Напоминание

"Реализация ФГОС НОО в практике учителей начальных классов МКОУ КСОШ"


Автор: Дзюба Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Кировская средняя огбщеобразовательная школа"
Населённый пункт: пос. Лазаревский
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация ФГОС НОО в практике учителей начальных классов МКОУ КСОШ"
Раздел: начальное образование





Назад




РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МКОУ «КИРОВСКАЯ СОШ

«Выживает не самый сильный и не сам умный,

а тот, кто лучше всех откликается

на происходящие изменения»

/Чарльз Дарвин/

Начальная школа является составной частью системы непрерывного

образования. Педагоги начальной школы призваны приобщать детей к

творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность,

способную к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющую находить

эффективные способы решения проблем, осуществлять поиск нужной

информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Включение личности в непрерывное образование актуализирует умение

оперативно обновлять имеющиеся представления о жизни, выбирать в

информационном потоке нужные знания.

1 сентября 2011года наша школа, как и все школы района, перешла на

работу по новому Федеральному государственному образовательному

стандарту начального общего образования. С этого момента вопросов стало

возникать еще больше. В целом по результатам первых лет можно отметить

следующее:

-

С

введением

новых

ФГОС

сохранилась

преемственность

между

стандартами первого и второго поколения, которая определяется единством

содержания. Так же как и в стандартах первого поколения обоснованы такие

умения, без которых выпускник начальной школы не сможет продолжить

обучение

на

следующей

ступени

образования.

Стандарт

поддерживает

традиции существующего начального обучения, но расставляет иные акценты

и ориентируется на иные приоритеты.

Изменилась позиция педагогов: педагоги на практике увидели насколько

подходы, описанные в стандартах, действительно, создают условия для

развития ребенка;

Многие подходы, описанные в стандартах и раньше очень активно

использовались в педагогической практике, но сейчас это складывается в

четкую, целенаправленную систему по всем направлениям образовательного

процесса: и в части достижения планируемых результатов в освоении

учебных программ, и в области духовно- нравственного развития, в создании

здоровьесберегающей среды, в направлении взаимодействия с родителями и

общественностью.

Достоинством стандартов второго поколения можно считать то, что его

разработчики попытались представить результат освоения учащимися

основной образовательной программы начального общего образования тремя

группами требований к результатам освоения: личностными,

метапредметными и предметными.

Считаем, что эффективность ФГОС зависит прежде всего от того, как школа

подготовилась к работе по этим стандартам.

Работа по новому Федеральному государственному образовательному

стандарту начального общего образования была начата с изучения пакета

нормативно-правовых документов, а также анализа финансово-

экономического, материально-технического обеспечения, информационной

среды и кадрового потенциала образовательного учреждения.

В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база

федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая

деятельность по апробации условий внедрения ФГОС. Документация была

подготовлена в полном объёме. Приведены в соответствие с требованиями

ФГОС должностные инструкции работников, внесены изменения в Устав,

разработаны локальные акты, утвержден список учебников и учебных

пособий (УМК), соответствующих требованиям ФГОС. Определена и

описана оптимальная для образовательного учреждения модель организации

внеурочной деятельности обучающихся, включая направления и внутренние

для ее реализации ресурсы.

Большую роль в реализации ФГОС играют Материально-технические

условия. На данный момент все рабочие места учителей автоматизированы

интерактивными средствами обучения, все компьютеры учителей Кировской

школы подключены к сети Интернет.

Все классы обеспечены комплектами демонстрационных таблиц и схем. В

школе отремонтированы и оснащены столовая, медицинский кабинет.

Пополнили библиотечный фонд базовыми документами и дополнительными

материалами для решения вопросов новых госстандартов. Сейчас в фонде

школьной

библиотеки

имеется

медиатека,

в

которой

есть

электронные

пособия, имеется набор дисков по различным областям знаний для младших

школьников,

игры

на

развитие

памяти

и

логики.

Библиотечный

фонд

включает учебную и художественную литературу, необходимую для ведения

образовательной деятельности в рамках ФГОС.

На наш взгляд, создание одних условий мало. Особое внимание было

уделено

вопросам

повышения

квалификации

педагогических

кадров

и

методическому

сопровождению

процесса

перехода

на

ФГОС.

Прошли

повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в

соответствии

с

федеральными

государственными

образовательными

стандартами все педагоги начальных классов. Повышение квалификации-это

и

самообразование

педагогов,

стремление

идти

в

ногу

со

временем.

