Автор: Лозовская Ольга Александровна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА"
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Роль патриотического воспитания в системе формирования личности школьника"
Раздел: дополнительное образование
Роль патриотического воспитания в системе
формирования личности школьника
Воспитание
в
развитии
личности
выступает
важным
фактором
наряду
с
наследственностью и средой. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует
параметры
ее
развития
с
учетом
многогранности
воздействия
различных
факторов.
Воспитание — это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной
жизни детей в условиях обучения и воспитания.
Ему присущи такие функции:
-
диагностика
природных
задатков,
теоретическая
разработка
и
практическое
создание условий их проявления и развития;
-организация учебно-воспитательной деятельности детей;
-использование положительных факторов в развитии качеств личности;
-содержания воспитания, средств и условий социальной среды;
-воздействие
на
социальные
условия,
устранение
и
преобразование
(по
возможности) негативных средовых влияний;
- формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в
разных
сферах
деятельности:
научной,
профессиональной,
творческо-эстетической,
конструктивно-технической и т.д.
Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный
тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней
или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем
специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья,
совершенствование процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности
нервных
процессов),
внести
определяющий
корректив
в
устойчивость
природных
наследственных особенностей. Только под влиянием научно обоснованного воспитания и
создании
соответствующих
условий,
учете
особенностей
нервной
системы
ребенка,
обеспечении
развития
всех
его
органов,
учете
его
потенциальных
возможностей
и
включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки
могут перерасти в способности.
При
организации
воспитания
педагогам
следует
помнить,
что
разные
виды
деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей
человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости
от ведущего вида деятельности. Порождаемые деятельностью новые потребности и
наличные возможности их удовлетворения создают ряд последующих противоречий. Они
выступают движущей силой развития личности. Такие противоречия возникают между
возрастными
физическими
и
духовными
возможностями
и
старыми
формами
взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новыми потребностями и
прежними возможностями, между имеющимися способностями и потребностями более
высокого уровня развития и т.д. Подлинные достижения человека накапливаются не
только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом. Создавая
что-нибудь значительное, человек и сам растет; в творческих, добродетельных делах
важнейший источник его роста.
Воспитание и деятельность создают основу для проявления и развития природных
задатков
и
способностей.
Практикой
доказано,
что
целенаправленное
воспитание
обеспечивает
развитие
особых
задатков,
инициирует
духовные
и
физические
силы.
Многие известные гении человечества утверждают, что всеми своими успехами они
обязаны тяжелому труду и упорству в достижении намеченных целей и только на 10 % —
своим способностям и склонностям.
Организуя воспитание, необходимо опираться на идеи Л.C. Выготского о двух
взаимосвязанных
зонах
развития:
актуального
и
ближайшего,
учитывать
их
индивидуальные возможности и адекватность требований, развитость мотивационной
сферы воспитуемых.
Важнейшие закономерности и факторы развития и формирования личности можно
рассматривать как внешние и внутренние. К внешним относится совокупное влияние
вышеназванных сред и воспитания. К внутренним факторам — природные потребности
и
влечения,
потребности
в
общении,
альтруизме,
доминировании,
агрессивности
и
специфические
социальные
потребности
—
духовные,
творческие
потребности,
нравственно-ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения,
чувства и переживания и т.д., возникающие под воздействием среды и воспитания. В
результате
комплексного
взаимодействия
этих
факторов
происходит
развитие
и
формирование
личности.
В
процессе
развития
сложно
найти
период
равномерного
влияния
всех
факторов.
Как
правило,
наблюдается
поочередное
или
групповое
их
преобладание. До сих пор в педагогике обоснованно утверждается решающее влияние
воспитания на развитие и формирование личности через стимулирование внутренней
активности (двигательной, познавательной активности общения) и активности своего
совершенствования, саморазвития. Иными словами, это формирование мотивации. С.Л.
