Напоминание

Музыкальная студия "Северные звездочки" для детей старшего дошкольного возраста


Автор: Тимофеева Лилия Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: АН ДОО Алмазик детский сад № 1 Олененок
Населённый пункт: г. Мирный Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности
Тема: Музыкальная студия "Северные звездочки" для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОГЛАСОВАНО

Утверждаю

Педагогическим советом Заведующий детским садом №1

Детского сада № 1 «Олененок» «Олененок»

филиала АН ДОО «Алмазик» филиалом АН ДОО «Алмазик»

Протокол № ____________Филипова Н.А.

« » 2018г. « » 2018 г.

Дополнительная образовательная программа

художественно-эстетического направленности

музыкальная студия «Северные звездочки»

для детей старшего дошкольного возраста детского сада № 1 «Оленёнок» - филиала АН ДОО «Алмазик»

срок реализации 1 год

Разработчик

Музыкальный руководитель

Тимофеева Лилия Владимировна

г. Мирный 2018г.

1

Содержание

2

НАИМЕННОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Стр.

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1

Пояснительная записка.

3

1.2

Цели и задачи.

5

1.3

Принципы подходы

5

1.4

Значимые характеристики возрастных и индивидуальных особенностей детей.

6

1.5

Планируемые результаты

6

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

7

2.1.

Этапы процесса обучения.

7

2.2

Методические приемы

9

2.3

Структура занятия

9

2.4

План реализации программы

10

2.5.

Перспективно-календарный план

10

2.6.

Формы и методы реализации основных задач

10

2.7.

Мониторинг

12

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ.

13

3.1

Режим и расписание занятий

13

3.2

Обеспечение материально-техническими, средствами обучения.

13

3.3

Программно-методическое обеспечение.

14

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность танцевального образования.

«…Если

двигательные

нагрузки

отсутствуют

или

они

незначительны,

то

объем

информации,

поступающий

из

рецепторов

мышц,

уменьшается,

что

ухудшает

обменные

процессы

в

тканях

мозга

и

приводит

к

нарушениям

его

регулирующей функции!» (Ю.Змановский).

Доказано, что дети, занимающиеся основами хореографии, к моменту поступления в школу владеют достаточно

прочным

запасом

двигательных

навыков

и

умений,

обладают

хорошей

памятью,

вниманием,

фантазией.

Для

них

характерна

правильная

осанка,

высокая

работоспособность,

целеустремленность

и,

что

не

менее

важно,

интерес

к

познанию. Все это помогает ребятам быстрее адаптироваться к новым требованиям, которые предъявляются в учебной

деятельности.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи

называют этот период «возрастом двигательной активности».

И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие

движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память,

внимание, мышление и воображение ребенка.

НОВИЗНА: Программы заключается в акцентирование внимания педагога не столько на внешней стороне обучения

детей

музыкально-ритмическим

движениям

(то

есть

формировании

двигательных

умений),

сколько

на

анализе

тех

внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это, прежде всего, сенсорные,

мыслительные, эмоциональные процессы.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ

ОСОБЕННОСТИ

ДОП. Отличительной

особенностью

программы

является

комплексность

подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность

программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:

- развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности (изучение простейших танцевальных

движений, составляющих основу детских танцев);

- формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие координации ребёнка и способность на

определённом

этапе

изучения

танцевальных

движений

не

только

узнавать

мелодию

и

ритм

танца,

но

и

умение

реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных движений;

3

- формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам выступления, умению понимать

друг друга в процессе исполнения танца;

- формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при постановке танцев и подготовке

публичного выступления.

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности музыкальная студия «Северные

звездочки» детского сада № 1 «Оленёнок» - филиала АН ДОО «Алмазик» (далее – ДОП) предназначена для детей 5-8 лет.

ДОПпредусматривает проведения двух занятий в неделю во второй половине дня.

Форма занятии- групповая, подгрупповая.

ДОП разработана основываясь на анализе нескольких учебно-методических пособий:

И.Э. Бриске. Ритмика и танец. – Челябинск, 1993г., Ритмическая пластика для дошкольников. Учебно-методическое

пособие по программе А.И.Бурениной. «Ритмическая мозаика». – С.- П.: ВП «Камертон», 1994г., Зарецкая Н.В. Танцы для

детей старшего дошкольного возраста – М.: Айрис-пресс, 2007.

Условия реализации ДОП

ДОП реализуется во второй половине дня в период с января по апрель месяц включительно (в каникулярное время не

реализуется) в специально закрепленных помещениях для организации дополнительных платных образовательных услуг.

Содержание ДОП не дублирует содержательный раздел основной образовательной программы детского сада.

Для оценки удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством реализации ДОП, учебным планом

предусмотрены следующие формы контроля: открытые мероприятия для публичных просмотров, выставки детского

творчества. В конце года предусмотрена процедура анкетирования родителей (законных представителей), направленная на

выявление слабых и сильных сторон реализации ДОП.

