Напоминание

Управление командой вовремя соревнований в баскетболе


Автор: Зирченко Александр Владимирович
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: ФГКОУ "СОШ № 10"
Населённый пункт: ст. Калиновская, ЧР, Наурский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Управление командой вовремя соревнований в баскетболе
Раздел: полное образование





Назад




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

Методическая разработка

по физической культуре на тему:

«Управление командой вовремя соревнований»

Разработчик учитель физической культуры А.В. Зирченко

2019 г

Оглавление

Введение……………………………………………………………………2 стр.

Основная часть

1. Разведка …..............................................................................................5 стр.

2. Установка на игру……………………………………………………..8 стр.

3. Маскировка…………………………………………………………….11 стр.

4. О разминке……………………………………………………………..12 стр.

5. Когда идет игра………………………………………………………...13 стр.

6. Минутный перерыв…………………………………………………….15. стр.

7. Замена игроков………………………………………………………….20. стр.

8. В перерыве……………………………………………………………….22. стр.

9. Игровой день……………………………………………………………..23. стр.

10. Заключительная часть……………………………………………………25. стр.

11. Список используемой литературы……………………………………….28.стр.

Введение

Баскетбол- это игра, которой увлекаются тысячи людей и за которой

следят миллионы зрителей во всем мире. За время немногим более полувека

баскетбол стал настолько популярен. Многие тысячи молодых людей играют в

командах колледжей, в армейских командах, в юношеских и дворовых командах

и.т.д. Баскетбол любим во всех странах мира. Баскетбол - интернациональный

вид спорта, с 1936 г. Входящий в программу олимпийских игр. Поиск новой

игры, воспитание и подготовка игроков, успешное выступление команды на

соревнованиях- все это во многом зависит от наставника.

Наиболее важная обязанность тренера заключается в обучении своих

игроков правильному и эффективному выполнению различных технических

приемов, то он, следовательно, прежде всего является педагогом.

Можно сказать, что тренеру в большей степени, чем учителю, необходимо

скрупулезно соблюдать законы процесса обучения. А раз тренер прежде всего

педагог, то он должен руководствоваться такой идеей: прийти (присутствовать),

увидеть (поставить диагноз) и победить (исправить). Тренер должен постоянно

искать пути самосовершенствования, чтобы быть в состоянии учить и

воспитывать других. И приветствовать каждую идею и каждого человека,

которые могут в чем- то помочь.

Успешное выступление команды в соревнованиях в немалой степени

зависит от того, насколько грамотно тренер сумеет управлять командой в ходе

соревнований. Как правило, немало хорошо подготовленных команд

претендует на призовые места, но почти всегда эти места занимают те команды,

тренеры и игроки которых сумели использовать не значительные

преимущества, выражающиеся в более гибкого тактического плана, в

дисциплине, организованности действий непосредственно на площадке.

Отнюдь не отрицая определяющего значения предварительной подготовки

команды к соревнованиям, все- таки нужно подчеркнуть, что тренеру

недостаточно хорошо подготовить команду, нужно еще обеспечить хорошее

выступление команды и достижение максимально возможного ( для данного

уровня тренированности) результата.

Если признать, что руководство командой в соревнованиях- процесс

творческий, ход которого зависит от многих, часто повторяющихся факторов, то

можно определить основные положения, определенные «рецепты» в

руководстве командой. Такие основные положения и «рецепты» существуют, и

только они могут быть положены в основу работы тренера в этом плане.

Кроме технической, тактической и физической подготовки игроков и

команды, нужно учитывать сложные взаимоотношения тренера с командой и с

каждым ее членом, а также отношения между игроками в коллективе. Игроки- в

первую очередь живые люди, со своими радостями и невзгодами,

положительными и отрицательными качествами. И от умелого подхода к этим

людям часто зависит успех или неуспех команды. Ну, во-первых, весь уклад

жизни спортсмена, все то, что его окружает на работе, в учебном заведении, в

воинской части, дома, воспитывает в нем черты характера, присущие

настоящему спортсмену. Спортивный же коллектив, команда, которой он отдает

свой досуг, в свою очередь, воспитывают его как человека, призванного

приносить пользу обществу, как достойного представителя своей команды.

Коллектив во главе с тренером, который направляет его по правильному пути,

помогает товарищам исправить ошибки и, главное, учит не делать их. Успешное

выступление команды в соревновательном «марафоне» требует предельной

мобилизации нервных и физических сил участников, рационального режима и

четко руководства.

Руководство командой- это совместная работа тренера, капитана команды

и игроков, имеющая свои общие закономерности и правила. Из этого

утверждения не следует делать вывод, что руководство командой в каждой

встрече сводится исключительно к единым закономерностям и правилам, но

значение их или, по крайней мере, знакомство с ними облегчает начинающему

тренеру использовать накопленный опыт для создания собственного почерка.

Руководство командой в процессе соревнований складывается из следующих

трех разделов: подготовки команды к предстоящей встрече, руководства

командой в ходе встречи и подведения итогов проведенной встречи.

