Напоминание

"Осень и зима в жизни растений, как приспособление к новому вегетационному периоду"


Автор: Лавриченко Марина Васильевна
Должность: Учитель БИОЛОГИИ
Учебное заведение: МОУ СОШ № 11
Населённый пункт: г. Вологда
Наименование материала: методическая разработка открытого урока по биологии
Тема: "Осень и зима в жизни растений, как приспособление к новому вегетационному периоду"
Раздел: полное образование





Назад




Учитель биологии Лавриченко Марина Васильевна

первая категория

МОУ СОШ № 11 г. Вологда

Тема внеклассного мероприятия "Осенние явления в жизни растений"

Цель:

Выявить умение учащихся наблюдать во время экскурсии в природу, научить

обращать внимание на необычное, устанавливая связи между явлениями.

Продолжить развитие общебиологических понятий.

Научить учащихся составлять письменный отчет и красочно оформлять

коллекции.

Оборудование:

компьютер,

экран,

проектор,

авторская работа-презентация,

коллекции прошлых лет,

блокноты учащихся с записями во время экскурсии,

раздаточный материал.

Наглядность:

таблица “Листопад”,

календарь природы “Осень”.

Общебиологические понятия:

ритмичность,

биологические циклы,

обмен веществ,

приспособленность организмов к экологическим факторам,

взаимосвязь организма и среды,

размножение и развитие.

Частные биологические понятия:

пигменты, хлорофилл, фотосинтез, передвижение веществ, испарение,

выделение, листопад, функции организмов, их взаимосвязь, жизненные формы

растений,

продолжительность жизни, озимые, способы распространения плодов и семян,

закладка почек, подземные побеги, покой глубокий.

План урока

I

.

Краткая вступительная беседа.

На дворе царица-осень

Уж завершает листопад;

Ковёр листвы на землю сброшен,

Теперь он снегу будет рад.

Как преобразилось всё вокруг двора:

Кроны у деревьев, травы все сжелта,

Листья опадают, дождик моросит,

Осень золотая о себе гласит.

А какой вы увидели осень во время экскурсии? Насколько были

наблюдательными и внимательными, это выяснится в ходе урока, поскольку мы

сегодня подытожим результаты экскурсии “Осенние явления в жизни растений”.

На экране вопросы к уроку (слайд

2):

1.Почему осенью листья изменяют свою окраску?

2.Как происходит листопад?

3.Зачем деревья и кустарники сбрасывают листья?

а) роль листопада в жизни растения;

б) значение листопада в природе.

Какие ещё явления в жизни растений можно наблюдать осенью?

Правильно, ребята, это распространение плодов и семян животными..

муравьями — мирмикохория

птицами — орнитохория

животными — зоохория

А как называют распространение семян и плодов природой?

Ветром — анемохория

водой — гидрохория

II. На экране видеофильм, снятый во время экскурсии, сопровождаемый

выдержками из стихотворений. Содержание стихов соответствует изображению

на экране.

Срок пришёл

Краснеть кленовым лапам.

Ясень жёлт

И вяз при самом слабом

Вздохе ветерка

Роняет листья.

Осень, засверкав

Плащом огнистым,

В старый парк

И в лес густой вошла

И пожар

Бездымный свой зажгла.

Ясным днём

Отправлюсь в путь заветный,

А кругом

Просторы многоцветны.

Яркость позолоты

У дороги…

Как разгулялся ветер листопада!

Сегодня он не просто рвёт листву,

А гонит по реке барашков стадо,

Дает волнам морскую синеву.

И слышно, как река шуршит листвою,

А листья пеной бьются о песок.

И рядом с этой страшной синевою

Летучим дымом кажется лесок.

Осень над парком тенистым.

Ложится

Золото клёнов на воды пруда.

Кружатся листья. Умолкнули птицы,

В похолодевшее небо глядится листва...

Осень. По утрам морозы.

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

В лужах лед прозрачно-синий,

На листочках белый иней.

Потом внезапно побелеет тьма,

И всё, что раньше радовало взоры,

Согнёт, причешет, упростит зима,

Покрыв геометрическим узором.

Беседа: А что не смог увидеть объектив камеры?

(Похолодание, влияние северного ветра, сокращение долготы дня, уменьшение

освещённости, заморозки)

Как эти изменения влияют на жизнь живого?

Животные готовятся к суровому времени года...

спячка —

___________________________________________________________________

(спячка у ежей, медведей сурков, сусликов...)

Вывод: жизнь растений зависит от условий окружающей среды.

III.Почему листья изменяют свою окраску.

Проверка домашнего задания. Какие краски осени (как живописца) вы нашли в

стихах?

Работа в тетради. Ребята записывают свои примеры.

Изменение окраски листьев.

А) Листья пожелтели у … (липы, берёзы, лиственницы) (слайд

4).

Б) Листья покраснели у …(рябины, шиповника, аронии) (слайд

5).

В) Листья остались зелеными у …(ели, сирени, ивы) - в зависимости от даты

про ведения экскурсии (слайд

6).

