Напоминание

"Дети с ОВЗ в современном мире".


Автор: Рудак Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 56 "Искорка"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: "Дети с ОВЗ в современном мире".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблема организации системы психолого- медико-педагогической помощи детям

с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является

чрезвычайно актуальной. Это обусловлено в первую очередь возрастанием

численности новорожденных с проблемами здоровья. Так, по данным Т.В.

Волосовец доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3 % до 36,5 %; до 80 %

детей рождаются физиологически незрелыми; около 70 % новорожденных имеют

перинатальную патологию

Общая характеристика

детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные

отклонения психического или физического плана, которые обусловливают

нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких

детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети

с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие

того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки

зрения общества, развития.

Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно

ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность

воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно

считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в

специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и

Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

1.

Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

2.

Дети с нарушением речи (логопаты);

3.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

4.

Дети с умственной отсталостью;

5.

Дети с задержкой психического развития;

6.

Дети с нарушением поведения и общения;

7.

Дети с комплексными нарушениями психофизического развития,

с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые

дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью

преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у

детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только

компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития

ребенка определяют собенности формирования у него необходимых знаний,

умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один

ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными

общеобразовательными знаниями(читать по слогам и писать простыми

предложениями), другой - относительно не ограничен в своих

возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или

слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность

детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать

высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять

низкоквалифицированную работу (например, переплетно-картонажное

производство, металлоштамповка).

Оценка определенных проявлений своеобразного нетипичного развития -

необходимое основание для разработки системы специального обучения и

воспитания с опорой на позитивные возможности детей. Источником

приспособления детей с ограниченными возможностями к окружающей среде

являются сохранные психофизические функции. Функции нарушенного

анализатора заменяются интенсивным использованием функционального

потенциала сохранных систем. Глухой ребенок использует зрительный и

двигательный анализаторы. Для слепого ведущими становятся слуховой

анализатор, осязание, обонятельная чувствительность. Учитывая конкретность

мышления умственно отсталых детей и относительно сохранные резервы

восприятия, в учебном процессе предпочтение отдается наглядному материалу,

предметно-практической деятельности.

Таким образом, на развитие ребенка с ограниченными возможностями будут

влиять четыре фактора.

1.

Вид (тип) нарушения.

2.

Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в

зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо

выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения

определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость

количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития

нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.

3.

Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место

патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных

или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического

развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы.

Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью

сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или

младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что

дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с

сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном

возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и

устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека;

4.

Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической

среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от

своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни)

коррекционно - реабилитационной работы с ним.

Роль учителя-логопеда и учителя - дефектолога в обучении дошкольников с ОВЗ.

В нашей стране существует ряд специализированных дошкольных учебных

заведений для детей с теми или иными отклонениями в развитии. На базе данных

учреждений работает целая команда специалистов, которые работают с детьми.

Одним из самых важных из них является учитель-логопед и учитель -дефектолог .

Они помогает ребенку ,имеющему тяжелую речевую патологию как основной или

вторичный дефект, овладеть устной речью, научиться полноценно общаться со

сверстниками и взрослыми,что является основой для дальнейшей социализации

ребенка в нашем мире. Без развития коммуникации трудно себе представить жизнь

человека в социуме. Их основная задача–компенсация дефекта, «приведение»

ребенка к норме, если возможно подготовка ребенка к поступлению в массовую

школу. Этого результата учителя-логопеда мы можем достичь только при условии

совместной работы в группе: логопед –дефектолог -воспитатель-родитель-ребенок.

Если выпадает одно звено, эффективность работы будет более низкой. Поэтому

коррекционное обучение данной категории детей в условиях массового детского

сада не сможет подготовить детей с ОВЗ к посещению обычной школы. Это

касается инклюзии, которая все больше обсуждается в последнее время. Ребенок в

группе с большой наполняемостью не сможет воспринимать информацию в полном

объеме. В массовых садах логопед не сможет оказать помощь ребенку с тяжелым

речевым нарушением. В данном учебном заведении можно корректировать только

такие несложные дефекты, как ФФНР, ФНР. Дети с ОВЗ ( в том числе и дети с

ОНР) остаются неохваченными. И затем выпускаются в школу при сохранном ,не

скомпенсированном дефекте. В массовой школе у детей появляются новые

трудности. К дефектам устной речи добавляются проблемы с письменной речью,

которой намного сложнее овладеть, особенно ребенку с ОВЗ. А в школе

дефектолога нет, да и логопед есть не в каждой школе . Многие дети не получают

логопедической помощи помощи. В результате мы получаем огромный процент

неуспевающих детей, дисграфиков и дислексиков. По

данным профессора М. Е. Хватцева (50-е годы), число учащихся с дисграфией в

массовых школах составляло около 6%. И. Н. Садовниковой (1976г.) выявляется

уже до 11% детей страдающих дисграфией.Изучение состояния письма в массовых

школах М. С. Грушевской (1982г.) позволило выявить около 13% детей с

дисграфиями среди учащихся младших классов. В последние 10 лет в массовых

школах число детей с дисграфиями составило 37%..

Рост численности детей с ОВЗ вызывает значительные трудности у

практических работников школ в организации обучения детей. В

специализированных садах в результате мониторинга постоянно отслеживается

динамика продвижений каждого ребенка в течение учебного процесса.

Практически отсутствует информация о

качестве инклюзивного образования садах и школах. Если специальные

(коррекционные) учреждения отчитываются по соответствующим формам, то в

отчетности обычных учреждений показатели обучения лиц в ОВЗ включены в

общие показатели и не могут быть выделены для анализа. Практически

отсутствуют показатели результатов обучения лиц с ограниченными

возможностями здоровья – установленные показатели в основном характеризуют

процесс (количество детей, наполняемость групп ).

В тоже время, образование для лиц с ОВЗ требует разработки собственного

стандарта, поскольку имеет ряд важных особенностей, которые невозможно учесть

в стандартах для обычных садов и школ, чего и не происходит. Таким образом,

образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья остается в стороне

от реформы российского образования, что может иметь самые тяжелые

последствия для его развития. На эту проблему необходимо обратить внимание

органов управления образованием.

Рекомендации для учителя-логопеда по организации работы с детьми с ОВЗ.

1.Обследование ребенка с ОВЗ.

Обследование речи должно охватывать все компоненты речи: произношение,

темп, ритм, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический

строй, лексический запас, связную речь. Также проводится сбор анамнестических

данных о здоровье ребенка.

( Первые 2-3 недели сентября).

2.Составление плана индивидуального сопровождения работы на год.

Учитель-логопед учитывает

все индивидуальные особенности ребенка с ОВЗ , в том числе особенности его

здоровья.( До конца сентября).

3. Организация и проведение логопедических занятий.

Логопедические занятия проводятся по расписанию и с учетом особенностей

речевого дефекта обучающихся. Логопед проводит индивидуальные и групповые и

подгрупповые занятия. При необходимости форма и методы проведения занятий

варьируются в зависимости от степени выраженности дефекта.

( С конца сентября по июнь).

4.Согласование работы с воспитателями, родителями, психологом, врачом.

Контакт логопеда со специалистами может осуществляться на всех этапах

логопедической работы, начиная с первичного обследования, о результатах

которого логопеду рекомендуется поставить в известность всех специалистов,

работающих с ребенком , и кончая выпуском обучающегося. Особенно важно

учитывать рекомендации врача во время проведения занятии для того, чтобы

обучение шло более успешно. ( В течение всего учебного года).



В раздел образования