Автор: Иванова Валентина Ивановна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБПОУ РС(Я) "Вилюйский техникум"
Населённый пункт: г. Вилюйск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Модель обучения студентов технологии шитья с использованием национальных традиций народа саха в условиях техникума
Раздел: среднее профессиональное
Модель обучения студентов технологии шитья с использованием
национальных традиций народа саха в условиях техникума
Подготовка
квалифицированных
кадров
о суще ствляется
в
профессиональных образовательных учреждениях с участием работодателей,
которые предоставляют учебному заведению не только базу для прохождения
производственной практики, но и определяют содержание профессиональной
образовательной программы в соответствии с требованиями рынка труда.
Программа
учебной
дисциплины
ОП.4
«Технология
изготовления
якутской
национальной
одежды»
разработана
с
целью
обучения
студентов
технологии
шитья
с
использованием
традиций
народа
саха
по
профессии
29.01.08 «Оператор швейного оборудования». На ее освоение выделено 58
часов
за
счет
вариативной
составляющей
учебного
плана.
Обязательная
аудиторная нагрузка составляет 38 часов, из них теоретическое обучение - 12
часов,
лабораторно-практические
занятия
-
26
часов.
На
самостоятельную
работу обучающихся предусмотрено 20 часов.
С
целью
овладения
профе ссиональной
деятельно стью
и
соответствующими
профессиональными
и
общими
компетенциями
обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины должен:
знать:
технологию обработки традиционных вышивок;
виды и качество обрабатываемых материалов;
назначение и принцип работы обслуживаемого оборудования, правила его
наладки;
традиции народной одежды;
современное моделирование якутской национальной одежды;
уметь:
выполнять различные виды якутского орнамента;
выполнять
композицию
художественно-конструктивных
особенностей
старинной якутской одежды;
моделировать современную национальную одежду;
выполнять традиционные ручные стежки и строчки;
выполнить проектную работу;
осуществлять контроль качества кроя и выполненной работы;
устранять мелкие неполадки в работе оборудования:
выполнять
наладку
обслуживаемого
оборудования
для
конкретных
операций и материалов.
ПК 2.1.
Выполнять операции вручную или на машинах, автоматическом
или
полуавтоматическом
оборудовании
по
пошиву
деталей,
узлов,
изделий из текстильных материалов
ПК 2.2.
Контролировать цвета деталей, изделий, ниток, прикладных
материалов.
ПК 2.3.
контролировать
качество
кроя
и
качество
выполненных
операций
1
ПК 2.4.Устранять мелкие неполадки в работе оборудования.
ПК.2.5. Соблюдать правила безопасного труда
ПК.2.6.
Выполнять
композицию
художественно-конструктивных
особенностей старинной якутской одежды и различные виды якутского
орнамента
Содержание
изучаемого
теоретического
материала
по
данной
учебной
дисциплине
включает
изучение
технологии
обработки
и
шитья
якутских
мастеров по старинным образцам. Использование якутскими мастерицами в
шитье
и
отделке
одежды
многих
разновидностей
стежков
и
строчек
способствовало изучению особенностей их технологии шитья для успешного
овладения ими в настоящее время на практике.
С
этой
целью
изучались
работы
якутских
народных
мастериц
Е.Е.
Аммосовой, А.Е. Сивцевой, А.А. Волковой, А.Г. Николаевой, М.Н. Потаповой,
Е. И. Протопоповой, А.П. Скрябиной.
Изучив технологию обработки шитья якутских мастеров по старинным
образцам, можно сделать вывод, о том, что они владели всеми приемами шитья:
меховой и тканевой мозаики, вышивки бисером, серебряными и цветными
нитками. Особенность заключалась в том, что они не показывали линию шва в
изделиях
и
закрывали
ее
металлическими
бляшками,
несколькими
рядами
прямой бисерной отделки, вышивкой нитками и подшейным волосом оленя или
пропускали кант между швами – "кыбытыы".
В шитье и отделке одежды использовалось очень много разновидностей
стежков
и
строчек.
