Напоминание

Создание условий для педагогической деятельности


Автор: Шлычкова Ольга Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №20 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Саранск
Наименование материала: Методический кабинет ДОУ
Тема: Создание условий для педагогической деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методический кабинет ДОУ.

Создание условий для педагогической деятельности.

Методический кабинет современного ДОУ

должен рассматриваться как «… творческая

мастерская, где педагог может получить

методическую помощь»

Методический кабинет ДОУ – это:

- центр сбора педагогической информации (нормативные докуметы,

педагогическая и методическая литература, передовой педагогический опы и

т.д);

- центр повышения квалификации педагогов (обеспечение их творческой

работы, самообразования и совершенствования педагогического мастерства);

- центр анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в

дошкольном учреждении (методическое сопровождение педагогов,

осуществляющих инновационную и экспериментальную деятельность).

Руководство методическим кабинетом осуществляет старший воспитатель.

Целью деятельности методического кабинета является совершенствование

методической работы в ДОУ, создание единого информационного и

методического пространства.

Задачи методического кабинета:

- создание условий для непрерывного повышения квалификации

педагогических работников;

- создание условий для обучения всех участников образовательного процесса

новым технологиям обучения и воспитания;

- диагностирование запросов и корректировка методических затруднений

педагогов;

- развитие и поддержка инициативы педагогов, стремления к творческому

росту, проявления своей педагогической индивидуальности;

- распространение опыта работы лучших педагогов ДОУ.

Методический кабинет в соответствии с поставленными задачами

осуществляет деятельность по четырем направлениям:

* Научно-методическая деятельность:

- выявление, изучение и обобщение на технологическом уровне

педагогического опыта;

- выявление затруднений дидактического и методического характера в

образовательном процессе и подготовка мероприятий по их устранению;

- организация обучения, проведение семинаров. Консультаций по вопросам

использования в воспитательно- образовательном процессе аудиовизуальных

средств обучения и применения информационных технологий;

- организация процессов аттестации педагогических работников ДОУ;

- Осуществление методической поддержки педагогических работников,

ведущих инновационную деятельность.

* Аналитико-обобщающая деятельность по организации учета

педагогических кадров ДОУ:

- осуществление планово-прогностической деятельности для организации

функционирования ДОУ в режиме развития;

- определение направлений опытно-экспериментальной 9исследовательской)

деятельности;

- адаптирование программ, новых педагогических технологий и методик

обучения в связи с обновлением содержания дошкольного образования;

- составление методических рекомендаций по использованию наиболее

эффективных методов и форм обучения и воспитания детей.

* Информационно-методическая деятельность;

- формирование банка педагогической, нормативно-правовой и методической

информации;

- обеспечение информационных, учебно-методических и образовательных

потребностей педагогических работников;

- содействие повышению квалификации педагогических работников;

- формирование фонда обучающих видеофильмов и других аудиовизуальных

средств обучения для проведения образовательной деятельности;

- обеспечение фондов учебно-методической литературы.

* Организационно-методическая деятельность:

- участие в подготовке и проведении научно-практических конференций,

семинаров;

- сбор, обработка и анализ информации о результатах воспитательно-

образовательной работы;

- мониторинг состояния и формирование банка данных инновационной

работы;

- изучение и анализ состояния и результатов методической работы,

определение направлений ее совершенствования;

- прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и

профессиональной переподготовки педагогических работников.

* Диагностическая деятельность:

- комплексное оценивание педагогической деятельности и изучение

потенциальных возможностей работников ДОУ, выявление, обобщение и

распространение ППО;

- осуществление контроля и анализа состояния воспитательно-

образовательного процесса, его качества.

Свою деятельность методический кабинет осуществляет в соответствии с

разработанным положением и принципами организации методического

кабинета: доступностпи – методический кабинет должен быть доступен

каждому педагогу; научности и актуальности- метлодический кабинет

должен обеспечивать эффективаное и своевременное информирование о

новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике,

о нормативно-правовом и методическом обеспечении системы дошкольного

воспитания; наглядности – методический кабинет должекн содержать

документальное сопровождение воспитательно-образовательного процесса в

ДОУ (годовой план, материалы педсоветов и пр.); эстетичности – все

оформление методического кабинета должно быть выполнено в едином

стиле, со вкусом, располагать к беседе, творческой работе; креативности –

материал, представленный в кабинете, должен «провоцировать» педагогов на

творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства.

Условия нашего ДОУ позволяют организовать работу основного

методического кабинета и кабинетов-филиалов: изобразительной

деятельности; экологии; ознакомления дошкольников с ПДД, детская

библиотека, логопедическая зона, где частично представлены материалы по

направлениям деятельности. На все материалы имеется каталог, который

находится в доступном для каждого педагога месте.

