Автор: Дзюба Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Кировская средняя огбщеобразовательная школа"
Населённый пункт: пос. Лазаревский
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация ФГОС НОО в практике учителей начальных классов МКОУ КСОШ"
Раздел: начальное образование
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ
УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МКОУ «КИРОВСКАЯ СОШ
«Выживает не самый сильный и не сам умный,
а тот, кто лучше всех откликается
на происходящие изменения»
/Чарльз Дарвин/
Начальная школа является составной частью системы непрерывного
образования. Педагоги начальной школы призваны приобщать детей к
творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность,
способную к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющую находить
эффективные способы решения проблем, осуществлять поиск нужной
информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Включение личности в непрерывное образование актуализирует умение
оперативно обновлять имеющиеся представления о жизни, выбирать в
информационном потоке нужные знания.
1 сентября 2011года наша школа, как и все школы района, перешла на
работу по новому Федеральному государственному образовательному
стандарту начального общего образования. С этого момента вопросов стало
возникать еще больше. В целом по результатам первых лет можно отметить
следующее:
-
С
введением
новых
ФГОС
сохранилась
преемственность
между
стандартами первого и второго поколения, которая определяется единством
содержания. Так же как и в стандартах первого поколения обоснованы такие
умения, без которых выпускник начальной школы не сможет продолжить
обучение
на
следующей
ступени
образования.
Стандарт
поддерживает
традиции существующего начального обучения, но расставляет иные акценты
и ориентируется на иные приоритеты.
Изменилась позиция педагогов: педагоги на практике увидели насколько
подходы, описанные в стандартах, действительно, создают условия для
развития ребенка;
Многие подходы, описанные в стандартах и раньше очень активно
использовались в педагогической практике, но сейчас это складывается в
четкую, целенаправленную систему по всем направлениям образовательного
процесса: и в части достижения планируемых результатов в освоении
учебных программ, и в области духовно- нравственного развития, в создании
здоровьесберегающей среды, в направлении взаимодействия с родителями и
общественностью.
Достоинством стандартов второго поколения можно считать то, что его
разработчики попытались представить результат освоения учащимися
основной образовательной программы начального общего образования тремя
группами требований к результатам освоения: личностными,
метапредметными и предметными.
Считаем, что эффективность ФГОС зависит прежде всего от того, как школа
подготовилась к работе по этим стандартам.
Работа по новому Федеральному государственному образовательному
стандарту начального общего образования была начата с изучения пакета
нормативно-правовых документов, а также анализа финансово-
экономического, материально-технического обеспечения, информационной
среды и кадрового потенциала образовательного учреждения.
В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база
федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая
деятельность по апробации условий внедрения ФГОС. Документация была
подготовлена в полном объёме. Приведены в соответствие с требованиями
ФГОС должностные инструкции работников, внесены изменения в Устав,
разработаны локальные акты, утвержден список учебников и учебных
пособий (УМК), соответствующих требованиям ФГОС. Определена и
описана оптимальная для образовательного учреждения модель организации
внеурочной деятельности обучающихся, включая направления и внутренние
для ее реализации ресурсы.
Большую роль в реализации ФГОС играют Материально-технические
условия. На данный момент все рабочие места учителей автоматизированы
интерактивными средствами обучения, все компьютеры учителей Кировской
школы подключены к сети Интернет.
Все классы обеспечены комплектами демонстрационных таблиц и схем. В
школе отремонтированы и оснащены столовая, медицинский кабинет.
Пополнили библиотечный фонд базовыми документами и дополнительными
материалами для решения вопросов новых госстандартов. Сейчас в фонде
школьной
библиотеки
имеется
медиатека,
в
которой
есть
электронные
пособия, имеется набор дисков по различным областям знаний для младших
школьников,
игры
на
развитие
памяти
и
логики.
Библиотечный
фонд
включает учебную и художественную литературу, необходимую для ведения
образовательной деятельности в рамках ФГОС.
На наш взгляд, создание одних условий мало. Особое внимание было
уделено
вопросам
повышения
квалификации
педагогических
кадров
и
методическому
сопровождению
процесса
перехода
на
ФГОС.
Прошли
повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в
соответствии
с
федеральными
государственными
образовательными
стандартами все педагоги начальных классов. Повышение квалификации-это
и
самообразование
педагогов,
стремление
идти
в
ногу
со
временем.
