Напоминание

Положительная мотивация в образовательном процессе как средство достижения качественных результатов в профессиональном образовании.


Автор: Чернов Александр Васильевич
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ОГБПОУ Карсунский технологический техникум
Населённый пункт: р.п. Карсун Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Положительная мотивация в образовательном процессе как средство достижения качественных результатов в профессиональном образовании.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методическая разработка мастера производственного обучения

ОГБПОУ КаТТ А.В.Чернов.

Положительная мотивация в образовательном процессе как

средство достижения качественных результатов в профессиональном

образовании.

Педагогическая проблема мотивации студента.

В организации современного учебного процесса большую роль играет

мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных

педагогических проблем настоящего. Мотивационными процессами в обучении

студентов

можно

и

нужно

управлять:

создавать

условия

для

развития

внутренних мотивов, стимулировать студентов.

Во время огромного объема информации предоставляемых источником

как

интернет,

социальные

сети,

является

очень

сложным

мотивировать

студента

к

обучению,

систематической

работе,

мотивации

искать

новые

информации и эффективно использовать их в процессе обучения и жизни. Как

надо мотивировать студента, что бы его обучение принесло желаемые эффекты

и пользу не только ему а и обществу? Это вопрос для психологов, педагогов и

общества.

Время

объективно

требует

изменения

роли

и

места

преподавателя

в

учебном процессе. Студент должен быть действующим лицом, а преподаватель

-

его

партнером

в

обучении

и

развитии.

Учебно-воспитательный

процесс

должен базироваться на психолого-педагогическом проектировании развития

каждого

студента,

на

создании

мотивации,

на

субъектно-субъектных

отношениях участников обучения.

Мотивация к обучению

Мотивация

общее

название

процесса

побуждения

учащихся

к

продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания

обучения. Имея в виду педагога, речь идет о мотивации обучения. С позиции

обучаемого

речь

идет

о

мотивации

учения.

Мотивация

как

побуждение,

вызывающие активность личности и определяющее её направление, особенно

необходимая

в

процессе

обучения.

Рассматривая

мотивацию

учебной

деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с

понятием цель и потребность. В личности человека они взаимодействуют и

получили

название

мотивационная

сфера.

Термин

мотивационная

сфера

включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы,

мотивы, склонности, установки.

Мотивация

обучения

-

это

общее

название

для

процессов,

методов,

средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к

активному

освоению

содержания

образования.

Образно

говоря,

образы

мотивации

держат

в

своих

руках

совместно

преподаватели

(мотивация

обучения,

их

отношение

к

профессиональным

обязанностям)

и

учащиеся

(мотивация учения, внутренняя, автомотивация).

Учебная

мотивация

определяется

как

частный

вид

мотивации,

включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность

учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация

определяется рядом специфических факторов. Во-первых, она определяется

самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, -

организацией

образовательного

процесса;

в-третьих,

-

субъектными

особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными особенностями

педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых, -

спецификой учебного предмета. Учебная деятельность учащихся побуждается

иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние

мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо

широкие

социальные

мотивы,

связанные

с

потребностью

студента

занять

определенную

позицию

в

системе

общественных

отношений.

При

этом

с

возрастом

происходит

развитие

соотношения

взаимодействующих

потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и

своеобразной

их

иерархизации.

Мотивация

учения

складывается

из

ряда

постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом

Мотивация обучения

Мотивация деятельности учащегося

Мотивация учения –

внутренняя мотивация

Самооценка

Самоодобрение

Самоубеждение

Самоанализ

Мотивация деятельности педагога

Мотивация преподавания – внешняя мотивация

Отношение педагога к профессиональным

обязанностям

Мотивация педагогического сотрудничества

побуждений (потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели,

эмоции, интересы).

Мотивация

основное

средство,

которое

даст

возможность

повысить

уровень

заинтересованности

студентов

к

учебному

процессу,

позволит

повысить

их

личный

научный,

творческий

потенциал.

Недостаточно

мотивированный студент не будет способствовать ни к развитию своих знаний,

ни

к

развитию

науки

самой.

Учебный

процесс

относят

к

сложным

видам

деятельности, поэтому мотивов для обучения очень много, и они могут не

только

проявляться

отдельно

в

каждом

человеке,

но

и

сливаться

в

едино,

формируя сложные мотивационные системы.

Структура мотивации обучения

Мотивации студентов долгое время не уделяли внимания. На самом деле в

21.

века

это

один

из

наиболее

эффективных

способов

улучшить

процесс

обучения и результаты долгих лет семинаров, лекции и сессий. Мотивы и

мотивация

является

движущей

силой

процесса

обучения

и

усвоения

информации и материала. Именно мотивация основное средство, которое даст

возможность

повысить

уровень

заинтересованности

студентов

к

учебному

процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал.