Предъявляемые

требования

побудили

педагогов

освоить

интерактивные

технологии. Все педагоги используют в работе интерактивные технологии.

Практически все учителя имеют свой собственный сайт.

В целях повышения компетентности педагогов были организованы семинары,

круглые столы, заседания РМО и ШМО, где педагоги имели возможность

обмениваться опытом, более детально изучать различные аспекты внедрения

ФГООС,

выступали

с

докладами,

учились

новым

подходам

в

обучении.

Учителя нашей школы в основном сумели перестроиться на новый лад.

Подтверждением этому служат мастер- классы, открытые уроки и занятия по

внеурочной деятельности, проводимые в рамках семинаров и заседаний РМО

учителей начальных классов.

Так, в рамках заседания РМО были даны открытые уроки: (слайд)

№ урок

Тема урока

класс

ФИО учителя

1

Обучение

грамоте

Согласные звуки /г,г*/, буквы Г,г

1

Дзюба И.В.

2

Лит. чтение

Русская

народная

сказка

«Два

мороза»

2

Дуюнова О.С.

3

Русский язык

Падежные окончания имен

существительных

4

Хоктина С.В.

4

Окружающий

мир

Органы чувств

3

Дуюнова Т.А,

В

рамках

заседания

ШМО

были

также

даны

открытые

уроки

всеми

педагогами нашей школы и структурных подразделений.( слайд)

урок

Тема

урока

класс

ФИО

учителя

1

ИЗО

Мастер

украшеня

.

Украшаем

елку

2

Дзюба

И

.

В

.

2

Лит

.

чтение

«

Великие

русские

писатели

-

обобщение

»;

3

Дуюнова

О

.

С

.

3

Русский

язык

«

Заглавная

буква

Ш

»

1

Хоктина

С

.

В

.

4

Окружающий

«

Жизнь

луга

»

4

Дуюнова

Т

.

А

,

мир

5

математика

«

Особые

случаи

умножения

»

3

Евгеденова

В

.

Г

6

математика

«

Умножение

на

числа

,

оканчивающиеся

нулями

»

4

Немяшева

Д

.

А

.-

математика

«

Деление

нуля

на

число

»

3

Михайлова

Т

.

П

литературно

е

чтение

С

.

Т

.

Аксаков

«

Аленький

цветочек

»

Юницкая

М

.

Н

математика

«

Закрепление

по

теме

:

Умножение

на

единицу

».

3

Цих

Л

.

С

Уроки педагогов служат прекрасным образцом отвечающего современным

требованиям урока. Педагоги используют на уроках во всеоружии такие

новые приёмы, как:

1.

Постановка проблемного вопроса.

2.

Создание проблемной ситуации.

3.

Репродуктивные задания (вспомни, выполни, повтори).

4.

Мыслительные задания (сравни, разбей на группы, выдели «лишнее»).

5.

Прием «актуальность» (связан с пониманием практической значимости

знаний, возможностью использовать знания в жизни).

6.

Анализ жизненных ситуаций.

7.

Создание ситуации спора, дискуссии, выбора.

8.

Применение групповых и индивидуальных методов;

9.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля;

10. Организация творческой работы;

11.Устранение затруднений самостоятельно;

12.Оценка деятельности (самооценка, оценка деятельности товарищей);

13.Проведение рефлексии на каждом уроке.

На уроках педагоги умело создают психологический положительный

настрой

на

успешную

работу,

используя

ИКТ-

технологии,

дифференцированное

обучение,

технологию

развития

критического

мышления.

В

основе

обучения

лежит

системно-деятельностный

подход.

Педагоги

направляет

деятельность

учащихся,

развивая

навыки

самостоятельной

работы.

Основная

работа

на

уроках

направлена

на

формирование УУД.

В

Стандарте

второго

поколения

прописаны

требования

к

условиям

реализации основной общеобразовательной программы начального общего

образования. Учителями начальных классов была проделана большая работа

по разработке данных программ. Следует отметить, что не все педагоги сразу

внесли новшество в свои программы, не все сразу получилось. Но, так как

всё

приходит

с

опытом,

поэтому,

программы

с

каждым

годом

совершенствуются, становятся более приближены к нужным параметрам. На

данный момент рабочие программы написаны по новым направлениям и

разделам работы, с учетом УУД, деятельности учителя и учащегося. Была

оказана

помощь

в

разработке

программ

молодым

специалистам.

