Напоминание

Кукла в жизни ребенка


Автор: Аракелян Лусине Романовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1557 имени П.Л.Капицы
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: Кукла в жизни ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБОУ Школа №1557 имени П. Л. Капицы

Автор проекта

Воспитатель: Л. Р. Аракелян

Москва 2019

ПРОЕКТ

«КУКЛА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА»

1.

Актуальность проекта………………………………………………….3стр

2.

Проблема………………………………………………………….........4 стр

3.

Цель, задачи…………………………………………………………….5 стр

4.

Формы работы………………………………………………………….6 стр

5.

Этапы реализации проекта……………………………………….....7-8 стр

6.

Ожидаемые результаты……………………………………………...8-9 стр

7.

Материально-техническое

и

научно-методическое

обеспечение

проекта…………………………………………………………………. 9стр

8.

Описание проекта………………………………………………….10-12стр

9.

Достигнутые результаты……………………………………..........12-13стр

10.Продукт проекта……………………………………………………..14 стр

11.Фото проекта………………………………………………….........15-26стр

12.Сведения об авторе……………………………………………………27стр

13.Опрос детей в игровой форме(приложение №1)……..……………..28стр

14.Перспективный

план

работы

с

детьми

по

теме

«Кукла

в

жизни

ребёнка»(приложение №2)….. ……………………………….......29-33 стр

15.Перспективный план работы с родителями

(приложение №3)………………………………………………………...34-35стр

16.Перспективный план работы с воспитателями

(приложение №4)…………………………………………………………….36стр

1

Актуальность.

Пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов - это кукла.

В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Куклы

отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и

своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала.

Они

бывают

тряпичными,

пластмассовыми,

фарфоровыми,

резиновыми,

деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера - от крохотных

пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут

изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И,

наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет

суть игры и роль самой куклы в этой игре.

Кукла по сути своей -

отражение образа человека. Играя с куклами, ребенок включается в мир

людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует,

воспроизводит

действия

знакомых

людей

или

сказочных

персонажей,

вкладывает в уста куклы,

свои слова, мысли, переживания, через куклу в

душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке - красивом и

некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.

Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой

социализации.

Каждое

поколение,

развиваясь

из

своего

детства,

своего

культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство

другому

поколению

«куклу-знак».

Разнообразие

ролей,

приписываемых

кукле, бесконечно.

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая

древняя

и

наиболее

популярная

игрушка.

Кукла

обладает

огромным

педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию

детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является

партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь

полноправными членами общества.

2

Постановка проблемы

Современные дети несмотря на обилие игрушек в магазине стали играть не

меньше, а хуже. Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных

игровых форм - шалостей, проказ, забав...

Анализ игровой деятельности детей нашей группы выявил, что по- прежнему

самой популярной игрой является кукла. Кукла – одна из немногих, которую

ребёнок выбирает сам, и потому способы игры с ней продиктованы его

фантазией, воображением, выдумкой. В игре раскрывается динамика образа

куклы, её субъективно – объективный смысл. Для каждого ребёнка она

является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет

представление о его собственной человеческой сущности.

Имея большой накопленный опыт по теме «Народная кукла», мы решили

продолжить свою работу в следующем проекте «Кукла в жизни ребёнка»,

немного его осовременить. В своём проекте мы хотим расширить знания о

современной кукле, научить детей использовать куклу по назначению в

игровой деятельности,

сформировать личностные качества.

Мы включаем кукол в жизнь детей, делает участниками детской жизни.

Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто

быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается

с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем

как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с

ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию

устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается

мелкая моторика ребёнка. Держа в руках игрушки и имея дело с

декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое,

высокое – низкое.

