Автор: Киреева Марина Александровна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МАОУ Ивотская средняя общеобразовательная школа Дятьковского района Брянской области
Населённый пункт: поселок Ивот
Наименование материала: Урок по Обществознанию 5 класса
Тема: "Государственные символы Российской Федерации"
Раздел: среднее образование
Тема урока:
Государственная символика России.
Цель:
Воспитание патриотических чувств – любви к родине, уважение к флагу, гербу, гимну России.
Задачи:
1.
Формировать элементарное представление о символике нашей страны, ее значение, развивать познавательный интерес к истории государства.
2.
Воспитывать чувство патриотизма.
3.
Развивать мышление, способность создавать композицию группы, подбирая цвет, детали символа, отражающие особенности деятельности детей.
Тип урока: урок открытие новых знаний.
Форма обучения: групповой и индивидуальный.
Оборудование:
1.
Учебное пособие «Обществознание»
2.
Компьютер и мультимедийный проектор.
3.
Государственные символы: флаг, герб, гимн.
4.
Запись государственного гимна РФ.
5.
На каждой парте текст гимна, конституция РФ, конверт с заданиями, карточки.
Доска: Записано число, тема урока.
Понятия: Флаг, герб, гимн, вексиллология, геральдика.
Структура урока:
1.
Организационный момент.
2.
Мотивация (игра «Ассоциация») к формулировке темы урока.
3.
Постановка целей и задач
4.
Актуализация понятий (дидактическая игра «Цветок дружбы»)
5.
Изучение нового материала.
6.
Физкультминутка.
7.
Первичное закрепление (самостоятельная работа в группах «Кроссворд»)
8.
Включение в систему знаний.
9.
Рефлексия.
10.
Домашнее задание.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Результаты
Личностные
Предметные
Метапредметные
1.
Организационный
момент.
Здравствуйте, ребята!
Присаживайтесь.
Сегодня у нас необычный урок.
У
нас
в
гостях
учителя
разных
школ.
И
поэтому
главное
наше
п р а в и л о
н а
с е год н я
–
э т о
в н и м а т е л ь н о
с л у ш а т ь
и
плодотворно работать!
Рассаживаются по группам,
согласно цветам.
Ответственное
поведение.
Сознательная
организация и
регуляция своей
деятельности
2.
Мотивация.
Наш урок мы сегодня начнем с
игры «Ассоциация». Обратите
ваше внимание на доску и
скажите, какая страна приходит
на ум, когда видите эти
изображения
- Почему вы так успешно
справились с этой игрой?
Запишите определение.
Символы – знаки или
изображения, имеющие для
человека или целого народа очень
важное значение.
Но все что мы увидели и назвали,
является неофициальными
символами, кроме них есть еще
символы официальные
(государственные), вот о них мы и
будем сегодня говорить.
Давайте попробуем
сформулировать тему урока.
К государственным символам
любой страны, в том числе и
США
Франция
Индия
Россия
- Потому, что все ассоциации
являются символами стран.
Записывают в словарик
значение термина.
Формулируют:
«Государственная символика
России». Запись в тетрадь.
Понимание
культурного
многообразия
мира
Определение
своей позиции
Ответственное
поведение.
Применение
исторических
знаний.
Систематизируют
информацию.
Систематизация
информации
Решение
творческих задач,
сотрудничество с
одноклассниками,
коллективная
работа.
Обобщение
фактов.
Представление
результатов своей
деятельности,
обобщение
фактов.
нашей, относятся – герб, флаг и
гимн.
3.
Постановка целей и
задач.
Исходя из темы урока, попробуем
сформулировать задачи, которые
мы должны с вами решить.
Что мы должны узнать?
ДОЛЖНЫ узнать:
- какое значение имеют
государственные символы?
- что такое Герб?
- Что изображено на гербе
России?
- что означают цвета
Российского флага?
- какой у России гимн?
Определение
своей позиции
Сознательная
организация
своей
деятельности
4.
Актуализация
понятий.
- Как называется наша Родина?
- Какое официальное название
нашего государства?
- Как вы считаете, кто из вас
прав?
- Где можно найти информацию
об этом?
- Что такое конституция?
- Возьмите конституцию,
зачитайте ст. 1
Дидактическая игра «Цветок
дружбы»
- (Россия, Российская
Федерация)
- (Россия, Российская
Федерация.)
- Они равнозначны.
- В конституции РФ
– основной закон нашего
государства
- (Зачитывание статьи 1 из
Конституции)
В каждой группе ученики
собирают цветок, состоящий из
лепестков с названием стран-
соседей России
Осознание
своей
идентичности
Определение
своей позиции
Понимание
культурного
многообразия,
толерантность,
осознание
идентичности
как
гражданина
страны.
Применение
понятийного
аппарата
Применение
знаний,
систематизация
информации
Умение работать с
учебной
информацией.
Использование
различных
источников
информации.
Решение
творческой
задачи,
представление
результатов,
обоснование
- Обратите внимание на сочетание
цвета в нашем цветке. Где
возможно увидеть подобное
сочетание?
- На государственном флаге
России
Определение
своей позиции
Систематизация
информации
Обобщение
фактов
5.
Изучение нового
материала.
Отношение к флагу – отношение
к самому государству.
Государственные символы
обычно основаны на
исторических традициях;
Надругательство над ними
является наказуемым деянием.
