Автор: Аракелян Лусине Романовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1557 имени П.Л.Капицы
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: Кукла в жизни ребенка
Раздел: дошкольное образование
ГБОУ Школа №1557 имени П. Л. Капицы
Автор проекта
Воспитатель: Л. Р. Аракелян
Москва 2019
ПРОЕКТ
«КУКЛА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА»
1.
Актуальность проекта………………………………………………….3стр
2.
Проблема………………………………………………………….........4 стр
3.
Цель, задачи…………………………………………………………….5 стр
4.
Формы работы………………………………………………………….6 стр
5.
Этапы реализации проекта……………………………………….....7-8 стр
6.
Ожидаемые результаты……………………………………………...8-9 стр
7.
Материально-техническое
и
научно-методическое
обеспечение
проекта…………………………………………………………………. 9стр
8.
Описание проекта………………………………………………….10-12стр
9.
Достигнутые результаты……………………………………..........12-13стр
10.Продукт проекта……………………………………………………..14 стр
11.Фото проекта………………………………………………….........15-26стр
12.Сведения об авторе……………………………………………………27стр
13.Опрос детей в игровой форме(приложение №1)……..……………..28стр
14.Перспективный
план
работы
с
детьми
по
теме
«Кукла
в
жизни
ребёнка»(приложение №2)….. ……………………………….......29-33 стр
15.Перспективный план работы с родителями
(приложение №3)………………………………………………………...34-35стр
16.Перспективный план работы с воспитателями
(приложение №4)…………………………………………………………….36стр
1
Актуальность.
Пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов - это кукла.
В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Куклы
отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и
своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала.
Они
бывают
тряпичными,
пластмассовыми,
фарфоровыми,
резиновыми,
деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера - от крохотных
пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут
изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И,
наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет
суть игры и роль самой куклы в этой игре.
Кукла по сути своей -
отражение образа человека. Играя с куклами, ребенок включается в мир
людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует,
воспроизводит
действия
знакомых
людей
или
сказочных
персонажей,
вкладывает в уста куклы,
свои слова, мысли, переживания, через куклу в
душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке - красивом и
некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.
Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой
социализации.
Каждое
поколение,
развиваясь
из
своего
детства,
своего
культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство
другому
поколению
«куклу-знак».
Разнообразие
ролей,
приписываемых
кукле, бесконечно.
Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая
древняя
и
наиболее
популярная
игрушка.
Кукла
обладает
огромным
педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию
детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является
партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь
полноправными членами общества.
2
Постановка проблемы
Современные дети несмотря на обилие игрушек в магазине стали играть не
меньше, а хуже. Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных
игровых форм - шалостей, проказ, забав...
Анализ игровой деятельности детей нашей группы выявил, что по- прежнему
самой популярной игрой является кукла. Кукла – одна из немногих, которую
ребёнок выбирает сам, и потому способы игры с ней продиктованы его
фантазией, воображением, выдумкой. В игре раскрывается динамика образа
куклы, её субъективно – объективный смысл. Для каждого ребёнка она
является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет
представление о его собственной человеческой сущности.
Имея большой накопленный опыт по теме «Народная кукла», мы решили
продолжить свою работу в следующем проекте «Кукла в жизни ребёнка»,
немного его осовременить. В своём проекте мы хотим расширить знания о
современной кукле, научить детей использовать куклу по назначению в
игровой деятельности,
сформировать личностные качества.
Мы включаем кукол в жизнь детей, делает участниками детской жизни.
Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто
быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается
с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем
как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с
ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию
устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается
мелкая моторика ребёнка. Держа в руках игрушки и имея дело с
декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое,
высокое – низкое.
Работа по теме проекта «Кукла в жизни ребёнка» реализуется через
образовательные области:
«Коммуникация»
«Познание»
«Чтение художественной литературы»
«Социализация»
«Труд»
«Безопасность»
«Художественное творчество»
«Музыка»
«физическая культура»
3
«Здоровье»
Цель проекта:
Побуждение интереса к кукле, обогащение и систематизация знаний детей,
родителей и педагогов о кукле.
