Напоминание

С. Прокофьев "Композитор радости"


Автор: Лисицкая Линина Владимировна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа"
Населённый пункт: г. Муравленко ЯНАО
Наименование материала: Сценарий
Тема: С. Прокофьев "Композитор радости"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ЛЕКЦИЯ - КОНЦЕРТ

посвящённая 125-летию со дня рождения С. С. Прокофьева

«Композитор радости»

Ведущий

: Л. В. Добрый вечер! Сегодня мы собрались, чтобы поближе

познакомиться с творчеством композитора, которого называют классиком XX

века. Это С.С. Прокофьев – смелый художник-новатор.

ВХОДЯТ ДЕВОЧКИ

ПЕРВАЯ: Как ты думаешь, почему Прокофьева называют «СОЛНЕЧНЫМ

КОМПОЗИТОРОМ»?

ВТОРАЯ: Ну может потому, что он был с красно-рыжими волосами,

гладким, румяным лицом, в глазах за стёклами очков – лёд и пламень, носил

песчано-рыжий костюм».

ПЕРВАЯ : А может потому, что он написал оперу «Любовь к трём

апельсинам»? И его иногда называли четвёртый апельсин!

ЗАМЕЧАЮТ ВЕДУЩУЮ. Ой, здравствуйте, а мы на концерт.

А вы не знаете, почему Сергея Прокофьева называют «СОЛНЕЧНЫМ

КОМПОЗИТОРОМ»?

ВЕДУЩИЙ

: Л. В. А вы проходите, садитесь и мы с вами вместе об этом и

поговорим.

23

апреля

2016

года

исполнилось

125

лет

со

дня

рождения

Сергея

Сергеевича Прокофьева.

Если бы однажды объявили конкурс на лучшую

книгу

о

детстве

музыканта,

главный

приз

непременно

получила

бы

«Автобиография» Сергея Сергеевича Прокофьева, потому что он сам написал

свою биографию, как будто заново, всерьез, с азартом переживает смешные и

вовсе нешуточные радости и огорчения мальчишеской жизни — от шишки,

набитой на лбу, до первых музыкальных успехов.

Из каждой строки увлекательного повествования видно, что ему нравится

этот

мальчик,

который

ни

минуты

не

сидит

без

дела

составляет

фантастические

инженерные

проекты,

разыгрывает

с

друзьями

оперу

собственного сочинения, озорничает, играет в шахматы. А вот он впервые в

Большом

театре.

Все

открытия

и

приключения

той

далекой

поры

вспоминаются

с

удовольствием.

Давайте

послушаем,

как

Прокофьев

сам

говорит о своём детстве.

ОТРЫВОК ИЗ МФ. «ЧЕТВЁРТЫЙ АПЕЛЬСИН»

1.

ВЕДУЩИЕ ДЕТИ:

Юный Серёжа Прокофьев был принят в консерваторию, которую он отлично

закончил по двум отделениям – как пианист и как композитор. Прошли годы

и его творчество приобрело широчайшую известность

После окончания консерватории Прокофьев много лет путешествовал по

разным странам. Он посетил Англию и Америку, Францию и Испанию,

Японию и Кубу. Повсюду композитор играл свои сочинения, а его новые

оперы и балеты ставились ведущими театрами мира.

Ну а теперь, давайте познакомимся с его музыкой.

В творческом наследии Прокофьева много музыки для фортепиано.

Это и сонаты, « мимолётности», «Детская музыка» и др. сочинения.

2. ВЕДУЩИЕ ДЕТИ: К музыке Прокофьева публика привыкла не сразу.

Сочинения Прокофьева поражали слушателя свежестью, динамичностью, в

них

была

новая

красота

красота

дерзкого

шествия

молодости,

сочетавшаяся с тонким лиризмом.

Вместе с тем его искусство крепко связано с традициями русской и мировой

классики. В его музыке воплотились лирика и эпос, трагедия и комедия,

человеческое горе и радость, смех и слёзы. В прокофьевских сочинениях

оживают перед нами русская история

в кантате «Александр Невский», В

опере «Война и мир», и современность

в опере

«Повесть о настоящем

человеке», шекспировская трагедия в балете «Ромео и Джульетта» и сказка в

балете «Золушка», в опере «Любовь к трём апельсинам», в вокальной сказке

«Гадкий утёнок» и «Петя и волк».

