Автор: Хачатрян Лилит Сейрановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №274 "Белочка"
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Полезное трение" с использованием методики ММЧ по ОТСМ-ТРИЗ-технологии
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное
учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 274 комбинированного вида»
«Белочка»
Конспект НОД «Полезное трение»
с использованием методики ММЧ по ОТСМ- ТРИЗ- технологии
выполнил воспитатель:
Хачатрян Лилит Сейрановна
Тема: «Полезное трение»
Цель: Формирование представления о понятии трения и его пользе
Задачи:
1.
Продолжить знакомство детей с понятиями «трение» и «теплота», с
различными последствиями трения.
2.
Развивать способности детей.
3.
Воспитывать интерес к исследованию путём использования
современных образовательных технологий.
Материалы и оборудование:
«загадочная добрая» коробочка, спичечная коробочка со спичками, по 2
камня на каждого ребёнка, портреты человечков твёрдого состояния, жидкого
состояния и газообразного, подсвечник со свечой.
Ход НОД:
Воспитатель – Ребята, эта неделя у нас с вами особенная - «Неделя
доброты». Что мы можем пожелать друг другу?
Дети – улыбок,здоровье,добра и доброты.
Воспитатель – сегодня у нас необычное занятие, нам предстоит сделать
доброе дело для наших рук .
Воспитатель – подскажите мне, пожалуйста, по температуре погода на
улице, какая?
Дети
– ветреная, снежная ,холодная и т.д.
Воспитатель – бывает, что руки мёрзнут?
Дети
– да!
Воспитатель – какое доброе дело мы можем сделать для наших рук?
Дети
–согреть их.
Воспитатель – каким образом ?
Дети
– положить руки в карман, дуть на руки, потереть. Разнообразить
ответы
Трёт ладошка по ладошке –
Стало им теплей немножко.
Почему?
Дети
– потому что мы сильно тёрли?
Воспитатель – какие по температуре стали наши руки?
Дети
– тёплые, горячие, согретые…
Воспитатель – так что же нагрело наши ладошки?
Дети
- трение.
Воспитатель – конечно, доброе дело мы сделали?
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.
(пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то, значит. (трясём кистями)
Наши пальцы пожалеем –
( «моем» руки)
Добротой своей согреем. (дышим на них)
да, действительно, трение может нагревать объекты. От какого трения
получается столько тепла, что даже загорается огонь. В этом нам поможет
«загадочная добрая» коробочка. В ней лежит тот объект, который нам
поможет ответить на заданный вопрос. Но для этого нужно отгадать загадку:
Живут (действие
) в домике (место
), но не люди
Деревянные (материал
), но не карандаши
Когда вспыхивают (действие
), похожи на горячее
(температура
) солнце.
Воспитатель – что это?
Дети
– Это спички. Спичка трётся о коробок и загорается.
Воспитатель – зажжём свечку и поставим в подсвечник. Поднесите руки к
нему. Что вы чувствуете?
Дети
– тепло.
Воспитатель – трение нагревает объекты, но не всегда это бывает огонь.
Найдём в коробочке нужные объекты.
Дети
– это камни.
Детям выдаётся по два камня.
Воспитатель – потрём камни друг о друга.
Проводится д/ и «Дорожка признаков», дети описывают по всем признакам
камни, которые держат в руках.
Воспитатель – это свойство трения бывает очень полезно людям.
Как вы думаете, почему коньки скользят даже по неровному льду, но вовсе не
скользят по самому гладкому полу?
Дети
– лёд скользкий.
Воспитатель – но ведь лёд может быть неровным, с кочками и бугорками.
Вспомните, что нужно сделать, чтобы избавиться от трения?
Дети
– Нужно разделить человечков.
Воспитатель – а, как разделить маленьких человечков (молекул) зубцов
конька от маленьких человечков (молекул) льда? Коньки трутся о лёд. Что
при этом происходит?
Дети
– Коньки нагреваются.
Воспитатель – а, что происходит со льдом под тёплыми коньками?
Дети
– становится рыхлым, он тает.
Воспитатель – когда лёд тает получается?
Дети
. – вода.
Воспитатель – Вот она и разделяет маленьких человечков (молекул) зубцов
конька и маленьких человечков (молекул) льда. Трение исчезло, и коньки
хорошо скользят по льду. Зато уж на полу, на асфальте, на камне коньки
скользить не будут.
Как двигаются маленькие человечки?
Проводится п/и «Раз, два, три – человечков оживи!». Дети показывают
движение человечков жидкого состояния, твёрдого, газообразного.
Какие мы молодцы! Поиграем в игру «Хорошо – плохо» и узнаем,
что же вы запомнили с наших опытов.
Воспитатель
– я задаю вопросы, вы отвечаете на них.
1) – что хорошего в том, что у нас есть спички?
- что плохого, в том, что есть спички?
2) – что хорошего в том, что мы трём ладошку о ладошку?
- что в этом плохого?
3) – что хорошего в том, что коньки не скользят по камням?
- что плохого в том, что коньки не скользят по камням?
Что мы узнали?
Дети– От трения объекты нагреваются. От трения выделяется
тепло.
Наша свеча до сих пор горит, даёт нам тепло, согревает нас и дарит
хорошее настроение.