Напоминание

Использование метода проектов в исследовательской деятельности студентов.


Автор: Павлова Ирина Тимофеевна
Должность: преподаватель социально–экономических дисциплин
Учебное заведение: Чебоксарский экономико–технологический колледж
Населённый пункт: г.Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: Использование метода проектов в исследовательской деятельности студентов.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Метод проектов в организации научно-исследовательской работы студентов

Автор: Павлова Ирина Тимофеевна,

преподаватель социально-экономических дисциплин

В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были

способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться

к изменяющимся условиям жизни.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных

заведений задачу подготовки выпускников, способных:

ориентироваться

в

меняющихся

жизненных

ситуациях,

самостоятельно

приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных

возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней

свое место;

самостоятельно

критически

мыслить,

видеть

возникающие

проблемы

и

искать

пути

рационального

их

решения,

используя

современные

технологии;

четко

осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть

способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

грамотно

работать

с

информацией

(собирать

необходимые

для

решения

определенной

проблемы

факты,

анализировать

их,

делать

необходимые

обобщения,

сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать

статистические

и

логические

закономерности,

делать

аргументированные

выводы,

применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

самостоятельно

работать

над

развитием

собственной

нравственности,

интеллекта, культурного уровня.

В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно

ориентированных технологий. Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить

необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.

Метод проектов как технология прекрасно решает многие вышеозначенные задачи,

именно поэтому его актуальность не снижается уже многие годы.

Использование

новых

педагогических технологий является неотъемлемой частью педагогического процесса. К

одной из наиболее распространенных можно отнести технологию проектов, или метод

проектов.

Эффективность преподавания во многом зависит от умения учителя разнообразить

организацию

учебного

процесса.

Одним из

таких

направлений

является

проектная

деятельность, которая может способствовать более глубокому усвоению курса учебной

дисциплины,

практическому

применению

знаний.

При

этом

преподаватель

решает

поставленные им задачи:

педагогические задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);

практические

(реализация

компетентностного

подхода к результатам

обучения);

социальные (удовлетворение какой-либо социальной потребности).

«Проект - это такая открытая и динамичная форма организации и учебной

деятельности

учащегося,

и

педагогической

деятельности

учителя,

которая

предполагает их выбор и творческие решения».

Метод проектов - педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию

фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного

освоения новых способов человеческой деятельности.

Предварительный выбор темы, над которой будут работать студенты, проходит с

учетом

рекомендаций

преподавателя.

Осуществление

проектной

деятельности

возможно лишь в том случае, если студенты имеют знания и навыки, предусмотренные

образовательными

стандартами.

В

этой

связи

особое

значение

приобретает

дифференцированный

подход

к

учащимся,

умение

преподавателя

соотнести

познавательные возможности студента с уровнем сложности проектной работы.

Поэтому

использование

методов

традиционного

обучения недостаточно,

нужны

современные

образовательные

технологии:

информационно-коммуникативные,

дистанционные, проектные, исследовательские.

При

работе

над

проектами

в

научно-исследовательской

работе

студентов

можно

выделить несколько видов проектов:

- исследовательский (имитация научного исследования, обязательно

предусматривает

эксперимент,

данный

проект

имеет четкую структуру) - реферат,

доклад, научная статья.

- реферативно-описательный ориентирован в основном на обработку

информации, выявление проблем, не предусматривает экспериментальной проверки.

- творческий (описание творческой деятельности).

Метод проектов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Вот уже

около 100 лет подобного рода деятельность широко используется в обучении и развитии

учащихся.

В

настоящее

время

метод

становится

интегрированным

компонентом

вполне

разработанной

и

структурированной

системы

образования,

призванной

стимулировать

интерес

студентов

к

определенным

проблемам,

предполагающим

владение

некоторой

суммой

знаний

и

предусматривающим

через

проектную

деятельность

решение

этих

проблем,

умение

практически

применять

полученные

знания,

развитие

критического

мышления.

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя

из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в

планировании,

организации

и

контроле

своей

учебно-познавательной

деятельности,

результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то

конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В

основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся,

умений

самостоятельно

конструировать

свои

знания,

умений

ориентироваться

в

информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда

ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную,

групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Специальные умения и навыки как элементы проблемно-поисковой деятельности

формируются

в

процессе

работы

над

проектом.

При

детальном

рассмотрении

можно

увидеть,

что

подчас

одно

и

то

же

умение

может

относиться

в

какой-то

период

к

предметным,

затем

к

общеучебным,

и

далее

к

специальным.

Таким

образом,

проектирование

следует

рассматривать

как

универсальное

умение,

что

указывает

на

необходимость формирования культуры проектной деятельности.