У истоков своей деятельности в должности старшего воспитателя я работала

над дизайн-проектом методического кабинета. Целью которого являлось –

создание современного методического кабинета, который будет

«провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию

профессионального мастерства. Работа в рамках проекта позволила мне

сделать кабинет мобильным, более информативным и обогащенным

центром, доступным каждому педагогу. (фото общего вида) Именно здесь

проходят заседания структур, рождаются новые идеи, ведутся споры,

принимаются решения, обновляется и распространяется опыт, собирается

педагогическая информация, копится и совершенствуется методическая база.

Основной методический кабинет организован так, что воспитатели могут

посидеть там с книгой, поразмыслить, посоветоваться, получить

консультацию, новые знания, новые мысли. Здесь расставлены большие

удобные столы и стулья, светлые краски стен, интерьера создают спокойное и

радостное настроение.

Основным содержанием методического кабинета является программно-

методическое обеспечение и наглядно-практический материал, который

распределяется несколькими зонами (разделам, блокам).

1. Нормативные и инструктивные материалы;

2. Учебно-методическое обеспечение;

3. Дидактический и наглядно-иллюстративный материал (демонстрационный

и раздаточный);

4. Литература (педагогическая, методическая, справочная, детская);

5. Выставки;

6. Документация по содержанию работы ДОУ.

В методическом кабинете имеются дубликаты отдельных нормативных

документов касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми;

- Закон «Об Образовании»; ФГОС; Инструктивно-методические письма

Минобразования России (этот материал печатается в журналах «Дошкольное

воспитание», «Обруч» с приложением, в местных изданиях и др.

Данные материалы должны систематизироваться в соответствии с

федеральным, региональным, городским уровнями.

В полном объеме все документы регулирующие работу детского сада

хранятся у руководителя ДОУ.

Со всеми этими документами должны быть ознакомлены все сотрудники

ДОУ. Каждый воспитатель имеет возможность уточнить в этих документах

интересующие его вопросы, использовать их в своей работе. Нормативные и

инструктивные документы являются обязательными для выполнения.

В содержание учебно-методического обеспечения входят рекомендации по

каждому разделу программы Детство», опыт работы педагогов, комплексно-

тематические планы, циклы конспектов НООД и других форм организации

детской деятельности в разных возрастных группах. Хранятся материалы в

коробах, отражающих специфику программы и разделены по разделам.Здесь

же

представлены

материалы

инновационной

деятельности

ДОУ.

Особое

внимание уделено сбору и хранению материала в помощь педагогам по

реализации

регионального

компонента

(консультации,

рекомендации

по

организации

данной

работы

в

соответствии

с

возрастными

группами,

конспекты

НООД,

сценарии

праздников,

планы

работы

и

материалы

заседания

клубов

для

родителей

и

др..

Технологические

разработки,

материалы авторских проектов и т.д.. Главным документом в этом разделе

является

основная

общеобразовательная

программа,

разработанная

коллективом,

за

основу

взята

Примерная

образовательная

программа

дошкольного образования «Детство»: / Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В.

Солнцева и др.- СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», Издательство

РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 г.. Общий принцип систематизации

всего

материала

методического

кабинета

-

по

разделам

программы.

Раскладывается в папки и коробки. Периодически следует просматривать

содержание

методического

материала,

убирать

в

архив

старые,

невостребованные материалы.

Наглядно-иллюстративный

материал

представлен

следующими

компонентами:

- Картины демонстрационные и раздаточные, иллюстрации, технологические

карты, плакаты, комплекты фотографий, видеофильмы на дисках,

аудиозаписи ;

- Фото - альбомы и альбомы-пособия;

- Игрушки и игровые материалы для творческих игр детей тематические

игрушки: дидактическая кукла, постельные принадлежности, посуда;

игрушка- инструмент труда: швейная машинка, стиральная машинка;

игрушки-животные; технические игрушки; настольные игры; конструкторы;

игрушки-забавы; пособия для театрализованных игр;

- Предметы народного декоративно-прикладного искусства;

- Технические средства обучения (проектор, телевизор, магнитофон;

компьютер, сканер, и др.). Являются частью интерьера методического

кабинета.

Такие материалы лучше располагать по видам т.к. использование их

многофункционально.

Наглядный материал, хранящийся в методическом кабинете эстетически

оформлен. Имеется определенная система в распределении и поиске

наглядного материала. На весь наглядный материал имеется перечень на

некоторый картотеки. Например,. создана картотека демонстрационных

картин по разделам. Все картины в разных цветных окантовках, что сообщает

о их принадлежности к тому или иному разделу, на каждой картине

маркировка, в виде круга соответствующего цвета, цвет круга на картине

соответствует цвету круга в картотеке. Это позволяет воспитателю быстро

определить наличие картины, а разграничители отыскать место

расположения.

