Автор: Шлычкова Ольга Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №20 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Саранск
Наименование материала: Методический кабинет ДОУ
Тема: Создание условий для педагогической деятельности
Раздел: дошкольное образование
Методический кабинет ДОУ.
Создание условий для педагогической деятельности.
Методический кабинет современного ДОУ
должен рассматриваться как «… творческая
мастерская, где педагог может получить
методическую помощь»
Методический кабинет ДОУ – это:
- центр сбора педагогической информации (нормативные докуметы,
педагогическая и методическая литература, передовой педагогический опы и
т.д);
- центр повышения квалификации педагогов (обеспечение их творческой
работы, самообразования и совершенствования педагогического мастерства);
- центр анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в
дошкольном учреждении (методическое сопровождение педагогов,
осуществляющих инновационную и экспериментальную деятельность).
Руководство методическим кабинетом осуществляет старший воспитатель.
Целью деятельности методического кабинета является совершенствование
методической работы в ДОУ, создание единого информационного и
методического пространства.
Задачи методического кабинета:
- создание условий для непрерывного повышения квалификации
педагогических работников;
- создание условий для обучения всех участников образовательного процесса
новым технологиям обучения и воспитания;
- диагностирование запросов и корректировка методических затруднений
педагогов;
- развитие и поддержка инициативы педагогов, стремления к творческому
росту, проявления своей педагогической индивидуальности;
- распространение опыта работы лучших педагогов ДОУ.
Методический кабинет в соответствии с поставленными задачами
осуществляет деятельность по четырем направлениям:
* Научно-методическая деятельность:
- выявление, изучение и обобщение на технологическом уровне
педагогического опыта;
- выявление затруднений дидактического и методического характера в
образовательном процессе и подготовка мероприятий по их устранению;
- организация обучения, проведение семинаров. Консультаций по вопросам
использования в воспитательно- образовательном процессе аудиовизуальных
средств обучения и применения информационных технологий;
- организация процессов аттестации педагогических работников ДОУ;
- Осуществление методической поддержки педагогических работников,
ведущих инновационную деятельность.
* Аналитико-обобщающая деятельность по организации учета
педагогических кадров ДОУ:
- осуществление планово-прогностической деятельности для организации
функционирования ДОУ в режиме развития;
- определение направлений опытно-экспериментальной 9исследовательской)
деятельности;
- адаптирование программ, новых педагогических технологий и методик
обучения в связи с обновлением содержания дошкольного образования;
- составление методических рекомендаций по использованию наиболее
эффективных методов и форм обучения и воспитания детей.
* Информационно-методическая деятельность;
- формирование банка педагогической, нормативно-правовой и методической
информации;
- обеспечение информационных, учебно-методических и образовательных
потребностей педагогических работников;
- содействие повышению квалификации педагогических работников;
- формирование фонда обучающих видеофильмов и других аудиовизуальных
средств обучения для проведения образовательной деятельности;
- обеспечение фондов учебно-методической литературы.
* Организационно-методическая деятельность:
- участие в подготовке и проведении научно-практических конференций,
семинаров;
- сбор, обработка и анализ информации о результатах воспитательно-
образовательной работы;
- мониторинг состояния и формирование банка данных инновационной
работы;
- изучение и анализ состояния и результатов методической работы,
определение направлений ее совершенствования;
- прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и
профессиональной переподготовки педагогических работников.
* Диагностическая деятельность:
- комплексное оценивание педагогической деятельности и изучение
потенциальных возможностей работников ДОУ, выявление, обобщение и
распространение ППО;
- осуществление контроля и анализа состояния воспитательно-
образовательного процесса, его качества.
Свою деятельность методический кабинет осуществляет в соответствии с
разработанным положением и принципами организации методического
кабинета: доступностпи – методический кабинет должен быть доступен
каждому педагогу; научности и актуальности- метлодический кабинет
должен обеспечивать эффективаное и своевременное информирование о
новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике,
о нормативно-правовом и методическом обеспечении системы дошкольного
воспитания; наглядности – методический кабинет должекн содержать
документальное сопровождение воспитательно-образовательного процесса в
ДОУ (годовой план, материалы педсоветов и пр.); эстетичности – все
оформление методического кабинета должно быть выполнено в едином
стиле, со вкусом, располагать к беседе, творческой работе; креативности –
материал, представленный в кабинете, должен «провоцировать» педагогов на
творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства.
Условия нашего ДОУ позволяют организовать работу основного
методического кабинета и кабинетов-филиалов: изобразительной
деятельности; экологии; ознакомления дошкольников с ПДД, детская
библиотека, логопедическая зона, где частично представлены материалы по
направлениям деятельности. На все материалы имеется каталог, который
находится в доступном для каждого педагога месте.
