Автор: Брилькова Светлана Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Прогимназия №1
Населённый пункт: город Клинцы, Брянская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование кейс–технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея
саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются
функции педагога. Теперь он уже не ин форматор, а организатор интеллектуального
поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо
осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль
обучаемого.
Основная задача – сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со
знаниями. Это значит: уметь точно формулировать проблему; быстро, эффективно
собирать и оценивать информацию; выявлять в проблеме традиционные подходы и
противоречия; самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему;
продумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений.
Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность – основу
познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие
(умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в
разных видах деятельности; творческое воображение как направление
интеллектуального развития; коммуникативность – способность общаться со
взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии - как одно из главных
личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения, речи, чувств,
состояний, способностей).
Существуют различные определения этой технологии. В зарубежных публикациях
можно встретить названия: метод изучения ситуаций, метод деловых историй и,
наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе
анализа конкретных ситуаций, деловых ситуаций, ситуационных задачах.
Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать
различные проблемы и находить их решение, используя уже имеющиеся знания,
научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Задачи коммуникативного развития дошкольника широки и разнообразны. Ребёнка
надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать,
инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с
окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты,
вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу. Современные
тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату. Безусловно,
к успешному результату приводит не всякое общение с ребёнком, а только
организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно
сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой -
сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения. Выполнение
ребёнком норм и правил общения со сверстниками и взрослыми, основанные на
уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного
запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту
предусматривает культуру речевого общения.
Дошкольный возраст – сенситивный период для того, чтобы ребёнок овладел
основными средствами речевого этикета. Речевой этикет - правила речевого поведения,
определяемые взаимоотношениями говорящих, в зависимости от обстановки общения.
В него включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания,
приглашение, просьба, согласие, отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение,
поздравление, благодарность, прощание и др. Формирование навыков речевого
этикета - неотъемлемая часть общей работы по развитию речи детей.
Основное направление работы - обогащение речи ребёнка словами и конструкциями,
необходимыми в повседневном общении между людьми. Введение в речь
дошкольников этикетных средств не только обогащает их активный словарь, но и
воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к употреблению данных форм и
выражений в речи, умению выбирать языковые средства, более всего уместные в
конкретной речевой ситуации. В дошкольном возрасте обучение речевому этикету
осуществляется успешно. В процессе специально организованной работы
формируются все три основных компонента речевого этикета: употребление
разнообразных вариантов формул, их «развёртывание» и сопровождение
доброжелательной интонацией и приветливой мимикой.
Задачей работы по освоению форм речевого этикета и воспитанию культуры речевого
общения становится формирование у дошкольников следующих навыков и умений: -
уметь пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, употреблять их без
напоминания; - соблюдать нормы употребления слов, уметь говорить так, чтобы обес-
печить себе благоприятное понимание со стороны собеседника; - правильно
употреблять слова и этикетные формулы в разных ситуациях общения; - приобретать
опыт этикетного поведения; - испытывать потребность использования речевых формул
в повседневной жизни; - обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, которые
необходимы в повседневном общении между людьми. Современные тенденции
организации образовательного процесса: от идеи к результату Работу по
формированию у дошкольников норм речевого этикета необходимо организовать как
увлекательное дело, требующее творчества. Стремлением учить серьёзному,
увлекательно объясняется выбор для данной работы технологии кейс-ситуации, с
помощью которой дети становятся активными участниками речевой ситуации. Кейс-
ситуация – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени,
формулируется проблема, предлагается найти путь для её решения. Дошкольники,
познакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализируют ситуацию,
диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со
сверстниками.
Цель такого кейса – совместными усилиями мини-группы детей про- анализировать
ситуацию, найти выход. Отличительная особенность — создание проблемной ситуации
на основе фактов из реальной жизни.
Идеи технологии:
– предназначена для получения умений и навыков в тех образовательных областях, где
нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые
могут соперничать по степени истинности;
- акцент обучения направлен на выработку приёмов сотворчества дошкольника со
сверстниками и воспитателем; отсюда принципиальное отличие данной технологии от
традиционных методик: ребёнок равноправен со сверстниками и воспитателем в
процессе обсуждения проблемы;
- результатом применения технологии становятся умения и навыки, приобретённые в
работе;
- воспитатель выступает в роли ведущего, задающего вопросы, фиксирующего ответы,
поддерживающего дискуссию, т. е. В роли диспетчера процесса сотворчества с каждым
ребёнком;
- творческой конкуренции в этой технологии так много, что хорошо организованное
обсуждение кейса может напомнить театральный спектакль. Кейс должен
удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать чётко поставленной цели создания;
- иметь соответствующий уровень трудности;
- быть актуальным; - иллюстрировать типичные ситуации; - развивать аналитическое
мышление; - провоцировать дискуссию.
