Напоминание

"Полезное трение" с использованием методики ММЧ по ОТСМ-ТРИЗ-технологии


Автор: Хачатрян Лилит Сейрановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №274 "Белочка"
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Полезное трение" с использованием методики ММЧ по ОТСМ-ТРИЗ-технологии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное

учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 274 комбинированного вида»

«Белочка»

Конспект НОД «Полезное трение»

с использованием методики ММЧ по ОТСМ- ТРИЗ- технологии

выполнил воспитатель:

Хачатрян Лилит Сейрановна

Тема: «Полезное трение»

Цель: Формирование представления о понятии трения и его пользе

Задачи:

1.

Продолжить знакомство детей с понятиями «трение» и «теплота», с

различными последствиями трения.

2.

Развивать способности детей.

3.

Воспитывать интерес к исследованию путём использования

современных образовательных технологий.

Материалы и оборудование:

«загадочная добрая» коробочка, спичечная коробочка со спичками, по 2

камня на каждого ребёнка, портреты человечков твёрдого состояния, жидкого

состояния и газообразного, подсвечник со свечой.

Ход НОД:

Воспитатель – Ребята, эта неделя у нас с вами особенная - «Неделя

доброты». Что мы можем пожелать друг другу?

Дети – улыбок,здоровье,добра и доброты.

Воспитатель – сегодня у нас необычное занятие, нам предстоит сделать

доброе дело для наших рук .

Воспитатель – подскажите мне, пожалуйста, по температуре погода на

улице, какая?

Дети

– ветреная, снежная ,холодная и т.д.

Воспитатель – бывает, что руки мёрзнут?

Дети

– да!

Воспитатель – какое доброе дело мы можем сделать для наших рук?

Дети

–согреть их.

Воспитатель – каким образом ?

Дети

– положить руки в карман, дуть на руки, потереть. Разнообразить

ответы

Трёт ладошка по ладошке –

Стало им теплей немножко.

Почему?

Дети

– потому что мы сильно тёрли?

Воспитатель – какие по температуре стали наши руки?

Дети

– тёплые, горячие, согретые…

Воспитатель – так что же нагрело наши ладошки?

Дети

- трение.

Воспитатель – конечно, доброе дело мы сделали?

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят.

(пальцы плотно прижимаем к ладони)

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то, значит. (трясём кистями)

Наши пальцы пожалеем –

( «моем» руки)

Добротой своей согреем. (дышим на них)

да, действительно, трение может нагревать объекты. От какого трения

получается столько тепла, что даже загорается огонь. В этом нам поможет

«загадочная добрая» коробочка. В ней лежит тот объект, который нам

поможет ответить на заданный вопрос. Но для этого нужно отгадать загадку:

Живут (действие

) в домике (место

), но не люди

Деревянные (материал

), но не карандаши

Когда вспыхивают (действие

), похожи на горячее

(температура

) солнце.

Воспитатель – что это?

Дети

– Это спички. Спичка трётся о коробок и загорается.

Воспитатель – зажжём свечку и поставим в подсвечник. Поднесите руки к

нему. Что вы чувствуете?

Дети

– тепло.

Воспитатель – трение нагревает объекты, но не всегда это бывает огонь.

Найдём в коробочке нужные объекты.

Дети

– это камни.

Детям выдаётся по два камня.

Воспитатель – потрём камни друг о друга.

Проводится д/ и «Дорожка признаков», дети описывают по всем признакам

камни, которые держат в руках.

Воспитатель – это свойство трения бывает очень полезно людям.

Как вы думаете, почему коньки скользят даже по неровному льду, но вовсе не

скользят по самому гладкому полу?

Дети

– лёд скользкий.

Воспитатель – но ведь лёд может быть неровным, с кочками и бугорками.

Вспомните, что нужно сделать, чтобы избавиться от трения?

Дети

– Нужно разделить человечков.

Воспитатель – а, как разделить маленьких человечков (молекул) зубцов

конька от маленьких человечков (молекул) льда? Коньки трутся о лёд. Что

при этом происходит?

Дети

– Коньки нагреваются.

Воспитатель – а, что происходит со льдом под тёплыми коньками?

Дети

– становится рыхлым, он тает.

Воспитатель – когда лёд тает получается?

Дети

. – вода.

Воспитатель – Вот она и разделяет маленьких человечков (молекул) зубцов

конька и маленьких человечков (молекул) льда. Трение исчезло, и коньки

хорошо скользят по льду. Зато уж на полу, на асфальте, на камне коньки

скользить не будут.

Как двигаются маленькие человечки?

Проводится п/и «Раз, два, три – человечков оживи!». Дети показывают

движение человечков жидкого состояния, твёрдого, газообразного.

Какие мы молодцы! Поиграем в игру «Хорошо – плохо» и узнаем,

что же вы запомнили с наших опытов.

Воспитатель

– я задаю вопросы, вы отвечаете на них.

1) – что хорошего в том, что у нас есть спички?

- что плохого, в том, что есть спички?

2) – что хорошего в том, что мы трём ладошку о ладошку?

- что в этом плохого?

3) – что хорошего в том, что коньки не скользят по камням?

- что плохого в том, что коньки не скользят по камням?

Что мы узнали?

Дети– От трения объекты нагреваются. От трения выделяется

тепло.

Наша свеча до сих пор горит, даёт нам тепло, согревает нас и дарит

хорошее настроение.



В раздел образования