Под культурой проектной деятельности следует понимать совокупность навыков

целеполагания,

методов

и

технологий

проектирования,

планирования,

организации

деятельности, диагностики результатов разработки проекта, его реализации, презентации

итогов и, наконец, правил оформления проектной документации — вне зависимости от

области и специфики ведения проекта.

Можно

сформулировать основные

умения,

необходимые

для

формирования

культуры проектной деятельности:

проблематизация — умение формулировать проблему после рассмотрения

какой-либо ситуации или явления;

целеполагание — умение формулировать цель деятельности;

планирование

умение

формулировать

задачи,

планировать

этапы,

предполагаемые результаты, сроки, исполнителей и т.д.;

анализ

результатов

и

рефлексия

умение

анализировать

результат

выполнения проекта по соответствию цели, умение оценивать результаты решения задачи и

т.д.

презентация и защита — умение представлять результаты выполненного

проекта.

Выделим основные этапы работы над программным проектом:

формулирование темы проекта;

разработка проектного задания;

планирование работы;

подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов,

на

которые

нужно

ответить,

отбор

литературы,

определение

форм

выражения

итогов

проектной деятельности;

собственно разработка проекта;

анализ полученных результатов;

оформление результатов исследования;

презентация и защита проекта.

Говоря о проектном обучении, мы имеем в виду не только метод проектов. Под

проектным обучением мы понимаем весь комплекс средств, позволяющих научить студента

проектированию. Учащиеся должны осмыслить учебный материал, а для этого прекрасно

подходит обучение через проектную работу. Проектирование помогает учащимся осознать

роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в

образовании, дают возможность осваивать новые способы человеческой деятельности.

Таким

образом,

в

результате

выполнения

проекта

повышается

мотивация

студентов, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются

условия

для

отношений

сотрудничества,

совместной

творческой

деятельности

преподавателя

и

студентов,

способствующей

демократизации

учебно-воспитательного

процесса.

Учитывая особенности современного этапа образования, важно целенаправленно

активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся

Студенты

XXI

века

ежедневно,

ежечасно

получают

огромное

количество

информации, обилие которой вовсе не приводит к системности знаний. Крайне важно

формировать

у

них

информационную

компетентность.

А

поэтому

необходимо

мотивировать интерес к приобретению знаний, учить применять их на практике.

Встаёт

вопрос:

какие

необходимо

выработать

у

студентов

умения

для

продуктивного общения с учителем, сверстниками, Интернетом и т.д. Ответ довольно

очевиден: нужны групповые, ролевые, практико-ориетированные, проблемные и прочие

формы и методы.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ

организации самостоятельной деятельности учащихся.

Благодаря возможностям исследовательского характера урока, студент из объекта

педагогической деятельности (“меня учат”) превращается в её субъект (“я учусь”).

Особенности метода проекта позволяют применять его, начиная с 1 курса. В курсе

изучения географии это самостоятельное изучение отдельных стран, особенностей их

социально-экономического

развития,

экологических

проблем.

Результатом

проектной

деятельности первокурсников могут быть как компьютерные презентации (слайд-шоу),

графические работы (газеты, книжки-раскладки), так и более простые работы в виде

рефератов. Для студентов старших курсов метод проектов удобен для организации научно-

исследовательской работы, результаты которой могут быть представлены и на семинарах в

аудиторной работе и на научно-практических конференциях студентов.

Основные компоненты проекта (как уже отмечалось выше):

1.

проблема, на решение которой направлен проект

2.

цель

3.

задачи

4.

этапы проектной деятельности (система реализаций мероприятий проекта)

5.

прогнозируемые (и не прогнозируемые) результат проекта

В ходе работы преподаватель выступает в роли консультанта.

Остановимся подробнее на каждом из компонентов.

Цель: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся,

способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.

Задачи:

развитие познавательных способностей учащихся;

совершенствование способностей к самообразованию;

развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;

формирование умений публичных выступлений;

развитие критического мышления.

Результатом обобщения и осмысления накопленного опыта стала приведенная

ниже таблица:

Состав

участников

индивидуальный,

групповой, коллективный

В соответствии с поставленными задачами

Место

проведения

защиты

урочные, внеурочные

Итоговые

уроки

по

теме,

практические

работы, научно-практические конференции

Типы

деятельности

а) практический

б) исследовательский

в) игровой

а)

и

б)

иде а ль но

совме стимы

п р и

выполнении практических работ как форм

и з у ч е н и я

( и н о г д а ,

е д и н с т в е н н о

эффективных)

в)

диапазон

очень

широк:

ролевые

игры,

уроки – обобщения пройденного и т.д.

Область

исследования

а) монопроект

б)межпредметный проект

а)

характеристика

отдельных

социально-

экономических объектов (стран, регионов)

б)

проекты

по

социально-экономическим

проблемам

Этапы выполнения исследовательской работы.

Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной

деятельности. Имеет два уровня – эмпирический и теоретический

Подготовка к исследованию

1.

Проведение исследования

2.

Оформление исследовательской работы

3.

Подготовка к защите

Методы исследования по географии и социально-экономическим дисциплинам

Наблюде

ния

Активный

познавательный

процесс,

основанный

на

работе

органов чувств (наблюдение за погодой, ростом цен)

Сравнен

ие

Установление сходства и различий явлений и т.д.

Измерен

ие

Даёт количественные сведения

Анализ

Изучение элементов как части целого

Синтез

Соединение элементов в систему

Моделир

ование

Схемы, модули

Обобщен

ие

Обнаружение в многообразии – общего

Прогноз

ирование

Вероятные

суждения

о

событиях,

явлениях

в

будущем

(исторический

пример:

отрицательный

прогноз

проекта

переброски

сибирских рек

экономический пример: последствия инфляции)

Деятельность во время проектной работы

Учитель

Групповая работа учащихся в

проекте

Индивидуальный проект

I. Погружение в проект

Формулирует

-проблему и ситуацию

-цели и задачи

- о с о з н а н и е

н а у ч н о й

и л и

социальной значимости темы

- вживание в ситуацию

- уточнение целей и задач

- о с о з н а н и е

н а у ч н о й

и л и

социальной значимости темы

- уточнение целей и задач

-обдумывание

методов

иссле-

дования

II. Организация деятельности

-

р а с п р е д е л е н и е

амплуа учащихся

-

р а з б и в к а

н а

г р у п п ы

с

( г и д р о л о г и ,

м е т е о р о л о г и ,

представители

тур.

Агентств,

геоморфологи)

- распределение ролей в группе

- планирование работы

-

о п р е д е л е н и е

д и а п а з о н а

т еорет иче ских

и с т о ч н и ко в

информации

-

планирование

эмпирических

действий

III. Осуществление работы

- консультант

-ненавязчивый

кон-

троль и направление к

-активная

с а м о с т оя т е л ь н а я

работа

- анализ результатов

- п р о в ед е н и е

н е о бхо д и м ы х

исследований

для

а н а л и з а

прогнозируемых результатов

анализу

-синтезирование

н е п р о г н о -

зируемых результатов

IV. Презентация

- принимает отчет

- подводит к итогу

- оценивает работу по

различным

показателям

Демонстрация

- понимания проблемы

- умения планировать и осуществлять работу

- рефлексии деятельности

Проекты особенно интересны и результативны в тесной взаимосвязи урочной и

факультативной работ, что, однако, требует особенно тщательной работы преподавателя.

Заключение

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и

преподавателю и студентам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их

работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Студенты учатся работать

с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую

фантазию. В настоящее время все больший объем работы они пытаются выполнять дома.

Каждый личностный опыт уникален, никому в точности не удается повторить его.

Можно

также

отметить,

что

картина

индивидуального

опыта

усложняется

тем,

что

личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.

Важным компонентом при организации обучения проектным методом является

социальное

взаимодействие,

поскольку

межличностное

общение,

построенное

по

определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, что

способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.

Как

показывает

практика,

знания,

приобретенные

и

контролируемые

самостоятельно, или в диалоге с товарищами приобретают особую ценность и значимость.

Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками

информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо

знаний, у студентов формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как

источнику познания.

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем

создателе гораздо больше, чем безликая оценка.

Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная.

В каждом человеке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от

окружающих его взрослых людей. Преподаватель, как никто другой, способен помочь ему

стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению,

самоутверждению и самореализации.

Метод

проектов

замечательное

дидактическое

средство,

позволяющее

воспитывать личность в соответствии с требованиями современной жизни.

Литература

1.

[Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.

М.: Народное образование, 2000. – с. 206]

2.

А.И.Комашинский. Использование проектного метода в образовательном процессе.

– “Практика административной работы в школе”, № 6, 2006

3.

Н.Крылова.

Проектная

деятельность

школьников

как

принцип

организации

и

реорганизации образования. – “Народное образование” № 2, 2005

4.

Н.В.Лысова. Проектная деятельность в обучении географии.

5.

В.С.Рохслов. Организация проектной деятельности в школе. – “Биология”, № 14,

2005

6.

А.И.Савенков. Творческий проект.

7.

Г.К.Селевко. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и

эффективного управления УВП. – Москва, НИИ школьных технологий, 2005

8.

Н.А.Семенова. Исследовательская деятельность учащихся

9.

Учебный проект как средство самореализации творческой личности в условиях

профильного обучения.(Коллектив гимназии № 2 “Квантор”, г. Коломна) , 2004



В раздел образования