Автор: Лавриченко Марина Васильевна
Должность: Учитель БИОЛОГИИ
Учебное заведение: МОУ СОШ № 11
Населённый пункт: г. Вологда
Наименование материала: методическая разработка открытого урока по биологии
Тема: "Осень и зима в жизни растений, как приспособление к новому вегетационному периоду"
Раздел: полное образование
Учитель биологии Лавриченко Марина Васильевна
первая категория
МОУ СОШ № 11 г. Вологда
Тема внеклассного мероприятия "Осенние явления в жизни растений"
Цель:
Выявить умение учащихся наблюдать во время экскурсии в природу, научить
обращать внимание на необычное, устанавливая связи между явлениями.
Продолжить развитие общебиологических понятий.
Научить учащихся составлять письменный отчет и красочно оформлять
коллекции.
Оборудование:
компьютер,
экран,
проектор,
авторская работа-презентация,
коллекции прошлых лет,
блокноты учащихся с записями во время экскурсии,
раздаточный материал.
Наглядность:
таблица “Листопад”,
календарь природы “Осень”.
Общебиологические понятия:
ритмичность,
биологические циклы,
обмен веществ,
приспособленность организмов к экологическим факторам,
взаимосвязь организма и среды,
размножение и развитие.
Частные биологические понятия:
пигменты, хлорофилл, фотосинтез, передвижение веществ, испарение,
выделение, листопад, функции организмов, их взаимосвязь, жизненные формы
растений,
продолжительность жизни, озимые, способы распространения плодов и семян,
закладка почек, подземные побеги, покой глубокий.
План урока
I
.
Краткая вступительная беседа.
На дворе царица-осень
Уж завершает листопад;
Ковёр листвы на землю сброшен,
Теперь он снегу будет рад.
Как преобразилось всё вокруг двора:
Кроны у деревьев, травы все сжелта,
Листья опадают, дождик моросит,
Осень золотая о себе гласит.
А какой вы увидели осень во время экскурсии? Насколько были
наблюдательными и внимательными, это выяснится в ходе урока, поскольку мы
сегодня подытожим результаты экскурсии “Осенние явления в жизни растений”.
На экране вопросы к уроку (слайд
№
2):
1.Почему осенью листья изменяют свою окраску?
2.Как происходит листопад?
3.Зачем деревья и кустарники сбрасывают листья?
а) роль листопада в жизни растения;
б) значение листопада в природе.
Какие ещё явления в жизни растений можно наблюдать осенью?
Правильно, ребята, это распространение плодов и семян животными..
муравьями — мирмикохория
птицами — орнитохория
животными — зоохория
А как называют распространение семян и плодов природой?
Ветром — анемохория
водой — гидрохория
II. На экране видеофильм, снятый во время экскурсии, сопровождаемый
выдержками из стихотворений. Содержание стихов соответствует изображению
на экране.
Срок пришёл
Краснеть кленовым лапам.
Ясень жёлт
И вяз при самом слабом
Вздохе ветерка
Роняет листья.
Осень, засверкав
Плащом огнистым,
В старый парк
И в лес густой вошла
И пожар
Бездымный свой зажгла.
Ясным днём
Отправлюсь в путь заветный,
А кругом
Просторы многоцветны.
Яркость позолоты
У дороги…
Как разгулялся ветер листопада!
Сегодня он не просто рвёт листву,
А гонит по реке барашков стадо,
Дает волнам морскую синеву.
И слышно, как река шуршит листвою,
А листья пеной бьются о песок.
И рядом с этой страшной синевою
Летучим дымом кажется лесок.
Осень над парком тенистым.
Ложится
Золото клёнов на воды пруда.
Кружатся листья. Умолкнули птицы,
В похолодевшее небо глядится листва...
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий,
На листочках белый иней.
Потом внезапно побелеет тьма,
И всё, что раньше радовало взоры,
Согнёт, причешет, упростит зима,
Покрыв геометрическим узором.
Беседа: А что не смог увидеть объектив камеры?
(Похолодание, влияние северного ветра, сокращение долготы дня, уменьшение
освещённости, заморозки)
Как эти изменения влияют на жизнь живого?
Животные готовятся к суровому времени года...
спячка —
___________________________________________________________________
(спячка у ежей, медведей сурков, сусликов...)
Вывод: жизнь растений зависит от условий окружающей среды.
III.Почему листья изменяют свою окраску.
Проверка домашнего задания. Какие краски осени (как живописца) вы нашли в
стихах?
Работа в тетради. Ребята записывают свои примеры.
Изменение окраски листьев.
А) Листья пожелтели у … (липы, берёзы, лиственницы) (слайд
№
4).
Б) Листья покраснели у …(рябины, шиповника, аронии) (слайд
№
5).
В) Листья остались зелеными у …(ели, сирени, ивы) - в зависимости от даты
про ведения экскурсии (слайд
№
6).
