Напоминание

"Роль патриотического воспитания в системе формирования личности школьника"


Автор: Лозовская Ольга Александровна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА"
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Роль патриотического воспитания в системе формирования личности школьника"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль патриотического воспитания в системе

формирования личности школьника

Воспитание

в

развитии

личности

выступает

важным

фактором

наряду

с

наследственностью и средой. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует

параметры

ее

развития

с

учетом

многогранности

воздействия

различных

факторов.

Воспитание — это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной

жизни детей в условиях обучения и воспитания.

Ему присущи такие функции:

-

диагностика

природных

задатков,

теоретическая

разработка

и

практическое

создание условий их проявления и развития;

-организация учебно-воспитательной деятельности детей;

-использование положительных факторов в развитии качеств личности;

-содержания воспитания, средств и условий социальной среды;

-воздействие

на

социальные

условия,

устранение

и

преобразование

(по

возможности) негативных средовых влияний;

- формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в

разных

сферах

деятельности:

научной,

профессиональной,

творческо-эстетической,

конструктивно-технической и т.д.

Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный

тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней

или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем

специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья,

совершенствование процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности

нервных

процессов),

внести

определяющий

корректив

в

устойчивость

природных

наследственных особенностей. Только под влиянием научно обоснованного воспитания и

создании

соответствующих

условий,

учете

особенностей

нервной

системы

ребенка,

обеспечении

развития

всех

его

органов,

учете

его

потенциальных

возможностей

и

включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки

могут перерасти в способности.

При

организации

воспитания

педагогам

следует

помнить,

что

разные

виды

деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей

человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости

от ведущего вида деятельности. Порождаемые деятельностью новые потребности и

наличные возможности их удовлетворения создают ряд последующих противоречий. Они

выступают движущей силой развития личности. Такие противоречия возникают между

возрастными

физическими

и

духовными

возможностями

и

старыми

формами

взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новыми потребностями и

прежними возможностями, между имеющимися способностями и потребностями более

высокого уровня развития и т.д. Подлинные достижения человека накапливаются не

только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом. Создавая

что-нибудь значительное, человек и сам растет; в творческих, добродетельных делах

важнейший источник его роста.

Воспитание и деятельность создают основу для проявления и развития природных

задатков

и

способностей.

Практикой

доказано,

что

целенаправленное

воспитание

обеспечивает

развитие

особых

задатков,

инициирует

духовные

и

физические

силы.

Многие известные гении человечества утверждают, что всеми своими успехами они

обязаны тяжелому труду и упорству в достижении намеченных целей и только на 10 % —

своим способностям и склонностям.

Организуя воспитание, необходимо опираться на идеи Л.C. Выготского о двух

взаимосвязанных

зонах

развития:

актуального

и

ближайшего,

учитывать

их

индивидуальные возможности и адекватность требований, развитость мотивационной

сферы воспитуемых.

Важнейшие закономерности и факторы развития и формирования личности можно

рассматривать как внешние и внутренние. К внешним относится совокупное влияние

вышеназванных сред и воспитания. К внутренним факторам — природные потребности

и

влечения,

потребности

в

общении,

альтруизме,

доминировании,

агрессивности

и

специфические

социальные

потребности

духовные,

творческие

потребности,

нравственно-ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения,

чувства и переживания и т.д., возникающие под воздействием среды и воспитания. В

результате

комплексного

взаимодействия

этих

факторов

происходит

развитие

и

формирование

личности.

В

процессе

развития

сложно

найти

период

равномерного

влияния

всех

факторов.

Как

правило,

наблюдается

поочередное

или

групповое

их

преобладание. До сих пор в педагогике обоснованно утверждается решающее влияние

воспитания на развитие и формирование личности через стимулирование внутренней

активности (двигательной, познавательной активности общения) и активности своего

совершенствования, саморазвития. Иными словами, это формирование мотивации. С.Л.

