Автор: Лисицкая Линина Владимировна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа"
Населённый пункт: г. Муравленко ЯНАО
Наименование материала: Сценарий
Тема: С. Прокофьев "Композитор радости"
Раздел: дополнительное образование
ЛЕКЦИЯ - КОНЦЕРТ
посвящённая 125-летию со дня рождения С. С. Прокофьева
«Композитор радости»
Ведущий
: Л. В. Добрый вечер! Сегодня мы собрались, чтобы поближе
познакомиться с творчеством композитора, которого называют классиком XX
века. Это С.С. Прокофьев – смелый художник-новатор.
ВХОДЯТ ДЕВОЧКИ
ПЕРВАЯ: Как ты думаешь, почему Прокофьева называют «СОЛНЕЧНЫМ
КОМПОЗИТОРОМ»?
ВТОРАЯ: Ну может потому, что он был с красно-рыжими волосами,
гладким, румяным лицом, в глазах за стёклами очков – лёд и пламень, носил
песчано-рыжий костюм».
ПЕРВАЯ : А может потому, что он написал оперу «Любовь к трём
апельсинам»? И его иногда называли четвёртый апельсин!
ЗАМЕЧАЮТ ВЕДУЩУЮ. Ой, здравствуйте, а мы на концерт.
А вы не знаете, почему Сергея Прокофьева называют «СОЛНЕЧНЫМ
КОМПОЗИТОРОМ»?
ВЕДУЩИЙ
: Л. В. А вы проходите, садитесь и мы с вами вместе об этом и
поговорим.
23
апреля
2016
года
исполнилось
125
лет
со
дня
рождения
Сергея
Сергеевича Прокофьева.
Если бы однажды объявили конкурс на лучшую
книгу
о
детстве
музыканта,
главный
приз
непременно
получила
бы
«Автобиография» Сергея Сергеевича Прокофьева, потому что он сам написал
свою биографию, как будто заново, всерьез, с азартом переживает смешные и
вовсе нешуточные радости и огорчения мальчишеской жизни — от шишки,
набитой на лбу, до первых музыкальных успехов.
Из каждой строки увлекательного повествования видно, что ему нравится
этот
мальчик,
который
ни
минуты
не
сидит
без
дела
—
составляет
фантастические
инженерные
проекты,
разыгрывает
с
друзьями
оперу
собственного сочинения, озорничает, играет в шахматы. А вот он впервые в
Большом
театре.
Все
открытия
и
приключения
той
далекой
поры
вспоминаются
с
удовольствием.
Давайте
послушаем,
как
Прокофьев
сам
говорит о своём детстве.
ОТРЫВОК ИЗ МФ. «ЧЕТВЁРТЫЙ АПЕЛЬСИН»
1.
ВЕДУЩИЕ ДЕТИ:
Юный Серёжа Прокофьев был принят в консерваторию, которую он отлично
закончил по двум отделениям – как пианист и как композитор. Прошли годы
и его творчество приобрело широчайшую известность
После окончания консерватории Прокофьев много лет путешествовал по
разным странам. Он посетил Англию и Америку, Францию и Испанию,
Японию и Кубу. Повсюду композитор играл свои сочинения, а его новые
оперы и балеты ставились ведущими театрами мира.
Ну а теперь, давайте познакомимся с его музыкой.
В творческом наследии Прокофьева много музыки для фортепиано.
Это и сонаты, « мимолётности», «Детская музыка» и др. сочинения.
2. ВЕДУЩИЕ ДЕТИ: К музыке Прокофьева публика привыкла не сразу.
Сочинения Прокофьева поражали слушателя свежестью, динамичностью, в
них
была
новая
красота
—
красота
дерзкого
шествия
молодости,
сочетавшаяся с тонким лиризмом.
Вместе с тем его искусство крепко связано с традициями русской и мировой
классики. В его музыке воплотились лирика и эпос, трагедия и комедия,
человеческое горе и радость, смех и слёзы. В прокофьевских сочинениях
оживают перед нами русская история
в кантате «Александр Невский», В
опере «Война и мир», и современность
в опере
«Повесть о настоящем
человеке», шекспировская трагедия в балете «Ромео и Джульетта» и сказка в
балете «Золушка», в опере «Любовь к трём апельсинам», в вокальной сказке
«Гадкий утёнок» и «Петя и волк».