По
рассказам
народного
мастера,
собирателя
якутских
орнаментов
Б.Ф.Неустроева
[5],
существовало
более
30
видов
стежков
и
строчек.
По
способу
выполнения
и
отделки
они
различаются
на
ручные
соединительные (холбуур сииктэр) и украшающие, декоративные (киэргэтии
сииктэр) стежки. По способу выполнения и отделки они различаются на ручные
соединительные (холбуур сииктэр) и украшающие, декоративные (киэргэтии
сииктэр) стежки.
В области обработки одежды из привозных тканей применяются другие
швы:
-
прямой сметочный шов «вперед иголку» – «кэнэ сиик» (расстояние между
стежками от 1 до 5 мм), «кэтэ сиик» (расстояние между стежками до 10
мм) – применяются для образования сборок и для временного соединения
тканей; после выполнения постоянных ручных или машинных стачных
швов сметочные нитки удаляют.
-
ручной
стачной
шов «вперед
–
назад
иголку»
или
строчевой
для
постоянного
применения
– «хачайдыы
сиик»
(расстояние
между
стежками от 1 до 4 мм);
-
обметочным
петельным
швом «иилэ5эс
сиик»
–
обметывают
края
осыпающихся тканей и применяются для декоративной отделки ровдуги,
например, для обработки края петли;
-
косые сметочные стежки – «иннэри сиик» применяется для соединения
нескольких слоев материала, наложенных друг на друга.
2
Декоративные стежки в основном применяются для распространенного
приема отделки материалов и одежды – вышивки, одного из самых древнейших
видов
художественного
творчества.
Ручная
вышивка
использовалась
для
отделки предметов культового назначения, истоки его восходят к далекой эпохе,
когда
вышитые
изображения
связывались,
прежде
всего,
с
заклинательной
магией и имели значение своего рода «оберега», охранителя от злых духов. С
течением времени их магическое значение уступило эстетическому: старые
языческие символы в настоящее время воспринимаются как красивое узорочье.
Кроме
предметов культового
значения,
декоративно-орнаментальной
вышивкой мастерицы украшали также одежду, головные уборы и обувь. Работа
не требовала специальных приспособлений, достаточно было иглы и нити,
поэтому
вышивкой
и
шитьем
занимались
почти
все
якутские
женщины.
Материалом
служили
жильная
нитка
(иниир
сап),
конский
волос
(сиэл)
и
олений
подшейный
волос
(таба
бытыга).
С
развитием
торговли
большое
распространение получила вышивка металлической серебряной нитью в стиле
русского "золотого шитья" и шелковыми нитками, где особо славились своим
мастерством мастерицы-рукодельницы.
В
якутской
вышивке
наиболее
часто
встречается
декоративный
шов
–«уктаалыы анньыы» – тамбурный или петельный. Этот шов самостоятельно
почти не применяется, применяется в качестве окантовки с двух сторон узора,
вышитой «таналайдыы анньыы». В зависимости от толщины ниток имеет две
разновидности: первый – более утонченной и удлиненной формы, а второй
вышивается
толстой
нитью
и
форма
получается
округленной.
Самым
распространенным
видом
якутской
вышивки
является
шов
типа
«козлик-
елочка» – «таналайдыы анньыы» (от слова «таналай» – что в переводе на
русский, означает «нёбо») – самый древний, характерный вид традиционной
якутской вышивки, который имеет и несколько другие варианты – «атаралыы»
или «ураhалыы».
Характерной чертой якутской вышивки является сочетание двух, а иногда
и
нескольких
стежков
в
одном
орнаменте.
Такая
вышивка
встречается
в
вышитых чепраках. Накладной шов из подшейного волоса оленя «синньэлии
анньыы» – тип якутской вышивки, заимствованный у северных народов. Такой
вышивкой
выводились
довольно
сложные
мотивы
в
старинной
ровдужной
одежде, но встречается она очень редко. Возможно этот тип вышивки вытеснен
более ярким и красочным материалом, каким является привозной разноцветный
бисер. Вышивают этот шов так. Сначала собирают пучок из 15-20 подшейных
волос
оленя,
накладывают
на
ровдужную
основу
и
пришивают
к
ней
поперечными стежками из сухожильных ниток на равном расстоянии друг от
друга.