Рубинштейн отмечал, что все в развитии личности в определенной степени внешне

обусловлено, но не вытекает прямо из внешних условий. В этом плане созвучна и

позиция Р.С. Немова: «Человек в своих психологических качествах и формах поведения

представляется социальноприродным существом, частично похожим, частично отличным

от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются,

иногда

конкурируют

друг

с

другом.

В

понимании

подлинной

детерминации

человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое.

Педагогическая практика знает немало примеров, когда великолепные условия жизни и

воспитания не давали положительных результатов, или, с другой стороны, в тяжелейших

семейных, социальных, бытовых условиях, в условиях голода и лишений (годы войн), но

при правильной организации воспитательной работы, создании воспитательной среды

достигались

высокие

позитивные

результаты

развития

и

формирования

личности.

Педагогический

опыт

А.С.

Макаренко,

В.А.

Сухомлинского,

В.Ф.

Шаталова,

Ш.А.

Амонашвили показывает, что в первую очередь формирует личность система отношений,

складывающаяся

у

личности

со

средой

и

окружающими

ее

людьми,

создаваемая

родителями и педагогами, взрослыми.

Развитие

ребенка

происходит

в

условиях

многообразных

отношений

положительного

и

отрицательного

характера.

Система

педагогически

обоснованных

воспитательных

отношений

формирует

характер

личности,

ценностные

ориентации,

идеалы, представления, мировоззрение, чувственно-эмоциональную сферу. Однако не

всегда ребенок удовлетворен правильно организованной системой отношений. Она для

него не актуализируется в жизненно необходимую. Формируя многообразие отношений к

реальности, она иногда не учитывает внутреннее «Я» индивидуальности, психическое

развитие и условия физического развития, скрытую внутреннюю позицию воспитуемого.

Высокий

результат

развития

и

формирования

достигается,

если

воспитательная

система

в

лице

педагога

обеспечивает

тонкое

психолого-педагогическое

влияние

в

контексте

единомыслия

с

ребенком,обеспечивает

гармонию

складывающихся

многообразных

отношений,

уводит

его

в

мир

духовной

деятельности

и

ценностей,

инициирует его духовную энергию, обеспечивает развитие мотивов и потребностей. Но,

в то же время, анализируя закономерности воспитания как общепланетарного явления,

необходимо отметить и то, что осознанное отношение к своему совершенствованию и

предназначению на Земле — это, пожалуй, основное объективное условие продолжения

и сохранения жизни. И в этом смысле воспитание — явление, взращенное и сохраненное

в

г е н е т и ч е с к о м

к о д е

ч е л о в е ч е с т в а .

Важным фактором в развитии выступает личность самого ученика (или человека вообще)

как

саморегулирующей,

самодвижущей,

саморазвивающейся,

самовоспитывающейся

персоны.

Активность личности человека видится в двух аспектах: чисто физическая и

психическая. Эти два вида активности могут в отдельном человеке проявляться во

множестве комбинаций: высокая физическая активность и низкая психическая; высокая

психическая и низкая физическая; средняя активность та и другая; низкая активность та

и другая и т.п. На человека оказывает влияние ряд факторов, обусловливающих его

активность. Первым из них выступает его наследственность, определяющая его атомно-

физиологическую и психическую организацию. Вторым фактором выступают средовые

условия. И третий фактор — это воспитание в широком смысле слова. Оно может оказать

влияние на развитие физической и психической активности через систему специально

организованного обучения и собственно воспитания. Для школьников — это воспитание,

развитие познавательного интереса к учению, формирование мотивации учения, развитие

мыслительной

активности,

развитие

системы

ценностных

ориентации,

духовных

идеалов, духовных и материальных потребностей. Функция воспитания в данном случае

будет

сводиться

к

развитию

в

ребенке

механизмов

саморегуляции,

самодвижения,

саморазвития. Во многом — человек творец самого себя. При том, что определенная

программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе

физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать

себя.

Не

отрицая

первостепенной

роли

воспитания

в

развитии

личности,

хочется

заметить, что не все люди поддаются апробированным в обществе развивающим и

формирующим

воздействиям.

