Напоминание

"Формы, методы и средства эстетического воспитания дошкольников"


Автор: Маскалева Светлана Сергеевна
Должность: преподаватель дисциплин профессионального цикла
Учебное заведение: ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: методические рекомендации для студентов
Тема: "Формы, методы и средства эстетического воспитания дошкольников"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формы, методы и средства эстетического воспитания

дошкольников

Методические рекомендации для студентов

специальности Дошкольное образование

Ведущими методами для решения задач, направленных на приобщение

детей

к

искусству,

на

развитие

у

дошкольников

эстетического

вкуса,

понимание

прекрасного,

являются показ, наблюдение, объяснение, анализ,

пример взрослого.

Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с

предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить

объект

показа

и

создать

условия

для

того,

чтобы

внимание

детей

было

сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел

показывать

детям

свои

чувства,

свое

отношение,

владел

способами

выражения чувств. Выразительность интонации при чтении стихотворения,

искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при

встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое и эмоциональное

проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на

ребенка,

так

как

опирается

на

особенность

детства

-

подражательность.

Бесстрастный, неэмоциональный воспитатель не сможет пробудить в ребенке

чувства,

отношения.

Важная

профессиональная

черта

воспитателя

детей

дошкольного возраста, да и педагога вообще, - артистичность.

Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной

деятельности.

Для

решения

этих

задач

в

качестве

ведущих

требуются

практические

методы:

показ,

упражнение,

объяснение,

метод

поисковых

ситуаций.

Общий принцип отбора методов - находить такие методы и приемы,

которые

бы

поддерживали

у

детей желание

создавать

«произведения

искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать),

участвовать

в

художественной

деятельности

разных

видов.

Полезны

творческие задания.

Например, воспитатель предлагает ребенку: «Давай сочиним стихи про

котенка. Я начинаю, а ты продолжаешь. Подарили нам котенка. Ростом ровно

с...

(два

опенка).

Не

умеет

кушать

он,

а

кричит

как...

(телефон).

Вот

замечательно! Послушай, что у нас получилось». В этом примере творческое

задание подкреплялось приемами подсказки, побуждения и положительной

поддерживающей оценкой. Конечно, стихи сразу не складываются. Нужен

предварительный этап - подбора рифмы к словам. (Мама - панама, пышка-

книжка и т.п.). Можно использовать и чтение художественного произведения,

например

главы

«Как

Незнайка

сочинял

стихи»

из

книги

Н.

Носова

«Приключения Незнайки и его друзей».

Творческие

задания

можно

использовать

и

при

обучении

детей

танцевальным

движениям,

в

театрализованных

играх,

при

создании

музыкально-игровых

образов,

в

рисовании

при

подборе

материалов

для

изображения и др. Это очень эффективный педагогический прием, так как он

всегда вызывает у детей положительный эмоциональный настрой и интерес.

Но творческие задания и всякое проявление творчества обязательно

должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности.

Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то

творческое при всей условности понимания данного термина применительно

к

дошкольникам.

Потому и

нужны

методы

прямого

обучения:

показ,

упражнение, обследование предметов, описание. В этих случаях обучение

становится

одним

из факторов, стимулирующих творчество,

а творческие

задания придают обучению развивающий характер.

Формы организации эстетического воспитания

Эстетическое

воспитание

детей

в

дошкольном

у ч р е жд е нии

осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их

деятельностью,

способа

объединения

дошкольников,

вида

деятельности.

Воспитатель управляет процессом развития детей.

Э т о

и самостоятельная

художественная

деятельность,

и

работа,

которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель.

Э то

м о г у т

б ы т ь организованные

занятия

по

развитию

речи,

изобразительной деятельности, музыке. Они входят в обязательную «сетку»

недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработанному

содержанию и в порядке нарастания сложности.

Воспитатель организует

экскурсии в природу, к памятникам, в музей

(эта

форма

работы

с

детьми

может

осуществляться

и

родителями),

на

празднично украшенную улицу и т.д. Задача педагога - продумать содержание

экскурсии

с

учетом

законов

детского

восприятия,

воспитательных

задач.

Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ

размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не

только

сообщить

дошкольникам

новые

знания,

но

и

вызвать

у

них

эстетические чувства.

Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому

воспитанию,

- театрализованные

игры

и

игры-драматизации. Эти

игры

проходят под руководством воспитателя.

Значительное

место

в

педагогическом

процессе

дошкольного

учреждения и в жизни детей занимают праздники и развлечения.

Итак, эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть

организовано в разных формах, и, как было отмечено выше, эти формы

имеют свою классификацию.