Технология
шитья «кыбытыы» применяется в традиционной лоскутной
мозаике – «кыбытан – аттаран тигии» – плотных суконных тканей, для усиления
цветового контраста на стыке деталей мозаики. Правильная технологическая
обработка зависит от качества обработки шва, фактуры выбранных материалов.
В
основном
применяется
сукно,
как
более
мягкий
и
легко
поддающийся
обработке материал. Главной ошибкой наших современных мастериц в шитье
3
«кыбытыы»
в
традиционной
отделке
является
использование
в
обработке
одного изделия разнофактурных тканей: сукно, драп, шерсть, кримплен и даже
трикотажа.
В
настоящее
время
технология
шитья
«кыбытыы»
даёт
молодым
мастерицам неисчерпаемые возможности в использовании её в современном
дизайне, прибегая к условно-изобразительному языку текстильного искусства.
Ее умело используют в изготовлении различных, современных видов одежды и
панно.
Мастерицы
в
последнее
время,
тяготеют
к
современной
тематике,
свободно
чувствуя
себя
в
интерпретации
техники
исполнения
«кыбытыы».
Неординарен и многообразен язык их произведений – панно. Они избирает
чаще всего так называемую смешанную технику, где перемежаются технология
«кыбытыы»,
вышивка
вдоль
шва,
создание
рельефной
поверхности
аппликацией, разнофактурность тканей.
Для декора одежды наши предки использовали трехцветный фарфоровый
бисер,
бусы
и
корольки.
Раннее
употребление
бисера
говорит
о
наличии
торговых связей у якутов.
Принцип шитья
бисером
у якутских
мастериц
прост,
но
требует
качественной технологической обработки:
1.
Под материал следует прокладывать грубую материю (холст) для того, чтобы
получилась ровная прямая бисерная линия, и временно соединить материалы
сметочным стежком. Линию шва прокладывать прямым сметочным стежком.
2.
На нитку с иголкой нанизывается бисер. Толщина нитки в 2-4 сложения, в
зависимости от отверстия бисера.
3.
Другой иголкой прикрепляется каждая бисеринка. Толщина нитки в 1 слой.
Особое
внимание
при
шитье
якутские
мастерицы
уделяли
качеству
обработки швов. «Сиигэ ыраас, кене» – «шов чистый, ровный», так определяли
работу умелых мастериц. Для качественной обработки швов из меха, кожи и
мягких материалов они использовали очень простые методы: «баттатыы» –
ложили груз на шов, перед этим смачивая его водой; «ытырыы» – уплотнение
швов
зубами;
«охсуу»
–
постукивание
линий
шва
молотком.
Позже
стали
использовать
влажно-тепловую
обработку
утюгом:
после
стачивания
на
машине, швы стали разутюживать и заутюживать, в зависимости от вида ткани
и
обработки.
Операция
влажно-тепловой
обработки
является
главной
в
обработке
изделий,
требует
навыка
и
соблюдения
очередности
участков
изделия.
После
каждого
соединения
и
технологической
обработки
деталей
изделий швы нужно обязательно обработать влажно-тепловой операцией. От
этого зависит внешний вид и качество обработанных материалов. Глажение
изделия начинают с мелких элементов изделия, только потом отглаживают
большие
детали.
Гладить
следует
всегда
с
большой
осторожностью:
многократное прижимание утюга к одному и тому же месту может привести к
порче материала.
Изучение
литературы
способствовало
разработке
модели
обучения
студентов
технологии шитья с использованием
национальных традиций
народа саха в условиях профессионального обучения.
4
Модель (от латинского modulus «мера, образец») – это изображение, схема,
описание какого-либо объекта, отображающее в более простом, уменьшенном
виде
структуру,
свойства,
взаимосвязи
и
отношения
между
элементами
исследуемого
объекта
и
облегчающие
процесс
получения
информации
об
интересующем нас объекте.
Модель упрощает структуру оригинала, отвлекаясь
от
несущественного.