Работа по теме проекта «Кукла в жизни ребёнка» реализуется через

образовательные области:

«Коммуникация»

«Познание»

«Чтение художественной литературы»

«Социализация»

«Труд»

«Безопасность»

«Художественное творчество»

«Музыка»

«физическая культура»

3

«Здоровье»

Цель проекта:

Побуждение интереса к кукле, обогащение и систематизация знаний детей,

родителей и педагогов о кукле.

Задачи проекта:

С детьми:

Развивать игровые, познавательные, коммуникативные способности с

учётом их индивидуальных способностей;

Формировать знания о образах кукол в литературных и музыкальных

произведениях;

Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное

отношение к куклам;

С родителями:

Дать родителям знания о значении куклы, ее роли в игре ребенка:

помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек,

сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него;

Привлечь родителей к выполнению общего интересного дела.

С воспитателями:

определить значимость куклы в жизни детей;

собрать информацию о разнообразии кукол.

Предметно-развивающая среда:

обновление и обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Участники проекта:

Дети 5-6 лет (старшая группа).

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

4

Формы работы

с

воспитателями

Формы работы

с

воспитателями

Консультации;

Выступление на педсовете;

Мастер - класс.

Формы

работы с

родителями

Формы

работы с

родителями

Анкетирование;

Беседы;

Консультации;

Совместные праздники и развлечения;

Родительское собрание;

Конкурсы и выставки.

Срок реализации проекта: Долгосрочный (с января 2019г. по май 2019г.)

Работа по проекту велась по трём направлениям:

5

Работа с

детьми

Работа с

воспитателями

Работа с

родителями

Формы работы

с детьми

Формы работы

с детьми

Совместная деятельность воспитателей и детей;

ННОД;

Игровая деятельность;

Праздники и развлечения;

Музыкальные досуги.

Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный. (январь)

Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла.»

Подбор методической, научно-популярной и художественной

литературы, иллюстрированного материала по данной теме;

Определение цели и задач проекта;

Составление плана работы над проектом. Учитывается мнение всех

родителей и педагогов;

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств,

необходимых для реализации проекта, определение содержания

деятельности всех участников проекта.

Второй этап – основной. (февраль-апрель)

Подбор дидактических и развивающих игр по теме «Кукла в жизни

ребёнка»;

Разработка и реализация конспектов ННОД;

Подбор и выставка художественной литературы и музыкальных

произведений;

Изготовление практического материала по теме.

Третий этап – заключительный. (май)

Обобщение результатов проекта;

Презентация проекта.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети:

Развитие устойчивого интереса к куклам;

Проявление доброты, заботы, бережного отношения к куклам;

Развитие речевой активность детей в разных видах деятельности;

Знание детьми стихов, песенок, загадок, сюжетно-ролевых игр с

куклами;

Создание выставок детских работ.

6

Родители:

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и

сотрудничества с ребенком в семье;

Повышение компетентности родителей при выборе игрушки.

Воспитатели:

Побуждать воспитателей использовать куклу в педагогическом

процессе, применять модель включения куклы в педагогический

процесс

детского сада, включающую три направления работы с детьми:

формирование знаний и интереса к кукле, развитие способов

взаимодействия с куклой, «деятельность ради куклы».

Предметно-развивающая среда:

Оформление картотеки «Дидактические игры с куклой»

Оформление картотеки стихов, пословиц, загадок о кукле

Оформление картотеки «Куклы наших мама»

Разработка серии игр «Одень куклу»;

Изготовление игрушек – забав по русским народным сказкам,

профессиям.

Научно-методическое обеспечение проекта:

1.

«Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании» Е.Ю.

Морозова, Москва, «Школьная Пресса», 2011 год.

2.

«Играем вместе с ребёнком. Воспитание игрой.» Абраменкова В.В. м.:

Лепта, 2008год.

3.

«Образная игрушка в играх дошкольников», Васильева О.К., Детство,

2003 год;

4.

«Мне нравится в неё играть» Соловьёва Е., 2002 год;

5.

«Я познаю мир», Детская энциклопедия, Н.Г. Юрина, 1998 год.