У истоков своей деятельности в должности старшего воспитателя я работала
над дизайн-проектом методического кабинета. Целью которого являлось –
создание современного методического кабинета, который будет
«провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию
профессионального мастерства. Работа в рамках проекта позволила мне
сделать кабинет мобильным, более информативным и обогащенным
центром, доступным каждому педагогу. (фото общего вида) Именно здесь
проходят заседания структур, рождаются новые идеи, ведутся споры,
принимаются решения, обновляется и распространяется опыт, собирается
педагогическая информация, копится и совершенствуется методическая база.
Основной методический кабинет организован так, что воспитатели могут
посидеть там с книгой, поразмыслить, посоветоваться, получить
консультацию, новые знания, новые мысли. Здесь расставлены большие
удобные столы и стулья, светлые краски стен, интерьера создают спокойное и
радостное настроение.
Основным содержанием методического кабинета является программно-
методическое обеспечение и наглядно-практический материал, который
распределяется несколькими зонами (разделам, блокам).
1. Нормативные и инструктивные материалы;
2. Учебно-методическое обеспечение;
3. Дидактический и наглядно-иллюстративный материал (демонстрационный
и раздаточный);
4. Литература (педагогическая, методическая, справочная, детская);
5. Выставки;
6. Документация по содержанию работы ДОУ.
В методическом кабинете имеются дубликаты отдельных нормативных
документов касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми;
- Закон «Об Образовании»; ФГОС; Инструктивно-методические письма
Минобразования России (этот материал печатается в журналах «Дошкольное
воспитание», «Обруч» с приложением, в местных изданиях и др.
Данные материалы должны систематизироваться в соответствии с
федеральным, региональным, городским уровнями.
В полном объеме все документы регулирующие работу детского сада
хранятся у руководителя ДОУ.
Со всеми этими документами должны быть ознакомлены все сотрудники
ДОУ. Каждый воспитатель имеет возможность уточнить в этих документах
интересующие его вопросы, использовать их в своей работе. Нормативные и
инструктивные документы являются обязательными для выполнения.
В содержание учебно-методического обеспечения входят рекомендации по
каждому разделу программы Детство», опыт работы педагогов, комплексно-
тематические планы, циклы конспектов НООД и других форм организации
детской деятельности в разных возрастных группах. Хранятся материалы в
коробах, отражающих специфику программы и разделены по разделам.Здесь
же
представлены
материалы
инновационной
деятельности
ДОУ.
Особое
внимание уделено сбору и хранению материала в помощь педагогам по
реализации
регионального
компонента
(консультации,
рекомендации
по
организации
данной
работы
в
соответствии
с
возрастными
группами,
конспекты
НООД,
сценарии
праздников,
планы
работы
и
материалы
заседания
клубов
для
родителей
и
др..
Технологические
разработки,
материалы авторских проектов и т.д.. Главным документом в этом разделе
является
основная
общеобразовательная
программа,
разработанная
коллективом,
за
основу
взята
Примерная
образовательная
программа
дошкольного образования «Детство»: / Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В.
Солнцева и др.- СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», Издательство
РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 г.. Общий принцип систематизации
всего
материала
методического
кабинета
-
по
разделам
программы.
Раскладывается в папки и коробки. Периодически следует просматривать
содержание
методического
материала,
убирать
в
архив
старые,
невостребованные материалы.
Наглядно-иллюстративный
материал
представлен
следующими
компонентами:
- Картины демонстрационные и раздаточные, иллюстрации, технологические
карты, плакаты, комплекты фотографий, видеофильмы на дисках,
аудиозаписи ;
- Фото - альбомы и альбомы-пособия;
- Игрушки и игровые материалы для творческих игр детей тематические
игрушки: дидактическая кукла, постельные принадлежности, посуда;
игрушка- инструмент труда: швейная машинка, стиральная машинка;
игрушки-животные; технические игрушки; настольные игры; конструкторы;
игрушки-забавы; пособия для театрализованных игр;
- Предметы народного декоративно-прикладного искусства;
- Технические средства обучения (проектор, телевизор, магнитофон;
компьютер, сканер, и др.). Являются частью интерьера методического
кабинета.
Такие материалы лучше располагать по видам т.к. использование их
многофункционально.
Наглядный материал, хранящийся в методическом кабинете эстетически
оформлен. Имеется определенная система в распределении и поиске
наглядного материала. На весь наглядный материал имеется перечень на
некоторый картотеки. Например,. создана картотека демонстрационных
картин по разделам. Все картины в разных цветных окантовках, что сообщает
о их принадлежности к тому или иному разделу, на каждой картине
маркировка, в виде круга соответствующего цвета, цвет круга на картине
соответствует цвету круга в картотеке. Это позволяет воспитателю быстро
определить наличие картины, а разграничители отыскать место
расположения.