ВЕДУЩИЙ
: Л. В. Прокофьев очень любил детей и посвятил им много
чудесных страниц своей музыки. Одни его произведения непосредственно
обращены к юным слушателям, иногда даже предназначены для исполнения
маленькими музыкантами. Другие обращены к взрослым, но рассказывают о
детях. Мир детства, отрочества, юности, запечатленный в музыке Сергея
Прокофьева, - ценнейшая грань всего его творчества.
1.
ВЕДУЩИЕ ДЕТИ
: Возьмем хотя бы сказочность. К ней Прокофьев
имел
особое
пристрастие,
обращался
к
ней
во
многих
произведениях,
написанных
и
для
детей,
и
для
взрослых,
а
чаще
всего
увлекающих
слушателей
любого
возраста.
Так
ведь
всегда
бывает
со
«сказочными»
произведениями подлинного искусства.
Вот послушайте, сколько у Прокофьева «сказочных» произведений.
Балеты: «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», «Золушка» - по
сказке Перро, «Сказ о Каменном цветке» по Бажову.
Опера на сюжет итальянского сказочника Карло Гоцци «Любовь к трем
апельсинам».
Симфоническая
сказка
«Петя
и
волк»,
сказка
Андерсена
«Гадкий утенок» для голоса с фортепиано, цикл фортепианных пьес «Сказки
старой бабушки», еще три фортепианные сказки .
СЛЕДУЮЩИЙ НОМЕР:
ВЕДУЩИЙ
: Л. В.
В Советском Союзе в эти годы музыка Прокофьева завоёвывает всё большее
призвание. Сам Прокофьев говорил: "Я должен снова вжиться в атмосферу
родной земли. Я должен снова видеть настоящие зимы и весну, в ушах моих
должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и
крови, чтобы они вернули мне то, чего здесь недостаёт. Здесь я лишаюсь сил.
Мне грозит опасность погибнуть от академизма. Я возвращаюсь".
И вот в январе 1927 года композитор приезжает в Советскую Россию. В
первый же день приезда в Москву он проводит репетицию с оркестром. Как
только
Сергей
Сергеевич
появился
в
зале,
грянул
Марш
из
его
оперы
"Любовь к трём апельсинам". Постановка оперы в Москве и Ленинграде
были для самого композитора первой настоящей постановкой - это были
премьеры, превосходящие постановки в Чикаго.
СЛЕДУЮЩИЙ НОМЕР:
ВЕДУЩИЙ
: Л. В. Из воспоминаний С. Прокофьева: «Надобность в детской
музыке ощущалась явно, и весной 1936 года я взялся за симфоническую
сказку для детей “Петя и волк”, на собственный текст. Каждый персонаж
имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту:
Петя – струнный квартет,
Волк – валторна,
Утка – гобой,
Кошка – кларнет,
Дедушка – фагот,
Птичка – флейта,
Охотники – ударные.
Перед началом выступления инструменты показывали детям и играли на них
темы. За время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались
распознавать тембр инструмента — в этом педагогический замысел сказки.
Текст читался отрывками во время остановок музыки. Впервые сказка была
исполнена в 1936 году в дневном концерте Московской филармонии. Однако
самой удачной постановкой считается инсценировка Детским музыкальным
театром им. Н. Сац.
Из воспоминаний Н. Сац: «Успех «Пети и волка» был огромен — об этой
сказке
писали
наши
газеты,
журналы,
писали
за
границей,
после
этого
концерта «Петя и волк» получил большую жизнь на концертных эстрадах
всего мира. Но самым дорогим был успех «Пети и волка» у маленьких
слушателей. Он был подтвержден не только горячими аплодисментами, но и
детскими письмами».
ОТРЫВОК ИЗ м/Ф «Петя и волк»