ВЕДУЩИЙ

: Л. В. Прокофьев очень любил детей и посвятил им много

чудесных страниц своей музыки. Одни его произведения непосредственно

обращены к юным слушателям, иногда даже предназначены для исполнения

маленькими музыкантами. Другие обращены к взрослым, но рассказывают о

детях. Мир детства, отрочества, юности, запечатленный в музыке Сергея

Прокофьева, - ценнейшая грань всего его творчества.

1.

ВЕДУЩИЕ ДЕТИ

: Возьмем хотя бы сказочность. К ней Прокофьев

имел

особое

пристрастие,

обращался

к

ней

во

многих

произведениях,

написанных

и

для

детей,

и

для

взрослых,

а

чаще

всего

увлекающих

слушателей

любого

возраста.

Так

ведь

всегда

бывает

со

«сказочными»

произведениями подлинного искусства.

Вот послушайте, сколько у Прокофьева «сказочных» произведений.

Балеты: «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», «Золушка» - по

сказке Перро, «Сказ о Каменном цветке» по Бажову.

Опера на сюжет итальянского сказочника Карло Гоцци «Любовь к трем

апельсинам».

Симфоническая

сказка

«Петя

и

волк»,

сказка

Андерсена

«Гадкий утенок» для голоса с фортепиано, цикл фортепианных пьес «Сказки

старой бабушки», еще три фортепианные сказки .

СЛЕДУЮЩИЙ НОМЕР:

ВЕДУЩИЙ

: Л. В.

В Советском Союзе в эти годы музыка Прокофьева завоёвывает всё большее

призвание. Сам Прокофьев говорил: "Я должен снова вжиться в атмосферу

родной земли. Я должен снова видеть настоящие зимы и весну, в ушах моих

должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и

крови, чтобы они вернули мне то, чего здесь недостаёт. Здесь я лишаюсь сил.

Мне грозит опасность погибнуть от академизма. Я возвращаюсь".

И вот в январе 1927 года композитор приезжает в Советскую Россию. В

первый же день приезда в Москву он проводит репетицию с оркестром. Как

только

Сергей

Сергеевич

появился

в

зале,

грянул

Марш

из

его

оперы

"Любовь к трём апельсинам". Постановка оперы в Москве и Ленинграде

были для самого композитора первой настоящей постановкой - это были

премьеры, превосходящие постановки в Чикаго.

СЛЕДУЮЩИЙ НОМЕР:

ВЕДУЩИЙ

: Л. В. Из воспоминаний С. Прокофьева: «Надобность в детской

музыке ощущалась явно, и весной 1936 года я взялся за симфоническую

сказку для детей “Петя и волк”, на собственный текст. Каждый персонаж

имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту:

Петя – струнный квартет,

Волк – валторна,

Утка – гобой,

Кошка – кларнет,

Дедушка – фагот,

Птичка – флейта,

Охотники – ударные.

Перед началом выступления инструменты показывали детям и играли на них

темы. За время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались

распознавать тембр инструмента — в этом педагогический замысел сказки.

Текст читался отрывками во время остановок музыки. Впервые сказка была

исполнена в 1936 году в дневном концерте Московской филармонии. Однако

самой удачной постановкой считается инсценировка Детским музыкальным

театром им. Н. Сац.

Из воспоминаний Н. Сац: «Успех «Пети и волка» был огромен — об этой

сказке

писали

наши

газеты,

журналы,

писали

за

границей,

после

этого

концерта «Петя и волк» получил большую жизнь на концертных эстрадах

всего мира. Но самым дорогим был успех «Пети и волка» у маленьких

слушателей. Он был подтвержден не только горячими аплодисментами, но и

детскими письмами».

ОТРЫВОК ИЗ м/Ф «Петя и волк»



В раздел образования