Напоминание

Требования к содержанию школьного филологического образования в ФГОС нового поколения


Автор: Шабатина Людмила Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 5
Населённый пункт: Улан–Удэ
Наименование материала: Доклад на конференцию филологов
Тема: Требования к содержанию школьного филологического образования в ФГОС нового поколения
Раздел: полное образование





Назад




Тема:

«Филологическое

образование

в

школе

в

условиях

реализации новых образовательных стандартов».

Выполнила: Шабатина Людмила Владимировна, учитель русского

языка и литературы МАОУ «СОШ № 5» г. Улан-Удэ Республики

Бурятия

Тезисы.

1.

ТРЕБОВАНИЯ

К

СОДЕРЖАНИЮ

ШКОЛЬНОГО

ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые

требования

к

содержанию

школьного

филологического

образования.

Содержание

предмета

ориентировано

на

формирование

предметных

компетенций

учащихся

(коммуникативной,

языковедческой

и

культуроведческой),

на

достижение

комплекса

результатов: личностных, метапредметных и предметных. В учебном процессе отдельно

выделены блоки, посвященные детальному рассмотрению видов речевой деятельности

(слушание, говорение, чтение, письмо).

В

качестве

основы

выбран

действующий

кодификатор

дидактических

единиц.

Критерии

отбора

дидактических

единиц:

соответствие

учебно-методическим

задачам;

возможность осмысления на определенном возрастном этапе; универсальность языкового

материала для достижения предметных и метапредметных результатов.

Критерии отбора художественных текстов и их фрагментов: значимость с точки

зрения

выявляемых

в

тексте

лингвистических

фактов;

соответствие

языковому

эстетическому

идеалу;

доступность

содержания

дидактического

материала

учащимся

данного возраста; способность вызвать эмоциональный отклик учащихся; необходимость

и достаточность объема текста на уроке русского языка.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО

ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОВЫХ ФГОС.

Содержание

литературы

как

школьного

предмета

включает

в

себя

чтение

и

изучение

текстов

художественных

произведений

с

использованием

теоретико-

литературных понятий и с опорой на историко-литературные реалии и явления (историко-

литературный процесс, биография писателя, творческая история, критическая полемика,

связи и переклички в литературе и т.д.).

Концепция фиксирует обязательное предметное содержание, отобранное с учетом

определенных критериев:

соответствие произведения определенному этапу литературного развития читателя-

школьника;

художественное

совершенство,

общепризнанное

и

закрепленное

во

времени

представление о произведении как духовно-нравственном и эстетическом образце;

глубина

и

убедительность

художественного

воссоздания

(или

пересоздания)

социально-исторической действительности, изображения природы и постижения

внутреннего мира человека;

художественное постижение национального характера, отражение особенностей

национальной картины мира;

актуальность

как

проявление

тесной

связи

с

историческими

процессами,

общественной жизнью, духовными исканиями современников;

репрезентативность

данного

произведения

для

историко-культурной

эпохи,

художественного стиля и творчества автора;

жизнь

произведения

в

других

видах

искусства,

в

научных,

критико-

публицистических интерпретациях, присутствие в национальной (или мировой)

культурной памяти, в общественном сознании;

плодотворная научная и методическая традиция изучения произведения.

3. В концепции ФГОС

осуществляется перенос акцента с изучения основ наук

на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук.

Курс

учебного

предмета

«Русский

(родной)

язык» направлен

на

формирование

коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой

компетенций. В

учебном

процессе

содержательные

линии,

направленные

на

формирование данных компетенций, неразрывно взаимосвязаны. При изучении каждого

раздела

курса

учащиеся

не

только

получают

соответствующие

знания

и

овладевают

необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности,

развивают различные коммуникативные умения.

Учитель-словесник на уроках русского языка призван реализовать коммуникативно-

деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой,

но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В

первом дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые

явления.