Одновременное

комплексное

влияние

на

развитие

личности положительных и отрицательных (прежде всего социального происхождения)

факторов

расширяет

диапазон

мутаций

психических

новообразований,

угрожающих

здоровью отдельно взятого человека, нации, государства, планеты

Современное

состояние

Российского

образования

требует

досконального

рассмотрения

вопросов

о

сущности,

цели,

задачах,

содержании

и

формах

образовательно-воспитательной деятельности общества. Процесс обучения формируется

требованиями

общества

и

идет

параллельно

с

сопутствующим

ему

воспитанием.

Основная функция полноценного процесса обучения состоит в том, чтобы наилучшим

образом

научить

новое

поколение

тому

содержанию

социального

опыта,

которое

необходимо для воспроизведения и развития общества.

Обучение

и

воспитание

выступают

как

элементы

единой

системы:

обучая,

общество воспитывает, воспитывая – обучает. И воспитание, и обучение направлены на

развитие

общества,

выработку

своеобразных

методов

познания

социокультурной

реальности с направленностью на дальнейшее развитие. Целевая установка воспитания

общества

состоит

в

том,

чтобы

каждого

растущего

человека

сделать

борцом

за

человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их

творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои

знания,

но

и

развития

образа

мышления,

развития

отношений,

взглядов,

чувств,

готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни,

личностно-общественного

становления,

развития

многообразных

способностей,

центральное

место

в

которых

занимает

способность

быть

субъектом

общественных

отношений,

способность

и

готовность

участвовать

в

социально

необходимой

деятельности.

Школьники и подростки постоянно включен в те или иные формы общественной

практики;

и

если

отсутствует

ее

специальная

организация,

то

воспитательное

воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы,

результат

действия

которых

может

оказаться

в

противоречии

с

целями

воспитания.

Исторически

сформировавшаяся

система

образования

и

воспитания

обеспечивает

присвоение детьми определенного круга знаний, способностей, нравственных норм и

духовных

ориентиров,

соответствующих

требованиям

конкретного

общества,

но

постепенно

средства

и

способы

организации

становятся

непродуктивными.

И

если

данному

обществу

требуется

формирование

у

детей

нового

круга

способностей

и

потребностей,

то

для

этого

необходимо

преобразование

системы

образования

и

воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм

воспроизводящей деятельности. Развивающая роль образовательной системы при этом

выступает

открыто,

делаясь

объектом

специального

обсуждения,

анализа

и

целенаправленной организации.

Формирование человека как личности, как гражданина и патриота требует от

общества

постоянного

и

сознательно

организуемого

совершенствования

системы

общественного

образования

и

воспитания,

преодоления

застойных,

традиционных,

стихийно

сложившихся

форм.

Такая

практика

преобразования

сложившихся

форм

немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей

развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует

опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс

формирования

гражданско-патриотической

позиции

у

личности,

искажения

его

подлинной природы, техницизм в подходе к человеку.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в

тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания.

Собственная активность ребенка есть необходимое условие формирования патриота и

гражданина,

но

сама

эта

активность,

формы

ее

проявления

и,

главное,

уровень

осуществления,

определяющий

ее

результативность,

должны

быть

сформированы,

созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их

воспроизведения, а творческого использования.

Следовательно,

важно

так

строить

педагогический

процесс

общества,

чтобы

воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание

путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог (учитель и

воспитатель)

помогает

растущему

человеку

пройти

этот

-

всегда

уникальный

и

самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание

представляет

собой

не

приспособление

детей,

подростков,

юношества

к

наличным

формам

социального

бытия,

не

подгонку

под

определенный

стандарт.

В

результате

присвоения

общественно

выработанных

форм

и

способов

деятельности

происходит

дальнейшее

развитие

формирование

ориентации

детей

на

определенные

ценности,

самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.

