Автор: Брендина Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ 19
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве» («Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына)
Раздел: полное образование
«Трагическая судьба
человека в тоталитарном
государстве»
(«Архипелаг ГУЛАГ»
А. И. Солженицына)
Цели урока
•
Познакомиться с биографией А. И.
Солженицына и со страницами романа А.
И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
•
Развивать навыки анализа текста.
Словарная работа
Тоталитаризм – (с латинского – «весь, полный»)
– модель социально-политического устройства
общества, характеризующаяся полным
подчинением человека политической власти,
всеобъемлющим контролем государства над
обществом. Тоталитаризм сводит на нет
малейшие проявления гражданского общества.
Репрессия – карательная мера, исходящая от
государственных органов.
Приход к власти
М. Горбачева
ознаменовал курс
на
демократизацию
общества.
«Возвращённая литература»
(конец 80-ых – начала 90-ые гг.)
Иван Бунин
Евгений Замятин
Михаил Булгаков
Борис Пастернак
«Возвращённая литература»
1.
Художественные и публицистические
произведения классиков XX века, запрещенные к
публикации.
2.
Произведения периода «оттепели», которые не
вписывались в рамки дозволенной свободы.
3.
На родину вернулись произведения русской
эмиграции.
4.
Публикация произведений так называемого
«эстетического андеграунда».
Александр Исаевич Солженицын
История создания
,
особенности жанра
Всем, кому не хватило
жизни об этом рассказать.
И да простят они мне,
что я не все вспомнил,
не обо всем догадался.
А. И. Солженицын
•
Архипелаг ГУЛ
А
́
Г — художественно-
и с т о р и ч е с к о е
и с с л е д о в а н и е
Александра Солженицына о советской
репрессивной
системе
в
период
с
1918
по
1956
годы.
Основано
на
рассказах
очевидцев,
документах
и
личном
опыте
автора
(по
словам
Солженицына)
ГУЛАГ —
аббревиатура от
Главное Управление
Лагерей, название
«Архипелаг ГУЛАГ»
— аллюзия на
«Остров Сахалин» А.
П. Чехова.
«Архипелаг ГУЛАГ»
был написан
Солженицыным в СССР
тайно в период с 1958
до 1968 года (закончен
22 февраля 1967 года),
первый том
опубликован в Париже
в декабре 1973 года
.
В СССР «Архипелаг» был
полностью опубликован в 1990
году (впервые отобранные автором
главы были опубликованы в
журнале «Новый Мир», 1989, №
№ 7—11)
На 1 мая 1930 г.
На 1 марта 1940
г.
Колоний и
лагерей
279
536
Заключённых
171 251 человек
1 668 200
человек
ГУЛАГ (30-е гг. XX в.)
…те же самые руки, которые завинчивали
наши наручники, теперь примирительно
выставляют ладони: «Не надо!.. Не надо
ворошить прошлое!.. Кто старое помянет --
тому глаз вон!» Однако доканчивает
пословица: "А кто забудет -- тому два!"
Задание для 1 группы
Задание для 1 группы
Часть 1 глава 2 «История нашей
Часть 1 глава 2 «История нашей
канализации»
канализации»
Ответьте на вопросы:
Ответьте на вопросы:
-Что такое тоталитарный режим?
-Что такое тоталитарный режим?
-Когда начались репрессии ?
-Когда начались репрессии ?
-Как создавалась «История нашей
-Как создавалась «История нашей
канализации?»
канализации?»
-С какой целью проводились репрессии в
-С какой целью проводились репрессии в
нашей стране?
нашей стране?
Задание для 2 группы
Задание для 2 группы
Часть 2 глава 4 «С острова на остров»,
Часть 2 глава 4 «С острова на остров»,
Часть 3 глава 2 «Архипелаг возникает из
Часть 3 глава 2 «Архипелаг возникает из
моря»,
моря»,
Часть 6 глава 2 «Мужичья чума».
Часть 6 глава 2 «Мужичья чума».
Ответьте на вопросы:
Ответьте на вопросы:
-Какова статистика ГУЛАГа?
-Какова статистика ГУЛАГа?
-Каков национальный состав заключенных?
-Каков национальный состав заключенных?
-Какова впечатление оказала на вас
-Какова впечатление оказала на вас
глава «Мужичья чума»?
глава «Мужичья чума»?
Задание для 3 группы
Задание для 3 группы
Часть 2 глава 1 «Корабли Архипелага»,
Часть 2 глава 1 «Корабли Архипелага»,
Часть 2 глава 2 « Порты Архипелага»,
Часть 2 глава 2 « Порты Архипелага»,
Часть 2 глава 3 «Караваны невольников».
Часть 2 глава 3 «Караваны невольников».
Вопросы:
Вопросы:
1. Как бы вы расположили Архипелаг на карте?
1. Как бы вы расположили Архипелаг на карте?
2. Где располагались порты Архипелага?
2. Где располагались порты Архипелага?
3. Как и в каких условиях осуществлялись
3. Как и в каких условиях осуществлялись
перевозки людей?
перевозки людей?
Задание для 5 группы
Задание для 5 группы
Часть 3 глава 17 «Малолетки»
Часть 3 глава 17 «Малолетки»
Вопросы:
Вопросы:
-Откуда взялись юные преступники?
-Откуда взялись юные преступники?
-За что судили малолеток?
-За что судили малолеток?
-Лагерное воспитание.
-Лагерное воспитание.
-Детский туземный труд.
-Детский туземный труд.
Задание для 6 группы
Задание для 6 группы
Часть 3 глава 8 «Женщины в лагере»
Часть 3 глава 8 «Женщины в лагере»
Вопросы:
Вопросы:
- Как женщины попадали в лагерь?
- Как женщины попадали в лагерь?
- Лагерный быт женщин.
- Лагерный быт женщин.
- Каторжный труд.
- Каторжный труд.
- «Мамки».
- «Мамки».
Задание для 4 группы
Задание для 4 группы
Часть 1 глава 3 «Следствие», часть 3 глава
Часть 1 глава 3 «Следствие», часть 3 глава
7 «Туземный быт», часть 4 глава 1
7 «Туземный быт», часть 4 глава 1
«Восхождение», часть 5 глава 6-7
«Восхождение», часть 5 глава 6-7
«Убежденный беглец», часть 5 глава 10
«Убежденный беглец», часть 5 глава 10
«Когда в зоне пылает земля».
«Когда в зоне пылает земля».
Ответьте на вопросы:
Ответьте на вопросы:
-Какие пытки применялись к
-Какие пытки применялись к
заключенным?
заключенным?
-Опишите быт осужденных.
-Опишите быт осужденных.
-Как люди старались выжить?
-Как люди старались выжить?
Задание для 5 группы
Часть 2 глава 17 «Малолетки»
Вопросы:
-Откуда взялись юные преступники?
-За что судили малолеток?
-Лагерное воспитание.
-Детский туземный труд.
Задание для 6 группы
Часть 2 глава 8 «Женщины ГУЛАГА»
Вопросы:
- Как женщины попадали в лагерь?
- Лагерный быт женщин.
- Каторжный труд.
- «Мамки».
…Я видел женщину на площади суровой:
Пред Соловецким Камнем плакала она:
«Не попусти , господь , чтоб это было снова,
Благословенна будь , несчастная страна !»
А.Александров
- Нужно ли это знать потомкам?
- Я хочу уйти с урока ( с чем?)…
- Мне запомнилось на уроке…
Рефлексия
Рефлексия