Во

втором

перечисляются

основные

виды

учебной

деятельности,

которые

отрабатываются в процессе изучения данных понятий. При таком подходе к изучению

русского

языка

создаются

оптимальные

условия

формирования

функциональной

грамотности

как

способности

человека

быстро

адаптироваться

во

внешней

среде

и

активно в ней функционировать.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы

по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей

русского

народа,

определяющей

роли

родного

языка

в

развитии

интеллектуальных,

творческих способностей и моральных качеств личности;

2)

осознание

эстетической

ценности

русского

языка;

потребность

сохранить

чистоту

русского

языка

как

явления

национальной

культуры;

стремление

к

речевому

самосовершенствованию;

3)

достаточный

объем

словарного

запаса

и

усвоенных

грамматических

средств

для

свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к

самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по

русскому (родному) языку являются:

1.

владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

адекватное

понимание

информации

устного

и

письменного

сообщения

(коммуникативной

установки,

темы

текста,

основной

мысли;

основной

и

дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,

изучающим) текстов разных стилей и жанров;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными

видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства

массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том

числе и на электронных носителях;

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,

сохранению

и

передаче

информации,

полученной

в

результате

чтения

или

аудирования;

умение

сопоставлять

и

сравнивать

речевые

высказывания

с

точки

зрения

их

содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной

и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты

и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение

воспроизводить

прослушанный

или

прочитанный

текст

с

заданной

степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров

с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

способность

свободно

излагать

свои

мысли

в

устной

и

письменной

форме,

соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,

соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям

окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;

сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-

побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,

грамматич.,

стилистич.

норм

современного

русского

литературного

языка;

соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного

общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности

и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с

точки

зрения

ее

содержания,

языкового

оформления;

умение

находить

грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и

редактировать собственные тексты;

умение

выступать

перед

аудиторией

сверстников

с

небольшими

сообщениями,

докладом,

рефератом;

участие

в

спорах,

обсуждениях

актуальных

тем

с

использованием различных средств аргументации;

2)

применение

приобретенных

знаний,

умений

и

навыков

в

повседневной

жизни;

способность

использовать

язык

как

средство

получения

знаний

по

другим

учебным

предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений

на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3)

коммуникативно

целесообразное

взаимодействие

с

окружающими

людьми в

процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в

спорах, обсуждениях актуальных тем;

Предметными результатами

освоения

выпускниками

основной

школы

программы

по

русскому (родному) языку являются:

1) представление

об

основных

функциях

языка,

о

роли

русского

языка

как

национального

языка

русского

народа,

как

государственного

языка

РФ

и

языка

межнационального общения, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание

места

родного

языка

в

системе

гуманитарных

наук

и

его

роли

в

образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней

и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и

речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация

речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой

стили,

язык

художественной

литературы;

жанры

научного,

публицистического,

официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи

(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их

признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского

языка,

основными

нормами

русского

литературного

языка

(орфоэпическими,

лексическими,

грамматическими,

орфографическими,

пунктуационными),

нормами

речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и

письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,

уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение

различных

видов

анализа

слова

(фонетический,

морфемный,

словообразовательный,

лексический,

морфологический),

синтаксического

анализа

словосочетания

и

предложения,

многоаспектного

анализа

текста

с

точки

зрения

его

основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным

разновидностям

языка,

особенностей

языкового

оформления,

использования

выразительных средств языка;

8) понимание

коммуникативно-эстетических

возможностей

лексической

и

грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую

сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Как

часть

образовательной

области

«Филология»

учебный

предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература

является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их

речевой

культуры

и

коммуникативных

навыков.