Одна из центральных задач образования и воспитания состоит в том, чтобы

сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это

значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения,

мотивы

социально

полезных

деятельностей

должны

устойчиво

преобладать

над

эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его

деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

Формирование

такой

гуманистической

направленности

личности

проходит

несколько этапов. Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и

идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, учитель; для подростков в их число

входят

также

и

сверстники;

наконец,

старший

школьник

воспринимает

идеалы

и

ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями

(людьми или микросоциальными организациями). Соответственно система образования

и воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей. Она должна также

быть

ориентированной

на

«завтрашний

день»

развития

детей,

что

предполагает

включение

ребенка,

подростка,

юноши

в

систему

взаимосвязанных

генетически

преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей. Внутри каждой из них

возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в

формирование мотивационно-потребностной сферы личности.

Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование их

устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает

развитие

у

детей

познавательной

потребности,

которая

направлена

не

только

на

содержание

школьных

учебных

предметов,

но

и

на

всю

окружающую

их

действительность. Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем,

что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром,

предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую

скрытую основу, казалось бы, разнородных явлений. Эта радость познания, радость

собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность,

присущую

ребенку,

делает

ее

более

устойчивой.

Любознательность

потом

конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е.

начинает

относиться

к

тому

или

иному

учебному

предмету

(циклу

предметов

-

естественнонаучному,

гуманитарному

и

т.д.).

Возникает

потребность

не

только

в

интеллектуальном

познании

тех

или

иных

сторон

действительности,

но

и

в

их

практическом освоении и преобразовании.

Дети, представляя неотъемлемую часть общества, младших его членов, стремятся

жить

общей

жизнью

со

взрослыми.

Универсальной

формой

этой

жизни

выступает

социально значимая деятельность, участие, в котором обеспечивает детям необходимую

жизненную

позицию.

Характер,

объем,

функции

деятельности,

ее

роль

и

степень

воздействия различна в разных возрастах, но на всех этапах психического развития

личности именно эта деятельность определяет отношение детей, развития их сознания и

самосознания.

Поэтому

при

всей

непреходящей

важности

формирования

ведущей

деятельности, характерной для каждого периода онтогенеза, следует особое внимание

обращать на включение всех детей в посильные виды социально полезной деятельности.

Психологически это обосновано тем, что такой деятельность, которая сопровождается

активностью, ставит подростков в позицию равноправного члена общества, принося ему

удовлетворение от создания реального продукта, воспитывая желание трудиться.

Структурным стержнем деятельности являются знания о прошлом и настоящем,

представления или мечты о будущем, эта совокупность взаимосвязанных и значимых для

личности

цели

в

жизни,

ориентирующая

мысли,

переживания

и

действия

ребенка,

подростка, как на ближайшее (неделя, месяц), так и на отдаленное (годы, десятилетия)

будущее. Это включение ребенка, подростка в то, что называется целью и смыслом

жизни. Для того, чтобы быть полноценной, социально активной личностью, полезным

членом общества, для того, чтобы в течение жизни развиваться, человек должен ставить

перед собой крупные, социально значимые, привлекательные для общества и самого

подростка идеи.

Необходимое

условие

самоутверждения

личности

представляет

включение

в

процесс образования и воспитания коллективного действия. Ему присущи общность

целей

и

адекватность

мотивов

предметно-практической

совместной

деятельности,

направленной

на

пользу

общества,

забота

об

общем

результате,

определенные

организация

и

характер

общения,

широкая

система

коллективных

связей.

Наиболее

развитые формы взаимоотношений создаются в процессе целенаправленной организации

их

социально-одобряемой

деятельности:

учебной,

организационно-общественной,

трудовой, художественной, спортивной и др.

Как инструмент воспитания детский коллектив организуется взрослым. При этом

важное значение приобретает вопрос о соотношении: потребности детей в общении и

задач, поставленных перед этим коллективом. Практически в любом организованном

детском

объединении

реально

существует

определенное

сочетание

данных

двух

факторов.

