Напоминание

Создание информационной среды саморазвития


Автор: Селевко Андрей Германович
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа № 59"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Педагогические технологии в школе
Тема: Создание информационной среды саморазвития
Раздел: полное образование





Назад




Создание информационной среды саморазвития

Селевко А.Г., г. Ярославль

Из анализа процесса воздействия информации на индивида и особенностей ее восприятия

следует, что для правильного, позитивного процесса социализации важнейшее значение

имеют пять его характеристик - условий:

упорядочение условий восприятия информации;

адекватность отражения информации в мозге человека, т.е. соответствие образов

отражения действительному миру;

активность, интенсивность психических процессов усвоения и переработки

информации:

направленность (ориентация) процессов присвоения, интериоризации информации;

коррекция процессов усвоения информации.

Являясь активными потребителями информации масс-медиа, школьники, однако, не всегда

понимают скрытый смысл сообщения, тем более мотивы и механизмы его создания. Это

приводит к формированию ложных, неадекватных представлений, установок, а иногда и

асоциальных ориентаций подростков. Особенно тревожным является усвоение

школьниками виденных на экране примеров агрессии, терроризма, национализма и др.

Пути решения этой проблемы давно являются предметом научных исследований в России

и за рубежом.

С точки зрения, которой в течение десятилетий придерживалась советская политизиро-

ванная педагогика, воспитание, т.е. воздействие на человека извне, едва ли не всемогуще и

может даже переделать природу человека. Совершенно не принимались в расчет

внутренняя активность личности, её потребности и способности к саморазвитию,

самосовершенствованию. А именно эти факторы современная гуманистическая

психология и педагогика выдвигают на первый план в образовании, развитии и

социализации личности. В XX веке идея саморазвития активизировала мировое

педагогическое сознание. Сегодня она внедряется и в российское образование.

Гипотеза об опосредующей роли внутреннего психологического мира в отражательной

деятельности организма была впервые выдвинута академиком А.А. Ухтомским. Личность

участвует в своем формировании, в своей социализации. На основе данных, получаемых

ею от внешней среды, она принимает решения, ведет себя так или иначе. Собственно в

этом проявляется всеобщий закон всего живого - закон обратной связи самоуправления.

Основными структурами самоуправляющего механизма личности, отчасти наследствен-

ными, отчасти благоприобретенными, являются:

потребности (наследственность);

направленность (воспитание);

способности (опыт);

Я-кондепция (сформированный образ «Я»).

Мы исходим из того, что подростку присущи все эти психологические качества, которые

интерпретируют всю поступающую информацию и вырабатывают соответствующие

реакции на нее, таким образом способствуя формированию своих качеств социализации.

Особую роль в направлении социализации и образовательного процесса играют потреб-

ности личности. Они обеспечивают избирательный и целенаправленный характер

отражения.

Именно в процессе удовлетворения потребностей происходит присвоение внешних фак-

тов, ситуаций, опыта, что в психологии и педагогике образует воздействие, влияние ~ то,

что предлагает внешняя среда (средства массовой коммуникации).

Идея доминанты. Еще одно действенное психолого-педагогическое средство управления

процессом социализации личности как процессом, направленным на самосовершенство-

вание, выдвинул А.А. Ухтомский. Он является автором фундаментального общебиологиче-

ского принципа доминанты, лежащего в основе направленной активности живых систем

любых уровней организации. Применение этого принципа к психическим процессам

объясняет и доказывает многие закономерности формирования и развития человеческой

личности. В частности, влияние средств массовой коммуникации на подростка подчинено

законам доминанты.

Доминанта в психической сфере временно господствующий очаг возбуждения в цен-

тральной нервной системе, придающий психическим процессам и поведению человека

определенную направленность и активность. Она представляет как бы мотивацию,

ориентацию, установку личности в реализации той или иной направленности, являясь

мощным активизатором деятельности.

Доминанты могут быть чрезвычайно различны и по конкретным условиям возникновения,

и по окончательным векторам. Это может быть творческое вдохновение, но может быть и

навязчивая идея, предрассудок поведения. Примером доминанты является слушание музы-

ки определенного стиля, увлечение танцами и т.д.

Закон доминанты звучит так: вся деятельность человека представляет собой совокуп-

ность, цепь сменяющих друг друга доминант. Доминанты могут быть более или менее

сильными, осознаваемыми и неосознаваемыми, ситуативными и долговременными.

Закон доминанты в значительной степени ответственен и за отклоняющееся поведение

детей: негативы поведения и качеств личности, становясь доминантами, как бы

«подминает под себя», «поглощает» положительные влияния. Наоборот, довольно трудно

«сбить с курса», соблазнить личность, у которой сформирована доминанта

положительного поведения.

По А.А. Ухтомскому, действие самоуправляющего механизма подчиняется закону доми-

нанты. Психологическая доминанта - тип мышления, в котором ход дальнейших выводов,

даже интуиций, предопределен не течением событий вне человека, социума, а качеством

созданных человеком образов, существующих во внутренних пространствах его Я. От осо-

бенностей внутреннего мира личности (потребностей, направленности, способностей и Я-

концепцни) зависит, как и в каком объеме будет переработан тот или иной вид

информации, воздействующей на субъекта. А.А. Ухтомским были даны рекомендации по

воспитанию у человека доминант положительного поведения (самосовершенствования):

осознание целей и возможностей своего развития, самоутверждение в деятельности и

адекватный уклад среды.

С учетом этих рекомендаций и на основе представления о процессе социализации как

сочетании внутренних механизмов интериоризации опыта (самовоспитания) и внешних

организованных влияний среды (воспитания) была разработана модель оптимизации

влияния средств массовой коммуникации на социализацию школьников.

Главными целями модели являются формирование у учащихся доминантной установки на

восприятие позитивных сторон и защиту от негативных влияний получаемой информации;

выведение личности ребенка в режим саморазвития, самовоспитания, самосоциализа-

ции, поддержание этого режима на каждом возрастном этапе, снабжение подростка

инструментарием самосоцнализации.

Модель включает все три канала (компонента) воздействия на личность:

воздействие на сознание ребенка с помощью специально построенной когнитивной

программы (медиаобразовательный курс «Самосоциализация личности»);

воздействие на действенно-практическую сферу (вовлечение учащегося в активную

деятельность по производству, преобразованию, распространению и потреблению

информации в локальной системе школьных средств массовой коммуникации);

воздействие на эмоционально-волевую сферу через организацию информационно-вос-

питательного пространства, в котором широко используются информационно-

технические средства (от средств малой печати до глобальных компьютерных сетей).

Апробация модели проводилась на базе средней школы №59 г.Ярославля и дала

положительные результаты.



В раздел образования