Автор: Голушкова Татьяна Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 4 с.п. " Детский сад " Буратино"
Населённый пункт: Самарская обл.,г.о. Новокуйбышевск
Наименование материала: Музыкально-ритмическая деятельность детей младшего и среднего возраста (из опыта работы)
Тема: Музыкально-ритмическая деятельность детей младшего и среднего возраста
Раздел: дошкольное образование
Музыкально-ритмическая деятельность детей младшего и среднего
возраста ( из опыта работы).
Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей
эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к
музыке в движениях. Благодаря этой деятельности удовлетворяется
естественная потребность детей в движениях. В свою очередь движения
помогают ребенку полнее воспринимать музыкальный образ произведения.
Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей:
совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается
жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и
благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.
На занятии с детьми 3-4 лет мы широко используем игровые приемы,
которые направляют внимание детей на восприятие характера музыки,
улучшают выразительность исполнения движений, активизируют каждого
ребенка. Это внесение игрушек, различных атрибутов и действие с ними.("
Мишка ходит в гости", " Пляска с куклой", " Игра с колокольчиками" и т.д. )
В играх, плясках и упражнениях с малышами я обращаюсь к игровому
образу(" полетели, как птички", "прыгаем, как зайчики", "мячики", "скачем, как
лошадки" и пр.) Создание игровой ситуации вызывает у детей интерес к
выполнению того или иного двигательного навыка. Например, разучивая новые
плясовые движения, я включаю после неоднократного повторения этих
движений пьесу " Дождик" Н.Любарского. Говорю:"Дождик пошел. Побежим в
свои домики, отдохнем, шум дождя послушаем." Дети садятся на стулья и
слушают пьесу. По окончании музыки вновь предлагаю выйти погулять и
поплясать. Дети снова выполняют те же плясовые движения.
Пользуясь небольшим количеством музыкально-ритмического материала,
вношу новые детали, атрибуты, усложняю правила.
Некоторые игры и пляски требуют предварительного разучивания
отдельных элементов, и я разучиваю их в форме упражнений. Дети не смогут
выполнять движение под музыку свободно и красиво, если пляска, игра
разучиваются сразу, без предшествующих подготовительных упражнений,
направленных на освоение необходимых двигательных, танцевальных навыков.
Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научиться владеть
своим телом, координировать движения, согласовывая их с музыкой.
Во время разучивания музыкально-ритмических заданий использую различные
методические приемы, учитывая возрастные особенности детей.
Основным методическим приемом по-прежнему остается выразительное
исполнение музыки. Музыка побуждает ребенка к движению. От того, как
исполнено музыкальное произведение, зависит восприятие музыки и
понимание музыкального образа. Образное сравнение, используемое мною
при объяснении того или иного движения, помогает детям правильно и
выразительно его исполнить.
Иногда на занятии предлагаю детям самим обыграть несложную песенку и
придумать движения. Затем отбираю удачный вариант и разучиваю его. Такие
задания развивают у детей образность, способствуют накоплению музыкальных
впечатлений, музыкального опыта. С целью развития танцевальных
импровизаций использую различные переплясы. Дети с большим увлечением
соревнуются в нахождении новых сочетаний знакомых плясовых движений.
Конечно, эти попытки детей в придумывании танца еще не уверенны, движения
однообразны, чувствуется некоторая скованность. Дети иногда очень
нерешительно включаются в такие задания. Но к концу года некоторые могут
достаточно выразительно передать в танце характер, настроение.
Различные виды музыкально-ритмической деятельности (игры с пением,
игры- инсценировки) используются и в группе воспитателем. У нас для
самостоятельных детских занятий каждая группа оборудована
соответствующими игрушками, пособиями, атрибутами, шапочками-масками и
пр.
Таким образом, к концу года дети уже имеют большой запас танцевальных
движений, устойчивых музыкально-ритмических навыков. Все это создает
благоприятную почву для последующей работы педагога.