Говорят о мотивах для обучения, возможно, классифицировать мотивы по

направленности и содержанию:

социальные

(долг,

ответственность,

понимание

значимости

обучения

для

всего общества);

познавательные – (стремление больше знать, стать эрудированным);

профессионально

ценностные

(расширение

возможностей

устроиться

на

перспективную и интересную работу);

эстетические

(от

обучения

получается

удовольствие,

раскрываются

свои

скрытые способности и таланты);

коммуникативные

(возможность

расширения

своего

кругу

общения

посредством

повышения

своего

интеллектуального

уровня

и

новых

знакомств),

традиционно – исторические (установленные стереотипы, которые возникли в

обществе и укрепились с течением времени);

неосознанные мотивы (основано на полном непонимании смысла получаемой

информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).

Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения.

Первичное

представление

о

преобладании

и

действии

тех

или

иных

мотивов учения даёт отношение обучаемого к учению. Выделяют несколько

ступеней включенности обучаемого в процесс учения:

Отрицательное отношение к обучению, возможно характеризировать

бедностью

и

узостью

мотивов.

Здесь

возможно

исследовать

слабую

заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели,

преодолевать

трудности,

нежелание

учиться,

отрицательное

отношение

к

образовательным учреждениям, к преподавателям.

Нейтральное (безразличное) отношение к учению: характеристики те

же, подразумевается наличие способностей и возможностей при изменении

ориентации достигнуть положительных результатов. Возможно так говорить об

способном, но лениво м учащимся.

Положительное

отношение

к

учению:

постепенное

нарастание

мотивации

от

неустойчивой

до

глубоко

осознанной,

а

поэтому

особенно

действенной. Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их

иерархией,

умением

ставить

перспективные

цели,

предвидеть

последствия

своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути

достижения цели. В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных

способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий,

переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования (И.П.

Подласый,

2000).

Отношение

обучающегося

к

учению

преподавателя

характеризует

активность

(учения,

освоения

содержания

и

др.),

которая

определяет степень (интенсивность, прочность) "соприкосновения" обучаемого

с предметом его деятельности.

Пути сохранения и повышения мотивации студентов

Одно из наиболее часто встречаемых препятствий процесса обучения

состоит

в

утрате

студентом

мотивации

к

продолжению

обучения.

Потеря

мотивации

может

представлять

собой

серьезное

осложнение,

поскольку

студенту в этом случае крайне трудно сосредоточиться на выполнении заданий.

Гораздо сложнее становится готовиться выполнению тестовых заданий, к сдаче

экзаменов и завершению проектов. Именно мотивация провоцирует человека

преодолевать

по

ходу

учебы

различные

трудности,

чувство

скуки

или

утомления. Без мотивации сама задача обучения теряет смысл. Однако тех, кто

опасается возможной потери мотивации, можно легко успокоить. Желание и

способность учиться могут быть стимулированы искусственными приемами.

Методы стимулирования мотивации .

Поставить

перед

учащимся

точную

цель,

чтобы

работать

над

ее

достижением. Очень полезным является сосредоточиться на небольшие задачи,

которые

можно

выполнить

без

труда.

Развивать

мотивы

достижения

цели

чрезвычайно

важно.

Поэтому

обязательным

является

организация

такого

учебного процесса, где ставится цель, которую нужно достичь. То есть на

каждом

занятии

при

изучении

темы

или

решения

проблемы

должна

быть

нацеленность на результат, который позволяет студентам переживать успех в

деятельности.

Мотивировать

студентов

к

активности

на

других

местах

движения

информацией (интернет-форумах, посвященных курсу, он-лайн курсам).

Предоставить

студентам

возможность

общаться

между

собой

путём

альтернативных форм как конференции, посещения музей, профессиональных

учреждении, компании, на работу в которых студенты устраиваются

Симулированные ситуации в реальной жизни при процессе обучения.

Создание

благоприятного

психологического

климата

для

развития

личности.

Для повышения мотивации можно также включить:

- введение системы рейтинговой оценки студентов;

-

введение

системы

публикации

успехов

студентов

и

награды

за

их

замечательные успехи и стремление;

- расширение возможности самореализации студентов;

- возможность ввести индивидуальную систему обучения студентов.

Время также объективно требует изменения роли и места преподавателя в

учебном процессе или процессе обучения. Студент должен быть действующим

лицом,

а

преподаватель

-

его

партнером

в

обучении

и

развитии.

Учебно-

воспитательный

процесс

должен

базироваться

на

психолого-педагогическом

проектировании

развития

каждого

студента,

на

субъектно-субъектных

отношениях участников обучения. Максимальная ориентация на формирование

самодостаточной

личности,

необходимая

для

компетентностного

учебно-

воспитательного процесса. Для этого в прошлом нужно оставить авторитарную

педагогику, субъектно-объектный тип взаимоотношений между студентом и

преподавателем.

Для повышения мотивации студента к обучению необходимо осознавать,

что

новые

учебные

программы

построены

на

принципах

развивающего

обучения и базируются на некоторых совершенно новых принципах обучения,

среди которых:

- принцип взаимосвязи обучения, воспитания и развития;

- коммуникативно-деятельностный принцип;

- социокультурный принцип;

- принцип практической направленности обучения;

- компетентностный принцип направленности образования.



В раздел образования