Задачи проекта:
С детьми:
Развивать игровые, познавательные, коммуникативные способности с
учётом их индивидуальных способностей;
Формировать знания о образах кукол в литературных и музыкальных
произведениях;
Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное
отношение к куклам;
С родителями:
Дать родителям знания о значении куклы, ее роли в игре ребенка:
помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек,
сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него;
Привлечь родителей к выполнению общего интересного дела.
С воспитателями:
определить значимость куклы в жизни детей;
собрать информацию о разнообразии кукол.
Предметно-развивающая среда:
обновление и обогащение предметно-развивающей среды в группе.
Участники проекта:
Дети 5-6 лет (старшая группа).
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
4
Формы работы
с
воспитателями
Формы работы
с
воспитателями
Консультации;
Выступление на педсовете;
Мастер - класс.
Формы
работы с
родителями
Формы
работы с
родителями
Анкетирование;
Беседы;
Консультации;
Совместные праздники и развлечения;
Родительское собрание;
Конкурсы и выставки.
Срок реализации проекта: Долгосрочный (с января 2019г. по май 2019г.)
Работа по проекту велась по трём направлениям:
5
Работа с
детьми
Работа с
воспитателями
Работа с
родителями
Формы работы
с детьми
Формы работы
с детьми
Совместная деятельность воспитателей и детей;
ННОД;
Игровая деятельность;
Праздники и развлечения;
Музыкальные досуги.
Этапы реализации проекта:
Первый этап – подготовительный. (январь)
Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла.»
Подбор методической, научно-популярной и художественной
литературы, иллюстрированного материала по данной теме;
Определение цели и задач проекта;
Составление плана работы над проектом. Учитывается мнение всех
родителей и педагогов;
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств,
необходимых для реализации проекта, определение содержания
деятельности всех участников проекта.
Второй этап – основной. (февраль-апрель)
Подбор дидактических и развивающих игр по теме «Кукла в жизни
ребёнка»;
Разработка и реализация конспектов ННОД;
Подбор и выставка художественной литературы и музыкальных
произведений;
Изготовление практического материала по теме.
Третий этап – заключительный. (май)
Обобщение результатов проекта;
Презентация проекта.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети:
Развитие устойчивого интереса к куклам;
Проявление доброты, заботы, бережного отношения к куклам;
Развитие речевой активность детей в разных видах деятельности;
Знание детьми стихов, песенок, загадок, сюжетно-ролевых игр с
куклами;
Создание выставок детских работ.
6
Родители:
Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и
сотрудничества с ребенком в семье;
Повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
Воспитатели:
Побуждать воспитателей использовать куклу в педагогическом
процессе, применять модель включения куклы в педагогический
процесс
детского сада, включающую три направления работы с детьми:
формирование знаний и интереса к кукле, развитие способов
взаимодействия с куклой, «деятельность ради куклы».
Предметно-развивающая среда:
Оформление картотеки «Дидактические игры с куклой»
Оформление картотеки стихов, пословиц, загадок о кукле
Оформление картотеки «Куклы наших мама»
Разработка серии игр «Одень куклу»;
Изготовление игрушек – забав по русским народным сказкам,
профессиям.
Научно-методическое обеспечение проекта:
1.
«Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании» Е.Ю.
Морозова, Москва, «Школьная Пресса», 2011 год.
2.
«Играем вместе с ребёнком. Воспитание игрой.» Абраменкова В.В. м.:
Лепта, 2008год.
3.
«Образная игрушка в играх дошкольников», Васильева О.К., Детство,
2003 год;
4.
«Мне нравится в неё играть» Соловьёва Е., 2002 год;
5.
«Я познаю мир», Детская энциклопедия, Н.Г. Юрина, 1998 год.
6.
