Автор: Гордюшина Лидия Ивановна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МБОУ "Ал-Невская СОШ"
Населённый пункт: Александро-Невский район Рязанской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Связь скорости вычисления с частотой ошибок и успеваемостью учащихся по математике"
Раздел: полное образование
0
СВЯЗЬ СКОРОСТИ ВЫЧИСЛЕНИЯ
С ЧАСТОТОЙ ОШИБОК И УСПЕВАЕМОСТЬЮ
УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.
Разработка учителя физики и математики
МБОУ «Александро-Невская средняя школа»
Гордюшиной Л.И.
2017 г.
1
Связь скорости вычисления с частотой ошибок
и успеваемостью учащихся по математике.
Все мы знаем как падает успеваемость по математике при переходе из
начальной школы в среднее звено. В чем причина этого процесса? Читая одно
из произведений, наталкиваюсь на изречение Аристотеля «Развитие навыков
должно предшествовать развитию ума» То есть навыки есть необходимое
условие
развития
ума.
Верно,
любое
сложное
умение
–
совокупность
простых.
Проведя уроки математики в пятых классах и затем ведя данные классы
дальше, обратила внимание на зависимость между скоростью вычисления
цифр в минуту, средней частотой ошибок и развитием мышления ребенка
(успеваемость по математике).
Скорость
вычисления
в минуту
35
30
25
20
10
Частота
ошибок
0,04
0,07
0,1
0,12
0,22
Оценка
успеваемост
и
Прибл. 4
Пограничны
й переход
Приблиз.
3
Пограничны
й переход
Прибл. 2
Низкая
скорость
вычисления
наблюдается
у
часто
ошибающихся
учащихся,
обладающих
низкими
математическими
навыками,
плохо
успевающими по математике. То есть, что бы повысить успеваемость по
математике
необходимо
уменьшить
количество
ошибок,
т.е.
довести
до
автоматизма
простые
умения:
сложение,
вычитание,
умножение,
деление
многозначных чисел.
2
Скорость при умножении двузначных чисел.
Цифр
в
минуту
45
40
35
30
25
20
15
Оценка
5
4
3
2
Скорость вычислений при делении чисел.
Цифр
в
минуту
30
26
22
18
16
12
8
Оценка
5
4
3
2
Скорость вычислений при сложении и вычитании чисел.
Надо дать шесть примеров, за минуту должен выполнить 5 примеров.
Чтобы
восстановить
умение
и
довести
навыки
до
автоматизма
необходимо,
чтобы
каждый
ученик
в
классе
решал
в
течении
месяца
примерно от 500 до 600 упражнений. Как быть учителю? Как увеличить
частоту тренировок школьников без перегрузки учителя?
1. Устный
счет.
Переключает
канал
восприятия.
Таблица
умножения
заучивается вслух, примеры решаются зрительно. Примеры пишу на доске.
Показываю их. Спрашиваю: «Сколько?» Воспринимают их звук. Отвечают
хором. Ошибки слышу и тут же исправляем.
2. Ученик
усвоил
большую
часть
таблицы.
Неосвоенную
часть
выписывает и индивидуально учит, организую взаимопроверку.
3. Знаем
таблицу
умножения,
но
делаем
ошибки.
Надо
развить
оперативную
память.
Не
разрешаю
делать
пометки
на
тетрадях
около
примеров.
Применяю
устный
счет,
умножая
многозначные
числа
на
однозначные. В сложении многозначных чисел подбираю так, чтобы был
переход неоднократно через десяток.
3
При вычитании учитываю, чтобы цифра в уменьшаемом были меньше
соответствующих цифр вычитаемого, чтобы в наборе цифр уменьшаемого
был ноль.
Как оцениваю результат?
Например:
28
Х не учитываю
32
76 неверно
104 .
1116
В данном примере 8 правильно определенных цифр.
1009
-
891
208 неверно
В данном примере одна правильно определенная цифра.
Быстрота мысли принимает очень большое значение в старших классах,
где надо сразу видеть все стороны проблемной ситуации и возможные пути
решения, уметь изменять намеченное решение в зависимости от обстановки.
На старшей ступени все отчетливей выявляются проблемы начальной школы
и среднего звена. В классах среднего звена быстрота мысли в большей
степени
заменяется
торопливостью
мышления,
своеобразной
легкостью
мысли, которое заставляет ученика принимать первое попавшееся решение,
основанное
лишь
им
части
данных
или
плохо
обдуманных
гипотезах
(геометрия). Возникает впечатление, что ученик как бы стремится побыстрее
избавится
от
тяжелой
для
него
мысленной
работы.
Поэтому
крайне
необходимо
принять
во
внимание
отработку
скорости
вычислений
в
начальной школе и школе среднего звена. Это одно из необходимых условий
успешного математического образования учащихся.
4
Предлагаю:
1. В уровень показателей учеников, закончивших начальное образование
кроме показателя техники чтения, включить показатель скорости вычисления
и придать этому показателю ключевую роль при выставлении годовых оценок
по математике.
2. При выставлении учащимся четвертных отметок в школе среднего
звена по математике принять во внимание показатель скорости вычислений.