Напоминание

Использование кейс–технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста


Автор: Брилькова Светлана Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Прогимназия №1
Населённый пункт: город Клинцы, Брянская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование кейс–технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея

саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются

функции педагога. Теперь он уже не ин форматор, а организатор интеллектуального

поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо

осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль

обучаемого.

Основная задача – сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со

знаниями. Это значит: уметь точно формулировать проблему; быстро, эффективно

собирать и оценивать информацию; выявлять в проблеме традиционные подходы и

противоречия; самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему;

продумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений.

Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность – основу

познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие

(умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в

разных видах деятельности; творческое воображение как направление

интеллектуального развития; коммуникативность – способность общаться со

взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии - как одно из главных

личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения, речи, чувств,

состояний, способностей).

Существуют различные определения этой технологии. В зарубежных публикациях

можно встретить названия: метод изучения ситуаций, метод деловых историй и,

наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе

анализа конкретных ситуаций, деловых ситуаций, ситуационных задачах.

Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать

различные проблемы и находить их решение, используя уже имеющиеся знания,

научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Задачи коммуникативного развития дошкольника широки и разнообразны. Ребёнка

надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать,

инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с

окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты,

вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу. Современные

тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату. Безусловно,

к успешному результату приводит не всякое общение с ребёнком, а только

организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно

сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой -

сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения. Выполнение

ребёнком норм и правил общения со сверстниками и взрослыми, основанные на

уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного

запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту

предусматривает культуру речевого общения.

Дошкольный возраст – сенситивный период для того, чтобы ребёнок овладел

основными средствами речевого этикета. Речевой этикет - правила речевого поведения,

определяемые взаимоотношениями говорящих, в зависимости от обстановки общения.

В него включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания,

приглашение, просьба, согласие, отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение,

поздравление, благодарность, прощание и др. Формирование навыков речевого

этикета - неотъемлемая часть общей работы по развитию речи детей.

Основное направление работы - обогащение речи ребёнка словами и конструкциями,

необходимыми в повседневном общении между людьми. Введение в речь

дошкольников этикетных средств не только обогащает их активный словарь, но и

воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к употреблению данных форм и

выражений в речи, умению выбирать языковые средства, более всего уместные в

конкретной речевой ситуации. В дошкольном возрасте обучение речевому этикету

осуществляется успешно. В процессе специально организованной работы

формируются все три основных компонента речевого этикета: употребление

разнообразных вариантов формул, их «развёртывание» и сопровождение

доброжелательной интонацией и приветливой мимикой.

Задачей работы по освоению форм речевого этикета и воспитанию культуры речевого

общения становится формирование у дошкольников следующих навыков и умений: -

уметь пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, употреблять их без

напоминания; - соблюдать нормы употребления слов, уметь говорить так, чтобы обес-

печить себе благоприятное понимание со стороны собеседника; - правильно

употреблять слова и этикетные формулы в разных ситуациях общения; - приобретать

опыт этикетного поведения; - испытывать потребность использования речевых формул

в повседневной жизни; - обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, которые

необходимы в повседневном общении между людьми. Современные тенденции

организации образовательного процесса: от идеи к результату Работу по

формированию у дошкольников норм речевого этикета необходимо организовать как

увлекательное дело, требующее творчества. Стремлением учить серьёзному,

увлекательно объясняется выбор для данной работы технологии кейс-ситуации, с

помощью которой дети становятся активными участниками речевой ситуации. Кейс-

ситуация – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени,

формулируется проблема, предлагается найти путь для её решения. Дошкольники,

познакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализируют ситуацию,

диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со

сверстниками.

Цель такого кейса – совместными усилиями мини-группы детей про- анализировать

ситуацию, найти выход. Отличительная особенность — создание проблемной ситуации

на основе фактов из реальной жизни.

Идеи технологии:

– предназначена для получения умений и навыков в тех образовательных областях, где

нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые

могут соперничать по степени истинности;

- акцент обучения направлен на выработку приёмов сотворчества дошкольника со

сверстниками и воспитателем; отсюда принципиальное отличие данной технологии от

традиционных методик: ребёнок равноправен со сверстниками и воспитателем в

процессе обсуждения проблемы;

- результатом применения технологии становятся умения и навыки, приобретённые в

работе;

- воспитатель выступает в роли ведущего, задающего вопросы, фиксирующего ответы,

поддерживающего дискуссию, т. е. В роли диспетчера процесса сотворчества с каждым

ребёнком;

- творческой конкуренции в этой технологии так много, что хорошо организованное

обсуждение кейса может напомнить театральный спектакль. Кейс должен

удовлетворять следующим требованиям:

- соответствовать чётко поставленной цели создания;

- иметь соответствующий уровень трудности;

- быть актуальным; - иллюстрировать типичные ситуации; - развивать аналитическое

мышление; - провоцировать дискуссию.

