Напоминание

«Развитие творческих навыков учащихся младших классов»


Автор: Гориленко Раиса Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МУ ДО "ДМШ №1" МОГО "Ухта"
Населённый пункт: г. Ухта Республика Коми
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: «Развитие творческих навыков учащихся младших классов»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа№1»

муниципального образования городского округа «Ухта»

Открытый урок

В классе специального фортепиано

Гориленко Раиса Александровна

Преподаватель по классу фортепиано

Ухта

2018г.

План – конспект открытого занятия по специальности «Фортепиано»

Ф.И.О. преподавателя – Гориленко Р.А.

Ученица – Панюкова Мария 1 класс

Предмет: Специальное фортепиано

Дата:19.12.18г.

Тема урока: «Развитие творческих навыков учащихся младших классов»

Тип урока: комбинированный

Форма урока: индивидуальная

Вид урока: смешанный (беседа, наглядный, практический)

Методы обучения:

Словесные (беседа, объяснение, разъяснение)

Наглядные (показ на инструменте)

Практические

(работа

на

инструменте,

игра

пьес

в

транспорте,

с

подбором аккомпанемента, исполнение этюдов)

Метод слуховой и зрительной наглядности

Метод музыкального обобщения

Метод рефлексии

Цель

урока:

Развитие

творческих

задатков

учащихся,

приобретение

необходимых навыков для самостоятельного музицирования.

Задачи урока:

Обучающие

сформировать комплекс теоретических и практических навыков,

необходимых для самостоятельного музицирования

Развивающие

развить творческую инициативу, воображение и фантазию ребенка

развить музыкальный слух, ладовое, гармоническое, ритмическое и

мелодическое мышление

Воспитательные

воспитать интерес к занятиям музыкой через творчество

формировать музыкальный вкус учащихся

воспитать ответственность за результаты своего труда

воспитать культуру поведения за инструментом

Оснащение

урока:

класс

специального

фортепиано,

два

инструмента,

авторское пособие преподавателя МУ ДО «ДМШ№1» Гайдо Т.А., нотный

материал.

Ход урока:

Организационный момент (посадка за инструмент, объявление темы

урока), введение в урок.

Обзор теоретического материала дошкольной группы

Теоретическая и практическая часть: освоение теоретических знаний,

гармонизация и транспонирование пьес

Подбор по слуху пьес с использованием главных ступеней лада в левой

руке (каданс)

Исполнение «Этюды К.Черни» №1,№2

Подведение итогов урока. Запись домашнего задания.

Введение

Развитие

творческих

навыков

учащихся

фортепианного

отделения

осуществляется на уроках предмета «Музицирование» (вариативная часть

ФГТ).

Программу

предмета

разработала

преподаватель

фортепианного

отделения

Гайдо

Т.А..

Преподаватели

отделения

работают

на

уроках

по

выбору «Развитие творческих навыков учащихся» с 1989 года. Программа

активизирует

творческую

инициативу,

фантазию

ребенка,

предоставляет

возможность более полно выразить себя посредством музыки в свободном

общении

с

инструментом.

Знания,

полученные

на

уроках

сольфеджио

и

предмета по выбору, помогают учащимся в грамотном освоении репертуара

по специальности, обучают навыкам гармонического анализа, достаточного

для изучаемых пьес. Программа построена с учётом пианистических задач

обучения

начинающих.

Материал

расположен

по

степени

возрастания

технических

трудностей,

способствует

естественному

приспособлению

ребёнка

к

инструменту.

Программа

рекомендована

для

работы

с

детьми

дошкольной группы, с продолжением с первого по третий год обучения игре

на фортепиано.

Характеристика обучения предмету по выбору в дошкольной группе

Мария Панюкова учится в первом классе, прошла обучение в дошкольной

группе.

Начальный этап.

Игра песенок, разученных на предмете сольфеджио «Капли», «У кота» и

другие. На уроке специальности на этих примерах работаем над освоением

пианистических

навыков:

освоение legato по две, три ноты подбор этих

мелодий от белых клавиш. Развитию творческих задатков способствовало

изучение таких разделов программы:

Игра мажорных диезных гамм по тетрахордам(1,2 знака)

Главные ступени T-S-D

Игра

кадансов:

двухзвучный

каданс

(автентический,

плагальный),

полный T-S-D

Гармонизация и транспонирование песен пройденными

гармоническими оборотами

Теоретическая

и

практическая

часть:

освоение

теоретических

знаний,

гармонизация и транспонирование пьес

1.

Проигрывая

гамму

До

мажор

по

тетрахордам,

Маша

делит

её

на

нижний тетрахорд – левая рука (с 4-1 палец) и верхний тетрахорд –

правая рука (с 1-4 палец).