Горичева В.С. Куклы./ Художник В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия
развития», «Академия» К. 1999 с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»);
Материально-техническое обеспечение проекта:
1.
Куклы, атрибуты для игры с куклой;
2.
Альбомы с изображением кукол;
3.
Дидактические игры;
4.
Атрибуты для театрализованной деятельности;
5.
Мультимедийное оборудование (проектор и экран).
7
Описание проекта «Кукла в жизни ребёнка»
Первый этап – подготовительный. (январь)
Опрос детей в игровой форме:
Работая над проектом, мы провели опрос в игровой форме на тему «Моя
любимая кукла».
(Приложение №1). Опрос показал, что у большинства детей любимой
игрушкой является кукла.
Подобрана методическая, научно-популярная и художественная
литература, иллюстрированный материал по данной теме;
Определены цели и задачи проекта;
Разработан план работы с детьми по теме проекта (приложение №2);
Разработан план работы с родителями (приложение № 3);
Разработан план работы с воспитателями (приложение №4)
Второй этап – основной.
В ходе работы над проектом мы включали кукол в жизнь детей, делали
участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети
занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на
занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и
умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и
укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании
диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его
словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка.
Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и
сенсорно познают большое и маленькое, высокое – низкое.
В соответствии с планом составлены конспекты НОД
Разработана серия игр «Одень куклу». Конечно же все детки не любят
одеваться, и это далеко не секрет. В каждой игре серии «Одень куклу» есть
свой стишок, который помогает сделать процесс одевания и раздевания более
весёлым и интересным.
В ходе реализации проекта мы играли с детьми в:
дидактические игры «Купаем куклу», «Кукла Оля обедает»,
«Накормим куклу Машу», «Кукла хочет спать», «Стирка одежды»,
«Кукла заболела» «Расти, коса, до пояса».
сюжетно-ролевые игры «Готовим для кукол обед», «Куклы пришли с
прогулки», «К кукле в гости», «Укладываем куклу спать».
Совместная деятельность воспитателя с детьми: «Укрась платье куле Кати»,
«Кукла катя идёт на бал», «Кроватка для кукол» ( продуктивно-
конструктивная деятельность), «Посуда для кукол», «Укрась фартук для
куклы».
8
Серия дидктических игр «Одень куклу»
При активном участии родителей созданы картотеки «Куклы наших мам»,
подобраны раскраски и иллюстрации на тему: «Кукла в жизни ребёнка»,
изготовлены игрушки забавы по русским народным сказкам, профессиям,
которые активно используются для совместной деятельности воспитателя и
детей, в образовательном процессе, в режимных моментах.
Родители приняли участие в изготовлении и выставке «Куклы»
Третий этап – заключительный.
Для воспитателей была представлена презентация «Кукла в жизни ребёнка»
Достигнутые результаты:
Дети:
Развился устойчивый интерес к куклам;
Проявилась доброта, забота, бережное отношение к куклам;
Разучили много стихов, песенок, загадок, сюжетно-ролевых игр с
куклами;
Создана выставка детских работ.
Родители:
Обогатился родительский опыт приемами взаимодействия и
сотрудничества с ребенком в семье;
Повысилась компетентность родителей при выборе игрушки.
Воспитатели:
Воспитатели активно стали использовать куклу в педагогическом
процессе, применять модель включения куклы в педагогический
процесс детского сада, включающую три направления работы с детьми:
формирование знаний и интереса к кукле, развитие способов
взаимодействия с куклой, «деятельность ради куклы».
Продукт проекта:
Оформлена картотека «Дидактические игры с куклой»
Оформлены картотеки стихов, пословиц, загадок о кукле;
Оформлена картотека «Куклы наших мама»;
Разработана серия игр «Одень куклу»;
Изготовлены игрушки – забавы по русским народным сказкам,
профессиям.
Изготовлена дидактическая кукла, с одеждой по сезонам;
Изготовлены куклы «Времена года».