6.

Горичева В.С. Куклы./ Художник В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия

развития», «Академия» К. 1999 с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»);

Материально-техническое обеспечение проекта:

1.

Куклы, атрибуты для игры с куклой;

2.

Альбомы с изображением кукол;

3.

Дидактические игры;

4.

Атрибуты для театрализованной деятельности;

5.

Мультимедийное оборудование (проектор и экран).

7

Описание проекта «Кукла в жизни ребёнка»

Первый этап – подготовительный. (январь)

Опрос детей в игровой форме:

Работая над проектом, мы провели опрос в игровой форме на тему «Моя

любимая кукла».

(Приложение №1). Опрос показал, что у большинства детей любимой

игрушкой является кукла.

Подобрана методическая, научно-популярная и художественная

литература, иллюстрированный материал по данной теме;

Определены цели и задачи проекта;

Разработан план работы с детьми по теме проекта (приложение №2);

Разработан план работы с родителями (приложение № 3);

Разработан план работы с воспитателями (приложение №4)

Второй этап – основной.

В ходе работы над проектом мы включали кукол в жизнь детей, делали

участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети

занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на

занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и

умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и

укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании

диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его

словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка.

Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и

сенсорно познают большое и маленькое, высокое – низкое.

В соответствии с планом составлены конспекты НОД

Разработана серия игр «Одень куклу». Конечно же все детки не любят

одеваться, и это далеко не секрет. В каждой игре серии «Одень куклу» есть

свой стишок, который помогает сделать процесс одевания и раздевания более

весёлым и интересным.

В ходе реализации проекта мы играли с детьми в:

дидактические игры «Купаем куклу», «Кукла Оля обедает»,

«Накормим куклу Машу», «Кукла хочет спать», «Стирка одежды»,

«Кукла заболела» «Расти, коса, до пояса».

сюжетно-ролевые игры «Готовим для кукол обед», «Куклы пришли с

прогулки», «К кукле в гости», «Укладываем куклу спать».

Совместная деятельность воспитателя с детьми: «Укрась платье куле Кати»,

«Кукла катя идёт на бал», «Кроватка для кукол» ( продуктивно-

конструктивная деятельность), «Посуда для кукол», «Укрась фартук для

куклы».

8

Серия дидктических игр «Одень куклу»

При активном участии родителей созданы картотеки «Куклы наших мам»,

подобраны раскраски и иллюстрации на тему: «Кукла в жизни ребёнка»,

изготовлены игрушки забавы по русским народным сказкам, профессиям,

которые активно используются для совместной деятельности воспитателя и

детей, в образовательном процессе, в режимных моментах.

Родители приняли участие в изготовлении и выставке «Куклы»

Третий этап – заключительный.

Для воспитателей была представлена презентация «Кукла в жизни ребёнка»

Достигнутые результаты:

Дети:

Развился устойчивый интерес к куклам;

Проявилась доброта, забота, бережное отношение к куклам;

Разучили много стихов, песенок, загадок, сюжетно-ролевых игр с

куклами;

Создана выставка детских работ.

Родители:

Обогатился родительский опыт приемами взаимодействия и

сотрудничества с ребенком в семье;

Повысилась компетентность родителей при выборе игрушки.

Воспитатели:

Воспитатели активно стали использовать куклу в педагогическом

процессе, применять модель включения куклы в педагогический

процесс детского сада, включающую три направления работы с детьми:

формирование знаний и интереса к кукле, развитие способов

взаимодействия с куклой, «деятельность ради куклы».

Продукт проекта:

Оформлена картотека «Дидактические игры с куклой»

Оформлены картотеки стихов, пословиц, загадок о кукле;

Оформлена картотека «Куклы наших мама»;

Разработана серия игр «Одень куклу»;

Изготовлены игрушки – забавы по русским народным сказкам,

профессиям.