Учебный план

Группа

Возраст

Продолжительность

занятий

Кол-во

занятий

в

неделю

в месяц

в год

старшая

5-6

25

2

8

27

подготовительная

6-8

30

2

8

27

4

1.2. Цель и задачи:

Цель: формирование у детей творческих танцевальных способностей в условиях дополнительного платного образования

детей в детском саду.

Задачи:

Образовательные:

- выражать собственное восприятие музыки через образы;

- расширять музыкальный кругозор;

- различать в движении метр (сильную долю такта), простейший ритмический рисунок;

Развивающие:

- развивать координацию, гибкость, пластичность, выразительность и точность движений;

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к занятиям хореографией путем создания положительного эмоционального настроя;

- воспитывать умение работать в паре, коллективе,

Успешное

решение

поставленных

задач

на

занятиях

хореографией

с

дошкольниками

возможно

только

при

использовании педагогических принципов и методов обучения.

1.3.Принципы:

индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);

систематичности (непрерывность и регулярность занятий);

наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);

повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);

сознательности

и

активности

(обучение,

опирающееся

на

сознательное

и

заинтересованное

отношение

воспитанника к своим действиям).

1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации ДОП

5

Дети

дошкольного

возраста

чрезвычайно

непосредственны

и

эмоциональны.

Движение,

особенно

под

музыку,

доставляет

им

большую

радость.

Однако

возрастные

особенности

в

пропорциях

строения

тела

и

их

зрелости,

сформированности

сказываются

на

двигательных

возможностях.

Движения

еще

не

достаточно

точные

и

координированные,

плохо

развито

чувство

равновесия,

поэтому

объем

и

разнообразие

двигательных

упражнений

невелики, и все они носят, как правило, игровой характер.

Приоритетные задачи:

- Эмоционально откликается на музыкальные произведения.

- Проявляет интерес к танцевальным движениям.

1.5. Планируемые результаты.

Обучая дошкольников по данной программе, к концу года мы добиваемся следующих результатов:

Дети умеют выполнять ритмические танцы и комплексы упражнений первого года обучения под музыку. Овладевают

навыками ритмической ходьбы. Умеют хлопать и топать в такт музыки. Умеют в музыкально-подвижной игре

представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т.д.). Обучения, занимающиеся знают о назначении

отдельных упражнений танцевально-ритмической гимнастики. Умеют выполнять простейшие построения и

перестроения. Способен ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами

простейший ритмический рисунок. Знают основные танцевальные позиции рук и ног. Проявляет инициативу

выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами.

Эмоционально положительно откликается при знакомстве с фольклорным, музыкальным и литературным наследием

разных народов.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

6

2.1. Этапы процесса обучения:

Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на три этапа:

-

Начальный этап - обучению упражнению (отдельному движению);

-

Этап углубленного разучивания упражнения;

-

Этап закрепления и совершенствования упражнения.

Начальный этап - обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом

этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, у дети пытаются воссоздать увиденное,

опробывают упражнение, подражая педагогу.

Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа,

активизирует работу центральной нервной системы детей.

Показ упражнения происходит в зеркальном изображении.

Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре.

Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного

навыка.

При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой, туловищем,

простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может закончиться уже на первых попытках. При обучении

сложным движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального

характера)

педагог

должен

выбрать

наиболее

рациональные

методы

и

приемы

дальнейшего

формирования

представления о технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно

применять расчлененный метод. Например, изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти

движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее обучение упражнению.

Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении

упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Этап углубленного разучивания - упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники

его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей

движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

Главным условием обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Количество повторений в

занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают

7

некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует

развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.

Этап закрепления и совершенствования - характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его к

творческому самовыражению в движении под музыку.

Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий

для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с

другими упражнениями.

На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный

стиль.

Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут свободно

двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с

другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.

На занятиях хореографией подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей.

В процессе изучения курса дети знакомятся с основами танцевального искусства, осваивают репертуар, показывают свое

мастерство на детских праздниках и концертах.

Репертуар к программе подобран для каждого возраста детей.

Главным возбудителем фантазии ребенка является музыка. Поэтому музыкальный материал подбирается особенно

тщательно, по следующим принципам:

- соответствие возрасту;

- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;

- моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям;

-

разнообразие

тематики,

жанров,

характера

музыкальных

произведений

на

примерах

народной,

классической

и

современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.

На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар.

Важно, чтобы в процессе занятий по хореографии, приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а

развивало музыкально-танцевальные и общие способности, творчество, формировало основы духовной культуры детей.

2.2. Методические приемы.

8

Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста является игра, так как

игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста.

Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на уроке, а о том, чтобы пронизывать урок игровым

началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную

цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои

представления о мире.

Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.

Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром

(образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует

работу

правого

полушария

головного

мозга

ребенка,

его

пространственно-образное

мышление,

способствуя

высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики

исполнения движений, оценка.

Практический

метод. Заключается

в

многократном

выполнении

конкретного

музыкально-ритмического

движения.