Рубинштейн отмечал, что все в развитии личности в определенной степени внешне
обусловлено, но не вытекает прямо из внешних условий. В этом плане созвучна и
позиция Р.С. Немова: «Человек в своих психологических качествах и формах поведения
представляется социальноприродным существом, частично похожим, частично отличным
от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются,
иногда
конкурируют
друг
с
другом.
В
понимании
подлинной
детерминации
человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое.
Педагогическая практика знает немало примеров, когда великолепные условия жизни и
воспитания не давали положительных результатов, или, с другой стороны, в тяжелейших
семейных, социальных, бытовых условиях, в условиях голода и лишений (годы войн), но
при правильной организации воспитательной работы, создании воспитательной среды
достигались
высокие
позитивные
результаты
развития
и
формирования
личности.
Педагогический
опыт
А.С.
Макаренко,
В.А.
Сухомлинского,
В.Ф.
Шаталова,
Ш.А.
Амонашвили показывает, что в первую очередь формирует личность система отношений,
складывающаяся
у
личности
со
средой
и
окружающими
ее
людьми,
создаваемая
родителями и педагогами, взрослыми.
Развитие
ребенка
происходит
в
условиях
многообразных
отношений
положительного
и
отрицательного
характера.
Система
педагогически
обоснованных
воспитательных
отношений
формирует
характер
личности,
ценностные
ориентации,
идеалы, представления, мировоззрение, чувственно-эмоциональную сферу. Однако не
всегда ребенок удовлетворен правильно организованной системой отношений. Она для
него не актуализируется в жизненно необходимую. Формируя многообразие отношений к
реальности, она иногда не учитывает внутреннее «Я» индивидуальности, психическое
развитие и условия физического развития, скрытую внутреннюю позицию воспитуемого.
Высокий
результат
развития
и
формирования
достигается,
если
воспитательная
система
в
лице
педагога
обеспечивает
тонкое
психолого-педагогическое
влияние
в
контексте
единомыслия
с
ребенком,обеспечивает
гармонию
складывающихся
многообразных
отношений,
уводит
его
в
мир
духовной
деятельности
и
ценностей,
инициирует его духовную энергию, обеспечивает развитие мотивов и потребностей. Но,
в то же время, анализируя закономерности воспитания как общепланетарного явления,
необходимо отметить и то, что осознанное отношение к своему совершенствованию и
предназначению на Земле — это, пожалуй, основное объективное условие продолжения
и сохранения жизни. И в этом смысле воспитание — явление, взращенное и сохраненное
в
г е н е т и ч е с к о м
к о д е
ч е л о в е ч е с т в а .
Важным фактором в развитии выступает личность самого ученика (или человека вообще)
как
саморегулирующей,
самодвижущей,
саморазвивающейся,
самовоспитывающейся
персоны.
Активность личности человека видится в двух аспектах: чисто физическая и
психическая. Эти два вида активности могут в отдельном человеке проявляться во
множестве комбинаций: высокая физическая активность и низкая психическая; высокая
психическая и низкая физическая; средняя активность та и другая; низкая активность та
и другая и т.п. На человека оказывает влияние ряд факторов, обусловливающих его
активность. Первым из них выступает его наследственность, определяющая его атомно-
физиологическую и психическую организацию. Вторым фактором выступают средовые
условия. И третий фактор — это воспитание в широком смысле слова. Оно может оказать
влияние на развитие физической и психической активности через систему специально
организованного обучения и собственно воспитания. Для школьников — это воспитание,
развитие познавательного интереса к учению, формирование мотивации учения, развитие
мыслительной
активности,
развитие
системы
ценностных
ориентации,
духовных
идеалов, духовных и материальных потребностей. Функция воспитания в данном случае
будет
сводиться
к
развитию
в
ребенке
механизмов
саморегуляции,
самодвижения,
саморазвития. Во многом — человек творец самого себя. При том, что определенная
программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе
физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать
себя.
Не
отрицая
первостепенной
роли
воспитания
в
развитии
личности,
хочется
заметить, что не все люди поддаются апробированным в обществе развивающим и
формирующим
воздействиям.
