Напоминание

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ


Автор: Кривоносова Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №26
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ

РЕЧИ ДЕТЕЙ

Художественная литература имеет огромное воздействие на умственное,

эстетическое развитие ребёнка, а также на развитие его речи. Из книги

ребёнок

узнаёт

много

новых

слов,

образных

выражений.

Произведения

художественной

литературы

открывают

ребёнку

мир

звуков

и

слов,

объясняют ему окружающую жизнь, открывают мир человеческих чувств и

взаимоотношений. Литература развивает у детей мышление и воображение,

обогащает эмоциональную сферу.

Очень важно, чтобы произведения художественной литературы

сопровождали

ребёнка

с

первых

лет

его

жизни.

Но

произведение

будет

полноценно восприниматься ребёнком только в том случае, если малыш к

нему подготовлен. Поэтому хочется посоветовать вам, дорогие родители,

обращать внимание не только на содержание сказки или рассказа, но и на его

доступность

восприятию

ребёнком,

его

выразительные

средства.

Именно

они у с и л и в а ю т

э м о ц и о н а л ь н о е воздействие,

п р и в л е к а ю т

внимание, помогают

автору

создать

художественный образ, а маленькому

слушателю

-

войти

в

мир

художественного

произведения.

Такой

щепетильный подход к выбору произведения

постепенно сформирует у

ребёнка художественный вкус.

Стихи, сказки, рассказы, пословицы, загадки – всё это важнейшие

источники развития выразительности детской речи. В рассказах дети познают

лаконизм и точность языка, в стихах – его музыкальность, ритмичность, а в

сказках – меткость и выразительность русской речи.

Литература помогает детям высказать своё отношение к прослушанному,

учит содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать

свои мысли.

Как правило, знакомить ребёнка с художественной литературой

начинают с потешек, песен, сказок.

Детей 3-4 лет лучше учить связной речи с простых и хорошо знакомых

сказок «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок». После прочтения

вызывайте ребёнка на совместный пересказ. Постепенно можно переходить к

пересказыванию маленьких рассказов Л.Толстого и К. Ушинского, только при

этом обязательно следить за тем, чтобы пересказ ребёнка был как можно

ближе к тексту.

Для

ребёнка пяти лет понимание и осмысление прочитанного

произведения приобретает особое значение. Но ему самому ещё сложно

самостоятельно

проследить

логическую

последовательность

сюжета,

запомнить

и

точно

передать

отдельные

выражения.

Поэтому

постепенно

приучайте ребёнка к поисковым вопросам, которые помогут ему рассуждать.

Дорогие родители, хочется обратить ваше внимание на то, что отдельные

фразы, произнесённые ребёнком – это ещё не связная речь. Связная речь – это

цепь логически сочетающихся предложений, которые содержат законченную

мысль. Чтобы развить у вашего ребёнка связную речь, потребуется время,

терпение и ваша заинтересованность.

С детьми 6-7 лет можно заняться придумыванием рассказов и историй:

- предложить заглянуть в прошлое или будущее героев произведения;

- совместно написать письмо любимому герою;

- придумать сказку по опорным словам;

- сочинить сказку или историю по принципу «Я начну, а ты продолжи…»

- описать одно и то же событие с точки зрения разных людей (от лица

грустного и весёлого человека)

Читайте детям книги регулярно, учите их слушать, пересказывать!

Помните,

что

это

оказывает

огромное

влияние

на

все

стороны

речевого

развития

дошкольника,

что

немаловажно

для

его

дальнейшей

успешной

учебной деятельности.



В раздел образования