В кабинете имеется журнал регистрации востребованного наглядного

материала. Заполняется воспитателями и специалистами собственноручно.

Важное место в работе кабинета следует отвести правильной организации

библиотеки. Весь книжный фонд в нашем ДОУ разделен на три части:

педагогическая, методическая и справочная литература, периодика (находятся

в основном методическом кабинете) и детская литература (находится в

филиале – библиотека).

Методическая литература распределена по рубрикам, соответствующим

основным разделам программы «Детство» «Физическое развитие», «Игра»,

«Природный мир», «Речевое развитие» и т.д., можно по областям или

направлениям, а внутри уже дифференцировать. В методическом кабинете

есть раздел классиков зарубежной, русской и советской педагогики и

психологии; методики обучения и воспитания детей, раздел справочников и

словарей (Толковый словарь В. Даля), воспитание в семье, совместная работа

со школой. Некоторые книги представлены в нескольких экземплярах.

Значительное место в кабинете отведено периодическим изданиям

профессиональной направленности, таким как: «Дошкольное воспитание»,

«Обруч» с приложением, «Музыкальный руководитель», «Палитра»,

«Справочник старшего воспитателя», «Здоровье дошкольника», «Дошкольная

педагогика» и др., сгруппированы все журналы по годам выпуска, хранятся в

вертикальных лотках в свободном доступе для педагогов.

В библиотеку детской художественной литературы входят, прежде всего,

произведения рекомендованные программой «Детство». Кроме того имеются

сборники сказок, рассказы о животных, сборники малых фольклорных форм,

познавательная литература, произведения русских и зарубежных поэтов и

писателей. Расставлены детские книги в алфавитном порядке (по фамилиям

авторов) – можно по возрастному принципу. Работа старшего воспитателя

заключается в том, чтобы из массы имеющегося книжного фонда выбрать для

каждого педагога ту литературу, которая необходима в подготовке к

педсовету, родительскому собранию, занятию и т.д. Книжный фонд строго

учитывается. Форма учета может быть разной – журналы, папки, картотеки.

Для этого вся литература занесена в журнал регистрации методической

литературы, а периодика занесена в картотеку. Журнал оформляется

следующим образом: автор, название, издательство, год издания. В

картотечной карточке указывается: название статьи, автор название журнала,

номер издания, номер страницы, с какой начинается статья. Выбранная

педагогом литература или журнал регистрируется в формуляре педагога и

находится в его пользовании от одного до трех дней.

Для обеспечения гласности проводимой методической работы в кабинете

целесообразно оформить выставки, стенды, постеры. Они могут быть

постоянно-действующими и эпизодическими. Постоянные в нашем кабинете

выставки «Новинки литературы», «Календарь знаменательных дат и

памятных событий», «календарь спортивных событий и дней посвященных

здоровью», Календарь находится в открытом состоянии в методическом

кабинете и мне приходится наблюдать привлекательность этой выставки.

Кто-то из педагогов обращается к нему ежедневно, кто-то раз в неделю, в

месяц. Эта выставка расширяет кругозор педагогов, детей и родителей,

вносит изюминку в воспитательно-образовательный процесс. «Уголок

аттестуемого» (Приказ, положение, формы заявления, экспертных листов,

перспективный план аттестации педагогических работников), «Готовим

педсовет» (план проведения, план подготовки к педсовету, решение),

«Организационно-методическая работа» (тематические выставки, план

работы школы молодого воспитателя, открытые просмотры, годовые задачи,

семинары, консультации). Оформлен стенд для размещения необходимой

информации для педагогов, на который помещаю: расписание НООД, график

работы кружков, график проведения утренней гимнастики, сведения об

использовании комплексных и парциальных программ, циклограмму

контроля на месяц, план на месяц, сведения мероприятий по ДОУ, городу,

курсовая переподготовка. Постоянным является лишь название рубрики, а

материал и содержание меняются в соответствии с годовым планом. К

эпизодическим выставкам можно отнести следующие: «Передовой

педагогический опыт», «Готовимся к смотру конкурсу», «Внедряем ФГОС»,

«Супер-новинка» и др. Методические рубрики должны быть красочными, с

актуальными тематиками, грамотно и эстетично оформленными, чтобы

невольно привлекать внимание педагога. Для этого использую магнитную

доску, постер. Информацию размещаю на одном листе, где кратко и четко

изложено содержание, обязательно в печатном виде.

Услугами методического кабинета могут пользоваться педагоги,

организованные и неорганизованные родители.