По окончании проекта можно сделать следующий вывод:
Кукла воспитывает интеллектуально – нравственного человека;
9
Куклы удовлетворяют и развивают в детях инстинкт заботы о тех, кто
младше и слабее, который потом перерастает в материнский инстинкт;
Куклы позволяют моделировать «взрослую жизнь», что часто и
становится темой детских игр;
Кукла многому учит ребенка: аккуратности, бережному отношению к
вещам, развивает фантазию, воображение.
Игрушки – забавы «Профессии»
Игрушки-забавы «Русские народные сказки» и «Животные».
Дидактическая кукла
Куклы «Времена года»
Сведения об авторе:
Аракелян Лусине Романовна
ГБОУ Школа №1557 имени П.Л.Капицы
Должность – воспитатель.
Возрастная группа – Старшая
Общий стаж работы - 18
Педагогический стаж работы – 12 лет
10
Приложение №1
Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла»
1.
«Какая у тебя любимая кукла?»
2.
«Как зовут твою любимую куклу?»
3.
«Как ты с куклой играешь?»
4.
«Какого цвета глазку у твоей куклы?»
5.
«Какие волосы у твоей куклы?»
6.
«Расскажи, во что одета твоя кукла?»
7.
«Где спит твоя кукла?»
8.
«Любишь ли ты гулять со своей куклой?»
9.
«Берёшь ли ты свою куклу в детский сад?»
10. «В какие ролевые игры ты играешь с куклой (школа, больница, дочки-матери и
др.)?»
11. «Какими куклами ты больше любишь играть пластмассовыми или тряпичными?
(если есть тряпичные).
12. Сохранились ли у вас в семье куклы мамы или бабушки?
11
Приложение №2
Перспективный план работы с детьми по теме «Кукла в жизни ребёнка»
Месяц
ННОД
Совместная деятельность
воспитателя с детьми
Январь
НОД: «Оденем куклу на прогулку»
(коммуникация, формирование
связной речи))
Дидактические игры:
•
«Какая кукла»;
•
«Угостим кукол чаем»;
•
«Накормим куклу Машу».
Сюжетно- ролевая игра:
•
«День рождения куклы Кати».
Театрализованная игра:
•
«В гостях у кукол».
Чтение художественной литературы:
•
Чтение потешек о куклах (картотека).
Художественное творчество, рисование:
•
«Украсим фартук для куклы».
Беседа:
•
«Как ты играешь с куклой?»
НОД «Кукла гуляет»
(формирование целостной
картины мира, времена года –
приметы осени)
Дидактические игры:
•
«Мы купаем куклу Таню»;
•
«Кукла Оля обедает»;
•
«Кукла хочет спать».
Сюжетно-ролевая игра:
•
«Детский сад»
Чтение художественной литературы:
• Чтение стихов о кукле (картотека).
Художественное творчество, аппликация:
• «Укрась платье кукле Кати».
Февраль
НОД «Кукла Маша»
(формирование целостной
картины мира расширение
кругозора)
Дидактические игры:
•
«Расти коса до пояса»;
•
«Угостим кукол чаем»;
•
«Помоем руки Маше».
Сюжетно-ролевые игры:
•
«Больница»;
•
«День рождения куклы Кати».
Чтение художественной литературы:
•
Загадывание загадок по теме (картотека).
Театрализованная игра:
•
Инсценировка сказки «Репка» (игрушки-забавы).
Продуктивно-конструктивная деятельность:
•
«Мебель для кукол».
НОД «Зимняя прогулка с куклой
Машей»
(формирование целостной
картины мира, времена года –
приметы зимы)
Дидактические игры:
•
«Научим Стёпу одеваться на прогулку»;
•
«Какая кукла»;
•
«Помоем руки Маше».
Сюжетно- ролевые игры:
13
•
«Детский сад»;
•
«Семья».
Чтение художественной литературы:
•
Чтение стихов о кукле (картотека).