Неоднократно

проводились

заседания

ШМО,

где

педагоги

школы

и

структурных

подразделений(малокомплектных

школ)

разрабатывали

программы, с учетом всех требований ФГОС.

В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа

реализуется и через внеурочную деятельность. Для учащихся 1 классов на

внеурочную деятельность отведено 8 часов , 2-4 классов – 10 часов.

Внеурочная деятельность в школе организуется по следующим направлениям

развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,

социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе ,через

такие формы, как экскурсии, кружки, секции, "круглые столы", конференции,

диспуты, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные

исследования.

На слайде представлена внеурочная деятельность в Кировской

СОШ. Надо отметить, что не сразу удалось наладить работу в этой области.

Педагогам необходимо было разработать рабочие программы. В ходе работы

мы пришли к выводу, что необходима преемственность и в этом направлении

реализации ФГОС. На заседаниях ШМО педагоги обсуждали различные

программы, спорили, приводили доводы и принимали решения. В результате

внеурочная деятельность в школе реализуются следующими курсами:

Внеурочная деятельность 1 класс. Дуюнова Т.А.

п/

п

Направления внеурочной деятельности

Название курса

Кол-во

часов

1.

Общеинтеллектуальное

«Эрудит»

2 часа

2.

Духовно-нравственное

«Учимся общаться»

2 часа

3.

Социальное

««В мире танца»

1 час

4.

Спортивно-оздоровительное

«Подвижные игры

1 час

«Моё здоровье»

1 час

5.

Общекультурное

«Весёлые нотки»

1 час

ИТОГО:

8

часов

Внеурочная деятельность 2 кл

п/

п

Направления внеурочной деятельности

Название курса

Кол-во

часов

1.

Общеинтеллектуальное

«Эрудит»

1 часа

Информатика

1

2.

Духовно-нравственное

«В гостях у сказки»

2 часа

3.

Социальное

«Экономика. Первые шаги.»

1 час

4.

Спортивно-оздоровительное

«Здоровейка»

2 часа

«Шахматы»

1 час

5

Общекультурное

«В мире танца»

2 часа

ИТОГО:

10

часов

Внеурочная деятельность 3 класс. Дзюба И.В.

п/

п

Направления внеурочной деятельности

Название курса

Кол-во

часов

1.

Общеинтеллектуальное

«Эрудит»

2 часа

информатика

1

2.

Духовно-нравственное

«В гостях у сказки»

2 часа

3.

Социальное

«Экономика. Первые шаги.»

1 час

4.

Спортивно-оздоровительное

«Здоровейка»

2 часа

«Шахматы»

1 час

5.

Общекультурное

«Волшебная кисть»

1 час

ИТОГО:

10

часов

Внеурочная деятельность 4 класс. Дуюнова О.С.

п/

п

Направления внеурочной деятельности

Название курса

Кол-во

часов

1.

Общеинтеллектуальное

«Эрудит»

2 часа

информатика

1 час

2.

Духовно-нравственное

«В мире танца»

2 часа

3.

Социальное

«Юный патриот»

1 час

4.

Спортивно-оздоровительное

«Тропинка к здоровью»

2 часа

«Шахматы»

1 час

5.

Общекультурное

«В гостях у сказки»

1 час

ИТОГО:

10

часов

В

плане

реализации

санитарно-гигиенических

требований

должны

быть

созданы условия для работы в режиме продленного дня, которые включают

двухразовое горячее питание. Надо отметить, что в нашей школе учащиеся

начальных классов на 100% охвачены горячим питанием.

Правильная организации внеурочной деятельности дает возможность не

только всесторонне развивать учащихся, но и позволяет выявить интересы

учащихся, помочь им в овладении школьной программой, в подготовке к

различным конкурсам, олимпиадам. (из опыта работы-слайды). Хочу отметить,

что учащиеся нашей школы стали активнее участвовать в различных

мероприятиях. Каждое направление внеурочной деятельности имеет выход.

Так. Кружки «В мире танца», «Веселые нотки» дают возможность детям

раскрыть свои творческие возможности не только в пределах класса и школы,

но и поселка. Наши учащиеся являются активными участниками поселковых

мероприятий, ежегодно участвуют в благотворительных концертах

посвященных Дню Победы. В 2014-15 уч.году учащиеся 3 класса заняли 2

место в районном конкурсе «Зажги звезду».

