Автор: Рыбина Галина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования по изо
Учебное заведение: МБОУ ДО ДДТ
Населённый пункт: г.Новый Уренгой Тюменская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Использование современных инновационых технологий в обучении изобразительному искусству"
Раздел: дополнительное образование
Доклад:"Использование современных инновационных технологий в обучении
изобразительному искусству ."
Рыбина Галина Николаевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ
Я – педагог изобразительного искусства . Моя педагогическая деятельность
направлена на формирования устойчивого интереса детей к изобразительному искусству,
художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса,
интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала. Свою задачу, как
учитель, я вижу в том, чтобы формировать духовную культуру личности школьников,
приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным
наследием, а также формировать пространственное воображение, развивать навыки
творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему.
Изобразительное искусство - сложный предмет, который содержит в себе знания о
композиции, о пропорциях, о перспективе и т.д. Задача - формировать способность
действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного
общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более
результативным.
Современный ребенок живет в мире технологичных символов и знаков, в мире
электронной культуры. Педагог должен быть вооружен современными методиками и
новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И
одной из таких методик сегодня является интеграция медиа - образования в систему
работы педагога. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в
"электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и
анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть
одна из важнейших задач . Именно поэтому я сторонник использования ИКТ при
подготовке и проведении занятий ИЗО.
Педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение
педагогической практики, повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно
решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в
современной школе применяют многочисленные инновационные технологии:
Метод проектов;
Обучение в сотрудничестве;
Дифференцированное обучение; ;
Модульное обучение и т.д.
Применение этих инноваций трудно представить без технологии мультимедиа.
Появилась возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал
(слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам). Так как уроки
изобразительного искусства построены на зрительном ряде, использование возможностей
мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку, где используется
наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера,
архитектора, не требуя при этом материалов, которые порой детям не доступны. При этом
надо учитывать, что компьютер не может заменить учителя, а лишь дополняет его.
Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры,
постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность
учащегося.
В результате можно определить формы применения компьютера на уроках ИЗО:
Как источник информации
Поддержка педагога
Организация проектной деятельности учащегося
Использование графических программ, в качестве инструмента художественной
деятельности.
В соответствии с Законом РФ "Об образовании и требованиями к системе
образования", возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию
изобразительного искусства в дополнительном образовании. Это во многом определяет
успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в
рамках регионального компонента.
Занятие становится более результативным, так как в его основу положено следующее:
Привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической
техники, повышающих интерес к изучаемой теме;
Принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и
применение полученной информации;
Проведение занятия с мультимедиа выступлением;
Выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся.
Новое поколение обучающихся с интересом вовлекаются в сферу мультимедиа-
технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность,
мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового.
В зависимости от типологии занятия используются различные фильмы- презентации,
слайд-фильмы или тестовые задания.
Фильм-презентация - может использоваться на уроках лекциях, беседах об искусстве,
вернисаже. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментариями пндагога.
При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы,
делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.
Мультимедийная презентация - один из эффективных методов организации обучения
на уроках, мощное педагогическое средство.
Напомним известную фразу К.Д. Ушинского:
"Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не
известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с
картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку
очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную
картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться
слова (а таких классов у нас не надо искать), начните показывать картинки, и класс
заговорит, а главное, заговорит свободно:".
Слайд-фильм - используется на всех занятиях, можно включать в любой этап занятия.
При просмотре слайд-фильма учащиеся включаются в работу как правило сразу. Идеально
подходит на занятия поэтапного рисования. Компьютер также может использовать
и сам учащийся в качестве выполнения домашнего задания (проект). Тем самым
показывая высокий уровень самостоятельности - творческий. Графический редактор
"Paint", чаще всего используется на уроках информатики, когда изучаются темы по
компьютерной графике. В результате занятия по компьютерной графике позволяют
учащимся реализовывать свой творческий потенциал в новом виде ИЗО. Возможности
компьютера неисчерпаемы, это действительно мощное средство, как в качестве получения
информации, так и в качестве инструмента художественной деятельности.
Преимущества использования компьютерных технологий на занятиях
изобразительного искусства очевидны:
возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность
рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют
детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;
применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и
заинтересовать детей.
Информационные технологии - это процесс подготовки и передачи информации
учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным
обеспечением. Это позволяет решать новые, не решённые ранее задачи. Учить детей
радостно, без принуждений - возможно, если в своей работе педагог использует новые
технологии. "Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела
достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь
сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни". Е.И.Рерих
Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит
"живого" общения педагога с ребенком.