.

Основная часть

I Разведка

В чем же заключается управление командой в соревнованиях ?

Прежде всего, это разведка игры соперников, теоретическая подготовка своих

подопечных к каждому матчу. Подготовка сначала индивидуальная, а потом и

коллективная, то есть проведение установки на матч.

Смысл предварительной разведки в том, чтобы как можно больше знать о

соперниках, с которыми предстоит встреча. Особенно важна такая информация

тогда, когда уже в первом матче турнира ваша команда встречается с сильным

противником и эта игра может решить судьбу соревнования.

Любую возможность увидеть хотя бы один матч основных соперников

необходимо использовать. Если же нельзя увидеть игру противника, то нужно

попытаться по крайней мере собрать о нем наиболее полные сведения.

Например пресса. Обычно публикуются технические отчеты о лучших

командах мира. В таком отчете можно найти данные о количестве бросков с

игры и количестве штрафных, о числе голевых передач, о борьбе за отскок,

познакомиться с характеристикой игры лидеров команд. Немалую помощь

окажет и собственная картотека, которую должен вести каждый тренер. В

картотеке регистрируются не только технические и тактические показатели

игры, но и действия лучших баскетболистов, используемые ими приемы, их

сильные и слабые стороны.

Полезно также поговорить с игроками, которые раньше встречались с

интересующей вас командой, и выслушать их мнение о предстоящем матче.

Если есть возможность, изучить деятельность тренера команды соперников,

определить его приверженность к той или иной системе игры в нападении и

защите, проанализировать его работу в команде.

Мелочей в разведке, в подборе данных о сильных соперниках не может

быть. Каждая маленькая деталь, которую можно выявить в игре лидеров

команды, а также команды в целом, должна быть использована во время

подготовки к предстоящим матчам.

Ко второму матчу в турнире готовиться, конечно же, легче, чем к

первому. Ведь будущих соперников можно увидеть в действии во время их

первой встречи! Как нужно смотреть их игру?

Пусть вся команда наблюдает за встречей соперников. А в перерыве

между таймами дайте каждому игроку персональное задание по просмотру- за

кем ему наблюдать. Иногда целесообразно следить не за одним игроком

соперника, а за двумя- тремя, каждый из которых в предстоящем матче может

оказаться под опекой вашего игрока. Объясните подопечным, насколько для них

важно увидеть особенности игры лидеров команды противника. Попробуйте

определить вкусы игрока, его сильные стороны, манеру его воздействий с

партнерами, его излюбленные приемы. Очень важно заметить, с каких точек

игрок, которого ваши воспитанники будут опекать, бросает мяч по кольцу, какие

у него передачи мяча- одной или двумя руками, скрытые или простые. Пусть

подумают о том, нельзя ли перехватить его передачу, в какой момент и в каком

месте это удобнее сделать. Или хотя бы, как помешать сопернику сделать

острую передачу?

Нужно нацелить своих баскетболистов на то, чтобы наблюдали не только за

сильными, коронными приемами в игре соперника, но и за его недостатками.

Обычно опытные игроки стараются спрятать, замаскировать свои слабости. И

тем не менее при внимательном наблюдении можно у каждого баскетболиста

найти определенные недостатки в игре. Имеется в виду пробелы в технической

или тактической подготовке.

Объективный анализ поможет вашему баскетболисту в психологическом

плане: появится уверенность, что с будущим соперником можно успешно

бороться, и, кроме того, будет готов план, как грамотно обыграть его

тактически. Вот почему умение увидеть и разобрать по косточкам игру

соперника считается очень важной способностью большого баскетболиста.

Развить в своих игроках такую способность – задача каждого тренера.

Итак, ваши баскетболисты сосредоточат основное внимание на

индивидуальных действиях и основных взаимодействиях будущих оппонентов.

А задача тренера- запомнить прежде всего способы командной игры

противника, а также важнейшие моменты индивидуальной игры стержневых

баскетболистов. Нужно определить систему игры в обороне, надежность

индивидуальных защитных действий игроков, разглядеть, как происходит смена

систем защиты, в какие моменты команда переходит, например, от зонной

обороны к прессингу и насколько активен этот прессинг. Какие слабости

появляются в защите? Как игроки противодействуют дальним броскам, как

опекают центровых, как ведут борьбу за мяч под щитом ? Обязательно

определите сильные и слабые стороны обороны противника и уже во время

просматриваемого матча попытайтесь наметить, где и как можно будет

использовать уязвимые места защиты. Затем обратите внимание на

организацию в команде будущего противника. Найдите ответы на вопросы: как

соперники контратакуют, кто начинает быстрый прорыв, кто им дирижирует и

кто завершает? Используются ли при этом длинные передачи или, может быть,

соперники атакуют эшелонировано, всей командой, с помощью коротких

пасов?

Необходимо зарисовать схемы тактических комбинаций, которые

будущий противник проводит в позиционном нападении. Отметить точки, с

которых снайперы чаще всего завершают атаки со средних дистанций.

