Автор: Рудак Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 56 "Искорка"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: "Дети с ОВЗ в современном мире".
Раздел: дошкольное образование
Проблема организации системы психолого- медико-педагогической помощи детям
с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является
чрезвычайно актуальной. Это обусловлено в первую очередь возрастанием
численности новорожденных с проблемами здоровья. Так, по данным Т.В.
Волосовец доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3 % до 36,5 %; до 80 %
детей рождаются физиологически незрелыми; около 70 % новорожденных имеют
перинатальную патологию
Общая характеристика
детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные
отклонения психического или физического плана, которые обусловливают
нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких
детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети
с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие
того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки
зрения общества, развития.
Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно
ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность
воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно
считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в
специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и
Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
1.
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
2.
Дети с нарушением речи (логопаты);
3.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
4.
Дети с умственной отсталостью;
5.
Дети с задержкой психического развития;
6.
Дети с нарушением поведения и общения;
7.
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития,
с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые
дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью
преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у
детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только
компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития
ребенка определяют собенности формирования у него необходимых знаний,
умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один
ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными
общеобразовательными знаниями(читать по слогам и писать простыми
предложениями), другой - относительно не ограничен в своих
возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или
слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность
детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать
высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять
низкоквалифицированную работу (например, переплетно-картонажное
производство, металлоштамповка).
Оценка определенных проявлений своеобразного нетипичного развития -
необходимое основание для разработки системы специального обучения и
воспитания с опорой на позитивные возможности детей. Источником
приспособления детей с ограниченными возможностями к окружающей среде
являются сохранные психофизические функции. Функции нарушенного
анализатора заменяются интенсивным использованием функционального
потенциала сохранных систем. Глухой ребенок использует зрительный и
двигательный анализаторы. Для слепого ведущими становятся слуховой
анализатор, осязание, обонятельная чувствительность. Учитывая конкретность
мышления умственно отсталых детей и относительно сохранные резервы
восприятия, в учебном процессе предпочтение отдается наглядному материалу,
предметно-практической деятельности.
Таким образом, на развитие ребенка с ограниченными возможностями будут
влиять четыре фактора.
1.
Вид (тип) нарушения.
2.
Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в
зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо
выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения
определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость
количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития
нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.
3.
Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место
патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных
или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического
развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы.
Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью
сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или
младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что
дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с
сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном
возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и
устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека;
4.
Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической
среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от
своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни)
коррекционно - реабилитационной работы с ним.
Роль учителя-логопеда и учителя - дефектолога в обучении дошкольников с ОВЗ.
В нашей стране существует ряд специализированных дошкольных учебных
заведений для детей с теми или иными отклонениями в развитии. На базе данных
учреждений работает целая команда специалистов, которые работают с детьми.
Одним из самых важных из них является учитель-логопед и учитель -дефектолог .
Они помогает ребенку ,имеющему тяжелую речевую патологию как основной или
вторичный дефект, овладеть устной речью, научиться полноценно общаться со
сверстниками и взрослыми,что является основой для дальнейшей социализации
ребенка в нашем мире. Без развития коммуникации трудно себе представить жизнь
человека в социуме. Их основная задача–компенсация дефекта, «приведение»
ребенка к норме, если возможно подготовка ребенка к поступлению в массовую
школу. Этого результата учителя-логопеда мы можем достичь только при условии
совместной работы в группе: логопед –дефектолог -воспитатель-родитель-ребенок.
Если выпадает одно звено, эффективность работы будет более низкой. Поэтому
коррекционное обучение данной категории детей в условиях массового детского
сада не сможет подготовить детей с ОВЗ к посещению обычной школы. Это
касается инклюзии, которая все больше обсуждается в последнее время. Ребенок в
группе с большой наполняемостью не сможет воспринимать информацию в полном
объеме. В массовых садах логопед не сможет оказать помощь ребенку с тяжелым
речевым нарушением. В данном учебном заведении можно корректировать только
такие несложные дефекты, как ФФНР, ФНР. Дети с ОВЗ ( в том числе и дети с
ОНР) остаются неохваченными. И затем выпускаются в школу при сохранном ,не
скомпенсированном дефекте. В массовой школе у детей появляются новые
трудности. К дефектам устной речи добавляются проблемы с письменной речью,
которой намного сложнее овладеть, особенно ребенку с ОВЗ. А в школе
дефектолога нет, да и логопед есть не в каждой школе . Многие дети не получают
логопедической помощи помощи. В результате мы получаем огромный процент
неуспевающих детей, дисграфиков и дислексиков. По
данным профессора М. Е. Хватцева (50-е годы), число учащихся с дисграфией в
массовых школах составляло около 6%. И. Н. Садовниковой (1976г.) выявляется
уже до 11% детей страдающих дисграфией.Изучение состояния письма в массовых
школах М. С. Грушевской (1982г.) позволило выявить около 13% детей с
дисграфиями среди учащихся младших классов. В последние 10 лет в массовых
школах число детей с дисграфиями составило 37%..
Рост численности детей с ОВЗ вызывает значительные трудности у
практических работников школ в организации обучения детей. В
специализированных садах в результате мониторинга постоянно отслеживается
динамика продвижений каждого ребенка в течение учебного процесса.
Практически отсутствует информация о
качестве инклюзивного образования садах и школах. Если специальные
(коррекционные) учреждения отчитываются по соответствующим формам, то в
отчетности обычных учреждений показатели обучения лиц в ОВЗ включены в
общие показатели и не могут быть выделены для анализа. Практически
отсутствуют показатели результатов обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья – установленные показатели в основном характеризуют
процесс (количество детей, наполняемость групп ).
В тоже время, образование для лиц с ОВЗ требует разработки собственного
стандарта, поскольку имеет ряд важных особенностей, которые невозможно учесть
в стандартах для обычных садов и школ, чего и не происходит. Таким образом,
образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья остается в стороне
от реформы российского образования, что может иметь самые тяжелые
последствия для его развития. На эту проблему необходимо обратить внимание
органов управления образованием.
Рекомендации для учителя-логопеда по организации работы с детьми с ОВЗ.
1.Обследование ребенка с ОВЗ.
Обследование речи должно охватывать все компоненты речи: произношение,
темп, ритм, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический
строй, лексический запас, связную речь. Также проводится сбор анамнестических
данных о здоровье ребенка.
( Первые 2-3 недели сентября).
2.Составление плана индивидуального сопровождения работы на год.
Учитель-логопед учитывает
все индивидуальные особенности ребенка с ОВЗ , в том числе особенности его
здоровья.( До конца сентября).
3. Организация и проведение логопедических занятий.
Логопедические занятия проводятся по расписанию и с учетом особенностей
речевого дефекта обучающихся. Логопед проводит индивидуальные и групповые и
подгрупповые занятия. При необходимости форма и методы проведения занятий
варьируются в зависимости от степени выраженности дефекта.
( С конца сентября по июнь).
4.Согласование работы с воспитателями, родителями, психологом, врачом.
Контакт логопеда со специалистами может осуществляться на всех этапах
логопедической работы, начиная с первичного обследования, о результатах
которого логопеду рекомендуется поставить в известность всех специалистов,
работающих с ребенком , и кончая выпуском обучающегося. Особенно важно
учитывать рекомендации врача во время проведения занятии для того, чтобы
обучение шло более успешно. ( В течение всего учебного года).