Автор: Погорелова Людмила Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад "Танюша"
Населённый пункт: п.д.Федоровский Ханты–Мансийский автономный округ – Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по социально–нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе «Письмо заболевшему другу»
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
по социально-нравственному воспитанию
в подготовительной к школе группе
«Письмо заболевшему другу»
воспитатель 1 категории
Погорелова Людмила Павловна
2018год
Цель занятия: формирование у дошкольников доброжелательного общения друг
с
другом
и
нравственного
компонента
здоровья,
воспитание
толерантных
отношений между детьми.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей справедливо оценивать положительные и отрицательные поступки
своих товарищей;
-продолжать
формировать
у
дошкольников
социально-эмоциональную
сферу,
толерантность, коммуникабельность, умение общаться, понимать чувства других
людей;
-расширять словарный запас детей на основе формирующихся обобщенных понятий
(добро,
зло,
красота,
дружба,
чуткость),
конкретизировать
знания
детей
через
проговаривание пословиц о дружбе.
Развивающие:
-
развивать
способность
понимать
эмоциональное
состояние
другого
человека;
ведение диалога в ситуации творческого и игрового общения, традициях группы;
- развивать способность к выражению своих мыслей путем построения связной
речи,
через
сочувствие,
сопереживание,
доброжелательные
отношения
к
сверстникам
и
взрослым;
мыслительную
активность;
культуру
речи
(ясно
и
грамотно излагать свои мысли в диалогической речи).
Воспитательные:
- воспитывать
культуру
общения,
дружеские
взаимоотношения,
желание
поддерживать друзей в специально созданной ситуации общения, заботится о них;
- побуждать дошкольников к добрым поступкам, поощрять у детей проявление
сочувствия
к
тем,
кто
попал
в
сложную
жизненную
ситуацию
и
нуждается
в
помощи.
Словарная
работа:
закрепить
использование
в
речи
слов,
обозначающих
личностные
характеристики
(дружелюбный,
находчивый,
заботливый,
жизнерадостный,
трудолюбивый),
умение
образовывать
однокоренные
слова,
конкретизировать смысловую сторону слова «комплимент».
Предварительная работа:
-
чтение
художественной
литературы,
обсуждение
просмотренных
мультфильмов;
- разучивание пословиц о дружбе;
- заучивание стихотворений, рисование лиц друзей;
- беседы на нравственные темы по знакомым произведениям;
- рассматривание иллюстраций к сказке В.Катаева «Цветик- семицветик»,
обыгрывание специально организованных ситуаций;
- изготовление семейного коллажа «Наша дружная семья».
Материал к занятию: макет солнца с лучиками, ЭОР мультимедийная презентация
«Просто
старушка»
по
мотивам
В.
Осеевой,
применение
здоровьесберегающей
технологии
(музыкально
–
ритмической
гимнастики),
мультимедийный
экран,
проектор,
програмное
обеспечение MS
Point,
Windows,
Movie
maker, детские
ладошки из цветной бумаги, цветные карандаши, конверт.
Планируемые результаты: ребенок умеет поддерживать беседу, высказывает свою
точку
зрения,
подтверждая
слова
опытом.
Самостоятелен
в
продуктивной
деятельности.
Активно
взаимодействует
с
педагогом,
готов
к
принятию
самостоятельных решений на основе приобретенных знаний о сочувствии к тем, кто
попал в сложную жизненную ситуацию и нуждается в помощи.
Ведущие методы и приемы: использование художественного слова с погружением
в игровую образовательную ситуацию, традиция группы «Утро радостных встреч»,
обращение к опыту детей (речевые ситуации, коммуникативная игра), наглядный
метод, использование
ИКТ (мультимедийная презентация «Просто старушка» по
мотивам В.Осеевой), групповая и коллективная работа с решением проблемной
ситуации.
Ход занятия.
Организационный этап
Воспитатель: Ребята, к нам пришли сегодня гости. А по нашей сложившейся
традиции - всем с утра дарить улыбки – предлагаю поздороваться с нашими
гостями. (Дети здороваются с гостями).
- А сейчас я предлагаю присесть на коврик и поздороваться друг с другом как мы это
делаем обычно. (Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в
кругу). Применение игровой технологии «Приветствие».
Здравствуй, Небо!
(Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья!
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с
улыбкой).