1) По способу объединения детей:

Под прямым руководством взрослого: совместная деятельность детей и

взрослого:

- фронтальная,

- подгруппами,

- с одним ребенком

Под косвенным руководством взрослого:

- индивидуальная,

- по подгруппами,

2) По видам деятельности:

Под прямым руководством взрослого - занятия, экскурсии, праздники,

развлечения, игры, труд

Под

косвенным

руководством

взрослого

-

театрализованные

игры,

повторение занятий, праздников.

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления

детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных

явлениях, и средствами искусства.

Для

реализации

задач

эстетического

воспитания

детей

необходимы

определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и

развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и

значимости вряд ли может сравниться с другими.

Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных

отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую

речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной,

образной, интонационно богатой и доброжелательной.

Эстетика

быта

-

это

и

внешний

вид

человека.

Небрежность,

неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение

найти свой стиль - все это противоречит законом красоты.

Эстетика

быта

является

непременным

условием

для

эстетического

воспитания

ребенка,

тем

фоном,

который

закрепляет

или

разрушает

складывающиеся у него представления о красоте.

Мощным средством эстетического воспитания является природа.

Именно в ней можно увидеть гармонию - основу красоты: разнообразие

красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа - это условие для

всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится,

когда

взрослый

целенаправленно

использует

ее

«воспитательные

возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее.

Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу

ребенка.

Неоценимую

помощь

в

этом

ему

окажут

художественные

произведения

о

природе,

которые

он

должен

хорошо

знать

и

умело

использовать.

В

воспитании

средствами

природы

необходимо

не

только

пассивное

созерцательное,

но

и

действенное

начало

(беречь

природу,

помогать ей).

Общественная

жизнь,

труд

людей,

с

которыми

ребенок

постоянно

сталкивается, также является важным средством эстетического воспитания.

Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую

постройку, действовать дружно, быть внимательным друг к другу. Описание

труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомят дошкольников

с

этими

профессиями,

но

и

вызывают

желание

подражать

им.

Все

это

отражается

в

их

играх,

способствует

воспитанию

нравственных

и

эстетических чувств.

Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий,

в

процессе

которых

дети

получают

и

накапливают

необходимый

им

чувственный

опыт.

Экскурсии

при

правильной

подготовке

и

проведении

расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать,

что

составляет

основу

для

развития

творческого

воображения

и

способностей.

Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания

является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр,

кино.

Раннее

приобщение

детей

к

настоящему

высокому

искусству

способствует

зарождению

в

детской

душе

поистине

эстетического

восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает

жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.

С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество,

детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка.

Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые

глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. Музыка обостряет

эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же

невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» - в этом был

убежден В.А. Сухомлинский.

Условием

и

средством

эстетического

воспитания

является

и

художественная

деятельность

дошкольников,

как

организованная

воспитателем,

так

и

самостоятельная.

Изобразительное

искусство

необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы.

В

художественной

деятельности,

как

правило,

присутствуют

воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И тот и другой

необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись

воспроизводить, репродуцировать.

Итак,

нами

установлено,

что

методы

и

формы

эстетического

воспитания

базируются

на

эмоциональном

отношении,

связаны

с

преобразованием эстетического переживания, восходящим от более простых

к более сложным формам (от наблюдений к деятельности. Вместе с тем

обязательно

следует

учитывать

второй

план

этого

воспитания,

а

именно

рациональный,

основанный

на

использовании

коммуникативных

особенностей

слова.

Воздействие

словом

углубляет

тот

или

иной

воспитательный

прием,

корректирует

его

направленность,

позволяет

вовлекать в сферу эстетических переживаний новые стороны этого предмета.

Большое

значение

в

деле

эстетического

воспитания

имеет

учет

возрастных

особенностей

тех,

с

кем

имеет

дело

воспитатель.

Признав

переживание

особым

единством

объективного

и

субъективного,

мы,

естественно, соотносим избранный метод не только со сферой воспитания, но

и с духовным миром личности, с тем, на какой индивидуальной стадии

развития находится эта личность.

Основная задача эстетического воспитания состоит в формировании

творческого

отношения

к

действительности.

Развитие

эстетического

восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и

художественной деятельности.

Средства

эстетического

воспитания

-

быт,

природа,

искусство,

деятельность - эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи, но

перенасыщение

так

же

вредно

для

развития,

как

и

недостаток

эмоционального воздействия. Надо искать и находить золотую середину.



В раздел образования