2.3. Структура занятия:

-Перестроение в одну, две, четыре колонны.

-Поклон приветствие

-Танцевальная разминка

-Хореографическое упражнение: позиции рук и ног

-Движения танца

-Упражнение на расслабление мышц: игра со словом

-Упражнение на релаксацию

2.4. План реализации ДОП

9

2.5. Перспективно-календарный план - Приложение № 1

2.6. Формы и методы реализации основных задач ДОП.

Виды и типы занятия.

I. Традиционные занятия делятся на:

- обучающие;

- закрепляющие;

- итоговые.

1. Обучающие занятия. На занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания

упражнений в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения. На занятии может быть введено не более 2-3

комбинация

2. Закрепляющие занятия. Предполагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы

исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно,

10

Содержание

Количество занятий

1.

Вводное занятие

1

2.

Диагностика детей

1

3.

Восприятие музыки

2

4.

Развитие четкости в исполнении движений

4

5.

Развитие чувства ритма

4

6.

Темпоритм в движениях под музыку

4

7.

Координация, равновесия двигательных возможностей

3

8.

Игра в движениях под музыку

3

9.

Хореографическая работа

3

10.

Концертная деятельность

2

Итого

27

лучше других, или идет соревнование - игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют

роль солиста или как бы помощника педагога.

3. Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими

движения и танцевальные комбинации.

II. Тематическое занятие.

Оно состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.

Цель занятия: Воспитание

интереса,

потребности

в

движениях

под

музыку,

развитие

гибкости,

пластичности,

развитие способности к выразительному исполнению движений.

На занятии используются:

1. Основные виды движений:

а) ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоки

подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом и др.;

б) бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»),

острый (бежим по «горячему песку») и др.;

в) прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкое

поскакивание и др.

2. Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц:

упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.

2. Плясовые движения:

– элементы народных плясок, доступных по координации. Например, поочередное выставление ноги на пятку,

притопывание одной ногой «выбрасывание» ног, полуприседание для девочек, и полуприсядь для мальчиков и др.;

-

разучивание

танцевальных

упражнений:

шаг

польки,

приставной

шаг,

поскоки

и

др.,

а

также

разучивание

музыкально-ритмических композиций.

III. Сюжетное занятие.

Сюжетное занятие выстраивается в соответствии с содержанием русских и зарубежных сказок.

В сюжетном занятии преобладают имитационные движения – разнообразные, образно-игровые движения, жесты

раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний (в природе, в настроениях человека и

животных, в вымышленных игровых ситуациях)

11

2.7. МОНИТОРИНГ

Мониторинг результатов освоения ДОП проводится в форме педагогической диагностики. Акцент в организации

хореографической

деятельности

с

воспитанниками

делается

на

результат

в

виде

демонстрации

танцевальных

способностей, а также творческой деятельности.

Мониторинг возможностей воспитанников проводится в процессе наблюдений.

Критерии

Индикаторы к критериям

Стадия поддержки

Ребёнок выполняет задания с помощью взрослого.

1 балл

Стадия

самостоятельности-

Импровизирует

в

отдельных

видах

музыкальной

деятельности.

Согласует

свои

действия

с

действиями

других детей, радуясь общению в процессе всех видов

коллективно-музыкальной деятельности.

2 балла

Стадия инициативы и

творчества

Проявляет инициативу в создании музыкального образа

в развитии эмоционально сопереживая, передает чувства

и

настроение

музыкального

образа.

Проявляет

инициативу

в

придумывании

движений,

составлении

композиции танца.

3 балла

3.

Организационный раздел.

12

4.

3.1. Режим и расписание занятий.

Возраст

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Старший

17.40-18.05

17.40-18.05

Подготовительный

17.40-18.10

17.40-18.10

3.2. Обеспечение материально-техническими средствами обучения

Компьютер

Проектор мультимедийный

Колонки

Микрофоны

Методическая литература

Музыкальный центр

Разнообразные музыкальные инструменты для детей

Подборка музыкального материала, дисков с музыкальными произведениями

Детские взрослые сценические костюмы

3.3 Программно-методическое обеспечение.

1.

И.Э. Бриске . Ритмика и танец. – Челябинск, 1993.

13

2.

Ритмическая пластика для дошкольников. Учебно-методическое пособие по программе А.И.Бурениной

«Ритмическая мозаика». – С.- П.: ВП «Камертон», 1994.

3.

Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста – М.: Айрис-пресс, 2007.

4.

Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

5.

Зимина А.Н. Народные игры с пением. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

6.

И.Каплунова, И.Новоскольцева Топ-топ, каблучок». Танцы в детском саду . – С.- П.: «Композитор», 2005.

7.

М.А.Михайлова, Н.В.Воронина Танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль, 2004.

8.

А.Е.Чибрикова – Луговская. Ритмика. – М.: «Дрофа», 1998.

9.

Подборка журналов «Музыкальная палитра» - С.-П.

14



В раздел образования