Запомнить, кто и как обеспечивает им свободную позицию для броска.

Обратить внимание и на то, как используются лидеры команды, насколько

искусно баскетболисты играют через своих центровых, кто и откуда им пасует.

Подумать, как лучше бороться с этими соперниками и использовать их

слабости.

Установка на игру

После того как проведена разведка соперника, игроки увидели матч и

установки на игру должны быть конкретными, ясными и сжатыми.

Но как подготовить каждого игрока к конкретному матчу? До общего

собрания баскетболистов полезно провести, так сказать, индивидуальные

установки. Время для этого найти несложно. Можно побеседовать с игроком во

время прогулки, на тренировках и.т.п. Во время индивидуальной подготовки мы

уяснили тактическую позицию баскетболиста, разбирали, насколько он готов к

встрече с тем или иным соперником, как будет его опекать, какими способами и

средствами станет бороться с ним.

Психологический аспект индивидуальной подготовки баскетболистов

тоже очень важен. Беседуя с игроком, тренер всячески заставляет его поверить в

свои силы, умения, возможности. Доказывает, что техника и тактический опыт

игрока достаточны для того, чтобы эффективно использовать слабые стороны

игры соперника. Объясняет, как нужно воспользоваться своими физическими,

техническими и тактическими возможностями для борьбы с игроком, который

будет его опекать. В психологическом плане такие индивидуальные беседы

проводятся по разному, в зависимости от характера, настроения, моральной

подготовленности и волевых качеств игрока. Необязательно перед любым

матчем тренер должен проводить индивидуальные беседы с каждым игроком.

Все зависит от состояния игрока, его уравновешенности, спортивной формы.

Игрок может быть боевито настроен нередко и без вмешательства тренера.

Тренеру надо находить такие методы, которые бы оказывали воздействие на

каждого игрока с учетом его индивидуальных черт характера. Индивидуальная

подготовка игроков в тактическом и психологическом плане- это одна из

важнейших частей тренерской работы перед матчами турнира.

Следующим этапом управления командой во время соревнований

является общая установка на игру, сообщаемая команде в целом. Начинать

такую установку нужно с психологического настроя подопечных. Степень

внимания игроков, степень их возбуждения, бесспорно, будет зависеть от

значения предстоящего матча и от того, насколько силен будущий соперник.

Опыт говорит о том, что в больших турнирах слабых соперников нет. И поэтому

девиз должен быть такой: « Главный соперник тот, с кем мы играем сегодня «

После психологической настройки команды тренер приступает к

конкретному разбору игры противника. Рассказывает игрокам о системе его

обороны, о вариантах защиты, с которыми, возможно, придется столкнуться в

матче, - то ли это персональная защита, то ли зонная, смешанная или прессинг.

Тренер отмечает как сильные, так и слабые стороны в общекомандной защите.

Называет лидеров защиты, ее стержневых игроков.

Затем тренер характеризует игру команды противника в нападении: каким

путем осуществляется быстрый прорыв, как ведется борьба под щитом, какие

используются позиционные комбинации, кто и как помогает лидерам завершать

атаки. Отмечает недостатки в нападении у соперничающей команды и

объясняет, как их использовать.

Дальше тренер предоставляет слово игрокам. В заключительном слове

тренер резюмирует выступления игроков, принимает окончательное решение по

плану команды, если он не отвергается всей командой.

Баскетболисты, как правило, сами способны верно оценить соперника.

Поэтому установка тренера всегда должна исходить из реальных возможностей

команды. Если нет никаких шансов на успех, то не надо и ставить непосильную

задачу. Но выходить на борьбу собранным, сосредоточенным и сражаться в

полную силу- это должно быть присуще всем игрокам команды.

Маскировка

Пожалуй, так же как в шахматах, неожиданный ход в баскетболе

озадачивает соперника. И шахматист, и баскетбольный тренер не прочь поймать

конкурента в ловушку, смутить его « домашней заготовкой». Для этой цели,

скажем, гроссмейстер проводит долгие часы над разбором шахматных позиций,

и если ему удается в каком- то известном дебютном варианте найти более

сильное продолжение, то он хранит свою находку в тайне до встречи в

решающем матче с главным соперником.

Баскетбольному тренеру, понятно, труднее скрыть свои секреты. И все же

поставив перед собой стратегическую цель- победить основных конкурентов в

турнире, можно ради нее пойти на «временную жертву» и не использовать

«домашнюю заготовку» в товарищеских матчах как накануне соревнования, так

и в менее важных встречах.

Замаскировать можно и какого-то сильного баскетболиста, и намеченный

план игры, и новые атакующие комбинации, и системы игры в нападении или

обороне. Маскировка игры- не столь уж простое. Стремясь поставить

соперникам ловушку, можно и самим в нее попасть, если не до конца проверить

варианты, недостаточно четко отработать новую тактику игры на площадке. Для

успеха в маскировке комбинации необходимы строгая дисциплина и желание

не только тренера, но и всех игроков не показывать раньше времени новинку.

