Автор: Веслополова Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 55"
Населённый пункт: Г. Новокузнецк
Наименование материала: Русский язык. 5 класс. Технологическая карта урока .
Тема: Буквы А-О в корнях -гар- и -гор-
Раздел: полное образование
Урок: Русский язык, 5 класс.
(Технологическая карта урока).
ТЕМА: Буквы А-О в корнях -гар- и -гор-.
НОВОКУЗНЕЦК
Русский язык , 5 класс.
Тема: Буквы А-О в корнях -гар- и -гор-.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели
Цель учителя: формировать умения учащихся правильно писать корни -ГАР- и –ГОР- с чередующимися гласными А и О.
Цель учащихся: научиться правильно писать слова, в которых есть корни -гар- и -гор-, применяя новое правило.
Планируемые результаты:
Личностные: мотивация к учебной деятельности.
Метапредметные:
- регулятивные УУД: выссказывать предположения, формулировать тему и цель урока, составлять алгоритм, оценивать свою деятельность,
свой результат, работать по алгоритму.
- познавательные УУД:. выполнять анализ, делать вывод.
- коммуникативные УУД: выссказывать и обосновывать своё мнение, слушать других.
Предметные: находить корни -гар- и -гор- с чередованием А и О, отличать их от омонимичных корней с орфограммой –
« Проверяемая безударная гласная в корне слова», правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия
выбора орфограмм.
Технологическая карта урока .
Этап урока и его цель
Деятельность
педагога
Деятельность
обучающихся
Результат
Задания
1.Организационный
момент
(самоопределение
к
деятельности)
Ц е л ь : организация
самооценки
обучающимися
г о т о в н о с т и
к
предстоящей
д е я т е л ь н о с т и
н а
уроке.
Приветствует
учеников, создаёт
эмоциональный
настрой на урок,
проверяет
готовность.
Настраиваются на
работу.
Готовность к уроку,
эмоциональный настрой.
2.Актуализация
з
н а
н и й . Цель:
организация
восприятия
задания
обучающимися
Организует
работу по
выполнению
задания,
организует беседу.
Выполняют задание.
Формулируют тему
урока: « Буквы А-О в
корнях -гар- и -гор», и
цель урока.
Выссказывают
предположения, формулируют
тему и цель урока ( Р )
Выссказывают и
обосновывают своё мнение
( К )
Задание: На доске слова. Надо
распределить их по группам.
Вставить пропущенные буквы.
Какие слова у вас остались не
распределёнными по группам?
Почему? Как называются
знакомые вам корни? Почему слова,
вызвавшие затруднения, записаны
вместе с остальными? Какой у них
корень? Какие буквы можно
вставить на месте пропуска в
этих словах? Сформулируйте тему
нашего уроках..Что нам надо
узнать? Чему научиться?Дети:
Вспоминают уже изученные корни
с чередованием гласных, слова с
проверяемыми гласнми.
Распределяют их по
группам(столбикам, вставляют
пропущенные буквы, одбирают
проверочные слова.Остаются
лишние слова.
Этап урока и его цель
Деятельность
педагога
Деятельность
обучающихся
Результат
Задания
3.
Введение
нового
з
н а
н и я . Цель:
организация
совместного
о т к р ы т и я
н о в о г о
знания (продуктивного
чтения нового текста;
восприятия
н о во г о
материала и т. п.)
Организует работу
по теме.
Учащиеся наблюдают и
анализируют слова.
Выполняют анализ, делают
вывод ( П ).
На доске записаны слова в 2
столбика: 1 ст. – гореть, горелый,
загорать; 2 ст. – угар, огарок, загар.
Учитель предлагает выявить
условия написания О-А в корне
слова. Сделаем вывод: от чего же
зависит написание а–о в
корне гор–гар? Сформулируйте
правило. Проговариваем:
основное значение
-гар- и -гор-
-
с чередующейся гласной
-поддаваться огню, уничтожаться
огнем. Искл.: выгарки, изгарь,
пригарь.
Дети:
(выделяют корень, ставят
ударение)
Речевое проговаривание,
обозначение орфограмм.
4.
Воспроизведение
н о в о г о
з н а н и я .
(Формулирование
н о в о г о
п р а в и л а
(понятия, факта и др.)
Построение
алгоритма
деятельности по новой
н
о
р
м е
)
. Цель:
организация
совместной
деятельности
Организует работу
по составлению
алгоритма.
Строят алгоритм
рассуждения.
Составляют алгоритм ( Р )
Делают выводы ( П )
Слушают других ( К ).
Алгоритм:
1. Выдели корень гар-гор,
смотрим – какое значение имеет
корень. Не является ли слово
исключением.
2. Поставь ударение.
3. Гласная в корне гар-гор – под
ударением всегда пиши А, без
ударения О.
5.Первичное
з а к р е п л е н и е . Цель:
организация
правильного
выполнения
задания
и
проговаривания нового
знания в речи
Организует работу
в парах и
взаимопроверку.
Выполняют задание.
Оценивают свою
деятельность, работают по
алгоритму ( Р ).
Списать с доски, вставить
пропущенные буквы:
Г*рючее вещество, уг*рный газ,
газовая г*орелка, сг*орать от
нетерпения, подг*ревший пирог,
бронзовый заг*ар, ог*рок свечи,
выг*реть на солнце, г*рящие глаза,
Этап урока и его цель
Деятельность
педагога
Деятельность
обучающихся
Результат
Задания
заг*релый юноша, заг*реться
идеей.
Списывают. Взаимопроверка:
Меняются тетрадями и проверяют.
По цепочке 1 ученик вслух
комментирует написание слова.
6 . Т р е н и н г . Цель:
организация
первичного
закрепления
построенного
алгоритма
Организует и
контролирует
работу учащихся.
Выполняют задание и
аргументируют свой
ответ
Оценивают свою деятельность
( Р )
Слушают других ( К ).
Игра «Третий лишний».
Записать в строчку слова,
найти и подчеркнуть «лишнее»
слово: 1) гараж, загорелый,
угар. 2) пригорает, горный,
нагорит. 3) подросли, растение,
разгорается. 4) коснуться,
касаться, выгоревший.5)
горение, горняк, погорельцы. 6)
подгорелый, загородный, угар.
Докажите, что «лишние» слова
не относятся к изученной
орфограмме.
7.Рефлексия
д е я т е л ь н о с т и
н а
у
р
о
к
е
. Цель:
организовать
понимание
ценности
выполненной
деятельности
Организует
самооценку
учебной
деятельности.
Осуществляют
самооценку собственной
учебной деятельности,
сопоставляют цель и
результаты.
Мотивация к учебной
деятельности ( Л )
Оценивают свой результат (Р).
Выразите ваше впечатление от
урока одним предложением,
оцените себя:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Теперь я могу…
Я выполнял задания…
Было трудно…
8.Домашнее задание.
Подготовьте
раздаточный
материал по
изученной
орфограмме
(карточки).
Записывают в дневник.