Предъявляемые
требования
побудили
педагогов
освоить
интерактивные
технологии. Все педагоги используют в работе интерактивные технологии.
Практически все учителя имеют свой собственный сайт.
В целях повышения компетентности педагогов были организованы семинары,
круглые столы, заседания РМО и ШМО, где педагоги имели возможность
обмениваться опытом, более детально изучать различные аспекты внедрения
ФГООС,
выступали
с
докладами,
учились
новым
подходам
в
обучении.
Учителя нашей школы в основном сумели перестроиться на новый лад.
Подтверждением этому служат мастер- классы, открытые уроки и занятия по
внеурочной деятельности, проводимые в рамках семинаров и заседаний РМО
учителей начальных классов.
Так, в рамках заседания РМО были даны открытые уроки: (слайд)
№ урок
Тема урока
класс
ФИО учителя
1
Обучение
грамоте
Согласные звуки /г,г*/, буквы Г,г
1
Дзюба И.В.
2
Лит. чтение
Русская
народная
сказка
«Два
мороза»
2
Дуюнова О.С.
3
Русский язык
Падежные окончания имен
существительных
4
Хоктина С.В.
4
Окружающий
мир
Органы чувств
3
Дуюнова Т.А,
В
рамках
заседания
ШМО
были
также
даны
открытые
уроки
всеми
педагогами нашей школы и структурных подразделений.( слайд)
№
урок
Тема
урока
класс
ФИО
учителя
1
ИЗО
Мастер
украшеня
.
Украшаем
елку
2
Дзюба
И
.
В
.
2
Лит
.
чтение
«
Великие
русские
писатели
-
обобщение
»;
3
Дуюнова
О
.
С
.
3
Русский
язык
«
Заглавная
буква
Ш
»
1
Хоктина
С
.
В
.
4
Окружающий
«
Жизнь
луга
»
4
Дуюнова
Т
.
А
,
мир
5
математика
«
Особые
случаи
умножения
»
3
Евгеденова
В
.
Г
6
математика
«
Умножение
на
числа
,
оканчивающиеся
нулями
»
4
Немяшева
Д
.
А
.-
математика
«
Деление
нуля
на
число
»
3
Михайлова
Т
.
П
литературно
е
чтение
С
.
Т
.
Аксаков
«
Аленький
цветочек
»
Юницкая
М
.
Н
математика
«
Закрепление
по
теме
:
Умножение
на
единицу
».
3
Цих
Л
.
С
Уроки педагогов служат прекрасным образцом отвечающего современным
требованиям урока. Педагоги используют на уроках во всеоружии такие
новые приёмы, как:
1.
Постановка проблемного вопроса.
2.
Создание проблемной ситуации.
3.
Репродуктивные задания (вспомни, выполни, повтори).
4.
Мыслительные задания (сравни, разбей на группы, выдели «лишнее»).
5.
Прием «актуальность» (связан с пониманием практической значимости
знаний, возможностью использовать знания в жизни).
6.
Анализ жизненных ситуаций.
7.
Создание ситуации спора, дискуссии, выбора.
8.
Применение групповых и индивидуальных методов;
9.
Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля;
10. Организация творческой работы;
11.Устранение затруднений самостоятельно;
12.Оценка деятельности (самооценка, оценка деятельности товарищей);
13.Проведение рефлексии на каждом уроке.
На уроках педагоги умело создают психологический положительный
настрой
на
успешную
работу,
используя
ИКТ-
технологии,
дифференцированное
обучение,
технологию
развития
критического
мышления.
В
основе
обучения
лежит
системно-деятельностный
подход.
Педагоги
направляет
деятельность
учащихся,
развивая
навыки
самостоятельной
работы.
Основная
работа
на
уроках
направлена
на
формирование УУД.
В
Стандарте
второго
поколения
прописаны
требования
к
условиям
реализации основной общеобразовательной программы начального общего
образования. Учителями начальных классов была проделана большая работа
по разработке данных программ. Следует отметить, что не все педагоги сразу
внесли новшество в свои программы, не все сразу получилось. Но, так как
всё
приходит
с
опытом,
поэтому,
программы
с
каждым
годом
совершенствуются, становятся более приближены к нужным параметрам. На
данный момент рабочие программы написаны по новым направлениям и
разделам работы, с учетом УУД, деятельности учителя и учащегося. Была
оказана
помощь
в
разработке
программ
молодым
специалистам.