В кабинете имеется журнал регистрации востребованного наглядного
материала. Заполняется воспитателями и специалистами собственноручно.
Важное место в работе кабинета следует отвести правильной организации
библиотеки. Весь книжный фонд в нашем ДОУ разделен на три части:
педагогическая, методическая и справочная литература, периодика (находятся
в основном методическом кабинете) и детская литература (находится в
филиале – библиотека).
Методическая литература распределена по рубрикам, соответствующим
основным разделам программы «Детство» «Физическое развитие», «Игра»,
«Природный мир», «Речевое развитие» и т.д., можно по областям или
направлениям, а внутри уже дифференцировать. В методическом кабинете
есть раздел классиков зарубежной, русской и советской педагогики и
психологии; методики обучения и воспитания детей, раздел справочников и
словарей (Толковый словарь В. Даля), воспитание в семье, совместная работа
со школой. Некоторые книги представлены в нескольких экземплярах.
Значительное место в кабинете отведено периодическим изданиям
профессиональной направленности, таким как: «Дошкольное воспитание»,
«Обруч» с приложением, «Музыкальный руководитель», «Палитра»,
«Справочник старшего воспитателя», «Здоровье дошкольника», «Дошкольная
педагогика» и др., сгруппированы все журналы по годам выпуска, хранятся в
вертикальных лотках в свободном доступе для педагогов.
В библиотеку детской художественной литературы входят, прежде всего,
произведения рекомендованные программой «Детство». Кроме того имеются
сборники сказок, рассказы о животных, сборники малых фольклорных форм,
познавательная литература, произведения русских и зарубежных поэтов и
писателей. Расставлены детские книги в алфавитном порядке (по фамилиям
авторов) – можно по возрастному принципу. Работа старшего воспитателя
заключается в том, чтобы из массы имеющегося книжного фонда выбрать для
каждого педагога ту литературу, которая необходима в подготовке к
педсовету, родительскому собранию, занятию и т.д. Книжный фонд строго
учитывается. Форма учета может быть разной – журналы, папки, картотеки.
Для этого вся литература занесена в журнал регистрации методической
литературы, а периодика занесена в картотеку. Журнал оформляется
следующим образом: автор, название, издательство, год издания. В
картотечной карточке указывается: название статьи, автор название журнала,
номер издания, номер страницы, с какой начинается статья. Выбранная
педагогом литература или журнал регистрируется в формуляре педагога и
находится в его пользовании от одного до трех дней.
Для обеспечения гласности проводимой методической работы в кабинете
целесообразно оформить выставки, стенды, постеры. Они могут быть
постоянно-действующими и эпизодическими. Постоянные в нашем кабинете
выставки «Новинки литературы», «Календарь знаменательных дат и
памятных событий», «календарь спортивных событий и дней посвященных
здоровью», Календарь находится в открытом состоянии в методическом
кабинете и мне приходится наблюдать привлекательность этой выставки.
Кто-то из педагогов обращается к нему ежедневно, кто-то раз в неделю, в
месяц. Эта выставка расширяет кругозор педагогов, детей и родителей,
вносит изюминку в воспитательно-образовательный процесс. «Уголок
аттестуемого» (Приказ, положение, формы заявления, экспертных листов,
перспективный план аттестации педагогических работников), «Готовим
педсовет» (план проведения, план подготовки к педсовету, решение),
«Организационно-методическая работа» (тематические выставки, план
работы школы молодого воспитателя, открытые просмотры, годовые задачи,
семинары, консультации). Оформлен стенд для размещения необходимой
информации для педагогов, на который помещаю: расписание НООД, график
работы кружков, график проведения утренней гимнастики, сведения об
использовании комплексных и парциальных программ, циклограмму
контроля на месяц, план на месяц, сведения мероприятий по ДОУ, городу,
курсовая переподготовка. Постоянным является лишь название рубрики, а
материал и содержание меняются в соответствии с годовым планом. К
эпизодическим выставкам можно отнести следующие: «Передовой
педагогический опыт», «Готовимся к смотру конкурсу», «Внедряем ФГОС»,
«Супер-новинка» и др. Методические рубрики должны быть красочными, с
актуальными тематиками, грамотно и эстетично оформленными, чтобы
невольно привлекать внимание педагога. Для этого использую магнитную
доску, постер. Информацию размещаю на одном листе, где кратко и четко
изложено содержание, обязательно в печатном виде.
Услугами методического кабинета могут пользоваться педагоги,
организованные и неорганизованные родители.
