Напоминание

Формирование математических представлений детей через игру с цветными палочками Х. Кюизенера


Автор: Баймуратова Язиля Минибаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Буратино"
Населённый пункт: г. Когалым, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование математических представлений детей через игру с цветными палочками Х. Кюизенера
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование математических представлений детей через игру с

цветными палочками Х. Кюизенера

Процесс

формирования

э л е м е н т а р н ы х

м а т е м а т и ч е с к и х

представлений

у

детей

дошкольного

возраста

предполагает,

прежде

всего,

развитие

мыслительной

деятельности.

Одна

из

важнейших

задач

воспитания

маленького человека – развитие его ума,

формирование

таких

мыслительных

умений и способностей, которые позволят

осваивать

новое.

Ребёнок

по

своей

природе

-

исследователь,

экспериментатор,

с

радостью

и

удивлением

открывающий

для

себя

мир.

Логико-математическое

мышление

детей

основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о

количестве, но и о форме, величине, размере, о соотношениях.

Существует множество способов предоставить им возможность

самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять

логику решения поставленных задач и действовать в соответствии с

предложенной ситуацией.

Математические понятия часто носят отвлеченный характер, оперирование

ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной

жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими

ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же

математического решения.

Важность обучения дошкольников началам математики обусловлена целым

рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; обилием информации,

получаемой

ребенком;

повышением

внимания

к

компьютеризации;

желанием

сделать процесс обучения более интенсивным; стремлением родителей в связи с

этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

В

качестве

эффективной

технологии

развития

мыслительной

и

практической

познавательно-исследовательской

деятельности

дошкольника,

формирования

математических

представлений

актуально

применение

игровой

технологии «Палочки Кюизенера».

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976)

разработал

универсальный

дидактический

материал

для

развития

у

детей

математических способностей.

Игровая

технология

"Палочки

Кюизенера"

эффективное

средство

формирования элементарных математических представлений дошкольников. Одна

из

важнейших

задач

воспитания

маленького

человека

развитие

его

ума,

формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят

осваивать новое.

«Палочки

Кюизенера» – это

счетные

палочки,

которые

е щ е

называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными

линеечками. «П а л о ч к и

К ю и з е н е р а» являются

многофункциональным

математическим пособием, которое позволяет “через руки” ребенка формировать

понятие

числовой

последовательности,

состава

числа,

отношений

«больше

меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Цветные

числа

дают

возможность

сконструировать модель изучаемого

математического

понятия и решать множество задач.

Этот материал используется педагогами разных стран в работе с детьми,

начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием. С

помощью цветных счетных палочек Кюизенера детей также легко подвести к

осознанию

отношений

"больше-меньше

на...",

познакомить

с

переходом

как

свойством

отношений,

научить

делить

целое

на

части

и

измерять

объекты

условными

мерками,

освоить

в

процессе

этой

практической

деятельности

некоторые

простейшие

виды

функциональной

зависимости,

поупражняться

в

запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к

сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

Кроме этого, играя со счетными палочками Кюизенера, дети осваивают

такие понятия, как "левое", "длинное", "между", "каждый", "одна из...", "какой-

нибудь", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь

одинаковую длину" и др.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство вполне соответствуют

специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню

развития детского мышления.

Цвет и величина палочек, специально подобранная, подводит детей к

пониманию различных абстрактных понятий. Они возникают в сознании ребенка

естественно, как результат его самостоятельной практической деятельности. С

помощью палочек дети легко осваивают понятие больше- меньше, делят целое

на части, измеряют объекты и т.п.

Счетные палочки позволяют формировать и развивать образное,

абстрактное, визуальное, пространственное мышление, что облегчает им задачу

восприятия, понимания, осмысления и усвоения порой не простого материала.

Таким образом, при работе с детьми дошкольного возраста необходимо

шире использовать возможности счетных палочек Кюизенера.



В раздел образования