Продуктивно-конструктивная деятельность:
•
«Стульчик для куклы Кати»
Художественное творчество, аппликация:
•
«Кукла катя идёт на бал»
Беседа:
•
«Моя любимая игрушка»
Настольно-печатная игра:
•
«Подбери кукле платье».
Март
НОД: «Поможем кукле убрать
комнату»
(формирование целостной
картины мира, предметный мир)
Дидактические игры:
•
«Раз, два, три, четыре, пять – будем куклам помогать»;
•
«Как говорит Таня»;
•
«Стирка одежды».
Сюжетно-ролевые игры:
•
«Путешествие кукол»;
•
«Больница».
Театрализованная игра:
•
«Обед для кукол»
14
Чтение художественной литературы:
•
Чтение потешек о кукле (картотека).
Продуктивно-конструктивная деятельность:
•
«Кроватка для кукол»
НОД: «Куклы в которые мы
играем»»
(формирование целостной
картины мира)
Дидактические игры:
•
«Кукла заболела»;
•
«Куклы: весёлая и грустная»;
•
«Куклы рисуют и гуляют».
Сюжетно-ролевые игры:
•
«У куклы Веры новый шкаф»;
•
«Обед для кукол»;
Чтение художественной литературы:
•
Загадывание загадок о кукле (картотека).
Художественное творчество, рисование:
•
Раскрашивание силуэтов кукол.
Беседа:
•
«Оденем куклу на прогулку»
Настольно-печатная игра:
•
«Кукла Таня - хозяюшка»
Апрель
НОД: «Платье для куклы»
(о/о художественное творчество,
аппликация)
Дидактические игры:
•
«Мы купаем куклу Таню»;
•
«Кукла хочет спать»;
•
«Помоем руки Маше».
Сюжетно – ролевая игра:
•
«Куклы пришли с прогулки»;
15
•
«Укладываем куклу спать».
Чтение художественной литературы:
•
Чтение В. Берестов «Непослушная кукла»
Продуктивно-конструктивная деятельность:
•
«Стол и стул для куклы»
НОД «Кукла спит»
(формирование целостной
картины мира, неживая природа
– временные отношения)
Дидактические игры:
•
«Подбери кукле платье по цвету»;
•
«Одень Стёпу на прогулку»;
•
«Назови одним словом».
Сюжетно- ролевые игры:
•
«Детский сад»;
•
«Семья».
Чтение художественной литературы:
•
Я. Аким «Кукла».
Коммуникация:
•
Составление рассказов «Моя любимая кукла»
Май
Дидактические игры:
•
«Мы купаем куклу Таню»;
•
«Угостим кукол чаем»;
•
«Куклы: весёлая и грустная».
Сюжетно-ролевые игры:
•
«К кукле в гости»;
•
«Доктор».
16
Чтение художественной литературы:
•
Л.Воронкевич «Новая кукла»
Художественное творчество, лепка:
•
«Посуда для кукол».
Приложение №3
Перспективный план работы с родителями по теме «Кукла в жизни ребёнка»
Форма работы
Тема
Январь
Анкетирование
«Кукла в жизни ребёнка»
Конкурс
«Такие разные куклы»
(куклы, сделанные родителями)
Февраль
Мастер-класс
«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»
(изготовление кукол)
Рекомендации для родителей
«Дидактические игры с куклой»
Беседа
«Как научить ребёнка играть в куклы»
Собрание - практикум для
родителей
«Об игрушке серьезно»
17
Март
Консультация
«Положительное и негативное влияние куклы на
формирование личности ребёнка»
Апрель
Консультация
«Сыграем в куклы»
Май
Развлечение
«День любимых кукол»
Приложение №4
Перспективный план работы с воспитателями по теме «Кукла в жизни ребёнка»
Месяц
Форма работы
Тема
Январь
Консультация
«Как организовать игры с куклами»
Февраль
Консультация
«Современные педагогические требования
к образным игрушкам»
Март
Круглый стол
«Рекомендации по использованию кукол в
учебно-воспитательном процессе»
18
Апрель
Презентация проекта
«Кукла в жизни ребёнка»
19