Демонстрация опыта. Учитель объясняет, что осенью от недостатка света и
холода хлорофилл разрушается и зеленая окраска листьев пропадает, листья
становятся желтыми. Но у некоторых растений листья с наступлением осени
краснеют. Красная и фиолетовая окраска листьев зависит от особого красящего
вещества – антоциана. В этом можно убедиться в результате опыта, приготовив
отвар краснокочанной капусты. Профильтрованный раствор, слабо окрашенный
в синий цвет, разлить в пробирки (на 1/3 их объема), в одни из них прилить
кислоту (1, 2, 4, 8 капель), в другие – щелочь в том же количестве). С помощью
стеклянной палочки перемешать жидкости в пробирках. В результате смешения
красящего вещества краснокочанной капусты с кислотой получается красивая
гамма красных расцветок, с щелочью – синих.
IV.Листопад. Как он происходит у разных растений (слайд
№
7).
Оно не может улететь на юг
И отменить не в силах опаданья.
Оно для листьев замыкает круг
Рожденья, шелестенья, увяданья.
Работа в тетради. Ребята записывают свои примеры.
Листопад.
А) Листопад закончился у … (липы, клена остролистного, груши).
Б) Продолжается у … (тополя, березы, яблони).
В) Листья не опадают у … (ели, сосны, клюквы).
Как происходит листопад, веткопад (у кипариса)?
Как падают листья?
Дополнение к ответам учащихся (слайд
№
8).
“Медленно, неохотно и в то же время торжественно падал он, цепляясь за ветки,
за изветренную кожу, за отломанные сучки, братски приникая ко встречным
листьям – чудилось: дрожью охвачена тайга, которой касался падающий лист, и
голосами всех живых деревьев она шептала: “Прощай! Прощай!.. Скоро и мы…
Скоро и мы… скоро…скоро…”
Чем ниже опускался лист, было ему падать все тягостней и тягостней; встреча с
большой, почти уже охладевшей землею страшила его, и потому миг падения
листа все растягивался, время как бы замедлилось на размытом далью обрыве,
удерживало себя, но могильная темь земли, на которую предстояло лечь листу,
погаснуть, истлеть и самому стать землею, неумолимо втягивала его желтое
свечение…”
Закон природы.
Листик серебристый, листик золотистый,
Падает, качается, словно парашют.
Медлит, опускаясь, в воздухе кружится,
Будто бы не хочет прервать он свой маршрут.
Но вот уж не кружится,
Вот уже ложится
На траву холодную
Листик золотой,
И другие листья падают с березы,
Заполняют воздух золотым дождем.
Хочешь иль не хочешь, но закон природы
Все твои желания ставит на своем.
Стихотворение ученицы 5 кл.
V.Значение листопада в жизни растения (слайд
№
9).
Приспособленность к уменьшению испарения влаги в зимнее время.
Выделение из растения вместе с листьями ненужных веществ.
Защита дерева от механического повреждения под тяжестью снега.
Значение листопада в природе.
Создание листовой подстилки, задерживающей влагу, тепло, способствующей
зимовке многих животных, в т. ч. полезных.
Участие в почвообразовании и круговороте веществ в природе (перегной –
минеральные соли).
Опавшие листья служат пищей для дождевых червей, бактерий и др.
организмов.
Задание: А сможете ли вы по листьям определить названия растений?
(слайд
№
10)
Раздаточный материал: коллекции листьев с номерами, соответствующими
названиям растений, которые надо вписать в клетки кроссворда. Если задание
выполнено правильно, в первых вертикальных столбцах должны прочитаться
слова “листопад” в “сентябре”.
Для 1 варианта: липа, ива, сирень, тополь, осина, подорожник, акация, дуб.
Для 2 варианта: смородина, ель, ноготки, терн, яблоня, береза, рябина, ежевика.
Для предлога “в” можно взять вяз или вишню.
Дополнительное задание: в каждом варианте есть одно лишнее растение, какое
и почему? (в 1 варианте - подорожник, во 2 – ноготки, т. к. травянистые
растения) (слайд
№
11)
Какие еще изменения в жизни растений происходят осенью? (слайды
№
12,
№
13)
Закладка зимующих почек.
Завершение образования годичного кольца.
Созревание плодов и семян.
Распространение плодов и семян.
Изменения в жизни травянистых растений.
Цветение поздноцветущих растений (слайд
№
14).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Что мы узнали на уроке нового?
Какие термины у вас уже не вызовут затруднений, и вы сможете дать на них
ответ?
Вывод по уроку.
В природе постоянно происходят сезонные изменения, которые
обязательно следуют друг за другом в определенной последовательности.
Жизнь растений зависит от условий окружающей среды.
Осенью растения готовятся к зиме.
А еще мы убедились, что знания можно получать в результате наблюдений за
живой природой, знакомства не только с учебником, но и с художественной
литературой.
Домашнее задание.
Написать в тетради о пользе и вреде сжигания листьев.