Изучение

языка

художественных

произведений

способствует

пониманию

учащимися

эстетической

функции

слова,

овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении

предмета «Литература», являются:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства

любви

к

многонациональному

Отечеству,

уважительного

отношения

к

русской

литературе, к культурам других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных

источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы

Метапредметные результаты

изучения

предмета

«Литература»

в

основной

школе

проявляются в:

умении

понимать

проблему,

выдвигать

гипотезу,

структурировать

материал,

подбирать

аргументы

для

подтверждения

собственной

позиции,

выделять

причинно-следственные

связи

в

устных

и

письменных

высказываниях,

формулировать выводы;

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,

определять сферу своих интересов;

умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,

использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1)

в познавательной сфере:

понимание

ключевых

проблем

изученных

произведений

русского

фольклора

и

фольклора

других

народов,

древнерусской

литературы,

литературы

XVIII

в.,

русских

писателей

XIX—XX

вв.,

литературы

народов

России

и

зарубежной

литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление

заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их

современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность

к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,

нравственный

пафос

литературного

произведения,

характеризовать

его

героев,

сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

4. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ

ПОДХОДЫ К ШКОЛЬНОМУ ФИЛОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КАК

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Каждый

ребёнок

от

рождения

наделён

одному

ему

свойственным

потенциалом

развития,

и

этот

потенциал

может

развиться

только

в

процессе

собственной деятельности. Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить

ребёнка действовать можно только в процессе деятельности. Что же представляет

собой

учение

как

деятельность?

Осмысленная

и

целенаправленная

деятельность

школьников по овладению знаниями определяется как учебная деятельность. Учебная

деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить и, как всякая

деятельность,

учение

выполняется

на

основе

определённой

процедуры.

Что

же

означает деятельностный подход? Деятельностный

подход – это организация учебного

процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной

степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и

конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно

применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их

завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Основной принцип технологии системно-деятельностного подхода состоит в том, что

знания

не

преподносятся

в

готовом

виде, а

учащиеся

получают

информацию,

самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности.

Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы

все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую

работу

учеников,

чтобы

они

сами

нашли

решения

проблемы,

отработали

в

речи

грамматические и лексические структуры. Приемы работы могут быть разнообразны:

проектные формы деятельности, создание слайдов и использование ИКТ при объяснении

нового

материала,

игровые

формы

деятельности

при

введении

и

закреплении

новой

лексики. Также системно-деятельностный подход позволяет внедрить в учебный процесс

активные

формы

обучения,

способствующие

развитию

творческих

способностей

учащихся,

мышления,

умения

перестраиваться

в

быстро

меняющемся

современном

обществе. Делается акцент на групповые работы.

Принцип диалога

культур также

присущ

современному

процессу

языкового

образования.

Главная

цель

языкового

образования

-

формирование

поликультурной

многоязычной личности - означает формирование культурной, толерантной личности,

понимающей

иную

культуру

и

признающую

ее

право

на

жизнь.

Изучение

языка

-

когнитивный процесс, что предполагает знание и учет закономерностей познавательного

процесса при овладении иностранным языком и особенностей умственной деятельности

учащихся. Когнитивный подход в обучении означает учет как универсальных процессов

познания,

так

и

индивидуальных

свойств,

характеризующих

познавательную

манеру

каждого индивида.

Коммуникативно-когнитивный

личностно-ориентированный

подход

являетcя

сегодня ведущим в отечественной методике. Реализация обозначенного подхода - это путь

к

достижению генеральной цели языкового образования в нашей стране, формирования

поликультурной многоязычной личности, способной к межкультурному общению.

Каковы новые учебные задачи современного образовательного процесса? На первом

месте

формирование

у

учащихся

универсальных

умений

самостоятельно

искать

информацию, проводить анализ полученной информации (развитие рефлексии); а затем на

основе сформированных универсальный учебных действий получать новые знания. Новые

задачи требуют перестройки методической работы учителя.

Успех образовательной политики зависит от овладения учителем деятельностной

теорией учения. Деятельность – это особая система, включающая компоненты: мотивы,

цели, действия. Сущность деятельностной теории учения можно выразить всего тремя

положениями:

1.

Конечная цель обучения - формирование способа действий;

2.

Способ

действий

может

быть

сформирован

только

в

результате

учебной

деятельности;

3.

Механизм обучения не передача знаний, а управление учебной деятельностью.

Когда

у

ребёнка

формируются

деятельностные

способности?

