Авторы: Кондратович Елена Алексеевна, Божкова Алёна Сергеевна
Должность: воспитатель высшей категории, воспитатель 1 категории
Учебное заведение: МКДОУ №323
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Древний мир - динозавры
Раздел: дошкольное образование
Древний мир – динозавры
Краткосрочный проект
Божкова А.С – воспитатель 1 категории
Кондратович Е.А. – воспитатель высшей категории
МБДОУ №323 г.Новосибирск, группа «Почемучки»,
2019 г.
Пояснительная записка:
Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательно-
исследовательской деятельности ребенок-дошкольник в первую очередь, развивает
наблюдательность (зачем? как? почему?).
Основываясь на интересах детей педагог должен создать увлекательный мир
познания, который бы помогал проявлению самостоятельного исследовательского
интереса, желания заняться продуктивной и творческой деятельностью, чтобы больше
узнать об объекте исследования.
Тип проекта: познавательно-игровой.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели).
Участники: воспитатели, дети и родители подготовительной группы.
Интеграция образовательных областей:
Познание:
• Просмотр презентаций о динозаврах.
• Чтение познавательной литературы.
Художественная литература:
• Разучивание стихотворений о динозаврах.
• Отгадывание загадок.
Художественное творчество:
• Макет «Страна динозавров».
• Динозавры из пластилина.
• Динозавры из соленого теста.
• Рисование динозавров.
• Пластилинографика.
• Выложи своего динозавра из геометрических фигур.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная,
игровая, чтение художественной литературы.
Актуальность: динозавры – это тема актуальна не только для ученых, но она интересна и
для детей. Их интересует где, когда и как жили динозавры и им надо дать максимально
правдивую историю.
Цели: закрепление представлений о динозаврах, развитие познавательного интереса к
обитателям древности, любознательности, навыков взаимодействия и сотрудничества,
креативности.
Задачи:
1. Познакомить детей с древними обитателями Земли – динозаврами.
2. Дать представления об условиях жизни динозавров.
3. Развивать умение самостоятельно получать и в доступной форме фиксировать новые
знания.
1 этап. Организационный
Ребенок принес игрушку динозавра. Дети задали вопрос педагогу «Где сейчас живут
динозавры?». Так возникла проблема – дети не знают о динозаврах и их времени
обитания. Мы решили вместе с детьми, родителями собрать материал о древнем мире
динозавров и создать его макет.
Создание макета «Древний мир».
2 этап. Практический
Рассматривание энциклопедий, иллюстраций по теме проекта.
Чтение и заучивание стихотворений о динозаврах.
***
А.Сметанин
Почему исчезли динозавры?
Потому, что каши мало ели.
Мамы их просили:- Съешьте завтрак.
А они овсянки не хотели.
Мамы им твердили:
- Вот вам фрукты,
Деткам так полезны витамины.
Но они чихали на продукты.
И худели их хвосты и спины.
Становились динозавры-дети
Меньше,
Меньше,
Меньше
Постепенно.
А потом их стало не заметить.
Так они пропали.
Совершенно.
***
Е. Аэрова
Мы собрали рюкзаки
И одели сапоги,
Чтоб не просто погулять -
Динозавра отыскать.
Где же нам его найти?
Может, в Африку пойти?
- Нет, - сказал нам бегемот, -
Динозавр здесь не живёт.
Нет его в полярных льдах,
Нет на дальних островах,
Не видали его звери
Ни в саваннах, ни в горах.
А в пустыне лишь верблюд, -
Динозавра нет и тут.
Наконец его нашли
Мы, когда в музей пришли.
***
А. Монт
У мамы-динозаврихи
В семействе прибавленье –
Малютки-динозаврики
Достойны умиленья!
Еще вчера динозаврята
Лежали в яйцах, как цыплята,
И скучно было там, хоть плачь,
Яйцо всего...с футбольный мяч!
Но вот скорлупки развалились,
Из них степенно появились:
Лобастик, Бука, Радостёнок,
А этот шустрый – Пострелёнок.
Гуськом за мамой, след во след,
Отправились глядеть на свет,
Пришли... Вот динозавров стадо,
Здесь мама всем представить рада
Детишек: «Бука, Радостёнок,
Лобастик…где же Пострелёнок?
О горе, горе, неужели
Напали хищники и съели
Сыночка, крошечку, ребёнка,
Несчастного динозаврёнка?»
И мчится стадо, мчится мать
Пропавшего искать, спасать.
От топота земля дрожит
И лес поваленный трещит...