Документация по содержанию работы методического кабинета имеется в
соответствии с номенклатурой. Все документы проиндексированы, что
облегчает поиск и контроль других организаций. Вся документация хранится
в папках с арочным механизмом, которые имеют один дизайн. Накопленный
педагогический опыт хранится в архивных коробах, промаркирован цифрой,
которая позволяет в перечне отыскать необходимое направление.
Для эффективного распределения времени работы методического кабинета
составлен график его работы , ежедневно определено время выдачи
литературы и пособий ( 12.00 до 15.00), работа с педагогами тех или иных
возрастных групп или Советов. Почему выбрано именно это время, понятно,
чтобы услугами кабинета могли воспользоваться педагоги, работающие как в
первую, так и во вторую смену. Неожиданный приход воспитателя нарушает
заранее спланированную деятельность старшего воспитателя и может
повлечь за собой целый ряд сбоев в плане его работы. Строгое соблюдение
времени выдачи литературы и пособий - это не формализм, а необходимое
требование научной организации труда старшего воспитателя и
воспитателей, позволяющее бережно относиться к рабочему времени. В
пятницу каждой недели отведено время в первой половине дня для занесения
литературы и периодики в картотеку, изучение новинок литературы.
Таким образом, при создании (или переоборудовании) методического
кабинета целесообразно выделить следующие этапы работы:
1. определить общий принцип расположения материала: по разделам
программы; по направлениям развития, а внутри по разделам программы; по
возрастам, а внутри каждого возраста – по разделам программы.
2. Систематизировать имеющийся материал по видам, составить картотеку.
3. разработать перспективный план пополнения материала, исходя из целей и
задач образовательной программы.
4. Систематизировать наглядные пособия по видам.
5. Продумать целесообразность размещения данного материала в
методическом кабинете или его филиале.
6. Составить каталог или перечень имеющегося материала, разработать план
его пополнения. гиперссылка
При структурировании материала методического кабинета важно
прислушиваться к мнению воспитателей, для которых он создан.
Периодически я анализирую характер обращения педагогов. Факты для
такого анализа я беру из журнала выдачи методических пособий, из
формуляров. Можно провести анкетирование среди воспитателей ,
попросить ответить на такие вопросы: Как часто вы пользуетесь материалами
методического кабинета; Удобно ли на ваш взгляд расположена литература
(наглядные пособия) в методическом кабинете; по каким разделам вы
пользуетесь материалом больше всего; По каким разделам требуется
дополнительный материал, какой; Чтобы вы изменили в размещении
материала.
Таким образом, если все перечисленные выше условия будут выполняться и
организовываться, то методический кабинет принесет огромную пользу в
деле повышения квалификации сотрудников, в деле сплочения коллектива
при решении конкретных задач. Сформированных в Уставе, программе
развития, годовом плане ДОУ.
Тринадцатилетний опыт работы в должности старшего воспитателя
позволяет мне уверенно говорить о том, что методический кабинет сам по
себе является активной формой методической работы с педагогами, который
считается многофункциональным по своему предназначению.
Двадцати трех летний опыт работы в должности старшего воспитателя
позволяет мне уверенно говорить о том, что методический кабинет сам по
себе является активной формой методической работы с педагогами, который
считается многофункциональным по своему предназначению.
работы в должности старшего воспитателя позволяет мне уверенно говорить
о том, что методический кабинет сам по себе является активной формой
методической работы с педагогами, который считается
многофункциональным по своему предназначению.
Правильно поставленная работа в методическом кабинете способствует
повышению методической подготовленности всего педагогического
коллектива в вопросах качества организации воспитательно-
образовательного процесса.
В нашем ДОУ методический (педагогический) кабинет является центром
всей методической работы, так как «ему принадлежит ведущая роль в
оказании действенной помощи воспитателям, в организации педагогического
процесса, в работе с родителями, в повышении педагогического мастерства и
организации самообразования». Именно здесь проходят заседания структур,
рождаются новые идеи, ведутся споры, принимаются решения, обновляется и
распространяется опыт, собирается педагогическая информация, копится и
совершенствуется методическая база.
Задачами старшего воспитателя ДОУ является создание условий для того
чтобы накопленный педагогический опыт стал «живым», доступным для его
реализации воспитателями в работе с детьми.
Старшему воспитателю необходимо соблюдать требования к содержанию
материала, находящегося в кабинете, сделать его доступным, тщательно
продумывать и систематизацию и расположение, научить воспитателей
творчески применять этот материал в работе с детьми.
Методический кабинет призван обеспечить:
- достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных
государством образовательных стандартов;
- построение образовательного стандарта на основе приоритета
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; свободного
развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей природе Родине, семье;
воспитание за свое здоровье, формирование здорового образа жизни;
- адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития
воспитанников;
- эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках,
технологиях, организации и мониторинге образовательного процесса.