Целесообразно выделение следующих основных этапов создания кейсов:
- формирование дидактических целей кейса;
- определение проблемной ситуации;
- выбор модели ситуации, проверка её соответствия реальности;
Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату
- выбор жанра кейса; - подготовка методических рекомендаций по использованию
кейса (вопросы для обсуждения, описание предполагаемых действий в презентации) .
Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета у старших дошкольников.
1. «Знакомство» Задачи: - формировать культуру общения; - способствовать
приобретению опыта этикетного поведения; - обогащать речь ребёнка словами и
конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
*****
Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется
попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают
девочку. Им хорошо вдвоем.
Вопросы: Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза? Что они должны
были сделать? Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться? Как бы вы
поступили на месте Кати и Лизы?
Кейс 2. «Благодарность», «Прощание». Задачи: - формировать культуру общения; -
обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном
общении между людьми.
***
Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с
Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот
пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает
ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала
Даша: - Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока! Внучка махнула рукой и убежала в
комнату.
Вопросы: Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему? Что
она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша? Какие формы речевого
этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?
Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?
Кейс 3. «Разговор по телефону» Задачи: -закреплять знание правил и норм речевого
этикета; Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к
результату - продолжать формирование культуры общения; - воспитывать потребность
использования речевых формул в повседневной жизни.
***
Аня звонит Маше по телефону. - Маш, привет. - Это не Маша. Это ее мама. - А мне
Маша нужна. - Сейчас я ее позову. - Маш, это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра
книгу со стихами. - Хорошо. - Ну ладно, пока!
Вопросы и задание: Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему? Умеет ли
Аня разговаривать по телефону? О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие
ошибки допусти- ла? Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте
ситуацию.
Кейс 4. «Вежливый отказ» Задачи: - продолжать формирование культуры общения; -
упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации; -
способствовать приобретению опыта этикетного поведения; - обогащать речь ребёнка
словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
***
Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю
назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой чтобы переодеться, и взять
мяч. Дверь ему открыла мама. - Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста в магазин. У
нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.
Вопросы: Как вы думаете, как поступит Витя? Какой разговор возможен с мамой? Что
Витя скажет ребятам? Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои
варианты ответа.
Кейс 5. «Просьба» Задачи: - развивать умение соблюдать нормы употребления слов,
говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны
собеседника; Современные тенденции организации образовательного процесса: от
идеи к результату - воспитывать потребность использования речевых формул в
повседневной жизни; - упражнять в использовании этикетных формул в зависимости от
ситуации.
***
У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра
покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу», - подумал Сережа
и побежал домой. Папа только что вернулся с работы. - Пап, привет! Отремонтируй
мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.
Вопросы: Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему? Вежливо ли обратился
Сережа к папе? Какие ошибки он допустил? Какие формы речевого этикета не
использовал Сережа в своей просьбе? Как бы вы поступили в данной ситуации?
Предложите свои варианты разговора с папой.
Кейс 6. «Прощение» Задачи: - развивать умение соблюдать нормы употребления слов,
говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны
собеседника; - воспитывать потребность использования речевых формул в повседнев-
ной жизни; - упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости
от ситуации.
***
Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хоте- ла подарить
рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно
высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андре: - Привет, Оль! – громко сказал
он и бросил на стол школьный ранец. - Там же мой рисунок! – крикнула Оля и
бросилась к столу. - Этот, что-ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги,
который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался. - что ты наделала?! – дрожащим
голосом спросила Оля и убрала ранец со стола. Она прижала остатки рисунка к себе, а
из ее глаз брызнули слезы…
Вопросы: Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю? Какие слова
надо использовать, чтобы извиниться? Как бы вы поступили в данной ситуации?
Данные кейсы можно использовать как в непосредственной образовательной, так и в
самостоятельной деятельности с детьми. Использование данной технологии развивает
и активизирует мыслительные способности. Современные тенденции организации
образовательного процесса: от идеи к результату школьников. Они не просто
«изучают», как нечто не связанное с ними и современной жизнью, а становятся
полноправными участниками ситуации и даже её творцами.
Технология кейс-ситуации активизирует учебный процесс, преодолевает классический
дефицит традиционного обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью
предлагаемого детям материала. Уникальность данной технологии в работе с детьми
состоит в том, что для достижения цели и задач происходит объединение модульных
технологий с компетентностным подходом в обучении.
Модульное обучение - альтернатива традиционному. Его основная идея состоит в том,
что ребёнок должен учиться сам, а воспитатель должен мотивировать, организовывать,
консультировать, контролировать его деятельность.
Технология кейс- ситуации актуальна, соответствует требованиям современной
государственной образовательной политики, нацелена на личностно-ориентированное
деятельностное обучение, способствует реализации комплексного подхода, развитию
интегративных качеств личности ребёнка