Когда

он

не

пассивно

усваивает

новое

знание,

а

включён

в

самостоятельную

учебно-познавательную

деятельность. Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на

позицию субъекта: сам формулирует тему урока, определяет его цели, самостоятельно

«открывает» и формирует научные понятия и т.д. Результатом такого способа обучения

является

развитие

творческого

мышления.

Для

формирования

деятельностных

способностей учителю необходимо постоянно тренировать обучающегося в выполнении

различных видов деятельности: говорения, чтения, аудирования и письма.

Основными единицами любой деятельности являются потребности и мотивы, задачи и

действия,

средства

и

операции.

В

системной

организации

учебной

деятельности

школьников следует выделить пять основных компонентов: 1) учебно-познавательные

мотивы, «для чего мне необходимо изучить этот объект», 2)действие целеполагания («что

я должен сделать…»), 3)выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой

последовательности

я

должен

решить

задачу»),

4)решение

задач

и

5)рефлексивно-

оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы

достигнуть

цели»).

Собственную

учебную

деятельность

школьников,

личностно-

деятельностный

подход

в

обучении

можно

выразить

формулой

«деятельность

личность»: какова деятельность, такова и личность, и «вне деятельности нет личности».

Какие принципы обеспечивают реализацию деятельностного метода в преподавании:

1) Принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам,

осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, активно участвует в

их

совершенствовании,

что

способствует

активному

успешному

формированию

его

общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений (например, при

изучении частей речи).

2)

Принцип непрерывности

означает

преемственность

между

всеми

ступенями

и

этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных

психологических особенностей развития детей.

3)

Принцип целостности

предполагает

формирование

учащимися

обобщенного

системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире

и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4)

Принцип минимакса -

предложить

ученику

возможность

освоения

содержания

образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития

возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного

минимума (государственного стандарта знаний).

5)

П ри н ц и п психологической

комфортности

п р е д п ол а г а е т

с н я т и е

в с е х

стрессообразующих

факторов

учебного

процесса,

создание

в

школе

и

на

уроках

доброжелательной

атмосферы,

ориентированной

на

реализацию

идей

педагогики

сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6 )

П р и н ц и п вариативности

ф ормирование

учащимися

спо собно стей

к

систематическому перебору вариантов и принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в

образовательном

процессе,

приобретение

учащимся

собственного

опыта

творческой

деятельности (у каждого свой опыт).

5.

Какой

должна

быть

деятельность

учителя

для

обе спечения

результативности урока?

1.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

2.

Систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать

свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3.

Использует

разнообразные

формы,

методы

и

приемы

обучения,

повышающие

степень активности учащихся в учебном процессе.

4.

Учитель на основе технологии диалога обучает учащихся ставить и адресовать

вопросы.

5.

Учитель

эффективно

(адекватно

цели

урока)

сочетает

репродуктивную

и

проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6.

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя

для этого специальные приемы.

7.

Задаёт

задачи

и

формирует

четкие

критерии

самоконтроля

и

самооценки

(происходит

специальное

формирование

контрольно-оценочной

деятельности

у

обучающихся).

8.

Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и

поддерживает минимальные успехи.

9.

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию,

иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

10. Создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик»

(через отношения, совместную деятельность и т.д.)

6.

Как

может

выглядеть

общий

план

урока

на

основе

системно-

деятельностного подхода?

1.

Постановка

учебной

задачи.

Введение

в

ситуацию

учебной

задачи

начинается

с

постановки учителем проблемной ситуации, когда налицо явное противоречие между

т е м ,

ч т о

у ч е н и к з н а е т ,

и

т е м ,

ч т о

е м у п р е д с т о и т

у з н а т ь .

Так,

вводя

новое

понятие

«Причастие»,

учитель

в

заранее

подготовленном

тексте

предлагает

определить

все

части

речи.

Учащиеся,

как

правило,

ошибочно

относят

п р и ч а с т и я

л и б о

к

п р и л а г а т е л ь н о м у,

л и б о

к

г л а г о л у.