Вводная часть
Воспитатель: Какое замечательное доброе слово – «здравствуйте»! Это слово очень
древнее, еще с давних времен считалось жестом уважения при приветствии.
- Ребята, а вы знаете, что обозначает это слово? (Примерные ответы детей: когда
мы
здороваемся,
то
мы
желаем
друг
другу здоровья,
что-то
хорошее,
быть
сильными и крепкими).
- Совершенно верно, когда мы здороваемся, то мы желаем друг другу здоровья. Если
вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым
и счастливым.
- Обещаю, что наша встреча пройдет в теплой и дружеской атмосфере, на нашем
занятии
присутствует
мама
Семена,
она
тоже
хочет
принять
участие
в
наших
традициях группы. Чтобы радость людям дарить, надо добрыми и вежливыми быть.
Ведь вежливые слова делают мир чище, радостнее и добрее.
А сейчас предлагаю
Вам раскрыть секрет волшебных слов. В каждом из нас живет маленькое солнце.
Солнце — это доброта (показ макета солнца), а лучики солнца – тепло, любовь
которые нас согревают. Ведь добрый человек это тот человек, который любит,
помогает в трудную минуту. Я предлагаю каждому из вас взять лучик прикрепить к
солнцу и сказать доброе, вежливое слово.
Проводится коммуникативная игра «Вежливые слова» (дети берут лучик, говоря
при этом добрые, вежливые слова и в каких ситуациях их говорят).
Спасибо – говорят, когда хотят поблагодарить.
Пожалуйста – когда просят о чём–то.
Очень приятно – говорят при знакомстве.
Простите – когда хотят извиниться.
До свидания – когда прощаются.
Я слышала, как вы можете по разному приветствовать и прощаться друг с другом.
(До встречи, всего хорошего, прощайте, всего доброго, пока).
- Здравствуйте – когда приветствуем друг друга. (Добрый день, добрый
вечер).
- Спокойно ночи – желают, когда ложатся спать.
- Приятного аппетита – желают, когда кто – то кушает.
Воспитатель: Молодцы, от
вежливых
слов
и
настроение
становится
замечательным,
солнечным
и радостным.
Предлагаю
вам
сесть
на
стульчики
и
продолжить наш разговор о том, как живем мы с вами дружно, ведь в дружбе наша
сила.
Основная часть
Воспитатель: Что для вас означает дружба? (Примерные ответы детей: когда
дети играют вместе, делятся, не обижают друг друга. Другу можно доверять
тайну. Можно поделиться секретом. На него можно положиться в трудную
минуту). Как
вы
думаете,
с
чего
начинается
дружба?
(Надо
сначала
познакомиться, пригласить в гости). Можно ли прожить без друзей? (Без друзей
скучно,
не
интересно.
Не
с
кем
поговорить
и
поиграть,
в
беде
никто
не
поможет).
Родитель: Совершенно верно. Ведь недаром говорится в русской пословице –
человек без друзей, что дерево без корней. Я знаю, что у каждого из вас есть друг
или
подруга.
Подумайте
и
скажите,
какие
чувства
испытывают
настоящие
друзья? (Примерные ответы детей: взаимопонимание, уважение, честность,
взаимопомощь).
Расскажите
о
своем
друге,
какой
он (заслушиваются
2-3
рассказа детей).
Воспитатель: Раз мы с вами заговорили о дружбе и друзьях, посмотрите одну
историю, которая произошла в детском саду. (Специально созданная ситуация
общения, разыгранная детьми).
В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда
говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину
куклу.
-Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.
-Не знаю, - сказала Маша – наверное, это Максим.
А надо сказать, что мальчик по имени Максим часто ломал игрушки других детей.
-Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.
-Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.
-Не может быть! – воскликнула Катя - Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не
обманывают друг друга.
Подошла Катя к Маше и спросила …..( как вы думаете, о чем спросит Катя свою
подругу?).(Диалог-
Зачем
ты
обманула
меня
Маша?
Я
испугалась,
что
ты
перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу. Не
делай так больше, Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть честными друг с
другом!).
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, о каком важном секрете дружбы вы узнали
из этой истории? Как вы думаете, Катя и Маша останутся друзьями? Конечно, Катя
простит Машу. Но знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой,
третий…
- А вы хотели бы дружить с человеком, который постоянно вас обманывает?
- Конечно, обман может разрушить дружбу.