Однако

наиболее

широкие

возможности

их

взаимодействия

создаются

в

условиях сформированного детского коллектива. Активно включая детей в решение

социально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения,

обусловливает возможности развития индивида как личности. Психолого-педагогическая

задача при этом заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как

форма

целесообразности,

чтобы

в

глазах

детей

воспитательная

функция

коллектива

отступала на второй план перед его социально полезной функцией.

В

настоящее

время

в

России

формируется

гражданское

общество,

правовое

государство, утвердилась рыночная экономика. Все это привело к изменению системы

образования. Самореализация личности в период обучения и после его, социализация её в

обществе,

адаптация

к

изменениям

на

рынке

труда

являются

итогом

учебно-

воспитательного

процесса.

Изменения,

происходящие

в

обществе,

определяют

новые

требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в

период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация

на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса.

Формирование

гражданственности,

патриотизма,

трудолюбия,

нравственности,

уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе

рассматривается как основополагающие направления в образовании.

Гражданское

воспитание

неразрывно

связано

с

патриотическим

воспитанием.

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в

демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать

определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических

ценностей. А также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы,

местных сообществ.

Гражданственность,

патриотизм

определяют

активную

жизненную

позицию.

Формирование сознания «Я – гражданин России» должно проходить через собственное

отечественное самочувствие каждого человека.

Вопросы патриотического и гражданственного воспитания интересовали ученых и

педагогов на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Платон и Аристотель

рассматривали

гражданское

воспитание

как

процесс

формирования

уважения

к

государству и законопослушания, Руссо же в гражданском воспитании видел в свободном

развитии личности, в создании условий для её самовыражения. Макиавелли провозглашал

активный патриотизм, Монтескье связывал любовь к Отечеству с любовью и стремлением

к равенству, Фихте считал, что любовь к Родине должна ассоциироваться с безусловным

требованием

к

самопожертвованию.

Л.Н.

Толстой

отождествлял

патриотизм

и

национализм;

К.

Д.

Ушинский,

сформулировав

идею

народности,

отстаивал

необходимость

развития

национального

самосознания

и

воспитания

гражданина

и

патриота. В отечественной педагогике начало исследования проблем патриотического и

гражданского

воспитания

связывают,

прежде

всего,

с

именами

представителей

революционно-демократического

движения:

А.Н.

Радищева,

А.И.

Герцена,

В.Г.

Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. В XX веке, согласно советской

традиции,

общество

отождествлялось

с

государством,

гражданское

и

патриотическое

воспитание

не

отделялось

друг

от

друга,

а

понятия

«патриот»

и

«гражданин»

рассматривались как синонимы. Тем не менее, это – разные по содержанию понятия,

разные

по

характеристикам

качества

личности.

В

зарубежной

педагогике

теория

гражданского воспитания наиболее полно представлена в работах Г. Кершенштейнера,

отмечавшего

необходимость

целенаправленного

воспитания

гражданина

посредством

формирования

знаний

об

истории

государства

и

политического

образования.

Они

заостряли

внимание

на

том,

как

важно

воспитать

сознательных

граждан,

способных

отстаивать

интересы

государства,

любящих

свое

Отечество.

Их

идеи

нашли

свое

отражение

в

современных

концепциях

патриотического

воспитания

подрастающего

поколения.

В

настоящее

время

в

этой

области

ведутся

исследования

по

многим

направлениям.

Анализ

научной

литературы

по

теме

опыта

показывает,

что

вопросы

патриотического воспитания школьников исследованы довольно широко и на разных

уровнях. Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным

изменениям

направлений

общественного

развития,

которые

вызвали

определенное

расслоение

общества,

снижение

жизненного

уровня,

ценностную

переориентацию

в

молодежной среде. Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-

экономической,

политической,

культурной

и

других

сферах

общественной

жизни,

требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним

из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и

развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее

интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания

становится одной из актуальнейших. Прежде чем освещать возможные практические

подходы

и

формы

работы

в

данном

направлении,

необходимо

определиться

с

многообразием

понятий

и

терминов.