Не использовать ее в играх с более слабыми соперниками даже в те моменты,

когда дела складываются неудачно и требуется переломить ход встречи. Секрет

желательно скрыть и от прессы. Иначе противник может расшифровать задумку.

Поэтому, репетируя взаимодействия игроков в новой комбинации, нужно

принять меры предосторожности. Так делают, в частности, тренеры многих

зарубежных команд.

Встает вопрос: как утаить секрет, тренируясь на чужом поле? Ведь нужно

одновременно и шлифовать новое оружие, и прятать его от глаз соперников и

журналистов. Здесь целесообразна тактика запутывания. Можно замаскировать

основной состав команды, подставляя к известным лидерам таких

баскетболистов, которые просидят чуть ли не весь матч на скамье. Можно

тренировать те комбинации, которые не будут применяться в игре. И даже

систему игры можно скрыть от глаз соперников, давая баскетболистам задание

применять прессинг вместо зонной обороны или, наоборот, «зону» вместо

личной защиты. Наконец, шлифуя комбинацию, которую нужно скрыть от

чужих глаз, можно проводить завершение атаки не через «главных

забойщиков», а через других игроков.

Для победы все важно, в том числе и 1- 2 очка, которые вы, может быть,

приобретете благодаря заботе о маскировке своих новинок.

О разминке

Тренер, который допускает во время занятий однообразие и скуку, вряд ли

может рассчитывать на успех. Не случайно тренеры часто задумываются над

тем, как сделать баскетбол красивее, эмоциональнее, обогатить его

техническими и тактическими новинками. Определенную роль здесь может

сыграть разминка. Она не только способствует подготовке команды физически и

психологически к предстоящей борьбе, но и, как хорошая увертюра,

настраивает зрителей на хорошее представление- интересный матч, завладевает

их сердцами еще до начала игры. Вот почему важно специально готовить

сценарий разминки, разнообразить ее, придумывать новые упражнения.

Разминка- все равно, что последняя прикидка у легкоатлетов. По ней

тренер может судить о готовности игроков к матчу, о физическом и

психологическом состоянии спортсменов. Насколько они уверены в себе,

спокойны или взволнованны. Может быть, одного нужно успокоить, а другого,

наоборот, подхлестнуть, если он излишне медлителен на разминке. В этот

момент можно внести последние коррективы в план игры, например изменить

намеченный заранее стартовый состав команды, посадить на скамейку сильно

волнующегося баскетболиста, а потом, когда успокоится, выпустить на поле.

Когда идет игра

Руководство командой во время встречи- совсем не легкое дело. Даже

тренер средней команды, от которой не ждут больших достижений, сидя на

скамейке запасных, переживает так сильно, активно, что порой не в состоянии

управлять ни командой, ни самим собой.

В каких же ситуациях тренер вмешивается в игру? Когда делает

замечания игрокам или меняет их, берет минутные перерывы?

Управление игрой- дело субъективное. Каждый тренер, сидя на скамейке,

воспринимает ситуацию по- своему. Нет таких тренеров, которые бы одинаково

мыслили. Но тем не менее в баскетболе существуют определенные, можно

сказать стандартные, моменты, когда тренеры обычно вмешиваются в игру.

Готовых рецептов на все случаи дать невозможно, игры не бывают одинаковы-

ми. Однако часто повторяющиеся ситуации тренер должен знать как таблицу

умножения. Если тренер видит, что его игрок не справляется со своим

подопечным и тот набирает очки, то можно, не беря минутного перерыва или

тайм- аута, подсказать воспитаннику, как исправить ошибки, прямо со скамейки

либо через капитана команды. Бывает, что целесообразно поменять подопечных

у своих игроков. Это тоже можно сделать вместе с заменой или даже без нее.

Часто тренеры пытаются управлять командой с помощью одних

подсказок со скамейки. Эти подсказки не всегда действенны. При большом

шуме игроки редко могут разобрать, что говорит тренер. А ему бывает нужно

внести поправки в тактику игры, заменить систему игры в защите или

нападении. Иногда требуется лишь слегка подкорректировать действия

команды, например поменять амплуа игроков, по- новому разобрать

подопечных соперников, когда кто- либо из своих баскетболистов не

справляется с игрой в защите. Для этого действительно лучше всего подсказать

со скамейки. Но если на поле вас не услышат, то нужно использовать замену

или минутный перерыв.

А вот еще несколько примеров вмешательства тренера в игру. Соперники

неожиданно перестроили защиту, а игроки вашей команды этого не заметили.

На такой важный момент следует немедленно обратить внимание команды, если

можно, то не затрачивая на это минутный перерыв. Если же неожиданный ход

противника озадачил вашу команду и вы чувствуете, что план игры следует

поменять, то, конечно, нужно взять минутный перерыв. Да и вообще во всех

случаях, когда без ваших указаний команда не может перестроить игру, а

сделать это необходимо, берите минутный перерыв.