Одновременное
комплексное
влияние
на
развитие
личности положительных и отрицательных (прежде всего социального происхождения)
факторов
расширяет
диапазон
мутаций
психических
новообразований,
угрожающих
здоровью отдельно взятого человека, нации, государства, планеты
Современное
состояние
Российского
образования
требует
досконального
рассмотрения
вопросов
о
сущности,
цели,
задачах,
содержании
и
формах
образовательно-воспитательной деятельности общества. Процесс обучения формируется
требованиями
общества
и
идет
параллельно
с
сопутствующим
ему
воспитанием.
Основная функция полноценного процесса обучения состоит в том, чтобы наилучшим
образом
научить
новое
поколение
тому
содержанию
социального
опыта,
которое
необходимо для воспроизведения и развития общества.
Обучение
и
воспитание
выступают
как
элементы
единой
системы:
обучая,
общество воспитывает, воспитывая – обучает. И воспитание, и обучение направлены на
развитие
общества,
выработку
своеобразных
методов
познания
социокультурной
реальности с направленностью на дальнейшее развитие. Целевая установка воспитания
общества
состоит
в
том,
чтобы
каждого
растущего
человека
сделать
борцом
за
человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их
творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои
знания,
но
и
развития
образа
мышления,
развития
отношений,
взглядов,
чувств,
готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни,
личностно-общественного
становления,
развития
многообразных
способностей,
центральное
место
в
которых
занимает
способность
быть
субъектом
общественных
отношений,
способность
и
готовность
участвовать
в
социально
необходимой
деятельности.
Школьники и подростки постоянно включен в те или иные формы общественной
практики;
и
если
отсутствует
ее
специальная
организация,
то
воспитательное
воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы,
результат
действия
которых
может
оказаться
в
противоречии
с
целями
воспитания.
Исторически
сформировавшаяся
система
образования
и
воспитания
обеспечивает
присвоение детьми определенного круга знаний, способностей, нравственных норм и
духовных
ориентиров,
соответствующих
требованиям
конкретного
общества,
но
постепенно
средства
и
способы
организации
становятся
непродуктивными.
И
если
данному
обществу
требуется
формирование
у
детей
нового
круга
способностей
и
потребностей,
то
для
этого
необходимо
преобразование
системы
образования
и
воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм
воспроизводящей деятельности. Развивающая роль образовательной системы при этом
выступает
открыто,
делаясь
объектом
специального
обсуждения,
анализа
и
целенаправленной организации.
Формирование человека как личности, как гражданина и патриота требует от
общества
постоянного
и
сознательно
организуемого
совершенствования
системы
общественного
образования
и
воспитания,
преодоления
застойных,
традиционных,
стихийно
сложившихся
форм.
Такая
практика
преобразования
сложившихся
форм
немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей
развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует
опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс
формирования
гражданско-патриотической
позиции
у
личности,
искажения
его
подлинной природы, техницизм в подходе к человеку.
Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в
тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания.
Собственная активность ребенка есть необходимое условие формирования патриота и
гражданина,
но
сама
эта
активность,
формы
ее
проявления
и,
главное,
уровень
осуществления,
определяющий
ее
результативность,
должны
быть
сформированы,
созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их
воспроизведения, а творческого использования.
Следовательно,
важно
так
строить
педагогический
процесс
общества,
чтобы
воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание
путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог (учитель и
воспитатель)
помогает
растущему
человеку
пройти
этот
-
всегда
уникальный
и
самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание
представляет
собой
не
приспособление
детей,
подростков,
юношества
к
наличным
формам
социального
бытия,
не
подгонку
под
определенный
стандарт.
В
результате
присвоения
общественно
выработанных
форм
и
способов
деятельности
происходит
дальнейшее
развитие
формирование
ориентации
детей
на
определенные
ценности,
самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.
Одна из центральных задач образования и воспитания состоит в том, чтобы
сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это
значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения,
мотивы
социально
полезных
деятельностей
должны
устойчиво
преобладать
над
эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его
деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.
