Автор: Хусаинова Рамиса Зайндиновна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГАОУ Школа "ШИК 16"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Исследовательская работа учащихся на уроках физики и во внеурочной деятельности"
Раздел: полное образование
Исследовательская работа учащихся на уроках физики и во внеурочной
деятельности
В статье освещены актуальные проблемы реализации внеурочной
исследовательской деятельности учащихся при изучении физики. На основе
теоретических исследований акцентировано внимание на потенциале
внеурочной исследовательской деятельности в формировании активной,
творческой, инициативной личности ученика. Сформулированы ключевые
характеристики основных форм и методов организации внеурочной
исследовательской деятельности. Сосредоточено на конкретных примерах
организации исследовательской деятельности учащихся при изучении физики,
химии.
Ключевые слова: внеурочная исследовательская деятельность, физика.
Постановка проблемы: Сейчас организация внеурочной исследовательской
деятельности в области физики направлена не только на стимулирование
интереса и формирование предметных компетенций, но и на развитие и
саморазвитие ученика, побуждение к творчеству, выработке умений
практического и творческого применения полученных знаний. Анкетирования
учащихся 7-11 классов засвидетельствовали интерес учащихся собственно к
внеурочной исследовательской деятельности, где они могут углубить свои
знания с тем, их интересуют, выйти за пределы учебных программ по физике,
проявить самостоятельность, инициативность, креативность.
Однако современная школа не полностью использует разнообразие форм и
методов внеурочной исследовательской деятельности учащихся для
формирования их предметной компетентности, что является важным фактором
формирования личности ученика.
Анализ исследований и публикаций: Главные составляющие исследовательской
деятельности, ее цели, задачи, этапы деятельности, результаты рассматривают в
своих работах М. Леонтович, А. Поддьяков, которые предлагают решения
указанной проблемы путем интеграции возможностей высшего и профильной
школы в развитии интеллектуального творчества старшеклассников, средствами
проектной деятельности, путем работы научных обществ учащихся.
Цель статьи: раскрытие особенностей организации внеурочной
исследовательской деятельности учащихся по физике.
Изложение основного материала: Внеурочная исследовательская деятельность -
это деятельность, направленная на овладение учащимися методами
исследования объектов живой и неживой природы с целью развития
познавательного интереса, самостоятельности, интеллектуальных и
практических умений. Она является логическим продолжением урочной
деятельности и охватывает проведение учебных исследований; написание
рефератов, проектов; домашней учебной работы исследовательского характера;
участие в олимпиадах, конференциях, турнирах, конкурсах по естественным
дисциплинам. Отметим, что во внеурочной исследовательской деятельности по
доминирующей роли педагог выполняет роль консультанта, помощника.
Рассмотрим подробнее внеурочные формы и методы исследовательской
деятельности учащихся.
Как свидетельствуют результаты анализа педагогической литературы, учебное
исследование - деятельность, связанная с решением творческой или
исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Задачами учебного исследования являются:
*повышение престижа и популяризация научных знаний;
*развитие у учащихся познавательной активности и творческих способностей;
*ознакомление с методами и приемами научного поиска;
*формирование умений работы с научной литературой; выявление и
формулировка исследовательских проблем;
*формирование умений правильно оформлять исследовательскую работу;
*овладение учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с
докладом;
*профессиональное самоопределение ученика.
Особенно ценными являются работы, над которыми учащиеся работают
несколько лет, постепенно углубляясь в проблему, открывая для себя новые
факты, ранее недоступные для понимания.
Технология обучения учащихся проведению исследования охватывает
следующие этапы: планирование исследование; постановку исследовательской
задачи (выделение и осознание проблемы исследования); выдвижения,
подтверждения и опровержения гипотезы; выбор методов исследования; работа
с литературой; оформление результатов исследований; публичное выступление
[3].
Самым простым видом исследования является написание реферата. Реферат -
краткое письменное изложение основных выводов учения, научной работы,
исследования, содержания книги или обзор печатных источников на
определенную тему [2]. Как правило, для учеников не составляет особого труда
написание реферата по сравнению с научно-исследовательской работой или
выполнением проекта. темы для написание рефератов по естественным
дисциплинам могут быть различными, например, "История физики", "Великие
физические открытия" и другие.
Метод проектов предполагает рациональное сочетание теоретических знаний и
возможностей их практического применения для решения конкретных проблем
в совместной деятельности учащихся и учителей; в формировании и развитии
познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно
осуществлять поиск информации; развития умения ставить проблему и
самостоятельно ее решать; развития мотивов к обучению и самообразованию;
формировании чувства ответственности за принятое решения; развития
коммуникативных умений и навыков.
