Автор: Баймуратова Язиля Минибаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Буратино"
Населённый пункт: г. Когалым, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование математических представлений детей через игру с цветными палочками Х. Кюизенера
Раздел: дошкольное образование
Формирование математических представлений детей через игру с
цветными палочками Х. Кюизенера
Процесс
формирования
э л е м е н т а р н ы х
м а т е м а т и ч е с к и х
представлений
у
детей
дошкольного
возраста
предполагает,
прежде
всего,
развитие
мыслительной
деятельности.
Одна
из
важнейших
задач
воспитания
маленького человека – развитие его ума,
формирование
таких
мыслительных
умений и способностей, которые позволят
осваивать
новое.
Ребёнок
по
своей
природе
-
исследователь,
экспериментатор,
с
радостью
и
удивлением
открывающий
для
себя
мир.
Логико-математическое
мышление
детей
основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о
количестве, но и о форме, величине, размере, о соотношениях.
Существует множество способов предоставить им возможность
самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять
логику решения поставленных задач и действовать в соответствии с
предложенной ситуацией.
Математические понятия часто носят отвлеченный характер, оперирование
ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной
жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими
ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же
математического решения.
Важность обучения дошкольников началам математики обусловлена целым
рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; обилием информации,
получаемой
ребенком;
повышением
внимания
к
компьютеризации;
желанием
сделать процесс обучения более интенсивным; стремлением родителей в связи с
этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
В
качестве
эффективной
технологии
развития
мыслительной
и
практической
познавательно-исследовательской
деятельности
дошкольника,
формирования
математических
представлений
актуально
применение
игровой
технологии «Палочки Кюизенера».
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976)
разработал
универсальный
дидактический
материал
для
развития
у
детей
математических способностей.
Игровая
технология
"Палочки
Кюизенера"
–
эффективное
средство
формирования элементарных математических представлений дошкольников. Одна
из
важнейших
задач
воспитания
маленького
человека
–
развитие
его
ума,
формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят
осваивать новое.
«Палочки
Кюизенера» – это
счетные
палочки,
которые
е щ е
называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными
линеечками. «П а л о ч к и
К ю и з е н е р а» являются
многофункциональным
математическим пособием, которое позволяет “через руки” ребенка формировать
понятие
числовой
последовательности,
состава
числа,
отношений
«больше
–
меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Цветные
числа
дают
возможность
сконструировать модель изучаемого
математического
понятия и решать множество задач.
Этот материал используется педагогами разных стран в работе с детьми,
начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы.
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием. С
помощью цветных счетных палочек Кюизенера детей также легко подвести к
осознанию
отношений
"больше-меньше
на...",
познакомить
с
переходом
как
свойством
отношений,
научить
делить
целое
на
части
и
измерять
объекты
условными
мерками,
освоить
в
процессе
этой
практической
деятельности
некоторые
простейшие
виды
функциональной
зависимости,
поупражняться
в
запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к
сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
Кроме этого, играя со счетными палочками Кюизенера, дети осваивают
такие понятия, как "левое", "длинное", "между", "каждый", "одна из...", "какой-
нибудь", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь
одинаковую длину" и др.
Палочки Кюизенера как дидактическое средство вполне соответствуют
специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню
развития детского мышления.
Цвет и величина палочек, специально подобранная, подводит детей к
пониманию различных абстрактных понятий. Они возникают в сознании ребенка
естественно, как результат его самостоятельной практической деятельности. С
помощью палочек дети легко осваивают понятие больше- меньше, делят целое
на части, измеряют объекты и т.п.
Счетные палочки позволяют формировать и развивать образное,
абстрактное, визуальное, пространственное мышление, что облегчает им задачу
восприятия, понимания, осмысления и усвоения порой не простого материала.
Таким образом, при работе с детьми дошкольного возраста необходимо
шире использовать возможности счетных палочек Кюизенера.