Формирование
такой
гуманистической
направленности
личности
проходит
несколько этапов. Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и
идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, учитель; для подростков в их число
входят
также
и
сверстники;
наконец,
старший
школьник
воспринимает
идеалы
и
ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями
(людьми или микросоциальными организациями). Соответственно система образования
и воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей. Она должна также
быть
ориентированной
на
«завтрашний
день»
развития
детей,
что
предполагает
включение
ребенка,
подростка,
юноши
в
систему
взаимосвязанных
генетически
преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей. Внутри каждой из них
возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в
формирование мотивационно-потребностной сферы личности.
Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование их
устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает
развитие
у
детей
познавательной
потребности,
которая
направлена
не
только
на
содержание
школьных
учебных
предметов,
но
и
на
всю
окружающую
их
действительность. Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем,
что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром,
предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую
скрытую основу, казалось бы, разнородных явлений. Эта радость познания, радость
собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность,
присущую
ребенку,
делает
ее
более
устойчивой.
Любознательность
потом
конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е.
начинает
относиться
к
тому
или
иному
учебному
предмету
(циклу
предметов
-
естественнонаучному,
гуманитарному
и
т.д.).
Возникает
потребность
не
только
в
интеллектуальном
познании
тех
или
иных
сторон
действительности,
но
и
в
их
практическом освоении и преобразовании.
Дети, представляя неотъемлемую часть общества, младших его членов, стремятся
жить
общей
жизнью
со
взрослыми.
Универсальной
формой
этой
жизни
выступает
социально значимая деятельность, участие, в котором обеспечивает детям необходимую
жизненную
позицию.
Характер,
объем,
функции
деятельности,
ее
роль
и
степень
воздействия различна в разных возрастах, но на всех этапах психического развития
личности именно эта деятельность определяет отношение детей, развития их сознания и
самосознания.
Поэтому
при
всей
непреходящей
важности
формирования
ведущей
деятельности, характерной для каждого периода онтогенеза, следует особое внимание
обращать на включение всех детей в посильные виды социально полезной деятельности.
Психологически это обосновано тем, что такой деятельность, которая сопровождается
активностью, ставит подростков в позицию равноправного члена общества, принося ему
удовлетворение от создания реального продукта, воспитывая желание трудиться.
Структурным стержнем деятельности являются знания о прошлом и настоящем,
представления или мечты о будущем, эта совокупность взаимосвязанных и значимых для
личности
цели
в
жизни,
ориентирующая
мысли,
переживания
и
действия
ребенка,
подростка, как на ближайшее (неделя, месяц), так и на отдаленное (годы, десятилетия)
будущее. Это включение ребенка, подростка в то, что называется целью и смыслом
жизни. Для того, чтобы быть полноценной, социально активной личностью, полезным
членом общества, для того, чтобы в течение жизни развиваться, человек должен ставить
перед собой крупные, социально значимые, привлекательные для общества и самого
подростка идеи.
Необходимое
условие
самоутверждения
личности
представляет
включение
в
процесс образования и воспитания коллективного действия. Ему присущи общность
целей
и
адекватность
мотивов
предметно-практической
совместной
деятельности,
направленной
на
пользу
общества,
забота
об
общем
результате,
определенные
организация
и
характер
общения,
широкая
система
коллективных
связей.
Наиболее
развитые формы взаимоотношений создаются в процессе целенаправленной организации
их
социально-одобряемой
деятельности:
учебной,
организационно-общественной,
трудовой, художественной, спортивной и др.
Как инструмент воспитания детский коллектив организуется взрослым. При этом
важное значение приобретает вопрос о соотношении: потребности детей в общении и
задач, поставленных перед этим коллективом. Практически в любом организованном
детском
объединении
реально
существует
определенное
сочетание
данных
двух
факторов.