Изготовлена дидактическая кукла, с одеждой по сезонам;

Изготовлены куклы «Времена года».

По окончании проекта можно сделать следующий вывод:

Кукла воспитывает интеллектуально – нравственного человека;

9

Куклы удовлетворяют и развивают в детях инстинкт заботы о тех, кто

младше и слабее, который потом перерастает в материнский инстинкт;

Куклы позволяют моделировать «взрослую жизнь», что часто и

становится темой детских игр;

Кукла многому учит ребенка: аккуратности, бережному отношению к

вещам, развивает фантазию, воображение.

Игрушки – забавы «Профессии»

Игрушки-забавы «Русские народные сказки» и «Животные».

Дидактическая кукла

Куклы «Времена года»

Сведения об авторе:

Аракелян Лусине Романовна

ГБОУ Школа №1557 имени П.Л.Капицы

Должность – воспитатель.

Возрастная группа – Старшая

Общий стаж работы - 18

Педагогический стаж работы – 12 лет

10

Приложение №1

Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла»

1.

«Какая у тебя любимая кукла?»

2.

«Как зовут твою любимую куклу?»

3.

«Как ты с куклой играешь?»

4.

«Какого цвета глазку у твоей куклы?»

5.

«Какие волосы у твоей куклы?»

6.

«Расскажи, во что одета твоя кукла?»

7.

«Где спит твоя кукла?»

8.

«Любишь ли ты гулять со своей куклой?»

9.

«Берёшь ли ты свою куклу в детский сад?»

10. «В какие ролевые игры ты играешь с куклой (школа, больница, дочки-матери и

др.)?»

11. «Какими куклами ты больше любишь играть пластмассовыми или тряпичными?

(если есть тряпичные).

12. Сохранились ли у вас в семье куклы мамы или бабушки?

11

Приложение №2

Перспективный план работы с детьми по теме «Кукла в жизни ребёнка»

Месяц

ННОД

Совместная деятельность

воспитателя с детьми

Январь

НОД: «Оденем куклу на прогулку»

(коммуникация, формирование

связной речи))

Дидактические игры:

«Какая кукла»;

«Угостим кукол чаем»;

«Накормим куклу Машу».

Сюжетно- ролевая игра:

«День рождения куклы Кати».

Театрализованная игра:

«В гостях у кукол».

Чтение художественной литературы:

Чтение потешек о куклах (картотека).

Художественное творчество, рисование:

«Украсим фартук для куклы».

Беседа:

«Как ты играешь с куклой?»

НОД «Кукла гуляет»

(формирование целостной

картины мира, времена года –

приметы осени)

Дидактические игры:

«Мы купаем куклу Таню»;

«Кукла Оля обедает»;

«Кукла хочет спать».

Сюжетно-ролевая игра:

«Детский сад»

Чтение художественной литературы:

• Чтение стихов о кукле (картотека).

Художественное творчество, аппликация:

• «Укрась платье кукле Кати».

Февраль

НОД «Кукла Маша»

(формирование целостной

картины мира расширение

кругозора)

Дидактические игры:

«Расти коса до пояса»;

«Угостим кукол чаем»;

«Помоем руки Маше».

Сюжетно-ролевые игры:

«Больница»;

«День рождения куклы Кати».

Чтение художественной литературы:

Загадывание загадок по теме (картотека).

Театрализованная игра:

Инсценировка сказки «Репка» (игрушки-забавы).

Продуктивно-конструктивная деятельность:

«Мебель для кукол».

НОД «Зимняя прогулка с куклой

Машей»

(формирование целостной

картины мира, времена года –

приметы зимы)

Дидактические игры:

«Научим Стёпу одеваться на прогулку»;

«Какая кукла»;

«Помоем руки Маше».

Сюжетно- ролевые игры:

13

«Детский сад»;

«Семья».

Чтение художественной литературы:

Чтение стихов о кукле (картотека).