Жители стран по праву гордятся
своими символами, но важно не
только гордится и знать, как
выглядят символы, но и иметь
представление об их истории.
Чтобы лучше узнать, что
представляют собой символы
современной России, предлагаю
совершить экскурс в далекие-
далекие времена.
- Ребята, что означают эти цвета?
- Верно. Эти цвета означают
благородство, верность,
мужество.
- Запишите пожалуйста в
тетрадях, что означает
вексиллология.
Вексиллология – это наука о
флагах.
- Как вы считаете, в каких
случаях вывешивается флаг?
Сообщение ученика про флаг.
- Вера, надежда любовь;
чистота, совершенство, кровь и
т. д.
(Ученики записывают в
тетрадях определение.)
- Он вывешивается в дни
государственных праздников и
торжественных церемоний.
Поднимается на зданиях
дипломатических
представительств. Ежедневно
он взвивается на месте
Освоение
традиций,
уважение к
культуре
Уважение к
культуре
своего народа.
Ответственное
поведение
Уважение к
культуре
своего народа.
Изучение
информации из
исторических
источников,
овладение
целостными
представлениями
об историческом
пути своей
деятельности.
Применение
исторических
знаний
Регуляция своей
деятельности
Не менее важен, чем флаг, и
государственный герб.
Послушаем выступление
ученицы(ученика) о том, когда
был создан Российский герб.
- Давайте запишем определение в
тетрадь, что такое геральдика.
Геральдика – наука о гербах.
- Где еще изображается герб?
- Ребята, обратимся снова к
конституции нашей страны.
Откройте пожалуйста статью 41
п.1. Кто прочтет, о чем она
говорит?
- А как мы сейчас, прямо на уроке
можем позаботится о своем
здоровье?
постоянного пребывания
российских воинских частей.
Сообщение ученика об истории
создания герба
(Ученики записывают в тетрадь
определение.)
- На паспорте, на официальных
документах, денежных знаках и
др.
- Один из учеников зачитывает
статью. (Охрана здоровья)
- Физкультминутка.
Регуляция своей
деятельности.
Представление
результатов своей
деятельности,
оценка учебных
достижений.
6.
Физминутка
Включает физкультминутку на
проекторе.
Глядя на экран, дети делают
физкультминутку.
7.
Первичное
закрепление
материала.
Самостоятельная
работа в группах.
- А теперь ребята, возьмите синие
листы, у вас на столах, и
приступите вместе к решению
кроссворда. Прочтите ключевое
слово.
Вписывают ответы
- «Гимн» - ключевое слово
Систематизация
новой
информации.
Решение
творческой
задачи.
Сотрудничество,
работа в
коллективе
8.
Включение в систему
знаний.
-Итак, ребята, вернемся к теме
нашего урока. Кроссворд
напомнил нам, что существует
еще один государственный
символ – гимн.
Гимн- это торжественная песнь,
Сообщение ученика(цы) о
государственном гимне РФ.
Записывают определение в
тетрадях.
Изучение
информации для
раскрытия
познавательной
Регуляция своей
деятельности.
хвала и прославление в стихах
или музыке. Запишем
определение.
-А в каких случаях мы слушаем
гимн?
-Ребята, вы знаете, что сегодня
открытие зимних олимпийских
игр?
Н.Р.К. В составе сборной России
223 спортсмена из них 17
спортсменов из Челябинской
области. Они будут принимать
участие в конькобежных
соревнованиях, в хоккее,
фристайл- акробатика на лыжах.
Когда победители стоят на
пьедестале почета, играет гимн
страны.
Ответы детей. В торжественные
минуты.
Уважение к
культуре
своего народа.
ценности
Применение
знаний.
Систематизация
информации.
9.
Рефлексия.
Не придумать, наверное, лучшего
завершения нашей встречи, чем
исполнение (прослушивание)
государственного гимна.
Приготовимся (слова гимна на
столах для каждого ученика).
-Каждый представьте себя на
пьедестале почета, вы
победители.
Мы сегодня говорили о символах
России.
-Чем является Россия для нас?
-А знаете ли вы пословицы о
Родине?
Давайте с вами поиграем в игру
«Собери пазлы». (в кон-х посл-ы)
-С какой темой мы сегодня
познакомились?
-Что нового вы узнали?
-Что запомнилось больше всего?
Дети встают.
Прослушивание и исполнение
гимна РФ.
-Родиной.
-Да.
Дети составляют пословицы.
Зачитывают их вслух.
-Государственными символами
являются- флаг, герб и гимн, о
науках вексилология и
геральдика.
Уважение к
культуре
своего народа.
Овладение
целостным
представлением
об отношении к
государственному
гимну
Сознательная
регуляция своего
поведения.
Умение работать с
внешкольной
информацией.
Решение
творческой
задачи. Работа в
коллективе.
10.
Домашнее задание.
-Ребята, выберите по вашему
усмотрению задания на
следующий урок:
1. Придумать и нарисовать герб
школы.
2.Составить презентацию на
тему: «История создания гимна
российского».
-Вам понравился урок? Возьмите
смайлики и оцените себя, как
хорошо вы запомнили материал.
-Спасибо ребята, вы хорошо
поработали!
Выбор и запись домашнего
задания.
Отмечают смайлики галочками.