В о з н и к а е т

ситуация противоречия между прежними знаниями и явным незнанием нового, что им

предстоит узнать: что это за часть речи, которая похожа на прилагательное, но не является

им. Это и становится мотивом к осознанию учащимися необходимости изучения данной

части речи (мотивация проводится учителем с помощью вопросов) . Затем учащимся

предлагается самим определить цель данного урока. Для опознавания любой части речи

закладываются

действия

алгоритмизированного

разбора.

На

основе

сформированных

алгоритмизированных действий можно определять и вид – схема, функция.

2)Решение

учебной

задачи. Решение

учебной

задачи складывается

из

нескольких

заданий, наборы которых меняются в зависимости от условий той или иной задачи.

Важно,

чтобы

«открытие»

новых

понятий

детьми

шло

поэтапно

и

каждый

этап

сопровождался четкими выводами, сделанными учащимися.

3. Моделирование содержания

изучаемого

понятия

графической

или

знаковой

форме). На уроках русского языка моделирование производится чаще всего в графической

форме. Ученик при этом находится в ситуации: «Я знаю, что есть то, что я знаю; но я

знаю, что есть то, чего я не знаю, и я это узнаю».

4. Моделирование

общего

способа

умственной

деятельности

- следующий

этап

урока. Это своеобразная пошаговая инструкция (алгоритм) по выделению изучаемого

понятия

из

массы

других

языковых

явлений

либо

применению

изучаемого

понятия

(правила). Оно позволяет школьнику контролировать свои действия с тем, чтобы выйти на

желаемый результат.

5. Конкретизация изучаемого понятия. Выполняя тренировочные работы по усвоению

изучаемого понятия, школьник обращает внимание на содержание собственных действий,

рассматривает их с точки зрения результата, требуемого учебной задачей. Важно при этом

проводить мотивацию выполнения задания (зачем мы будем выполнять это упражнение?)

6. Рефлексивно-оценочный этап

- заключительный

этап,

при

котором

учащийся

оценивает свою деятельность с точки зрения усвоения модели рассматриваемого понятия

и общего способа умственной деятельности.

Преподавание русского языка на уровне современных требований – это и реализация

когнитивно-коммуникативного

аспекта

выдвижение

текста

в

качестве

центральной

единицы обучения русскому языку, в связи с чем:

целесообразно шире использовать работу с текстом;

отрабатывать

навыки

рационального

чтения

учебных,

научно-популярных,

публицистических текстов, формируя на этой основе умения работы с книгой;

обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;

учить

письменному

пересказу,

интерпретации

и

созданию

текстов

различных

стилей и жанров; регулярно проводить многоаспектный анализ текста.

7. В ФГОС отмечается

, что деятельностный подход “позволяет выделить

основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач

развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных

действий,

которые

должны

быть

положены

в

основу

выбора

и

структурирования

содержания образования”. В связи с этим акцент здесь делается на такие виды развития

как личностное, социальное, познавательное, коммуникативное.

Личностные результаты:

понимание русского языка как одной из основных ценностей русского народа,

определяющей

роли

родного

языка

в

развитии

интеллектуальных,

творческих

способностей и моральных качеств личности;

осознание

эстетической

ценности

русского

языка,

уважительное

отношение

к

родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию;

достаточный

объём

словарного

запаса,

усвоение

грамматических

средств

для

свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность

к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Коммуникативные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:

строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

владеть всеми видами речевой деятельности;

адекватно воспринимать устную и письменную речь; владение разными видами

чтения;

точно и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме и др.

Регулятивные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:

ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

планировать последовательность действий и при необходимости изменять её;

осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

Познавательные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:

формулировать проблему и выдвигать аргументы;

строить логическую цепь рассуждения;

находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

извлекать необходимую информацию из различных источников;

определять основную и второстепенную информацию и т.д.