Случается, противник резко взвинтил темп, который вашей команде не

под силу, но который она вначале приняла. Соперники уходят вперед в счете.

Ваше вмешательство обязательно: либо подсказка со скамьи, либо указание при

замене игрока, либо, наконец, разъяснение в тайм- ауте. Если сравнить способы

тренерского воздействия на команду во время матча, то по значимости их

можно расположить в порядке возрастающей эффективности так: подсказка,

замена, замена и, наконец, минутный перерыв.

Минутный перерыв.

Ценность минутного перерыва в баскетболе очень велика. На 40 минут их

дается всего четыре, по два в каждом тайме. Использовать минутный перерыв в

целях управления командой следует только при полной уверенности в

необходимости перерыва. Подчас лучше отказаться от тайм- аута и приберечь

его на решающие минуты матча, чем растрачивать перерывы понапрасну.

Не во время взятый тайм- аут может обернуться против своей команды.

Например, игроки вашей команды устали, но все же лидируют. Соперники

утомились еще больше. В этот момент перерыв позволит сопернику отдохнуть

и наладить игру.

Разберем такую ситуацию. Начинается матч. Игра у вашей команды не

ладится, и соперник начинает уходить вперед, отрываясь в счете. Вот уже он

впереди на два, три, четыре, восемь, десять очков… Вы чувствуете, что без

вашего вмешательства изменить ход встречи нельзя. Вы резонно берете

минутный перерыв и, естественно, даете указания, которые позволили бы

вашей команде выровнять положение. Вы объясняете, в результате чего

противник ушел вперед, какие были допущены ошибки и как продолжать

борьбу. Или другая картина. Вы планировали игру в матче в одном тактическом

ключе, а противник навязал совсем другую игру, избрал неожиданный для вас

вариант. То ли он начал прессинговать, то ли построил смешанную защиту, то

ли применил еще какую-нибудь тактическую новинку. Вы чувствуете, команда

не знает, что делать, а счет быстро растет в пользу соперника.

Разумеется, и в этом случае тренер не должен оставаться равнодушным.

Его задача- прервать встречу или заменой или, лучше всего, минутным

перерывом, если конечно он еще имеется в запасе. Нужно рассказать

баскетболистам, что нового внес противник в игру и как против этого

действовать, какие предпринять контрмеры.

Вмешаться в игру, когда это действительно необходимо, и не мешать

подопечным, когда у них хорошо идет игра,- это очень важное умение тренера,

которое приобретается годами опыта, горечью поражений и радостью побед.

Со стороны обычно виднее. Поэтому тренеру со скамейки легче разгадать

тактические секреты соперников. Как бы он ни был сам горяч, что бы ни кричал

игрокам, переживая ход матча, он в то же время должен видеть, что делается на

площадке. И не только наблюдать, так сказать, хладнокровным взглядом, но еще

уметь предвидеть.

В баскетболе нередки ситуации, когда в заключительной стадии матча

команды играют на равных и один- два броска могут решить исход встречи.

Остается играть совсем немного…Как использовать последние, скажем, 10

секунд? Допустим, вы владеете мячом при ничейном счете или проигрываете 1

очко. В этом случае целесообразно взять минутный перерыв, чтобы рассказать,

как провести последнюю, заключительную комбинацию. Чтобы игроки знали,

кто из них что должен делать: кто ставит заслон, кто вводит мяч в игру и т.д.

Правда, здесь есть и определенная опасность, с которой нельзя не

считаться. Если, скажем, ваша команда нападает и вы чувствуете, что минутный

перерыв может остановить вашу атаку на последних секундах, то, конечно,

рисковать не стоит. Внимательно следите за тем, как развиваются события. Как

только увидите, что мяч вышел из игры, мгновенно просите минутный перерыв.

Распределите роли и расставьте игроков так, чтобы последняя атака принесла

вам желанный результат.

Бывают ситуации, когда минутный перерыв берется, так сказать, в

учебно-тренировочных целях. Остается играть до конца первой половины,

скажем, 7-8 секунд, и ваша команда вводит мяч из-за боковой линии. В этом

случае, как и в конце матча, тоже целесообразно взять минутный перерыв,

чтобы рассказать игрокам, кто должен выбросить мяч, кто и кому ставит заслон.

Такие перерывы приносят не только сиюминутную пользу. Баскетболисты

привыкают выполнять, как говорится, «с листа» не разученные заранее

комбинации, осуществлять на площадке тренерские решения. Это очень

важный момент.

Минутный перерыв в конце первого тайма полезен не только в учебно-

тренировочном плане. Такой тайм-аут нужно использовать для того, чтобы

Выиграть первую половину встречи, если, конечно, для этого имеются

реальные условия. Психологически очень важно уйти на перерыв, захватив

инициативу. А инициатива, как правило, заключается прежде всего в результате.

