Автор: Селевко Андрей Германович
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа № 59"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Педагогические технологии в школе
Тема: Создание информационной среды саморазвития
Раздел: полное образование
Создание информационной среды саморазвития
Селевко А.Г., г. Ярославль
Из анализа процесса воздействия информации на индивида и особенностей ее восприятия
следует, что для правильного, позитивного процесса социализации важнейшее значение
имеют пять его характеристик - условий:
•
упорядочение условий восприятия информации;
•
адекватность отражения информации в мозге человека, т.е. соответствие образов
отражения действительному миру;
•
активность, интенсивность психических процессов усвоения и переработки
информации:
•
направленность (ориентация) процессов присвоения, интериоризации информации;
•
коррекция процессов усвоения информации.
Являясь активными потребителями информации масс-медиа, школьники, однако, не всегда
понимают скрытый смысл сообщения, тем более мотивы и механизмы его создания. Это
приводит к формированию ложных, неадекватных представлений, установок, а иногда и
асоциальных ориентаций подростков. Особенно тревожным является усвоение
школьниками виденных на экране примеров агрессии, терроризма, национализма и др.
Пути решения этой проблемы давно являются предметом научных исследований в России
и за рубежом.
С точки зрения, которой в течение десятилетий придерживалась советская политизиро-
ванная педагогика, воспитание, т.е. воздействие на человека извне, едва ли не всемогуще и
может даже переделать природу человека. Совершенно не принимались в расчет
внутренняя активность личности, её потребности и способности к саморазвитию,
самосовершенствованию. А именно эти факторы современная гуманистическая
психология и педагогика выдвигают на первый план в образовании, развитии и
социализации личности. В XX веке идея саморазвития активизировала мировое
педагогическое сознание. Сегодня она внедряется и в российское образование.
Гипотеза об опосредующей роли внутреннего психологического мира в отражательной
деятельности организма была впервые выдвинута академиком А.А. Ухтомским. Личность
участвует в своем формировании, в своей социализации. На основе данных, получаемых
ею от внешней среды, она принимает решения, ведет себя так или иначе. Собственно в
этом проявляется всеобщий закон всего живого - закон обратной связи самоуправления.
Основными структурами самоуправляющего механизма личности, отчасти наследствен-
ными, отчасти благоприобретенными, являются:
•
потребности (наследственность);
•
направленность (воспитание);
•
способности (опыт);
•
Я-кондепция (сформированный образ «Я»).
Мы исходим из того, что подростку присущи все эти психологические качества, которые
интерпретируют всю поступающую информацию и вырабатывают соответствующие
реакции на нее, таким образом способствуя формированию своих качеств социализации.
Особую роль в направлении социализации и образовательного процесса играют потреб-
ности личности. Они обеспечивают избирательный и целенаправленный характер
отражения.
Именно в процессе удовлетворения потребностей происходит присвоение внешних фак-
тов, ситуаций, опыта, что в психологии и педагогике образует воздействие, влияние ~ то,
что предлагает внешняя среда (средства массовой коммуникации).
Идея доминанты. Еще одно действенное психолого-педагогическое средство управления
процессом социализации личности как процессом, направленным на самосовершенство-
вание, выдвинул А.А. Ухтомский. Он является автором фундаментального общебиологиче-
ского принципа доминанты, лежащего в основе направленной активности живых систем
любых уровней организации. Применение этого принципа к психическим процессам
объясняет и доказывает многие закономерности формирования и развития человеческой
личности. В частности, влияние средств массовой коммуникации на подростка подчинено
законам доминанты.
Доминанта в психической сфере временно господствующий очаг возбуждения в цен-
тральной нервной системе, придающий психическим процессам и поведению человека
определенную направленность и активность. Она представляет как бы мотивацию,
ориентацию, установку личности в реализации той или иной направленности, являясь
мощным активизатором деятельности.
Доминанты могут быть чрезвычайно различны и по конкретным условиям возникновения,
и по окончательным векторам. Это может быть творческое вдохновение, но может быть и
навязчивая идея, предрассудок поведения. Примером доминанты является слушание музы-
ки определенного стиля, увлечение танцами и т.д.
Закон доминанты звучит так: вся деятельность человека представляет собой совокуп-
ность, цепь сменяющих друг друга доминант. Доминанты могут быть более или менее
сильными, осознаваемыми и неосознаваемыми, ситуативными и долговременными.
Закон доминанты в значительной степени ответственен и за отклоняющееся поведение
детей: негативы поведения и качеств личности, становясь доминантами, как бы
«подминает под себя», «поглощает» положительные влияния. Наоборот, довольно трудно
«сбить с курса», соблазнить личность, у которой сформирована доминанта
положительного поведения.
По А.А. Ухтомскому, действие самоуправляющего механизма подчиняется закону доми-
нанты. Психологическая доминанта - тип мышления, в котором ход дальнейших выводов,
даже интуиций, предопределен не течением событий вне человека, социума, а качеством
созданных человеком образов, существующих во внутренних пространствах его Я. От осо-
бенностей внутреннего мира личности (потребностей, направленности, способностей и Я-
концепцни) зависит, как и в каком объеме будет переработан тот или иной вид
информации, воздействующей на субъекта. А.А. Ухтомским были даны рекомендации по
воспитанию у человека доминант положительного поведения (самосовершенствования):
осознание целей и возможностей своего развития, самоутверждение в деятельности и
адекватный уклад среды.
С учетом этих рекомендаций и на основе представления о процессе социализации как
сочетании внутренних механизмов интериоризации опыта (самовоспитания) и внешних
организованных влияний среды (воспитания) была разработана модель оптимизации
влияния средств массовой коммуникации на социализацию школьников.
Главными целями модели являются формирование у учащихся доминантной установки на
восприятие позитивных сторон и защиту от негативных влияний получаемой информации;
выведение личности ребенка в режим саморазвития, самовоспитания, самосоциализа-
ции, поддержание этого режима на каждом возрастном этапе, снабжение подростка
инструментарием самосоцнализации.
Модель включает все три канала (компонента) воздействия на личность:
•
воздействие на сознание ребенка с помощью специально построенной когнитивной
программы (медиаобразовательный курс «Самосоциализация личности»);
•
воздействие на действенно-практическую сферу (вовлечение учащегося в активную
деятельность по производству, преобразованию, распространению и потреблению
информации в локальной системе школьных средств массовой коммуникации);
•
воздействие на эмоционально-волевую сферу через организацию информационно-вос-
питательного пространства, в котором широко используются информационно-
технические средства (от средств малой печати до глобальных компьютерных сетей).
Апробация модели проводилась на базе средней школы №59 г.Ярославля и дала
положительные результаты.