Документация по содержанию работы методического кабинета имеется в

соответствии с номенклатурой. Все документы проиндексированы, что

облегчает поиск и контроль других организаций. Вся документация хранится

в папках с арочным механизмом, которые имеют один дизайн. Накопленный

педагогический опыт хранится в архивных коробах, промаркирован цифрой,

которая позволяет в перечне отыскать необходимое направление.

Для эффективного распределения времени работы методического кабинета

составлен график его работы , ежедневно определено время выдачи

литературы и пособий ( 12.00 до 15.00), работа с педагогами тех или иных

возрастных групп или Советов. Почему выбрано именно это время, понятно,

чтобы услугами кабинета могли воспользоваться педагоги, работающие как в

первую, так и во вторую смену. Неожиданный приход воспитателя нарушает

заранее спланированную деятельность старшего воспитателя и может

повлечь за собой целый ряд сбоев в плане его работы. Строгое соблюдение

времени выдачи литературы и пособий - это не формализм, а необходимое

требование научной организации труда старшего воспитателя и

воспитателей, позволяющее бережно относиться к рабочему времени. В

пятницу каждой недели отведено время в первой половине дня для занесения

литературы и периодики в картотеку, изучение новинок литературы.

Таким образом, при создании (или переоборудовании) методического

кабинета целесообразно выделить следующие этапы работы:

1. определить общий принцип расположения материала: по разделам

программы; по направлениям развития, а внутри по разделам программы; по

возрастам, а внутри каждого возраста – по разделам программы.

2. Систематизировать имеющийся материал по видам, составить картотеку.

3. разработать перспективный план пополнения материала, исходя из целей и

задач образовательной программы.

4. Систематизировать наглядные пособия по видам.

5. Продумать целесообразность размещения данного материала в

методическом кабинете или его филиале.

6. Составить каталог или перечень имеющегося материала, разработать план

его пополнения. гиперссылка

При структурировании материала методического кабинета важно

прислушиваться к мнению воспитателей, для которых он создан.

Периодически я анализирую характер обращения педагогов. Факты для

такого анализа я беру из журнала выдачи методических пособий, из

формуляров. Можно провести анкетирование среди воспитателей ,

попросить ответить на такие вопросы: Как часто вы пользуетесь материалами

методического кабинета; Удобно ли на ваш взгляд расположена литература

(наглядные пособия) в методическом кабинете; по каким разделам вы

пользуетесь материалом больше всего; По каким разделам требуется

дополнительный материал, какой; Чтобы вы изменили в размещении

материала.

Таким образом, если все перечисленные выше условия будут выполняться и

организовываться, то методический кабинет принесет огромную пользу в

деле повышения квалификации сотрудников, в деле сплочения коллектива

при решении конкретных задач. Сформированных в Уставе, программе

развития, годовом плане ДОУ.

Тринадцатилетний опыт работы в должности старшего воспитателя

позволяет мне уверенно говорить о том, что методический кабинет сам по

себе является активной формой методической работы с педагогами, который

считается многофункциональным по своему предназначению.

Двадцати трех летний опыт работы в должности старшего воспитателя

позволяет мне уверенно говорить о том, что методический кабинет сам по

себе является активной формой методической работы с педагогами, который

считается многофункциональным по своему предназначению.

работы в должности старшего воспитателя позволяет мне уверенно говорить

о том, что методический кабинет сам по себе является активной формой

методической работы с педагогами, который считается

многофункциональным по своему предназначению.

Правильно поставленная работа в методическом кабинете способствует

повышению методической подготовленности всего педагогического

коллектива в вопросах качества организации воспитательно-

образовательного процесса.

В нашем ДОУ методический (педагогический) кабинет является центром

всей методической работы, так как «ему принадлежит ведущая роль в

оказании действенной помощи воспитателям, в организации педагогического

процесса, в работе с родителями, в повышении педагогического мастерства и

организации самообразования». Именно здесь проходят заседания структур,

рождаются новые идеи, ведутся споры, принимаются решения, обновляется и

распространяется опыт, собирается педагогическая информация, копится и

совершенствуется методическая база.

Задачами старшего воспитателя ДОУ является создание условий для того

чтобы накопленный педагогический опыт стал «живым», доступным для его

реализации воспитателями в работе с детьми.

Старшему воспитателю необходимо соблюдать требования к содержанию

материала, находящегося в кабинете, сделать его доступным, тщательно

продумывать и систематизацию и расположение, научить воспитателей

творчески применять этот материал в работе с детьми.

Методический кабинет призван обеспечить:

- достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных

государством образовательных стандартов;

- построение образовательного стандарта на основе приоритета

общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; свободного

развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к

правам и свободам человека, любви к окружающей природе Родине, семье;

воспитание за свое здоровье, формирование здорового образа жизни;

- адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития

воспитанников;

- эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках,

технологиях, организации и мониторинге образовательного процесса.



В раздел образования