Напоминание

«Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве» («Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына)


Автор: Брендина Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ 19
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве» («Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына)
Раздел: полное образование





Назад




«Трагическая судьба

человека в тоталитарном

государстве»

(«Архипелаг ГУЛАГ»

А. И. Солженицына)

Цели урока

Познакомиться с биографией А. И.

Солженицына и со страницами романа А.

И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

Развивать навыки анализа текста.

Словарная работа

Тоталитаризм – (с латинского – «весь, полный»)

– модель социально-политического устройства

общества, характеризующаяся полным

подчинением человека политической власти,

всеобъемлющим контролем государства над

обществом. Тоталитаризм сводит на нет

малейшие проявления гражданского общества.

Репрессия – карательная мера, исходящая от

государственных органов.

Приход к власти

М. Горбачева

ознаменовал курс

на

демократизацию

общества.

«Возвращённая литература»

(конец 80-ых – начала 90-ые гг.)

Иван Бунин

Евгений Замятин

Михаил Булгаков

Борис Пастернак

«Возвращённая литература»

1.

Художественные и публицистические

произведения классиков XX века, запрещенные к

публикации.

2.

Произведения периода «оттепели», которые не

вписывались в рамки дозволенной свободы.

3.

На родину вернулись произведения русской

эмиграции.

4.

Публикация произведений так называемого

«эстетического андеграунда».

Александр Исаевич Солженицын

История создания

,

особенности жанра

Всем, кому не хватило

жизни об этом рассказать.

И да простят они мне,

что я не все вспомнил,

не обо всем догадался.

А. И. Солженицын

Архипелаг ГУЛ

А

́

Г — художественно-

и с т о р и ч е с к о е

и с с л е д о в а н и е

Александра Солженицына о советской

репрессивной

системе

в

период

с

1918

по

1956

годы.

Основано

на

рассказах

очевидцев,

документах

и

личном

опыте

автора

(по

словам

Солженицына)

ГУЛАГ —

аббревиатура от

Главное Управление

Лагерей, название

«Архипелаг ГУЛАГ»

— аллюзия на

«Остров Сахалин» А.

П. Чехова.

«Архипелаг ГУЛАГ»

был написан

Солженицыным в СССР

тайно в период с 1958

до 1968 года (закончен

22 февраля 1967 года),

первый том

опубликован в Париже

в декабре 1973 года

.

В СССР «Архипелаг» был

полностью опубликован в 1990

году (впервые отобранные автором

главы были опубликованы в

журнале «Новый Мир», 1989, №

№ 7—11)

На 1 мая 1930 г.

На 1 марта 1940

г.

Колоний и

лагерей

279

536

Заключённых

171 251 человек

1 668 200

человек

ГУЛАГ (30-е гг. XX в.)

…те же самые руки, которые завинчивали

наши наручники, теперь примирительно

выставляют ладони: «Не надо!.. Не надо

ворошить прошлое!.. Кто старое помянет --

тому глаз вон!» Однако доканчивает

пословица: "А кто забудет -- тому два!"

Задание для 1 группы

Задание для 1 группы

Часть 1 глава 2 «История нашей

Часть 1 глава 2 «История нашей

канализации»

канализации»

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

-Что такое тоталитарный режим?

-Что такое тоталитарный режим?

-Когда начались репрессии ?

-Когда начались репрессии ?

-Как создавалась «История нашей

-Как создавалась «История нашей

канализации?»

канализации?»

-С какой целью проводились репрессии в

-С какой целью проводились репрессии в

нашей стране?

нашей стране?

Задание для 2 группы

Задание для 2 группы

Часть 2 глава 4 «С острова на остров»,

Часть 2 глава 4 «С острова на остров»,

Часть 3 глава 2 «Архипелаг возникает из

Часть 3 глава 2 «Архипелаг возникает из

моря»,

моря»,

Часть 6 глава 2 «Мужичья чума».

Часть 6 глава 2 «Мужичья чума».

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

-Какова статистика ГУЛАГа?

-Какова статистика ГУЛАГа?

-Каков национальный состав заключенных?

-Каков национальный состав заключенных?

-Какова впечатление оказала на вас

-Какова впечатление оказала на вас

глава «Мужичья чума»?

глава «Мужичья чума»?

Задание для 3 группы

Задание для 3 группы

Часть 2 глава 1 «Корабли Архипелага»,

Часть 2 глава 1 «Корабли Архипелага»,

Часть 2 глава 2 « Порты Архипелага»,

Часть 2 глава 2 « Порты Архипелага»,

Часть 2 глава 3 «Караваны невольников».

Часть 2 глава 3 «Караваны невольников».

Вопросы:

Вопросы:

1. Как бы вы расположили Архипелаг на карте?

1. Как бы вы расположили Архипелаг на карте?

2. Где располагались порты Архипелага?

2. Где располагались порты Архипелага?

3. Как и в каких условиях осуществлялись

3. Как и в каких условиях осуществлялись

перевозки людей?

перевозки людей?

Задание для 5 группы

Задание для 5 группы

Часть 3 глава 17 «Малолетки»

Часть 3 глава 17 «Малолетки»

Вопросы:

Вопросы:

-Откуда взялись юные преступники?

-Откуда взялись юные преступники?

-За что судили малолеток?

-За что судили малолеток?

-Лагерное воспитание.

-Лагерное воспитание.

-Детский туземный труд.

-Детский туземный труд.

Задание для 6 группы

Задание для 6 группы

Часть 3 глава 8 «Женщины в лагере»

Часть 3 глава 8 «Женщины в лагере»

Вопросы:

Вопросы:

- Как женщины попадали в лагерь?

- Как женщины попадали в лагерь?

- Лагерный быт женщин.

- Лагерный быт женщин.

- Каторжный труд.

- Каторжный труд.

- «Мамки».

- «Мамки».

Задание для 4 группы

Задание для 4 группы

Часть 1 глава 3 «Следствие», часть 3 глава

Часть 1 глава 3 «Следствие», часть 3 глава

7 «Туземный быт», часть 4 глава 1

7 «Туземный быт», часть 4 глава 1

«Восхождение», часть 5 глава 6-7

«Восхождение», часть 5 глава 6-7

«Убежденный беглец», часть 5 глава 10

«Убежденный беглец», часть 5 глава 10

«Когда в зоне пылает земля».

«Когда в зоне пылает земля».

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

-Какие пытки применялись к

-Какие пытки применялись к

заключенным?

заключенным?

-Опишите быт осужденных.

-Опишите быт осужденных.

-Как люди старались выжить?

-Как люди старались выжить?

Задание для 5 группы

Часть 2 глава 17 «Малолетки»

Вопросы:

-Откуда взялись юные преступники?

-За что судили малолеток?

-Лагерное воспитание.

-Детский туземный труд.

Задание для 6 группы

Часть 2 глава 8 «Женщины ГУЛАГА»

Вопросы:

- Как женщины попадали в лагерь?

- Лагерный быт женщин.

- Каторжный труд.

- «Мамки».

…Я видел женщину на площади суровой:

Пред Соловецким Камнем плакала она:

«Не попусти , господь , чтоб это было снова,

Благословенна будь , несчастная страна !»

А.Александров

- Нужно ли это знать потомкам?

- Я хочу уйти с урока ( с чем?)…

- Мне запомнилось на уроке…

Рефлексия

Рефлексия



В раздел образования