2.

При переходе к следующей гамме Соль мажор, Маша понимает, что

верхний тетрахорд До мажора становится нижним тетрахордом Соль

мажора, исполняет его левой рукой, а в верхнем тетрахорде, который

проигрывает правая рука, 3 палец всегда будет играть новый диез.

3.

Проигрывание

всего

диезного

круга

тональностей,

с

названием

количества диезов.

4.

Исполнение пьес: р.н.п. «На зелёном лугу», А.Березняк «Едет воз» (в

левой руке гармонизация автентическим оборотом), Я.Степанова «Били

бом»

песенка

«Тётушка

Арина»

левой

руке

гармонизация

плагальным кадансом).

5.

А.Филипенко

«Цыплята»,

А.Березняк

«Листопад»,

Г.Эрнесакс

«Паровоз» (в левой руке гармонизация полный двухзвучный каданс),

все пьесы Маша транспонирует в тональности Соль и Ре мажор.

Данный

обьем

теоретического

материала

ученица

хорошо

освоила

в

дошкольной группе. Очень важно следить за постепенным усложнением

заданий, уделять серьёзное внимание пианистическому приспособлению

ребёнка

к

инструменту,

контролируя

качество

звука,

выразительность

исполнения всех заданий.

Первый класс.

В

первом

классе

от

двухзвучного

каданса

переходим

к

трёхзвучному

кадансу.

Ряд подготовительных упражнений:

Маша исполняет упражнение «Мяч» по звукам трезвучий на основе

стишка «Мой весёлый звонкий мяч». На слова «голубой», «за тобой»

кисть приземляется на трезвучие. Упражнение играть от белых клавиш

каждой рукой.

Упражнение к игре трёхзвучного каданса. В тональности берём Т-S-D

интервалами

и

активно

работаем

3,2

пальчиками

на(staccato),

так

проходим каждой рукой.

Игра главных трезвучий с басом в мажоре и миноре в пройденных

тональностях. Маша исполняет это задание от белых клавиш. В правой

руке главные трезвучия, в левой руке функциональный бас. Задание

исполняется

в

мажоре

и

одноимённом

миноре.

Исполнение

в

тональностях

до

4-х

знаков

(на

выбор)

с

гармонизацией

полным

трёхзвучным кадансом пьес:

А.Березняк «Листопад», Г.Эрнесакс «Паровоз», р.н.п. «Как под

горкой»

С гармонизацией полного каданса играем разрешение ступеней

Освоение бемольных тональностей, знаков по стишку «Си, ми,

ля, ре…»

Гармонизация песен: р.н.п. «Ах ты, берёза», «Как пошли наши

подружки», А.Филипенко «Праздничная ёлочка»

Изучение

фактурных

видов

аккомпанемента

в

размерах

2/3,

4/4(полька,

альбертиевы басы).

Подготовительные упражнения фактурных вариантов аккомпанемента

Исполнение песен М.Красев «Ёлочка» (полька), А.Филипенко «Я на

скрипочке играю» (альбертиевы басы).

Транспонирование

Важная

форма

работы

на

уроке

фортепиано.

Систематиче ское

транспонирование

прививает

навыки

гармонического

анализа,

развивает

пианистическую свободу и координацию движений.

Исполнение

ученицей

транспорта

этюдов

К.Черни

№1,№2

под

редакцией Гермера от всех белых клавиш двумя руками.

Подведение итогов урока, рассуждения с ученицей о том, что получилось, что

нужно сделать дома.

Вывод: Материал

предмета

по

выбору

«Музицирование»

рассчитан

на

ученика разной степени одаренности. В зависимости от индивидуальных

способностей

ребёнка

можно

корректировать

сложность

практических

и

творческих заданий. Работа по развитию творческих способностей ученика

требует от преподавателя таких же знаний, умений и навыков, как и любой

другой

раздел

музыкальной

педагогики.

Опыт

приобретается

только

в

процессе практики.

Список используемой литературы

1.

Т.А.Гайдо

Авторское

пособие

«Развитие

творческих

навыков

учащихся» на предмете по выбору в классе фортепиано

2.

Г.Шевченко

В.Мальцев

«Опыт

обучения

детей

гармонии,

импровизации» Л.1986

3.

Г.Шевченко,

Е.Сапетина

«опыт

раннего

обучения

детей

гармонии,

импровизации» Методическое пособие Л.1991

4.

В.Кирюшин

«Интонационно-слуховые

упражнения

для

развития

абсолютного музыкального слуха, мышления и памяти» М.1992



В раздел образования