Целесообразно выделение следующих основных этапов создания кейсов:

- формирование дидактических целей кейса;

- определение проблемной ситуации;

- выбор модели ситуации, проверка её соответствия реальности;

Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату

- выбор жанра кейса; - подготовка методических рекомендаций по использованию

кейса (вопросы для обсуждения, описание предполагаемых действий в презентации) .

Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета у старших дошкольников.

1. «Знакомство» Задачи: - формировать культуру общения; - способствовать

приобретению опыта этикетного поведения; - обогащать речь ребёнка словами и

конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

*****

Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется

попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают

девочку. Им хорошо вдвоем.

Вопросы: Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза? Что они должны

были сделать? Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться? Как бы вы

поступили на месте Кати и Лизы?

Кейс 2. «Благодарность», «Прощание». Задачи: - формировать культуру общения; -

обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном

общении между людьми.

***

Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с

Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот

пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает

ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала

Даша: - Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока! Внучка махнула рукой и убежала в

комнату.

Вопросы: Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему? Что

она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша? Какие формы речевого

этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?

Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?

Кейс 3. «Разговор по телефону» Задачи: -закреплять знание правил и норм речевого

этикета; Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к

результату - продолжать формирование культуры общения; - воспитывать потребность

использования речевых формул в повседневной жизни.

***

Аня звонит Маше по телефону. - Маш, привет. - Это не Маша. Это ее мама. - А мне

Маша нужна. - Сейчас я ее позову. - Маш, это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра

книгу со стихами. - Хорошо. - Ну ладно, пока!

Вопросы и задание: Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему? Умеет ли

Аня разговаривать по телефону? О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие

ошибки допусти- ла? Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте

ситуацию.

Кейс 4. «Вежливый отказ» Задачи: - продолжать формирование культуры общения; -

упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации; -

способствовать приобретению опыта этикетного поведения; - обогащать речь ребёнка

словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

***

Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю

назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой чтобы переодеться, и взять

мяч. Дверь ему открыла мама. - Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста в магазин. У

нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.

Вопросы: Как вы думаете, как поступит Витя? Какой разговор возможен с мамой? Что

Витя скажет ребятам? Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои

варианты ответа.

Кейс 5. «Просьба» Задачи: - развивать умение соблюдать нормы употребления слов,

говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны

собеседника; Современные тенденции организации образовательного процесса: от

идеи к результату - воспитывать потребность использования речевых формул в

повседневной жизни; - упражнять в использовании этикетных формул в зависимости от

ситуации.

***

У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра

покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу», - подумал Сережа

и побежал домой. Папа только что вернулся с работы. - Пап, привет! Отремонтируй

мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.

Вопросы: Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему? Вежливо ли обратился

Сережа к папе? Какие ошибки он допустил? Какие формы речевого этикета не

использовал Сережа в своей просьбе? Как бы вы поступили в данной ситуации?

Предложите свои варианты разговора с папой.

Кейс 6. «Прощение» Задачи: - развивать умение соблюдать нормы употребления слов,

говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны

собеседника; - воспитывать потребность использования речевых формул в повседнев-

ной жизни; - упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости

от ситуации.

***

Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хоте- ла подарить

рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно

высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андре: - Привет, Оль! – громко сказал

он и бросил на стол школьный ранец. - Там же мой рисунок! – крикнула Оля и

бросилась к столу. - Этот, что-ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги,

который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался. - что ты наделала?! – дрожащим

голосом спросила Оля и убрала ранец со стола. Она прижала остатки рисунка к себе, а

из ее глаз брызнули слезы…

Вопросы: Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю? Какие слова

надо использовать, чтобы извиниться? Как бы вы поступили в данной ситуации?

Данные кейсы можно использовать как в непосредственной образовательной, так и в

самостоятельной деятельности с детьми. Использование данной технологии развивает

и активизирует мыслительные способности. Современные тенденции организации

образовательного процесса: от идеи к результату школьников. Они не просто

«изучают», как нечто не связанное с ними и современной жизнью, а становятся

полноправными участниками ситуации и даже её творцами.

Технология кейс-ситуации активизирует учебный процесс, преодолевает классический

дефицит традиционного обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью

предлагаемого детям материала. Уникальность данной технологии в работе с детьми

состоит в том, что для достижения цели и задач происходит объединение модульных

технологий с компетентностным подходом в обучении.

Модульное обучение - альтернатива традиционному. Его основная идея состоит в том,

что ребёнок должен учиться сам, а воспитатель должен мотивировать, организовывать,

консультировать, контролировать его деятельность.

Технология кейс- ситуации актуальна, соответствует требованиям современной

государственной образовательной политики, нацелена на личностно-ориентированное

деятельностное обучение, способствует реализации комплексного подхода, развитию

интегративных качеств личности ребёнка



В раздел образования