Продуктивно-конструктивная деятельность:

«Стульчик для куклы Кати»

Художественное творчество, аппликация:

«Кукла катя идёт на бал»

Беседа:

«Моя любимая игрушка»

Настольно-печатная игра:

«Подбери кукле платье».

Март

НОД: «Поможем кукле убрать

комнату»

(формирование целостной

картины мира, предметный мир)

Дидактические игры:

«Раз, два, три, четыре, пять – будем куклам помогать»;

«Как говорит Таня»;

«Стирка одежды».

Сюжетно-ролевые игры:

«Путешествие кукол»;

«Больница».

Театрализованная игра:

«Обед для кукол»

14

Чтение художественной литературы:

Чтение потешек о кукле (картотека).

Продуктивно-конструктивная деятельность:

«Кроватка для кукол»

НОД: «Куклы в которые мы

играем»»

(формирование целостной

картины мира)

Дидактические игры:

«Кукла заболела»;

«Куклы: весёлая и грустная»;

«Куклы рисуют и гуляют».

Сюжетно-ролевые игры:

«У куклы Веры новый шкаф»;

«Обед для кукол»;

Чтение художественной литературы:

Загадывание загадок о кукле (картотека).

Художественное творчество, рисование:

Раскрашивание силуэтов кукол.

Беседа:

«Оденем куклу на прогулку»

Настольно-печатная игра:

«Кукла Таня - хозяюшка»

Апрель

НОД: «Платье для куклы»

(о/о художественное творчество,

аппликация)

Дидактические игры:

«Мы купаем куклу Таню»;

«Кукла хочет спать»;

«Помоем руки Маше».

Сюжетно – ролевая игра:

«Куклы пришли с прогулки»;

15

«Укладываем куклу спать».

Чтение художественной литературы:

Чтение В. Берестов «Непослушная кукла»

Продуктивно-конструктивная деятельность:

«Стол и стул для куклы»

НОД «Кукла спит»

(формирование целостной

картины мира, неживая природа

– временные отношения)

Дидактические игры:

«Подбери кукле платье по цвету»;

«Одень Стёпу на прогулку»;

«Назови одним словом».

Сюжетно- ролевые игры:

«Детский сад»;

«Семья».

Чтение художественной литературы:

Я. Аким «Кукла».

Коммуникация:

Составление рассказов «Моя любимая кукла»

Май

Дидактические игры:

«Мы купаем куклу Таню»;

«Угостим кукол чаем»;

«Куклы: весёлая и грустная».

Сюжетно-ролевые игры:

«К кукле в гости»;

«Доктор».

16

Чтение художественной литературы:

Л.Воронкевич «Новая кукла»

Художественное творчество, лепка:

«Посуда для кукол».

Приложение №3

Перспективный план работы с родителями по теме «Кукла в жизни ребёнка»

Форма работы

Тема

Январь

Анкетирование

«Кукла в жизни ребёнка»

Конкурс

«Такие разные куклы»

(куклы, сделанные родителями)

Февраль

Мастер-класс

«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»

(изготовление кукол)

Рекомендации для родителей

«Дидактические игры с куклой»

Беседа

«Как научить ребёнка играть в куклы»

Собрание - практикум для

родителей

«Об игрушке серьезно»

17

Март

Консультация

«Положительное и негативное влияние куклы на

формирование личности ребёнка»

Апрель

Консультация

«Сыграем в куклы»

Май

Развлечение

«День любимых кукол»

Приложение №4

Перспективный план работы с воспитателями по теме «Кукла в жизни ребёнка»

Месяц

Форма работы

Тема

Январь

Консультация

«Как организовать игры с куклами»

Февраль

Консультация

«Современные педагогические требования

к образным игрушкам»

Март

Круглый стол

«Рекомендации по использованию кукол в

учебно-воспитательном процессе»

18

Апрель

Презентация проекта

«Кукла в жизни ребёнка»

19



В раздел образования