Понимание

патриотизма

имеет

глубокую

теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются

рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. За последнее время все большее

распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на

важнейшую

ценность,

интегрирующую

не

только

социальный,

но

и

духовный,

нравственный, культурный, исторический опыт. Обобщая, можно дать такое определение:

«патриотизм» - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем

сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием

личности. Содержание понятия патриотизма включает в себя чувство привязанности к тем

местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа;

заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести;

проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и

культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства

у в а ж и т е л ь н о е

о т н о ш е н и е

к

и с т о р и ч е с к о м у

п р о ш л о м у

Р о д и н ы ;

ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении

посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм,

милосердие, общечеловеческие ценности. Поэтому истинный патриотизм предполагает,

как видно из данных определений, единство духовности, гражданственности и социальной

активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это

своеобразное

пространство

патриотизма,

в

основе

которого

лежат

чувства

Родины,

родства,

солидарности,

любви,

которая

обусловлена

на

уровне

инстинктов.

Оно

необходимо,

ибо

сам

человек

не

выбирает

родителей,

детей,

Родину,

место

своего

рождения. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания

школьников. Авторские концепции Е.В.Бондаревской, В.А.Караковского, В.В.Серикова,

Н.Е.Щурковой выдвигают комплекс ориентиров, отвечающих потребностям сегодняшнего

дня и определяющих тенденции в области воспитания школьников, помогают создать

воспитательную

систему

в

детском

коллективе.

Воспитание

в

культурологической

концепции Е.В.Бондаревской определяется как процесс педагогической помощи ребенку в

становлении

его

субъектности,

социализации,

жизненном

самоопределении.

Человек

культуры – это свободная личность, способная к самоопределению, гуманная, духовная,

творческая и адаптивная. Концепция Н.Е.Щурковой направлена на формирование образа

жизни, достойного Человека. Цель воспитания - это личность, способная строить свою

жизнь

по

законам

Истины,

Добра

и

Красоты.

Концепция

гуманно-демократической

воспитательной системы В.А.Караковского основана на незыблемых ценностях: Земля –

общий дом человечества, малая родина; семья – естественная среда развития личности;

культура – великое богатство человека; человек – абсолютная ценность. Интегративным

направлением

является

гражданско-патриотическое,

осуществляемое

как

духовно-

нравственное, историко-краеведческое, военно-патриотическое, героико-патриотическое,

социально-патриотическое,

спортивно-патриотическое.

Идеология

патриотизма

как

система ведущих идей, актуализирующих представления человека об окружающем мире и

себе самом в этом мире в масштабе коллектива, общества, государства, положена в основу

патриотически-ориентированного подхода А.Н.Вырщикова и М.Б.Кусмарцева.

Патриотическое

воспитание

это

систематическая

и

целенаправленная

деятельность общества по формированию у граждан высокого патриотического сознания,

чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и

конституционных

обязанностей

по

защите

интересов

Родины,

т.е.

речь,

идет

о

формировании

качеств

личности,

которые

могут

быть

определены

следующими

признаками: нравственный (гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская

ответственность), правовой (правовая культура, соблюдение законов государства, личная

свобода);

социально-политический

(гражданское

общество,

гражданская

активность,

политическая

культура,

патриотизм).

Одно

из

условий

формирования

патриота—

воспитание

правдой.

Только

активная

информация

воспринимается

учащимися

как

явление

действительности

и

соотносится

с

реальной

практической

деятельностью

школьников в рамках организованного коллектива, в том числе и во внешней среде. В

содержание

патриотического

воспитания

интегрируются

этические,

правовые,

политические,

экономические,

экологические

и

другие

знания.

Одно

из

основных

направлений

работы

по

патриотическому

воспитанию

формирование

опыта

гражданского действия, позволяющего учащимся практически реализовывать важнейшие

человеческие

ценности,

лежащие

в

основе

их

мировоззрения,

выбирать

линию

поведения, выражать отношение к обществу и самим себе.

Источниками

социального

опыта

учащихся

выступают

и

гуманитарные

дисциплины, которые вводят детей в мир человеческих отношений, в том числе через

художественные, исторические образы, и способствуют развитию эмоциональных основ

патриотически-воспитанной личности. Другим важным источником социального опыта

является

труд.