Курсы «Здоровейка» и «Подвижные игры» позволяют развивать физическую

подготовку учащихся. Так наши ученики имеют призовые места в спортивных

соревнованиях.

ФИ ученика

Класс

Название конкурса

мест

о

ФИО учителя

Цуканов Иван

1

Кросс «Золотая

осень»

2

Хоктина С.В.

ЮницкаяЮстин

а

1

Кросс «Золотая

осень»

2

Хоктина С.В.

Давашкин Денис

1

Кросс «Золотая

осень»

3

Хоктина С.В.

Медведева

Юлианна

4

Кросс «Золотая

осень»

2

Дуюнова О.С.

В рамках кружка «Эрудит» ученики 2 класса приняли участие в Фестивале

науки с исследовательской работой «Чудо-кристаллы» (Асархинова В. И

Михайлова Дарья), Томилин Андрей в 2014-15 уч. Г. Стал победителем

муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по

математике, занял 1 место в Республиканской математической игре «Сайгак»,

2 место в олимпиаде по шахматам, а в 2015 г.-3 место. Колесникова Дарья –в

этой же олимпиаде заняла 2 место ( учитель Дуюнова Т.А). В этом учебном

году в Республиканском

Конкурсе-игре «Сайгак» - приняли участие 26

учащихся из 1-4 классов (результат ожидается).

2013 г. Всероссийская предметная олимпиада «Центр талантливой

молодежи»: Будаева Данара-4 место в России,4м в Регионе-русский язык,

Медведева Юлианна-4место в России, 1 м в Регионе «Викторина Эрудит»

В 2014 году наши учащиеся стали активными участниками общероссийской

предметной олимпиады «Пятерочка» и тоже имели успех.

Общероссийский предметная олимпиада «Пятерочка» 2014г.

№ ФИ ученика

предмет

место

ФИО учителя

1

Конев Никита

Русский язык

1

Дзюба И.В

математика

1

Окружающий

мир

2

2

Томилин Андрей

Русский язык

1

Дуюнова Т.А.

Окружающий

мир

2

В этом учебном году учащиеся 1-4 классов также приняли участие в заочных

Республиканских, международных и всероссийских олимпиадах, конкурсах

Математический марафон «Кудесник»: В командном зачете заняли 4 место.

Международный конкурс-игра «Медвежонок – приняли участие 12

учащихся.

2 кл- 5 ч

3 кл- 5 ч

4 кл –2 ч

Процент выпонения заданий от 75 до 95,7.

Диплом победителя -Конев Никита, 3 класс.(учитель –Дзюба И.В.). Надо

отметить, что Никита стал победителем второй год подряд.

Международный конкурс Инфоурок «Мириады открытий» -(онлайн

конкурс) принял участие Конев Никита, уч-ся 3 класса.

Результаты следующие:

место

Направление

страна

регион

С чего

начинается

родина

17

3

Физическая

культура

24

2

Математика

42

5

ИЗО

50

4

Русский язык

24

5

Логика и общее

развитие

1

1

Окружающий

мир

1

1

В рамках кружка «Юный патриот»- Медведева Юлиана заняла 1 место в

районном этапе конкурса «Ювента» в 2014-2015 уч. году. А Королев Денис и

Будаева Данара –участвовали в фотоконкурсе «Мой любимый город» и

заняли соответственно 1 и 2 места. (учитель Дуюнова О.С.)

В рамках курса внеурочной деятельности «Волшебная кисть» в 2013-2014 уч.

г. Конев Никита занял 3 место в районном этапе Всероссийского детско-

юношеского творчества «Я люблю тебя ,Россия!» в номинации

«Художесвенно-изобразительное творчество,и 1 место в конкурсе «История

моей страны. О подвигах, о доблести, о славе».( учитель-Дзюба И.В)

Опыт работы учителей начальных классов был обобщен на педагогическом

совете школы, где учителя рассказали о своих результатах по внедрению

ФГОС, показали мастер-классы уроков и внеурочных занятий, проведенных в

соответствии с требованиями ФГОС

Анализируя факторы успешного применения стандартов нового

поколения в нашей школе, мы уверены, что решение проблем, связанных с

реализацией ФГОС, возможно только в одном случае: если все участники

образовательного

процесса

администрация,

педагоги,

родительская

общественность

осознают

необходимость

совместных

усилий

по

достижению качественно новых результатов образования.

Дзюба И.В,

учитель начальных классов

МКОУ «Кировская СОШ»



В раздел образования