Демонстрация опыта. Учитель объясняет, что осенью от недостатка света и

холода хлорофилл разрушается и зеленая окраска листьев пропадает, листья

становятся желтыми. Но у некоторых растений листья с наступлением осени

краснеют. Красная и фиолетовая окраска листьев зависит от особого красящего

вещества – антоциана. В этом можно убедиться в результате опыта, приготовив

отвар краснокочанной капусты. Профильтрованный раствор, слабо окрашенный

в синий цвет, разлить в пробирки (на 1/3 их объема), в одни из них прилить

кислоту (1, 2, 4, 8 капель), в другие – щелочь в том же количестве). С помощью

стеклянной палочки перемешать жидкости в пробирках. В результате смешения

красящего вещества краснокочанной капусты с кислотой получается красивая

гамма красных расцветок, с щелочью – синих.

IV.Листопад. Как он происходит у разных растений (слайд

7).

Оно не может улететь на юг

И отменить не в силах опаданья.

Оно для листьев замыкает круг

Рожденья, шелестенья, увяданья.

Работа в тетради. Ребята записывают свои примеры.

Листопад.

А) Листопад закончился у … (липы, клена остролистного, груши).

Б) Продолжается у … (тополя, березы, яблони).

В) Листья не опадают у … (ели, сосны, клюквы).

Как происходит листопад, веткопад (у кипариса)?

Как падают листья?

Дополнение к ответам учащихся (слайд

8).

“Медленно, неохотно и в то же время торжественно падал он, цепляясь за ветки,

за изветренную кожу, за отломанные сучки, братски приникая ко встречным

листьям – чудилось: дрожью охвачена тайга, которой касался падающий лист, и

голосами всех живых деревьев она шептала: “Прощай! Прощай!.. Скоро и мы…

Скоро и мы… скоро…скоро…”

Чем ниже опускался лист, было ему падать все тягостней и тягостней; встреча с

большой, почти уже охладевшей землею страшила его, и потому миг падения

листа все растягивался, время как бы замедлилось на размытом далью обрыве,

удерживало себя, но могильная темь земли, на которую предстояло лечь листу,

погаснуть, истлеть и самому стать землею, неумолимо втягивала его желтое

свечение…”

Закон природы.

Листик серебристый, листик золотистый,

Падает, качается, словно парашют.

Медлит, опускаясь, в воздухе кружится,

Будто бы не хочет прервать он свой маршрут.

Но вот уж не кружится,

Вот уже ложится

На траву холодную

Листик золотой,

И другие листья падают с березы,

Заполняют воздух золотым дождем.

Хочешь иль не хочешь, но закон природы

Все твои желания ставит на своем.

Стихотворение ученицы 5 кл.

V.Значение листопада в жизни растения (слайд

9).

Приспособленность к уменьшению испарения влаги в зимнее время.

Выделение из растения вместе с листьями ненужных веществ.

Защита дерева от механического повреждения под тяжестью снега.

Значение листопада в природе.

Создание листовой подстилки, задерживающей влагу, тепло, способствующей

зимовке многих животных, в т. ч. полезных.

Участие в почвообразовании и круговороте веществ в природе (перегной –

минеральные соли).

Опавшие листья служат пищей для дождевых червей, бактерий и др.

организмов.

Задание: А сможете ли вы по листьям определить названия растений?

(слайд

10)

Раздаточный материал: коллекции листьев с номерами, соответствующими

названиям растений, которые надо вписать в клетки кроссворда. Если задание

выполнено правильно, в первых вертикальных столбцах должны прочитаться

слова “листопад” в “сентябре”.

Для 1 варианта: липа, ива, сирень, тополь, осина, подорожник, акация, дуб.

Для 2 варианта: смородина, ель, ноготки, терн, яблоня, береза, рябина, ежевика.

Для предлога “в” можно взять вяз или вишню.

Дополнительное задание: в каждом варианте есть одно лишнее растение, какое

и почему? (в 1 варианте - подорожник, во 2 – ноготки, т. к. травянистые

растения) (слайд

11)

Какие еще изменения в жизни растений происходят осенью? (слайды

12,

13)

Закладка зимующих почек.

Завершение образования годичного кольца.

Созревание плодов и семян.

Распространение плодов и семян.

Изменения в жизни травянистых растений.

Цветение поздноцветущих растений (слайд

14).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Что мы узнали на уроке нового?

Какие термины у вас уже не вызовут затруднений, и вы сможете дать на них

ответ?

Вывод по уроку.

В природе постоянно происходят сезонные изменения, которые

обязательно следуют друг за другом в определенной последовательности.

Жизнь растений зависит от условий окружающей среды.

Осенью растения готовятся к зиме.

А еще мы убедились, что знания можно получать в результате наблюдений за

живой природой, знакомства не только с учебником, но и с художественной

литературой.

Домашнее задание.

Написать в тетради о пользе и вреде сжигания листьев.



В раздел образования