Однако
наиболее
широкие
возможности
их
взаимодействия
создаются
в
условиях сформированного детского коллектива. Активно включая детей в решение
социально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения,
обусловливает возможности развития индивида как личности. Психолого-педагогическая
задача при этом заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как
форма
целесообразности,
чтобы
в
глазах
детей
воспитательная
функция
коллектива
отступала на второй план перед его социально полезной функцией.
В
настоящее
время
в
России
формируется
гражданское
общество,
правовое
государство, утвердилась рыночная экономика. Все это привело к изменению системы
образования. Самореализация личности в период обучения и после его, социализация её в
обществе,
адаптация
к
изменениям
на
рынке
труда
являются
итогом
учебно-
воспитательного
процесса.
Изменения,
происходящие
в
обществе,
определяют
новые
требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в
период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация
на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса.
Формирование
гражданственности,
патриотизма,
трудолюбия,
нравственности,
уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе
рассматривается как основополагающие направления в образовании.
Гражданское
воспитание
неразрывно
связано
с
патриотическим
воспитанием.
Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в
демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать
определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических
ценностей. А также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы,
местных сообществ.
Гражданственность,
патриотизм
определяют
активную
жизненную
позицию.
Формирование сознания «Я – гражданин России» должно проходить через собственное
отечественное самочувствие каждого человека.
Вопросы патриотического и гражданственного воспитания интересовали ученых и
педагогов на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Платон и Аристотель
рассматривали
гражданское
воспитание
как
процесс
формирования
уважения
к
государству и законопослушания, Руссо же в гражданском воспитании видел в свободном
развитии личности, в создании условий для её самовыражения. Макиавелли провозглашал
активный патриотизм, Монтескье связывал любовь к Отечеству с любовью и стремлением
к равенству, Фихте считал, что любовь к Родине должна ассоциироваться с безусловным
требованием
к
самопожертвованию.
Л.Н.
Толстой
отождествлял
патриотизм
и
национализм;
К.
Д.
Ушинский,
сформулировав
идею
народности,
отстаивал
необходимость
развития
национального
самосознания
и
воспитания
гражданина
и
патриота. В отечественной педагогике начало исследования проблем патриотического и
гражданского
воспитания
связывают,
прежде
всего,
с
именами
представителей
революционно-демократического
движения:
А.Н.
Радищева,
А.И.
Герцена,
В.Г.
Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. В XX веке, согласно советской
традиции,
общество
отождествлялось
с
государством,
гражданское
и
патриотическое
воспитание
не
отделялось
друг
от
друга,
а
понятия
«патриот»
и
«гражданин»
рассматривались как синонимы. Тем не менее, это – разные по содержанию понятия,
разные
по
характеристикам
качества
личности.
В
зарубежной
педагогике
теория
гражданского воспитания наиболее полно представлена в работах Г. Кершенштейнера,
отмечавшего
необходимость
целенаправленного
воспитания
гражданина
посредством
формирования
знаний
об
истории
государства
и
политического
образования.
Они
заостряли
внимание
на
том,
как
важно
воспитать
сознательных
граждан,
способных
отстаивать
интересы
государства,
любящих
свое
Отечество.
Их
идеи
нашли
свое
отражение
в
современных
концепциях
патриотического
воспитания
подрастающего
поколения.
В
настоящее
время
в
этой
области
ведутся
исследования
по
многим
направлениям.
Анализ
научной
литературы
по
теме
опыта
показывает,
что
вопросы
патриотического воспитания школьников исследованы довольно широко и на разных
уровнях. Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным
изменениям
направлений
общественного
развития,
которые
вызвали
определенное
расслоение
общества,
снижение
жизненного
уровня,
ценностную
переориентацию
в
молодежной среде. Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-
экономической,
политической,
культурной
и
других
сферах
общественной
жизни,
требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним
из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и
развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее
интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания
становится одной из актуальнейших. Прежде чем освещать возможные практические
подходы
и
формы
работы
в
данном
направлении,
необходимо
определиться
с
многообразием
понятий
и
терминов.
