Автор: Ярулин Владимир Сергеевич
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАОУ ДО ДХШ №1
Населённый пункт: город Сургут ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Компьютерные технологии в деятельности концертмейстера в классе хореографии".
Раздел: дополнительное образование
Компьютерные технологии как важный элемент деятельности
концертмейстера в классе хореографии в учреждении
дополнительного образования
ЯРУЛИН В.С., концертмейстер хореографической школы №1
муниципального автономного учреждения дополнительного
образования детей г.Сургута.
Компьютерные и коммуникационные технологии в наше время всё
глубже проникают в различные области
человеческой жизнедеятельности.
Процессы
инновации
затронули
все
социальные
институты.
Коснулась
компьютеризация
не
только
общеобразовательных
учреждений,
но
и учреждений
дополнительного
образования.
В последние
годы
обучение
с помощью
информационных
технологий
получило
н а з в а н и е
информатизации,
использование
которой
повышает
положительную
мотивацию учащихся к учению, формирует активную жизненную позицию
в современном информатизированном обществе, в том числе и музыкальном
образовании.
На сегодняшний день учреждения дополнительного образования
представляют
собой
усовершенствованные,
модернизированные
учебные
заведения, имеющие огромный потенциал и возможности внести весомый
вклад в воспитание, мировоззрение и образование детей.
Современное музыкальное образование проявляет возрастающий
интерес
к компьютерным
технологиям.
Использование
компьютерных
музыкальных технологий сейчас можно наблюдать практически в каждом
творческом
коллективе,
в работе
каждого
преподавателя.
Не
является
исключением и работа концертмейстера. Педагогическая творческая работа
концертмейстера
представляет
собой
весьма
ответственную
область
деятельности
музыканта.
Работа
концертмейстера —
нечто
большее,
чем
просто игра по нотам, это творческий, драгоценный сплав
воплощений
замысла композитора и художественной трактовки исполнителя. Конечно,
неверно принижая деятельность концертмейстера сводить к механическому
озвучиванию
исполняемой
хореографической
композиции,
простому
тапёрскому заполнению необходимых пауз.
Совместно с руководителем,
проникаясь
его
творческими,
художественными
замыслами,
концертмейстер,
используя
средства
музыкальной выразительности, добивается решения той или иной творческой
задачи, участвует в различных видах деятельности: в подготовке учебного
проце сса,
конкурсах,
концертах,
мастер-классах.
Для
работы
концертмейстера использование информационно-компьютерных технологий
открывают новые возможности: творческую перспективу, повышение уровня
образованности, карьерный рост, облегчает выполнение творческих задач.
В настоящее время использование информационно-коммуникативных
технологий
в деятельности
концертмейстера
по
хореографии
очень
актуально.
В постоянном
стремлении
улучшить
свою
деятельность,
концертмейстеры используют новую нотную литературу, много занимаются
на
инструменте,
но
порой
этого
не
хватает.
На
помощь
приходят
компьютерные технологии.
В работе концертмейстера хотелось бы отметить следующие
мультимедийные
программы
с
музыкальными
проигрывателями:
Aimp, Winamp, J.River Media Center.
Они, по моему мнению, поддерживают очень большое количество
форматов музыки — AAC, MP3, WMA, WAV, FLAC.
Для улучшения прослушивания музыки можно использовать эквалайзер
и звуковые эффекты — такие как бас, усиление, подавление голоса и другие.
Кроме
стандартных
возможностей
плеера
можно
записывать
музыку
на
диски, переписывать на жесткий диск, виниловые диски и кассеты (убирая
при этом помехи и шумы).
Необходимость применения программ проигрывателя в работе
концертмейстера
обусловлена
его
спецификой.
Известно,
что
игра
концертмейстера на инструменте, особенно если это баян или аккордеон
требует
больших
физических
усилий,
и для
более
плодотворной
работы
требуются перерывы. Подобные перерывы недопустимы как в музыкальном
сопровождении, так и в педагогическом процессе в целом. Здесь приходят на
помощь компьютерные технологии. Процесс слушания музыки становится
легко управляемым и контролируемым, насыщает его красочными, яркими
аудио эффектами, что, в свою очередь, помогает вовлекать детей в процесс
творчества, заинтересовывать их и повышает результативность совместного
творчества.
Огромную вспомогательную функцию в работе концертмейстера несет
танец под фонограмму. (Концертмейстеру требуется небольшая рекреация).
Стандартной возможностью подобных программ является транспонирование
и изменение
темпа.
Таким
образом,
можно
легко
подобрать
комфортные
условия для отработки танцевальных движений.
Для записи фонограмм нами применяются такие программы
как, Adobe Audition (пакет Adobe Audition 1 и 5
обладает расширенными
возможностями проигрывания и повторения мелодии аудиомикширования,
редактирования, записи мастер-диска и наложения звуковых эффектов).
Особое значение для концертмейстера имеет использование последней
версии
именно
этой
музыкальной
программы.
В ней
предусмотрена
специфическая система записи и аранжировки в разных ключах. С помощью
программы
можно
за
короткий
промежуток
времени
подготовить
музыкальный
материал
(сопровождение
к песни,
танцу).
Программа
позволяет прослушать произведение, подобрать и гармонизовать мелодию,
упростить музыкальную фактуру, перевести из одной тональности в другую
(транспонировать) произведение. Данная программа способствует развитию
профессионального
умения
аккомпанировать
не
только
танцевальному
коллективу,
но
и
солисту
и
хору
вокально-хоровому
или
танцевальному
коллективу.
Gold Wave Editor (программа для записи, анализа и редактирования звука,
можно
записывать
звук
с микрофона,
подключенного
к аудиокарте
компьютера, или любого другого устройства — радиоприемника, телевизора,
аудио
или
видеомагнитофона,
CD/DVD
проигрывателя,
системы
спутникового ТВ и т. д. Встроенный аудио редактор позволяет
не только
обрезать, делить и объединять записи, добавлять к ним звуковые эффекты
и фильтры, но и прекрасно справляется с функцией конвертирования аудио
файлов из одного формата в другой. Есть хорошая возможность добавления
и редактирования
дополнительной
информации
в аудио
ф а йла х ,
восстановления аудио файлов с некачественным звучанием).
Следует также отметить, что современные информационные
технологии
требуют
формирования
интеллектуальных
умений
у
концертмейстера, обучения способам и приемам рациональной умственной
деятельности,
позволяющей
эффективно
использовать
обширную
информацию, которая все более доступна в интернете. Интернет - ресурсы
помогают концертмейстеру эмоционально воспринимать музыку — важный
момент
в творчестве.
Получая
эмоциональную
зарядку
посредством
компьютерных
технологий,
концертмейстер
передает
своё
отношение
к музыкальному
образу
и
художественному
замыслу
музыкального
произведения. В Интернете можно найти дополнительную информацию о
произведении, подходящую инструментовку, обработку, оркестровку, можно
также прослушать исполнение других солистов, сравнить.
Таким образом, применение информационных технологий
в деятельно сти
концертмейстера
предо ст авляют
в о зм ож н о с т и
совершенствовать
содержание,
методы,
формы,
технологии,
и
другие
средства
подготовки
обучающихся
к концертным
выступлениям.
Компьютеризация в широком смысле слова расширяет доступ к информации,
выступает
одним
из
показателей
профессиональной
компетентности
концертмейстера учреждения дополнительного образования.