Предметные результаты освоения выпускниками программы по русскому языку:

представление об основных функциях языка;

усвоение основ научных знаний о языке; понимание взаимосвязи его единиц;

освоение

базовых

понятий

лингвистики:

язык

и

речь,

речевое

общение,

речь

устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения;

разговорная речь, стили речи, язык художественной литературы, жанры речи, типы

речи; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

овладение

основными

стилистическими

ресурсами

лексики

и

фразеологии,

основными нормами русского литературного языка(орфоэпическим, лексическими,

грамматическими, орфографическими, пунктуационными);

опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

проведение

различных

видов

анализа

слова,

синтаксического

анализа

словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста;

понимание

коммуникативно-эстетических

возможностей

лексической

и

грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

осознание

эстетических

функций

родного

языка,

способность

оценивать

Результаты, не подлежащие формализованному итоговому контролю и аттестации:

ценностные

ориентации

выпускника,

которые

отражают

его

индивидуально-

личностные позиции (религиозные, эстетические, политические взгляды);

характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

индивидуальные психологические характеристики личности

Результаты, которые подлежат проверке и аттестации:

научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и

информационных системах;

умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности;

коммуникативные и информационные умения;

умение оценивать объекты окруж.-й действительности с определенных позиций;

способность к контролю и самоконтролю;

способность к творческому решению учебных и практических задач..

Учебный предмет «Литература», обращенный к эмоциональной, интеллектуальной,

творческой,

художественной,

духовно-нравственной

сферам

личности

школьника,

способствует

формированию

у

подрастающего

поколения

качеств,

необходимых

для

полноценной

жизни

в

социуме,

ориентации

в

культурном

пространстве.

В

процессе

изучения литературы учащиеся накапливают необходимый нравственный опыт познания

действительности и в то же время развивают свою читательскую культуру, овладевают

научным

инструментарием

и

совершенствуют

свое

владение

русским

языком.

Связи

литературы

с

историей,

лингвистикой,

культурологией

и

другими

областями

знаний

делают процесс изучения литературы универсальным (и уникальным) способом познания

действительности как целостной, взаимосвязанной системы, меняющейся во времени.

8. Современный урок русского языка и литературы

, направленный на

формирование

метапредметных

и

личностных

результатов,

-

это

проблемно

диалогический урок. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести

шагов.

1. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть

открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие и т.п..

2. Конструирование проблемной ситуации. Проблемную ситуацию необходимо хорошо

продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему

урока в виде темы, цели или вопроса.

3.

Планирование

действий.

Когда

проблема

урока

будет

сформулирована,

начнется

основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа

учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты

«развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая

над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов.

4.

Планирование

решений.

Планируя

решение

проблемы,

необходимо:

во-

первых,

сформулировать

свой

вывод

по

проблеме

(форму

правила,

алгоритма,

описание

закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами;

во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений

для

решения

проблемы,

в

которых

не

будет

содержаться

готового

ответа,

вывода,

формулировки нового знания. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску

решения

проблемы.

Можно

предусмотреть

подводящий

или

побуждающий

диалог.

Подводящий

диалог

предполагает

цепочку

вопросов,

вытекающих

один

из

другого,

правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой

диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на

которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен

на развитие творчества.

5. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать

возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос:

«Так как же мы решили проблему?»

6. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания

должны

носить

проблемный

характер,

нацеливать

ученика

на

поисковую

или

исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

В

рамках

гуманистического

подхода

меняется

и

цель

профессиональной

подготовки

педагога.

Кроме

профессиональных

знаний,

умений

и

навыков

(профессиональная

компетентность) она охватывает и общекультурное развитие педагога, формирование у

него

личностной

позиции

(мотивационно-ценностного

отношения

к

педагогической

деятельности). Профессиональное саморазвитие имеет в своей основе довольно сложную

систему

мотивов

и

источников

активности.

Обычно

движущей

силой

и

источником

самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

9. Следует, на мой взгляд, выделить

профессионально важные качества учителя

русского языка и литературы.

Чтобы

процесс

введения

новых

образовательных

стандартов

протекал

максимально

успешно,

педагог

должен

непрерывно

работать

над

повышением

сво его

профессионального уровня. Он должен учиться по – новому готовиться к уроку, учиться

по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся,

учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к

учебному

процессу,

его

творчество

и

профессионализм,

его

желание

раскрыть

способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые

требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесс не могут существовать.