Поэтому если команда, скажем, догоняла соперника и уходит на перерыв,

сократив разницу в счете до 2-3 очков, то это уже психологическое

преимущество. А если игроки сумели достать противника и даже выиграть

первый тайм, то это говорит о том, что инициатива была полностью на вашей

стороне. Иногда такая инициатива усыпляющее действует на игроков. Но все-

таки владеть инициативой, а значит верить в свои силы, чрезвычайно важно, и

об этом забывать нельзя. И если есть в запасе минутный перерыв, который

можно использовать для завоевания преимущества в счете, для овладения

инициативой, то это надо сделать.

Итак, последние минуты матча могут принести немалую пользу. И мы

практически используем тайм-аут на последних минутах игры и в

товарищеских, и в календарных матчах.

Когда тренер видит, что его команда устала, но продолжает выигрывать.

Тренер прекрасно знает, насколько еще баскетболистам хватит сил, долго ли

они сумеют поддерживать высокий темп. Он учитывает не только их

физическое, но и психическое состояние. При благоприятном для команды

течении матча баскетболисты даже в процессе игры могут найти силы для того,

чтобы восстановиться. Итак, если вы видите, что игра складывается для вас

удачно и соперники устали еще больше, чем ваши подопечные, останавливать

игру нецелесообразно. Перерыв может больше помочь соперникам. Он даст им

определенные возможности восстановиться физически и найти какие-то

тактические контршансы.

Минута-это всего 60 секунд, 60 мгновений. Их нужно использовать и для

восстановления физических сил, и для подкрепления психической уверенности

игроков в успехе команды, и для решения технико-тактических задач. Поэтому

важно не терять ни секунды. Нужно, чтобы игроки не шли кое-как к своему

тренеру, а быстро сгруппировались вокруг него и внимательно слушали.

Желательно, чтобы во время минутного перерыва, на этом кратком

производственном совещании, вокруг тренера группировались не только те

баскетболисты, которые в данный момент играют на площадке. А нужно, чтобы

вставала вся скамейка запасных и выслушивала замечания, которые делает

тренер. Запасные баскетболисты в любую минуту могут вступить в бой. Они

обычно знакомы с установками на игру, с ее планом. Но вот указаний тренера в

моменты его оперативного вмешательства в игру, изменений в плане они могут

не знать, если не встают со скамейки в минутных перерывах. Первое. Что

нужно сделать в тайм-ауте, это дать оценку действиям команды в целом.

Сказать подопечным, что они правильно играют, хорошо выполняют

задуманный план или, наоборот, не справляются с поставленными задачами,

играют не верно, плохо. Затем следует оценить действия команды и отдельных

игроков в защите. Отметить просчеты, допускаемые командой, и рассказать о

том, как следует защищаться в дальнейшем.

После этого нужно коротко разобрать и действия в нападении. Если

необходимо, то дать задание перестроить игру в нападении, объяснить, чрез

каких баскетболистов больше атаковать. Со скамейки тренер видит, кто именно

из соперников не справляется с опекой игроков, с помощью каких комбинаций

выгоднее заканчивать атаки, как лучше использовать скоростные качества своих

игроков. Тренер должен беседовать с игроками уверенно, деловито, конкретно и

спокойно. Спокойствие тренера, его уверенность хорошо влияют на стойкость

игроков, на волю команды. Не нужно брать тайм-аут бесцельно, только для того,

чтобы подойти к команде. Это подрывает веру игроков в полезность минутных

перерывов и в деловитость тренера.

Замены игроков

Ситуаций, в которых тренеры заменяют игроков, так много и они

настолько разнообразны, что рассказать о всех, видимо, невозможно.

Остановимся на типичных заменах, которыми пользуются многие тренеры в

наиболее часто встречающихся ситуациях.

Первый случай наиболее типичен: игрок устал и ему требуется отдых для

восстановления сил. Все здесь как будто предельно ясно. Однако каждый

тренер решает задачу по-своему. Одни дают игрокам длительный отдых, другие

сажают подопечного на скамейку всего на 30-40 секунд. Другие тренеры делают

замены на более длительное время, дают отдыхать по 5-7 минут.

Если в команде равноценный состав игроков, то замены могут быть даже

заранее запланированы. Плановые замены позволяют тренеру использовать в

матче всех игроков команды, не делить их на основных и запасных. В турнирах,

где требуется распределение сил на длительное время, следует особенно

бережливо относится к лидерам команды, при первой возможности давать им

отдых. Применение плановых замен бесспорно будет способствовать

успешному выступлению команды.

Время пребывания на скамейке игрока основного состава, время его

отдыха зависит от равноценности замен, имеющихся в распоряжении тренера, и

от способности игрока быстро восстанавливаться. Если есть равноценная

замена и вышедший на поле баскетболист играет нормально, не ломает игры

команды, то основной игрок может посидеть на скамейке запасных и довольно

длительное время. Но если тренер видит, что команде трудно играть без

замененного игрока, то после его восстановления, физического и психического,

снова вводит его в игру.