Она
служит
обобщенным
отражением
явления,
результатом
абстрактного
осмысления
практического
опыта,
соотнесения
практического опыта и теоретических
представлений об объекте. В основу
разработанной нами модели положена трехступенчатая деятельностная модель
И.А. Зимней, которая представляет собой программу действий по достижению
конкретных
целей
по
использованию
национальных
традиций
в
обучении
технологии
шитья.
Данная
модель
состоит
из
трех
этапов:
начального,
основного и завершающего этапов.
Основной
целью начального этапа является привитие у студентов
уважения
и
любви
к
искусству
своего
народа
при
ознакомлении
с
конструктивно-технологическими особенностями якутской одежды.
Преподаватель
знакомит обучающихся с историей и видами якутской
национальной
одежды.
Учебные
действия
обучающегося
направлены
на
усвоение информации о различных видах якутской национальной одежды и
анализ ее образцов по разным видам. Использование национальной традиции
при обучении технологии шитья состоит из ознакомления с декоративными
швами:
тамбурный
шов
(биэтилэлии
анньыы),
строчевой
шов
(субургалыы
анньыы),
щов-ураса
(урасалыы
анньыы),
небо-шов
(тангалайдыы
анньыы),
стебельчатый
шов
(субургалыы
анньыы),
объяснение
значения
цветов
и
орнамента
в
якутской
одежде.
Результатом
данного
этапа
является
первоначальное
представление
об
якутской
национальной
одежде,
использовании
элементов
национальных
традиций
в
обучении
технологии
шитья. Показателем привития уважения и любви к искусству своего народа
является интерес обучающихся к народно-прикладному искусству, а именно к
конструктивно-технологическим особенностям якутской одежды.
Целью основного этапа является формирование умений и навыков при
усвоении
последовательности
технологических
операций
с
использованием
национальных традиций. Педагогические действия преподавателя заключаются
в разъяснении последовательности действий по выполнению ручных стежков
и строчек. Учебные действия обучающихся направлены на проявление навыков
и умений шитья. Обучение технологии шитья с использованием национальных
традиций при закреплении различного соединительного шва: обметочный шов
«через
край»
(мииннэрии
тигии),
двойной
шов
«через
край
взад-перед»
(теттерю-таары
мииннэрии
тигии),
простой
обметочный
и
прошивной
шов
(сирийии сиик), половинный шов (хайа анньыы), строчевой шов (хачайдыы
анньыы),
подрубочный
шов
(хабайа
анньыы),
а
также
декоративные
швы:
тамбурный шов (биэтилэлии анньыы), строчевой шов (субургалыы анньыы),
щов-ураса (урасалыы анньыы), небо-шов (тангалайдыы анньыы), стебельчатый
шов
(субургалыы
анньыы).
способствует
появлению
у
обучающихся
уверенности в своих знаниях, умениях и навыках. На данном этапе важную
5
роль играют комментирование обучающимися своих действий по освоению
технологии шитья и анализ допущенных ошибок.
Целью
завершающего
этапа
является
формирование
отношения
к
использованию
национальных
традиций
в
процессе
обучения
технологии
шитья.
При
самостоятельном
изготовлении
студентом
конкретного
изделия
педагогические действия преподавателя включают
наблюдение, коррекцию,
демонстрацию лучших работ и анализ качества выполненных работ. Учебные
действия
обучающегося
направлены
на
стремление
выполнять
работу
(например, моделирование платья) качественно и экономично. Использование
национальной традиции в процессе обучения технологии шитья
самостоятельно
подобрать
и
разрабатывать
элементарные
детали
с
использованием
национальных
традиций
(декоративные
и
соединительные
швы). При этом
важную роль играет позитивное отношение к выполнению операций, уважение
и любовь к искусству своего народа, появление чувства уверенности в себе. На
этом
этапе
воспитанники
выполняют
творческие
работы,
проявляют
ответственное отношение к выполнению работы.