Воспитатель: А теперь пришла пора, поиграть в игру, друзья. «Мир без друга».
(Социально-коммуникативная игра).
Я буду начинать предложения, а вы заканчивать его.
Мир без друга был бы не интересным, потому что…
Мир без друга был бы безрадостным, потому что...
Мир без друга был бы мрачным, потому что...
- Какие замечательные комплименты вы говорите своим друзьям, в них столько
любви, дружбы, привязанности. Предлагаю пригласить друг друга на танец.
(Здоровьесберегающая технология –ритмическая гимнастика. Звучит песня группы
«Барбарики» «Доброта»).
Воспитатель: Любую ситуацию можно исправить, только надо научиться видеть
друг в друге хорошие качества.
- А вы больше всего любите, какие поступки совершать? (Хорошие, добрые)
-
Замечательно,
я
с
вами
согласна.
Вы
знаете,
ребята,
что
плохие
поступки
бросаются в глаза. Почему? Как вы думаете? (Примерные ответы детей: плохие
поступки причиняют нам боль, тревожат, обижают, мы сердимся, они нам не
нравятся, они мешают что-нибудь делать, мешают дружить, общаться с другими
людьми).
- Посмотрите на доску и вспомните рассказ (демонстрируется иллюстрации к
рассказу В.Осеевой «Просто старушка»). Как называется рассказ? (воспитатель
предлагает одному ребенку рассказать).
- Какой поступок совершил мальчик? Почему вы так считаете? А как бы вы
поступили? (Дети стараются объяснить, почему они считают этот поступок
хорошим, и как бы они сами поступили в данной ситуации.)
Воспитатель: Ребята, каждое утро мы с вами проводим
традицию «Утро
радостных встреч» и мне показалось, что сегодня кто-то отсутствует. А вы
заметили, кто не пришел сегодня в детский сад? (У нас сегодня нет Юли, она
заболела).
- Да, к сожалению, она заболела и сейчас лечится дома.
-
Как вы думаете, какое настроение сейчас у Юли? (Ей, наверное, грустно и
скучно без друзей).
- Как мы можем поднять настроение нашей Юле? ( Примерные ответы детей:
позвонить, фрукты отнести, проведать, можно изготовить открытку или
написать небольшое письмо от всех нас).
Практический этап.
Воспитатель: А я предлагаю изготовить открытку и написать в ней небольшое
письмо от всех нас. Недаром русская пословица гласит: «Хорошее слово –
половина счастья». Что бы вы хотели пожелать Юле? (Дети высказывают свои
пожелания.)
Воспитатель:
Сейчас,
ребята,
возьмите
свою
ладошку
(заранее
подготовленный макет из цветной бумаги), нарисуйте на ней свои пожелания,
затем мы из наших ладошек сделаем открытку и подарим Юле.
(Дети садятся
изготавливать
открытку
из
ладошек.
Звучит
спокойная
красивая
музыка
Эдварда Грига.)
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая получилась у нас открытка в виде
тёплого солнышка, запакуем в конверт, думаю, что Юле будет приятно получить
письмо
от
ребят
нашей
группы
с
вашими
добрыми
пожеланиями.
Вручить
письмо мы попросим маму Семена. Вечером они с Семеном зайдут к Юле, и
вручат
конверт
с
открыткой
(Воспитатель
передает
конверт
в
руки
родительницы).
- Как вы думаете, Юле будет приятно получить от вас открытку?
- Какое будет у Юли настроение, когда получит вашу открытку?
- После такого подарка, Юля поправиться быстрее?
- Ваня, что ты пожелал Юле?
- А Маша, что ты пожелала?
- Я с вашими пожеланиями согласна, и точно уверена, что наша Юля поправится
быстро и вернется в детский сад к своим друзьям.
Воспитатель: Вы сегодня меня так порадовали, предлагаю завершить нашу
встречу пословицами о дружбе и доброте: (Возможные варианты ответов).
Чем сердиться, лучше помириться!
Добрый человек скорее дело делает, чем сердитый,
Доброму все друзья,
Сделай доброе дело, чтобы сердце пело,
Делать добро спеши,
Ласковое слово – что весенний день.
Друг за друга держаться - ничего не бояться.
Друзья познаются в беде.
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Нет друга – ищи, а нашел, береги.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один за всех, и все за одного.
Кто зря сердит, у тог голова болит.