Случается, что тренеры заменяют игрока после совершенной им ошибки

один. Два раза и больше. Это приводит к тому, что баскетболист начинает

бояться играть активно, думает лишь о том, чтобы не ошибиться, не потерять

мяч, не быть посаженным на скамейку. Даже классные игроки могут легко

потерять веру в себя, если их заменять после каждой ошибки. Важно, чтобы

игрок уходил на отдых с желанием скорее вернуться на площадку. Думаю,

следует помочь игроку вернуть веру в свое «я» в игре и только после этого

производить замену.

Для правильных замен очень важно, чтобы тренер досконально знал

возможности, способности и особенности каждого игрока. Когда тренер

замечает, что баскетболист в какой-то степени избегает борьбы, боится опекуна,

он немедленно производит замену. Бесспорно, это следует делать сразу, потому

что уже не приходится надеяться на смелость игрока, самоотдачу,

самоотверженность – неотъемлемые черты высококлассной игры.

Естественно, нельзя допускать, чтобы на площадке играл

травмированный баскетболист. Понятно, что иногда бывают ситуации, в

которых игрок, преодолевая боль, продолжает действовать в интересах

команды. Но это только в исключительном случае, когда нет другого выхода.

Как правило, тренер обязан прибегнуть к замене, если у игрока намечается

травма или он уже получил ее.

Долгое время в нашем баскетболе неверно воспринимали замены игроков,

считали позором для игрока даже короткий отдых на скамейке. А некоторые

игроки и сейчас еще придерживаются такого мнения. Предположим,

баскетболист сыграл хорошо, сам это чувствует, знает, что никаких ошибок не

сделал, и все-таки замена вызывает в нем отрицательную реакцию. Вот с этим

надо вести борьбу, потому что без замен баскетбол существовать не может. И

плановые замены, и замены по необходимости, и стандартные замены – все это

нужно баскетболу.

В перерыве

Окончив игру в первой половине встречи, команда направляется в

раздевалку. Тренер делает короткий разбор первой половины встречи. Сначала

останавливаемся на игре в целом: что не было выполнено в тренерском плане и

кто в этом виновен, на какие игровые ситуации обратить особое внимание, что

следует изменить, подкорректировать в прежнем нашем плане, принятом на

собрании команды перед матчем. Дальше разбираем основные моменты игры в

защите, находим ошибки в командной игре, уточняем план обороны во втором

тайме, напоминаем об индивидуальных ошибках игроков в защите и указываем,

как их избежать в дальнейшем.

Затем разбираем игру команды в атаке: тактику нападения, ее плюсы и

минусы. Отмечаем, что было выполнено хорошо и что неудовлетворительно.

Останавливаемся на индивидуальных действиях игроков в нападении и

подсказываем, как будем строить тактику атаки во второй половине встречи.

В заключении можно предоставить слово капитану команды, лидерам

команды. Перед возвращением на площадку нужно дать короткие советы

игрокам – каждому индивидуально. Не обязательно, чтобы эти советы слышала

вся команда.

Игровой день

Какой режим должен быть у игроков баскетбольной команды? Как они

проводят свой игровой день?

Этот день можно начать с небольшого кросса и гимнастических

упражнений или с тренировки в зале. Основным игрокам полезно

дополнительное занятие с небольшой нагрузкой – индивидуальная тренировка

штрафных бросков и бросков с различных точек площадки. Нужна

«нагрузочная тренировка» для тех, кто в прошедшем матче почти не выходил на

поле. Такое утреннее занятие поддерживает спортивную форму игроков в

соревновании и не меняет привычного режима. Репетиция предстоящей

тактической схемы игры, шлифовка комбинаций непосредственно на поле

помогают уточнить выбранный план действий. И наконец, утренняя тренировка

снимает излишнее психическое напряжение перед предстоящим матчем.

За два-три часа до матча можно провести собрание команды. На этом

собрании тренер, в зависимости от силы игры соперников, регулирует меру

психического возбуждения игроков. Если противник классом игры явно ниже,

то задача тренера особенно тяжела. Нужно очень тщательно настраивать

баскетболистов на игру в полную силу. Тут дело не только в том, что в случае

появления самоуверенности баскетболисты сыграют в предстоящем матче ниже

своих возможностей, дадут какие-то шансы более слабому противнику. Скорее

всего они все-таки выиграют матч. Опаснее всего то, что и последующие матчи

команда проведет хуже, чем могла бы.

Настройка баскетболистов на матч со слабым противником требует от

тренера хорошего знания их индивидуальных склонностей, привычек, взглядов.

Когда предстоит матч с сильным противником, то на собрании задача тренера-

снять нервное напряжение игроков. Создать в коллективе спокойную, рабочую

обстановку, чтобы баскетболисты нормально, как обычно, готовились к игре.

Заключительная часть

Итак, большая ответственность, за исход поединка, за управление

командой во время матча и по его окончании, за воспитание в игроках, а также в

себе самом психологической устойчивости, лежит на тренере. Здесь хочется

порассуждать, так сказать, о тренерском внутреннем мире, о переживаниях и

думах тренера, связанных с управлением играющими баскетболистами.