Таким образом, передаваемые из одного века в другой, от предков к
потомкам,
традиции
становятся
необходимым
условием
последующего
прогрессивного развития. Именно традиции определяют развитие этноса, так
как прошлое определяет настоящее и будущее. Знание народных традиций,
обычаев и обрядов развивает в человеке чувство гордости, гражданственности,
формирует глубокие начала всеобщей культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Аммосова Е.Е. Ремесла предков вчера и сегодня. – Якутск: Кн. изд-во, 1989.-
48 с.
2.
Анна Зверева : альбом-монография / Всерос. музей декор.-прикл. и нар.
искусства,
Ин-т
гуманитарных
исследований
АН
Респ.
Саха
(Якутия);
[рецензент И. С. Балдано]. – СПб. : Иван Федоров, 2000. – 128 с.
3.
Б а н д е р о в
Н . С . Көмүс
сүрэхтээх,
көмүс
сүүтүктээх.
–
Я к у т с к :
Сахаполиграфиздат, 2003.
4.
Одежда народа саха конца XVII - середины XVIII века [Текст] : научное
издание / Р. С. Гаврильева ; отв. ред. И. А. Потапов. - Новосибирск : Наука.
Сиб. предприятие РАН, 1998. - 144 с.
5.
Неустроев Б.Н.- Мандар. Узоры шитья / Б.Н. Неустроев-Мапдар. -Якутск:
Бичик, 2002.
6.
Петрова
С.И.
Обугэ
танаhа
уонна
итэ5эл.
Традиционная
одежда
и
мировоззрение наших предков: Учебно-методическое пособие. – Якутск:
Бичик, 1999.-80 с.
7.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии М.: Педагогика,1989.-
192 с.
8.
Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М. Бим-Бад: Редкол.:
М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Б.Р.Э, 2002. – 528 с.
9.
Большой педагогический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В.
Зинченко, - СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.
6
Модель обучения студентов по технологии шитья с использованием национальных традиций народа саха
Этапы
Цель
Педагогические
действия
Учебные действия
обучающегося
Обучении технологии шитья с
использованием национальных
традиций
Результат
Показатели
Начальный этап
привитие уважения и
любови к искусству
своего народа
при ознакомлении с
конструктивно-
технологическими
особенностями
якутской одежды
знакомит обучающихся с
историей якутской
одежды, с видами
якутской национальной
одежды, подбирает цвет
(делай как я)
-усвоить информацию
о различных видах
якутской
национальной
одежды;
-разобрать образцы по
разным видам
-ознакомление с декоративными
швами тамбурный шов (биэтилэлии
анньыы), строчевой шов (субургалыы
анньыы), шов-ураса (урасалыы
анньыы), небо-шов (тангалайдыы
анньыы), стебельчатый шов
(субургалыы анньыы);
-объяснение значения орнамента в
якутской одежде;
интерес к народно-
прикладному
искусству
-
верное
знание
обучающимися
истории
якутской
одежды,
видов
якутской
национальной
одежды;
-верное знание
Основной
этап
формирование умений
и навыков по
использованию
национальных
традиций при
разъясняет
последовательность
действий по ручным
стежкам и строчкам;
учит различать разные
проявить умения и
навыки и шитья
соединительные швы: обметочный
шов «через край» (мииннэрии тигии),
двойной шов «через край взад-перед»
(теттерю-таары мииннэрии тигии),
простой обметочный и прошивной
- комментируют
свои действия по
освоению
технологии шитья;
-вносят
-позитивное
отношение к
выполнению
операций;
-уважение и
Завершающий этап
-формирование
положительного
отношения к
использованию
национальных
традиций при
самостоятельном
изготовлении
-наблюдает,
корректирует;
-демонстрирует
лучшие
работы;
-анализирует
качество
выполненных работ
(давай
подумаем,
как
это можно сделать)
стремление
выполнять работу
(например,
моделирование
платья) качественно и
экономично
-самостоятельно подобрать и
разрабатывать элементарные детали с
использованием национальных
традиций
(декоративные и соединительные
швы)
-появление
уверенности в своих
знаниях, умениях и
навыках
-
верное
использование
национальных
традиций при
моделировании
изделия;
-проявление
ответственного