Неоднократно
проводились
заседания
ШМО,
где
педагоги
школы
и
структурных
подразделений(малокомплектных
школ)
разрабатывали
программы, с учетом всех требований ФГОС.
В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа
реализуется и через внеурочную деятельность. Для учащихся 1 классов на
внеурочную деятельность отведено 8 часов , 2-4 классов – 10 часов.
Внеурочная деятельность в школе организуется по следующим направлениям
развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе ,через
такие формы, как экскурсии, кружки, секции, "круглые столы", конференции,
диспуты, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные
исследования.
На слайде представлена внеурочная деятельность в Кировской
СОШ. Надо отметить, что не сразу удалось наладить работу в этой области.
Педагогам необходимо было разработать рабочие программы. В ходе работы
мы пришли к выводу, что необходима преемственность и в этом направлении
реализации ФГОС. На заседаниях ШМО педагоги обсуждали различные
программы, спорили, приводили доводы и принимали решения. В результате
внеурочная деятельность в школе реализуются следующими курсами:
Внеурочная деятельность 1 класс. Дуюнова Т.А.
№
п/
п
Направления внеурочной деятельности
Название курса
Кол-во
часов
1.
Общеинтеллектуальное
«Эрудит»
2 часа
2.
Духовно-нравственное
«Учимся общаться»
2 часа
3.
Социальное
««В мире танца»
1 час
4.
Спортивно-оздоровительное
«Подвижные игры
1 час
«Моё здоровье»
1 час
5.
Общекультурное
«Весёлые нотки»
1 час
ИТОГО:
8
часов
Внеурочная деятельность 2 кл
№
п/
п
Направления внеурочной деятельности
Название курса
Кол-во
часов
1.
Общеинтеллектуальное
«Эрудит»
1 часа
Информатика
1
2.
Духовно-нравственное
«В гостях у сказки»
2 часа
3.
Социальное
«Экономика. Первые шаги.»
1 час
4.
Спортивно-оздоровительное
«Здоровейка»
2 часа
«Шахматы»
1 час
5
Общекультурное
«В мире танца»
2 часа
ИТОГО:
10
часов
Внеурочная деятельность 3 класс. Дзюба И.В.
№
п/
п
Направления внеурочной деятельности
Название курса
Кол-во
часов
1.
Общеинтеллектуальное
«Эрудит»
2 часа
информатика
1
2.
Духовно-нравственное
«В гостях у сказки»
2 часа
3.
Социальное
«Экономика. Первые шаги.»
1 час
4.
Спортивно-оздоровительное
«Здоровейка»
2 часа
«Шахматы»
1 час
5.
Общекультурное
«Волшебная кисть»
1 час
ИТОГО:
10
часов
Внеурочная деятельность 4 класс. Дуюнова О.С.
№
п/
п
Направления внеурочной деятельности
Название курса
Кол-во
часов
1.
Общеинтеллектуальное
«Эрудит»
2 часа
информатика
1 час
2.
Духовно-нравственное
«В мире танца»
2 часа
3.
Социальное
«Юный патриот»
1 час
4.
Спортивно-оздоровительное
«Тропинка к здоровью»
2 часа
«Шахматы»
1 час
5.
Общекультурное
«В гостях у сказки»
1 час
ИТОГО:
10
часов
В
плане
реализации
санитарно-гигиенических
требований
должны
быть
созданы условия для работы в режиме продленного дня, которые включают
двухразовое горячее питание. Надо отметить, что в нашей школе учащиеся
начальных классов на 100% охвачены горячим питанием.
Правильная организации внеурочной деятельности дает возможность не
только всесторонне развивать учащихся, но и позволяет выявить интересы
учащихся, помочь им в овладении школьной программой, в подготовке к
различным конкурсам, олимпиадам. (из опыта работы-слайды). Хочу отметить,
что учащиеся нашей школы стали активнее участвовать в различных
мероприятиях. Каждое направление внеурочной деятельности имеет выход.
Так. Кружки «В мире танца», «Веселые нотки» дают возможность детям
раскрыть свои творческие возможности не только в пределах класса и школы,
но и поселка. Наши учащиеся являются активными участниками поселковых
мероприятий, ежегодно участвуют в благотворительных концертах
посвященных Дню Победы. В 2014-15 уч.году учащиеся 3 класса заняли 2
место в районном конкурсе «Зажги звезду».
