросткового

возраста

была

разработана,

реализована

и

внедрена

в

образовательную

практику

педагогическая

интерактивная

технология,

включающая

серию

логически и преемственно связанных между собой уроков: деловая игра,

круглый стол, защита проекта, дискуссия, дебаты [4].

Рассмотрим подробно их содержание:

Урок (деловая игра). Тема: «Методы и средства защиты человека

от

негативного

воздействия

информации».

Деловая

игра

проводится

с

целью

формирования

и

практического

закрепления

у

школьников

представлений

об

информационной

безопасности

полученных

в

ходе

теоретической подготовки, ознакомления их со специальными техниками

противостояния

негативному

массовому

сознанию,

выработки

и

закрепления

практических

навыков

безопасности

жизнедеятельности

в

реальных условиях.

Урок

(круглый

стол).

Тема:

«Сектантство

как

фактор

информационной опасности для человека».

Итогом круглого стола стали

методические рекомендации:

1) Как вести себя, если вы узнали, что близкий вам человек попал в

секту 2) Что делать, к кому обратиться за советом и помощью? 3) Как

следует

вести

себя

при

контактах

с

этим

«завербованным»

человеком,

чтобы не усугубить ситуацию 4) Как выявить, пока не поздно, влияние

секты на близкого вам человека.

Урок (защита проекта). В процессе урока школьники защищали

разработанный ими проект для родителей младших классов «Телевидение,

опасности, дети».

Урок (дискуссия, дебаты). Тема: «Говорим «нет» терроризму!»

При подготовке к дебатам были разработаны мультимедийные презентации

и фрагменты документального фильма «Внимание! Работает вербовщик»,

которые наглядно демонстрируют приёмы вербовщиков террористических

организаций.

Классный час для родителей. Тема: «СМИ и ваш ребёнок». В ходе

проведения классного часа было проведено анкетирование для родителей

(работающих в различной профессиональной сфере и имеющих различный

социальный статус) с целью выявления степени осознанности ими нанесения

вреда СМИ детям, а также предложен учебный проект для родителей по

регуляции

ими

процесса

воздействия

СМИ

на

социальное

развитие

их

ребёнка.

Представление и обсуждение результатов исследовательской работы по

формированию

у

школьников

подросткового

возраста

знаний

в

области

информационной

безопасности

на

внутри

школьной

методической

конференции.

В

п р о ц е с с е

э к с п е р и м е н т а

б ы л и

о б н а р у ж е н ы

ф а к т ы ,

свидетельствующие

о

недостаточном

уровне

подготовки

школьников

к

противостоянию

агрессивному

влиянию

информационных

опасностей,

которые воздействуют на их сознание и психику. К ним относятся: некоторые

Интернет-сайты,

и

чуждая

пропаганда

(вербовщики

и

сектанты),

и

пропаганда, и реклама СМИ, влияние подростковой субкультуры. Об этом

свидетельствовало,

в

частности,

то,

что

больше

половины

опрошенных

школьников

(76%)

не

догадывались

о

таком

мощном

окружении

информационных опасностей. В то же время из числа тех, которые знакомы с

проблемой, лишь 7% смогли чётко определить, где и когда возможно быть

подвергнутым агрессивному информационному воздействию.

Педагогическое

наблюдение

в

процессе

уроков

и

внеклассных

м е р о п р и я т и й

п о з в о л и л о

в ы я в и т ь

с т е п е н ь

в к л ючен н о с т и

в

экспериментальный

процесс

каждого

школьника.

При

этом

учитывалось

наличие

конкретных

знаний

по

вопросам

в

области

информационных

опасностей,

активность

противостояния

негативному

влиянию,

самостоятельность

принятия

решения,

креативность.

В

результате

проведённой

работы

были

зафиксированы

позитивные

изменения,

произошедшие

по

показателям

критерия

«практическая

готовность

школьника

в

области

безопасности

жизнедеятельности»

и

уровням

сформированности элементов культуры информационной безопасности и на

высокий

уровень

развития

познавательной

активности

перешли

66,5%

школьников экспериментальных групп.

Исследование показало, что реализация разработанной педагогической

технологии обучения школьников основам информационной безопасности

отличается следующими особенностями: возможностью приблизить процесс

обучения к реальной действительности (на основе интерактивных уроков);

интенсификацией коллективного способа обучения; возможностью усиления

эмоциональной

составляющей

обучения;

существенной

активизацией

самостоятельной учебной деятельности школьников; развитием творческих

способностей

как

ведущих

качеств

личности;

созданием

атмосферы

научности и гуманизма в учебной работе.

Список литературы:

1.

Симонова И.В., Бочаров М.И. Соотношение компетенций в непрерывном образовании по

направлению

подготовки

«Информационная

безопасность»

//

Вестник

военного

университета. — 2010. — № 19. — С. 36—41.

2.

Абдулова Т.П. Социализация подростков в информационном пространстве // Мир

психологии. 2011. № 3(67). С. 197–207.

3.

Ермоленко В.А. Дидактические основы безопасности жизнедеятельности. М.: ИТИП РАО,

2010. С. 54–70.

4.

Переломова

H.A.

Информационная

безопасность

глазами

педагога:

метод.

пособие.

Иркутск, 2006. С. 25-26.



В раздел образования