Автор: Кривоносова Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №26
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Раздел: дошкольное образование
ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ
РЕЧИ ДЕТЕЙ
Художественная литература имеет огромное воздействие на умственное,
эстетическое развитие ребёнка, а также на развитие его речи. Из книги
ребёнок
узнаёт
много
новых
слов,
образных
выражений.
Произведения
художественной
литературы
открывают
ребёнку
мир
звуков
и
слов,
объясняют ему окружающую жизнь, открывают мир человеческих чувств и
взаимоотношений. Литература развивает у детей мышление и воображение,
обогащает эмоциональную сферу.
Очень важно, чтобы произведения художественной литературы
сопровождали
ребёнка
с
первых
лет
его
жизни.
Но
произведение
будет
полноценно восприниматься ребёнком только в том случае, если малыш к
нему подготовлен. Поэтому хочется посоветовать вам, дорогие родители,
обращать внимание не только на содержание сказки или рассказа, но и на его
доступность
восприятию
ребёнком,
его
выразительные
средства.
Именно
они у с и л и в а ю т
э м о ц и о н а л ь н о е воздействие,
п р и в л е к а ю т
внимание, помогают
автору
создать
художественный образ, а маленькому
слушателю
-
войти
в
мир
художественного
произведения.
Такой
щепетильный подход к выбору произведения
постепенно сформирует у
ребёнка художественный вкус.
Стихи, сказки, рассказы, пословицы, загадки – всё это важнейшие
источники развития выразительности детской речи. В рассказах дети познают
лаконизм и точность языка, в стихах – его музыкальность, ритмичность, а в
сказках – меткость и выразительность русской речи.
Литература помогает детям высказать своё отношение к прослушанному,
учит содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать
свои мысли.
Как правило, знакомить ребёнка с художественной литературой
начинают с потешек, песен, сказок.
Детей 3-4 лет лучше учить связной речи с простых и хорошо знакомых
сказок «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок». После прочтения
вызывайте ребёнка на совместный пересказ. Постепенно можно переходить к
пересказыванию маленьких рассказов Л.Толстого и К. Ушинского, только при
этом обязательно следить за тем, чтобы пересказ ребёнка был как можно
ближе к тексту.
Для
ребёнка пяти лет понимание и осмысление прочитанного
произведения приобретает особое значение. Но ему самому ещё сложно
самостоятельно
проследить
логическую
последовательность
сюжета,
запомнить
и
точно
передать
отдельные
выражения.
Поэтому
постепенно
приучайте ребёнка к поисковым вопросам, которые помогут ему рассуждать.
Дорогие родители, хочется обратить ваше внимание на то, что отдельные
фразы, произнесённые ребёнком – это ещё не связная речь. Связная речь – это
цепь логически сочетающихся предложений, которые содержат законченную
мысль. Чтобы развить у вашего ребёнка связную речь, потребуется время,
терпение и ваша заинтересованность.
С детьми 6-7 лет можно заняться придумыванием рассказов и историй:
- предложить заглянуть в прошлое или будущее героев произведения;
- совместно написать письмо любимому герою;
- придумать сказку по опорным словам;
- сочинить сказку или историю по принципу «Я начну, а ты продолжи…»
- описать одно и то же событие с точки зрения разных людей (от лица
грустного и весёлого человека)
Читайте детям книги регулярно, учите их слушать, пересказывать!
Помните,
что
это
оказывает
огромное
влияние
на
все
стороны
речевого
развития
дошкольника,
что
немаловажно
для
его
дальнейшей
успешной
учебной деятельности.