Курсы «Здоровейка» и «Подвижные игры» позволяют развивать физическую
подготовку учащихся. Так наши ученики имеют призовые места в спортивных
соревнованиях.
ФИ ученика
Класс
Название конкурса
мест
о
ФИО учителя
Цуканов Иван
1
Кросс «Золотая
осень»
2
Хоктина С.В.
ЮницкаяЮстин
а
1
Кросс «Золотая
осень»
2
Хоктина С.В.
Давашкин Денис
1
Кросс «Золотая
осень»
3
Хоктина С.В.
Медведева
Юлианна
4
Кросс «Золотая
осень»
2
Дуюнова О.С.
В рамках кружка «Эрудит» ученики 2 класса приняли участие в Фестивале
науки с исследовательской работой «Чудо-кристаллы» (Асархинова В. И
Михайлова Дарья), Томилин Андрей в 2014-15 уч. Г. Стал победителем
муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по
математике, занял 1 место в Республиканской математической игре «Сайгак»,
2 место в олимпиаде по шахматам, а в 2015 г.-3 место. Колесникова Дарья –в
этой же олимпиаде заняла 2 место ( учитель Дуюнова Т.А). В этом учебном
году в Республиканском
Конкурсе-игре «Сайгак» - приняли участие 26
учащихся из 1-4 классов (результат ожидается).
2013 г. Всероссийская предметная олимпиада «Центр талантливой
молодежи»: Будаева Данара-4 место в России,4м в Регионе-русский язык,
Медведева Юлианна-4место в России, 1 м в Регионе «Викторина Эрудит»
В 2014 году наши учащиеся стали активными участниками общероссийской
предметной олимпиады «Пятерочка» и тоже имели успех.
Общероссийский предметная олимпиада «Пятерочка» 2014г.
№ ФИ ученика
предмет
место
ФИО учителя
1
Конев Никита
Русский язык
1
Дзюба И.В
математика
1
Окружающий
мир
2
2
Томилин Андрей
Русский язык
1
Дуюнова Т.А.
Окружающий
мир
2
В этом учебном году учащиеся 1-4 классов также приняли участие в заочных
Республиканских, международных и всероссийских олимпиадах, конкурсах
Математический марафон «Кудесник»: В командном зачете заняли 4 место.
Международный конкурс-игра «Медвежонок – приняли участие 12
учащихся.
2 кл- 5 ч
3 кл- 5 ч
4 кл –2 ч
Процент выпонения заданий от 75 до 95,7.
Диплом победителя -Конев Никита, 3 класс.(учитель –Дзюба И.В.). Надо
отметить, что Никита стал победителем второй год подряд.
Международный конкурс Инфоурок «Мириады открытий» -(онлайн
конкурс) принял участие Конев Никита, уч-ся 3 класса.
Результаты следующие:
место
Направление
страна
регион
С чего
начинается
родина
17
3
Физическая
культура
24
2
Математика
42
5
ИЗО
50
4
Русский язык
24
5
Логика и общее
развитие
1
1
Окружающий
мир
1
1
В рамках кружка «Юный патриот»- Медведева Юлиана заняла 1 место в
районном этапе конкурса «Ювента» в 2014-2015 уч. году. А Королев Денис и
Будаева Данара –участвовали в фотоконкурсе «Мой любимый город» и
заняли соответственно 1 и 2 места. (учитель Дуюнова О.С.)
В рамках курса внеурочной деятельности «Волшебная кисть» в 2013-2014 уч.
г. Конев Никита занял 3 место в районном этапе Всероссийского детско-
юношеского творчества «Я люблю тебя ,Россия!» в номинации
«Художесвенно-изобразительное творчество,и 1 место в конкурсе «История
моей страны. О подвигах, о доблести, о славе».( учитель-Дзюба И.В)
Опыт работы учителей начальных классов был обобщен на педагогическом
совете школы, где учителя рассказали о своих результатах по внедрению
ФГОС, показали мастер-классы уроков и внеурочных занятий, проведенных в
соответствии с требованиями ФГОС
Анализируя факторы успешного применения стандартов нового
поколения в нашей школе, мы уверены, что решение проблем, связанных с
реализацией ФГОС, возможно только в одном случае: если все участники
образовательного
процесса
–
администрация,
педагоги,
родительская
общественность
–
осознают
необходимость
совместных
усилий
по
достижению качественно новых результатов образования.
Дзюба И.В,
учитель начальных классов
МКОУ «Кировская СОШ»