Образовательное учреждение, реализующее программы среднего (полного) общего

образования

должно

быть

укомплектовано

квалифицированными

кадрами.

Уровень

квалификации работников должен соответствовать квалификационным характеристикам

по

соответствующей

должности.

Непрерывность

профессионального

развития

педагогических

работников

образовательного

учреждения,

реализующего

основную

образовательную

программу

среднего

(полного)

общего

образования,

должна

обеспечиваться

освоением

ими

дополнительных

профессиональных

образовательных

программ в объёме не менее 108 часов и не реже одного раза в 5 лет в образовательных

учреждениях, в том числе на дистанционной основе. Информационно-образовательная

среда

образовательного

учреждения

включает:

комплекс

информационных

образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность

технологических

средств

информационных

и

коммуникационных

технологий

(ИКТ):

компьютеры, иное ИКТ- оборудование, коммуникационные каналы, систему современных

педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-

образовательной

среде.

Библиотека

должна

быть

укомплектована

печатными

и

электронными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе

учебниками с электронными приложениями, учебно-методической литературой по всем

учебным

предметам,

дополнительной

литературой.

Фонд

дополнительной

литературы

должен

включать:

отечественную

и

зарубежную,

классическую

и

современную

художественную

литературу;

научно-популярную

и

научно-техническую

литературу;

справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей.

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Что должен осознать каждый учитель русского языка и литературы, начиная

работать

по

новым

стандартам? Будущее

зависит

не

столько

от

количества

знаний

обучающихся, сколько от сформированности у них универсальных способов познания,

мышления, практической деятельности в добывании знаний. Основная идея, заложенная

во ФГОС – идея развития. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому учителю

должна быть ясна главная цель педагогической деятельности – дать человеку умение

действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к

саморазвитию. ФГОС требует, что надо учить не знаниям, а умению самостоятельно

добывать знания. Значит ли это, что знания перестают быть востребованы обществом?

Человек,

имеющий

глубокие

разносторонние

знания,

всегда

пользовался

уважением.

Необходимо и важно понять то, что путь к знаниям лежит через учебную деятельность.

Много

зависит

от

желания

и

характера

учителя

и

от

уровня

его

профессиональной

подготовки.

Учитель,

его

отношение

к

учебному

процессу,

его

творчество

и

профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть

главный ресурс, без которого новые

требования

ФГОС

к организации учебно-

воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Подводя некоторые итоги вышесказанному, можно заметить благие цели

федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Развитие

ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать

жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в

новых стандартах. Средства для достижения этих целей отличаются от образовательных

моментов

прежних

ФГОС.

Они

учитывают

динамику

и

направления

жизни,

п с и хо л о г и ч е с к и е

и

п е д а г о г и ч е с к и е

р е ко м е н д а ц и и

с о в р е м е н н о с т и .

Осуществление целей и результаты подобных новообразований будут положительными

при

условии

активного

участия

и

заинтересованности

всех

сторон

образовательного

процесса.

Только

тогда

школа

выпустит

во

взрослую

жизнь

здорового

физически

и

духовно гражданина великой страны.

Образовательная область «Филология» занимает в настоящее время

одно

из

ведущих

мест

в

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

основного

и

среднего

общего

образования.

Филологическое

образование обладает особым культуротворческим потенциалом, формирует ментальность

носителя языка, национально-культурную идентичность, создает условия для личностного

развития, духовно-нравственного совершенствования учеников и педагогов.

Русский язык и литература как учебные предметы составляют ядро школьного

гуманитарного образования: они формируют языковую личность, приобщают учеников к

красоте и богатству художественного слова, помогают овладеть всеми возможностями

родного языка и потенциалом словесного искусства для дальнейшего саморазвития и

самореализации. Учащиеся, для которых русский язык не является родным, в процессе его

изучения получают возможность приобщиться к истории и культуре своей «большой»

родины.



В раздел образования