Вдруг видят, вот он – Пострелёнок,
Хвостом играет, как котёнок:
Кружится, силится поймать,
Но хвост не может свой догнать.
От пережитого волненья
У динозавров тут колени
Ослабли вмиг и подломились –
Гиганты...в обморок свалились!...
..Уж много миллионов лет
На свете динозавров нет,
На всей большой планете!
Никто не знает – почему?
Наверное, не потому,
Что их пугали дети!
Но может так, на всякий случай,
Родителей не будем мучить –
Теряться, драться, удирать...
А будем их оберегать?
Просмотр презентации «Динозавры». Просмотр мультфильма «Велоцираптор».
Лепка динозавров. Вот какие забавные динозаврики у нас получились.
Тестолепка и окрашивание своего динозавра красками
Пластилинографика
Рисование карандашами динозавров
Дидактическая игра «Выложи своего динозавра».
3 этап. Заключительный. Презентация «Почему вымерли динозавры».
Версий у ученых, как всегда очень много. По одной из них, динозавров погубили две
вещи – появление цветов и похолодание, которое произошло из-за движения материков.
Цветы очень быстро вытеснили другие виды растений и крепко держались за почву, не
давая ей сползать в океан. Из- за этого в море стало попадать меньше полезных веществ, и
начали гибнуть водоросли. В результате сначала мелкие морские жители, а потом и
морские динозавры, остались без пищи. На суше появились наши предки -
млекопитающие. По сравнению с динозаврами они были просто мелочью, которую ящеры
могли случайно задавить и даже не заметить. Но хищные млекопитающие стали поедать
их детенышей и яйца. Все эти изменения и привели к тому, что огромные ящеры
постепенно вымерли.
Вулканы или астероиды?
По другой версии, динозавров погубили извержения вулканов. Ученые
установили, что они начались 68 млн. лет назад на полуострове Индостан и
длились очень долго. В воздух было выброшено много углекислого газа, из-за
которого стало трудно дышать, а тучи вулканического пепла закрыли солнце и
устроили настоящую зиму. В этой катастрофе выжили только мелкие
животные, а динозавры погибли.
Многие ученые считают, что во всем виноват огромный астероид, упавший на
Землю 65 млн. лет назад. До наших дней он, конечно, не дожил, но зато
оставил после себя огромный кратер диаметром 15 км на полуострове Юкатан
в Мексике. Удар астероида был настолько сильным, что в воздух поднялись
тучи серы, пыли и копоти, которые вызвали долгую зиму.
После этой «зимовки» выжила только половина всех живых существ на
Земле.
А может, динозавры не вымерли сразу? Некоторые исследователи считают,
что вымирание растянулось на много лет, и отдельные ящеры дожили даже до
появления людей. Поэтому и появились сказки о Змее-Горыныче и прочих
драконах. Да и в наше время ходят истории о всяких загадочных чудовищах.
Самое известное из них – Несси из шотландского озера Лох-Несс. Его видели
многие, но пока не поймали. Чего только не делали, чтобы доказать, что Несси
– не выдумка! Озеро снимали с воздуха, сканировали звуковыми приборами,
устанавливали на дне видеокамеры. И кое-что все-таки нашли. Например, в
1975 г. ученым удалось сфотографировать гигантский плавник, а в 2007 г.
любитель-исследователь Гордон Холмс заснял на видео движение какого-то
существа под водой, плывшего от одного берега к другому. Но все эти
изображения очень нечеткие и доказать, что в озере действительно живет
динозавр, пока никому не удалось. Зато у Несси появились «сестры» -
странных существ видели в озерах Швеции и Китая. И все же в рассказы о
живых динозаврах ученые пока не верят. Таким огромным животным не
хватило бы пищи ни в одном озере. Они не стали бы стесняться туристов или
ученых, а ели бы все, что на глаза попадется – в том числе и всяких
любопытных с видеокамерами. И неизвестно еще, кто бы тогда вымер:)
Выставка подделок «Мир динозавров»
Презентация детьми своих проектов по динозварам.
Полезные ресурсы
1. Все о динозаврах. Энциклопедия для детей / Рупер Мэттьюс, Стив Паркер.
2. Динозавры / Б. Маевская.
3. Детская энциклопедия «Что? Зачем? Почему?» / Е.О. Хомич, М.Н. Якушева.
4. Динозавры / И.Т. Барановская, И.Ю. Максимов.
5. Динозавры / А. Бажева, Е. Обоскалова.