Понимание
патриотизма
имеет
глубокую
теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются
рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. За последнее время все большее
распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на
важнейшую
ценность,
интегрирующую
не
только
социальный,
но
и
духовный,
нравственный, культурный, исторический опыт. Обобщая, можно дать такое определение:
«патриотизм» - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем
сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием
личности. Содержание понятия патриотизма включает в себя чувство привязанности к тем
местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести;
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и
культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства
у в а ж и т е л ь н о е
о т н о ш е н и е
к
и с т о р и ч е с к о м у
п р о ш л о м у
Р о д и н ы ;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении
посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм,
милосердие, общечеловеческие ценности. Поэтому истинный патриотизм предполагает,
как видно из данных определений, единство духовности, гражданственности и социальной
активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это
своеобразное
пространство
патриотизма,
в
основе
которого
лежат
чувства
Родины,
родства,
солидарности,
любви,
которая
обусловлена
на
уровне
инстинктов.
Оно
необходимо,
ибо
сам
человек
не
выбирает
родителей,
детей,
Родину,
место
своего
рождения. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания
школьников. Авторские концепции Е.В.Бондаревской, В.А.Караковского, В.В.Серикова,
Н.Е.Щурковой выдвигают комплекс ориентиров, отвечающих потребностям сегодняшнего
дня и определяющих тенденции в области воспитания школьников, помогают создать
воспитательную
систему
в
детском
коллективе.
Воспитание
в
культурологической
концепции Е.В.Бондаревской определяется как процесс педагогической помощи ребенку в
становлении
его
субъектности,
социализации,
жизненном
самоопределении.
Человек
культуры – это свободная личность, способная к самоопределению, гуманная, духовная,
творческая и адаптивная. Концепция Н.Е.Щурковой направлена на формирование образа
жизни, достойного Человека. Цель воспитания - это личность, способная строить свою
жизнь
по
законам
Истины,
Добра
и
Красоты.
Концепция
гуманно-демократической
воспитательной системы В.А.Караковского основана на незыблемых ценностях: Земля –
общий дом человечества, малая родина; семья – естественная среда развития личности;
культура – великое богатство человека; человек – абсолютная ценность. Интегративным
направлением
является
гражданско-патриотическое,
осуществляемое
как
духовно-
нравственное, историко-краеведческое, военно-патриотическое, героико-патриотическое,
социально-патриотическое,
спортивно-патриотическое.
Идеология
патриотизма
как
система ведущих идей, актуализирующих представления человека об окружающем мире и
себе самом в этом мире в масштабе коллектива, общества, государства, положена в основу
патриотически-ориентированного подхода А.Н.Вырщикова и М.Б.Кусмарцева.
Патриотическое
воспитание
–
это
систематическая
и
целенаправленная
деятельность общества по формированию у граждан высокого патриотического сознания,
чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и
конституционных
обязанностей
по
защите
интересов
Родины,
т.е.
речь,
идет
о
формировании
качеств
личности,
которые
могут
быть
определены
следующими
признаками: нравственный (гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская
ответственность), правовой (правовая культура, соблюдение законов государства, личная
свобода);
социально-политический
(гражданское
общество,
гражданская
активность,
политическая
культура,
патриотизм).
Одно
из
условий
формирования
патриота—
воспитание
правдой.
Только
активная
информация
воспринимается
учащимися
как
явление
действительности
и
соотносится
с
реальной
практической
деятельностью
школьников в рамках организованного коллектива, в том числе и во внешней среде. В
содержание
патриотического
воспитания
интегрируются
этические,
правовые,
политические,
экономические,
экологические
и
другие
знания.
Одно
из
основных
направлений
работы
по
патриотическому
воспитанию
—
формирование
опыта
гражданского действия, позволяющего учащимся практически реализовывать важнейшие
человеческие
ценности,
лежащие
в
основе
их
мировоззрения,
выбирать
линию
поведения, выражать отношение к обществу и самим себе.
Источниками
социального
опыта
учащихся
выступают
и
гуманитарные
дисциплины, которые вводят детей в мир человеческих отношений, в том числе через
художественные, исторические образы, и способствуют развитию эмоциональных основ
патриотически-воспитанной личности. Другим важным источником социального опыта
является
труд.