Конечно, опытный тренер знает, когда и зачем брать тайм-аут или

заменять игроков. И если он умеет использовать это для победы команды, то

уже решает половину дела. Но ведь тренеры опытными не рождаются! Каждый

самостоятельно проходит долгий и мучительный путь приобретения тренерских

знаний, путь многочисленных сомнений, надежд и огорчений и гораздо более

редких удач.

Накопить опыт в управлении командой помогают баскетболисты, с

которыми приходиться работать. Постоянное общение с опытными игроками,

обсуждение и разбор матчей способствуют тому, что тренер все больше

чувствует нюансы игры, начинает ощущать ответственность за управление

командой и, главное, понимать, когда следует вмешаться в игру.

Но одно дело вовремя остановить матч, вмешаться в игру и другое - дать

правильный анализ действиям игроков, суметь разобраться в главных причинах

неудачи. Ведь тренер, сидя на скамейке запасных, или как в шутку называют это

место, на « стуле пыток », волнуется, пожалуй, не меньше, а больше игроков. И

это волнение мешает трезво оценить обстановку. Тренер волнуется за всю

команду в целом и за каждого игрока в отдельности, его беспокоят и тактика,

которую сам выбрал, и весь процесс подготовки команды. В случае неудачи

игроков, особенно хороших, слегка пожурят, а его, тренера, могут даже

освободить от работы.

Игроки обычно волнуются до матча. А когда начинается игра, физические

усилия притупляют остроту переживаний. Стоит баскетболисту несколько раз

завладеть мячом, войти в игру, и волнение стартовых минут соревнования

затухает. А тренер продолжает волноваться на протяжении всего матча. Вот

почему тренеру, если он полноценно хочет управлять командой, надо научиться

сдерживать свои нервы или по крайней мере вести себя так, чтобы внешне

ничего не было заметно.

От баскетболистов, конечно, своего волнения не скроешь. Они

догадываются об этом и по глазам, и по голосу, и по жестам. Но они должны

быть уверенны, что тренер, несмотря на свое возбуждение, продолжает

грамотно руководить командой, верно управлять ходом борьбы. Для

поддержания этой уверенности игроков тренеру важно, беря, например,

минутный перерыв, знать, для чего он остановил игру и что в этот момент он

должен сказать игрокам.

Воспитать у игроков силу воли, умение добиваться победы, научить своих

подопечных преодолевать трудности учебно-тренировочных будней и

соревнований – вот главная задача тренера. Каждая серьезная победа-это

прежде всего результат усилий тренера: его труда, воли, затраты нервной

энергии, без чего не бывает больших побед. Так же, впрочем, как и при

поражениях, тренер-первый ответчик. И в большинстве случаев это

справедливо. Либо тренер не смог подготовить команду, либо допустил какие-то

ошибки в ходе игры.

Бытует поговорка: «Тренер сдается последним». Она точно отражает

психологическое значение тренера в команде. Игроки очень чутко улавливают

настроение тренера, его веру в победу, бескомпромиссность отдачи всех сил

этой победе. Малейшая фальшь моментально замечается игроками и тут же

отражается на их состоянии.

Очевидно, ни один мыслящий тренер не пройдет мимо интересного

совета или дельной консультации по волевой подготовке игроков. Но, главное

действующее лицо здесь и главный ответчик за воспитание спортсменов-

тренер. Только он, тренер, в состоянии раскрыть все способности своего

ученика, найти потайные, заложенные в каждом человеке дополнительные

ресурсы и подвести спортсмена к его наивысшим результатам.

Думается, что психологическая устойчивость тренера, который ближе

всех к своему подопечному, который несет наибольшую ответственность за

выступление своего ученика и команды, имеет первостепенное,

главенствующее значение. Поэтому беречь нужно авторитет тренера. Это

главное. Ведь именно тренер создает, воспитывает спортсмена, и не одного, а

многих! Он несет всю тяжесть ответственности за все стороны педагогического

процесса, за результат в соревнованиях.

Список используемой литературы

1. А.А. Алачачан. «Записки баскетболиста»……………….Москва 1965 124 стр.

2. А.А. Алачачан, А.А. Бочкарев, С.М. Бутаутас, А.Я. Гомельский, К.К.

Петкявичус. «Говорят тренеры по баскетболу»…………….Москва 1960.152 стр.

3. А.Я. Гомельский. «Будни баскетбола». …………………Москва 1964. 99 стр.

4.А.Я. Гомельский. «Управление командой в баскетболе».Москва 1976. 144 стр.

5. З.А. Генкин, Е.Р. Яхонтов. «Баскетбол»………………..Москва 1978. 159 стр.

6. Джон Р. Вуден. «Современный баскетбол»……………..Москва 1987. 255 стр.

7. Ф. Линдеберг. Баскетбол. «Игра и обучение»…………..Москва 1971. 279. стр.

8. Л.В. Костиков, Е.П. Саенко, М.П. Юхно. «Баскетбол»...Москва 1967. 247. стр.



В раздел образования