Во время выполнения проектов учащиеся составляют отчеты о своих
наблюдениях. Элементы поиска и исследовательской деятельности развивают
критическое мышление учащихся, побуждают их к самостоятельным поискам.
примеры проектов в области естественных наук: "Механизмы будущего",
"Простые механизмы вокруг нас", "Бытовая физика" и другие.
Школьные и внешкольные научно-практические конференции является итогом
многомесячной исследовательской, творческой деятельности старшеклассников.
В их работе преимущественно участвуют учащиеся 10-11-х классов. Ученики
участвуя в работе конференции, приобретают умение публично представлять
результаты исследовательской деятельности, имеют возможность общения с
учеными. Конференции стимулируют активную и самостоятельную
интеллектуальную деятельность учащихся, дают им возможность представить
результаты своей деятельности, испытывать радость от публикации и
экспертизы своих идей.
Домашняя учебная работа исследовательского характера может сочетать
различные виды, позволяет осуществить учебные исследования, которые
являются длительными во времени. Исследовательские домашние задания
должны иметь индивидуальный подход путем вариативности заданий
(дифференцированный), межпредметный подход (например, физики и
географии, направленные на применение знаний на практике и формированию
творческого мышления. Примером является проведение наблюдений,
самонаблюдений и тому подобное.
Повышает интерес к углубленному изучению учебных, специальных и
профессиональных дисциплин участие учеников в олимпиадах, турнирах,
конкурсах по физике, конкурсах-защитах научно-исследовательских работ.
Одной из относительно новых форм внешкольной работы с одаренными детьми
является турниры, идеология которых максимально приближена к
исследовательской деятельности. Турнир - это командное соревнование
школьников в форме ролевой игры, способствует приобретение умений решать
сложные проблемы, докладывать, формулировать утверждение и защищать
собственное мнение в научных дискуссиях [2].
Отметим, что в каждой команде существует распределение ролей между
оппонентом (отмечает положительные и отрицательные моменты решении
задачи докладчиком, дает критические замечания к докладу, задает вопросы,
характеризующих основные недостатки и ошибки в понимании проблемы),
рецензентом (дает краткую оценку выступлениям докладчика и оппонента),
докладчиком (преподает сущность развязку предложенной ему задачи, обращая
внимание слушателей на основные идеи и выводы).
Основными задачами турниров являются: стимулирование творческого
самосовершенствования учащейся молодежи; выявление, развитие одаренных
учащихся, оказание им помощи в выборе профессии, привлечения их к
обучению в высших учебных заведениях; реализация способностей
талантливых учеников; формирование творческого поколения молодых ученых и
практиков для различных отраслей общественной жизни; повышение интереса к
физике, формирования в кругах учащейся молодежи навыков исследовательской
работы; популяризация достижений науки, техники и новейших технологий;
подведение итогов работы факультативов, кружков, секций, ученических
научных обществ; активизация всех форм внеклассной и внешкольной работы с
учащимися; повышение уровня преподавания учебных, специальных и
профессиональных дисциплин, профессиональной подготовки учащихся;
привлечение профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов
высших учебных заведений, работников научных учреждений к активной работе
с одаренной учащейся молодежью; формирование команд для участия в
международных олимпиадах, конкурсах, турнирах [3].
Одним из путей дифференциации и индивидуализации обучения является
внедрение в школьную практику системы курсов по выбору и факультативов,
которые осуществляются в пределах вариативного компонента содержания
образования и дополняют и углубляют содержание учебного предмета. Опыт
показывает, что, погрузившись в исследовательский процесс, ученик
эффективнее идет к определенной цели, направляя свой потенциал на этот вид
деятельности.
Выводы. Итак, эффективность привлечения учащихся к исследовательской
деятельности зависит от оптимального использования различных форм,
методов, приемов исследовательского обучения. Как свидетельствуют
результаты анализа педагогической теории и практики, системный подход к
организации внеурочной исследовательской деятельности учащихся при
изучении физики способствует развитию творческих черт характера,
творческого воображения, интуиции, внимания, памяти; формированию
творческой самосознания, оказывается в самопознании, самооценке,
самоорганизации, стремлении к самореализации и самосовершенствования.
Список использованных источников:
1. Голинская Т. В. Научно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и
во внеурочное время / Т. В. Голинская // Организация исследовательской
деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения: межрегионал.
научн.-практической. конф., 2-3 ноября 2011 г.: тезисы докл. - Томск, 2011.- С.
223-225.
2. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской
деятельности: учеб.-метод. пособие / Сост. С. В. Палецкий. - Омск: Омск. гос.
ун-т, 2004. - 72 с.
3. Шут М.И., Сергиенко В.П. Научно-исследовательская работа по физике в
средних и высших учебных заведениях: Учебное пособие. - М .: Школьный мир,
2004. - 128 с