Патриотическое
воспитание
и
трудовое
воспитание
составляют
две
стороны
одного
процесса
развития
личности.
Школьникам
необходима
насыщенная
деятельность,
ориентированная
на
общественно
ценные
результаты,
создающая
возможности для самостоятельности и творчества.
Патриотические черты личности формируются там, где учащиеся вовлечены не
только в школьную жизнь, но и окружающую их социальную среду. В современных
условиях
важным
качеством
патриота
становится
способность
к
самоопределению,
благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т. е. в
условиях свободы и ответственности. Достижения современной науки свидетельствуют о
том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного патриотического
воспитания
происходит
действенная
выработка
программ
социального
поведения
человека,
формируется
человек
как
личность,
как
гражданин.
Причем
социальная
обусловленность
развития
личности
носит
конкретно-исторический
характер.
Но
социально-историческое
формирование
гражданско-патриотической
позиции
не
представляет
собой
пассивного
отражения
общественных
отношений.
Выступая
и
субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее
активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму
себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно
организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как
патриота
и
гражданина
потребность
в
благе
общества,
государства,
в
котором
он
существует. Включение ребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе
которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного
поведения,
формирует
потребность
действовать
в
соответствии
с
нравственными
образцами,
которые
выступают
в
качестве
мотивов,
побуждающих
деятельность
и
регулирующих взаимоотношения детей.
Воспитание патриотизма требует организации системы многопланового детского
коллектива, системы, а не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом
важно направленное включение каждого ребенка в развернутую социально одобряемую
деятельность в системе именно такого специально заданного многопланового коллектива
при соподчиненности целей каждого конкретного коллектива решению общих социально
значимых задач. Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллективе, основу
которого составляет система просоциальной деятельности - это не один из ряда важных
воспитательных
принципов,
а
особый,
качественно
своеобразный
подход
к
формированию растущего человека как личности.
Подводя итоги этой части, можно сделать вывод о том, что патриотическое
воспитание понимается нами как, гражданский долг, ставший нравственным принципом,
осознанной
готовностью,
решимостью
действовать
во
имя
интересов
общества,
личности, проявляющейся в побудительном мотиве к деятельности.
Патриотическое воспитание личности можно разбить на три сферы:
1. Эмоционально-волевая сфера, в которую входят гражданские качества, такие
как
активность,
честность,
скромность,
ответственность,
богатство
эмоциональной
жизни, гражданское достоинство и др.
2. Познавательная сфера, в которую входят гражданские знания. Знание сущности
национальной
идеи,
понимание
социальных
явлений,
знание
юридических
прав
гражданина, знание нравственных норм; усвоение общечеловеческих ценностей и т.д.
3. Мотивационная сфера, в которую входят гражданские отношения. Отношение к
труду, к себе, к людям, к обществу, к государству, потребность в гражданских поступках,
гражданская позиция…
4.
Патриотическое
воспитание
выступает
как
определяющая
характеристика
гражданских отношений и нравственного воспитания. Поэтому процесс патриотического
воспитания должен идти по пути выработки позитивного отношения к деятельности
опосредованной определенными ценностями: государству, законам, членам общества,
другим государствам и народам, собственности, труду, культуре своего народа, природе.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию: любовь к Родине, к родным местам,
гордость за свой народ, ощущение неразрывной связи с окружающим миром, желание
сохранять и приумножать богатство своей страны. Исходя из этого патриотическое
воспитание включает решение целого комплекса задач: любовь и привязанность к семье,
детскому коллективу, школе, городу, родному краю, государству, бережное отношение к
природе и всему живому, воспитание уважения к труду, развитие интереса к русским
традициям
и
промыслам,
формирование
знаний
о
правах
человека,
знакомство
с
символами государства, развитие чувства ответственности и гордости за достижения
страны,
формирование
толерантности,
чувства
уважения
к
другим
народам,
их
традициям.