Патриотическое

воспитание

и

трудовое

воспитание

составляют

две

стороны

одного

процесса

развития

личности.

Школьникам

необходима

насыщенная

деятельность,

ориентированная

на

общественно

ценные

результаты,

создающая

возможности для самостоятельности и творчества.

Патриотические черты личности формируются там, где учащиеся вовлечены не

только в школьную жизнь, но и окружающую их социальную среду. В современных

условиях

важным

качеством

патриота

становится

способность

к

самоопределению,

благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т. е. в

условиях свободы и ответственности. Достижения современной науки свидетельствуют о

том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного патриотического

воспитания

происходит

действенная

выработка

программ

социального

поведения

человека,

формируется

человек

как

личность,

как

гражданин.

Причем

социальная

обусловленность

развития

личности

носит

конкретно-исторический

характер.

Но

социально-историческое

формирование

гражданско-патриотической

позиции

не

представляет

собой

пассивного

отражения

общественных

отношений.

Выступая

и

субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее

активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму

себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно

организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как

патриота

и

гражданина

потребность

в

благе

общества,

государства,

в

котором

он

существует. Включение ребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе

которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного

поведения,

формирует

потребность

действовать

в

соответствии

с

нравственными

образцами,

которые

выступают

в

качестве

мотивов,

побуждающих

деятельность

и

регулирующих взаимоотношения детей.

Воспитание патриотизма требует организации системы многопланового детского

коллектива, системы, а не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом

важно направленное включение каждого ребенка в развернутую социально одобряемую

деятельность в системе именно такого специально заданного многопланового коллектива

при соподчиненности целей каждого конкретного коллектива решению общих социально

значимых задач. Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллективе, основу

которого составляет система просоциальной деятельности - это не один из ряда важных

воспитательных

принципов,

а

особый,

качественно

своеобразный

подход

к

формированию растущего человека как личности.

Подводя итоги этой части, можно сделать вывод о том, что патриотическое

воспитание понимается нами как, гражданский долг, ставший нравственным принципом,

осознанной

готовностью,

решимостью

действовать

во

имя

интересов

общества,

личности, проявляющейся в побудительном мотиве к деятельности.

Патриотическое воспитание личности можно разбить на три сферы:

1. Эмоционально-волевая сфера, в которую входят гражданские качества, такие

как

активность,

честность,

скромность,

ответственность,

богатство

эмоциональной

жизни, гражданское достоинство и др.

2. Познавательная сфера, в которую входят гражданские знания. Знание сущности

национальной

идеи,

понимание

социальных

явлений,

знание

юридических

прав

гражданина, знание нравственных норм; усвоение общечеловеческих ценностей и т.д.

3. Мотивационная сфера, в которую входят гражданские отношения. Отношение к

труду, к себе, к людям, к обществу, к государству, потребность в гражданских поступках,

гражданская позиция…

4.

Патриотическое

воспитание

выступает

как

определяющая

характеристика

гражданских отношений и нравственного воспитания. Поэтому процесс патриотического

воспитания должен идти по пути выработки позитивного отношения к деятельности

опосредованной определенными ценностями: государству, законам, членам общества,

другим государствам и народам, собственности, труду, культуре своего народа, природе.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: любовь к Родине, к родным местам,

гордость за свой народ, ощущение неразрывной связи с окружающим миром, желание

сохранять и приумножать богатство своей страны. Исходя из этого патриотическое

воспитание включает решение целого комплекса задач: любовь и привязанность к семье,

детскому коллективу, школе, городу, родному краю, государству, бережное отношение к

природе и всему живому, воспитание уважения к труду, развитие интереса к русским

традициям

и

промыслам,

формирование

знаний

о

правах

человека,

знакомство

с

символами государства, развитие чувства ответственности и гордости за достижения

страны,

формирование

толерантности,

чувства

уважения

к

другим

народам,

их

традициям.



В раздел образования