Напоминание

Метроритм, пульсация в музыке


Автор: Ходырева Алёна Витальевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МУ ДО "ДШИ" Казачинско-Ленского района
Населённый пункт: п.Магистральный, Иркутская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Метроритм, пульсация в музыке
Раздел: дополнительное образование





Назад




Ходырева Алёна Витальевна

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

«Метроритм, пульсация в музыке»

Конспект урока по предмету «Слушание музыки» в 1 классе

Тема: Метроритм, пульсация в музыке.

Цель: Обучение детей чувству пульса в музыке, музыкальных долей,

метра.

Задачи:

развивать чувство ритма у учеников и представление о нём;

продолжить знакомить с понятиями «метра» и «ритма» в музыке и

жизни;

развивать

творческую

активность

на

уроке

и

умение

обобщать

полученную информацию, работая в группах и самостоятельно;

воспитывать

эмоционально-ценностное

отношение

к

искусству

и

интерес к предмету.

Тип урока: получение новых знаний.

Технологии: здоровьесберегающие, игровые, развивающие.

Музыкальный материал: Э.Григ «В пещере горного короля».

Наглядный

материал:

Портрет

Э.Грига,

горные

пейзажи

и

др.

рисунки.

Ход урок:

1. Организационный этап.

2. Беседа.

Исполняю

на

фортепиано

начало

произведения

Э.Грига

«В

пещере

горного короля».

- Ребята, а что вы слышите в этой музыке?

(Ответы детей).

- Вы слышите чьи-то осторожные шаги?

(Ответы детей).

- Чьи это могут быть шаги?

(Ответы детей).

- Давайте прохлопаем ритм этой мелодии.

- Сейчас мы с вами прослушаем это произведение в записи, а вам

нужно будет по ходу слушания придумать название этому произведению.

Слушание: «В пещере горного короля» Э.Грига.

- Написал это произведение замечательный норвежский композитор

Э.Григ. О нем нам сейчас расскажут УЧЕНИК 1 и УЧЕНИК 2.

(Краткая

биографическая

справка:

УЧЕНИК

1

и

УЧЕНИК

2

рассказывают о жизни и творчестве Э.Грига).

Остальные

учащиеся:

слушая

биографическую

справку

об

Э.Григе,

составляют в тетради план рассказа.

-

А

теперь

давайте

проверим,

совпали

ли

ваши

названия

этого

произведения с названием композитора?

(Ответы детей.)

- Кобольты, тролли и гномы собираются в пещере горного короля в

пьесе Э.Грига. Он назвал свое произведение «В пещере горного короля».

Показ иллюстрации.

- Есть в этой пьесе главный герой Пер Гюнт.

(УЧЕНИК 3, рассказывает о Пер Гюнте).

- Ребята, а композитор прислал нам с вами письмо, в котором он хочет

узнать наше отношение к этому произведению.

- Но чтобы нам ответить на его письмо, нужно еще раз послушать это

произведение.

(Слушание пьесы «В пещере горного короля»).

3. («Письмо композитору» - тест-опросник из 12 вопросов).

Тест – опросник (по произведению Э.Грига «В пещере горного короля»).

1.

Прослушав это произведение, я бы нарисовал…

а) танцующих гномов;

б) бегающих ребят;

в) прыгающих зайчиков.

2.

Данный темп больше соответствует образу…

а) бабочки, порхающей с цветка на цветок;

б) лошади, стремительно мчащейся;

в) не знаю.

3.

Определение,

которое

характеризует

эмоционально-образное

содержание данной музыки, это…

а) загадочная;

б) игривая;

в) встревоженная.

4.

Настроение произведения соответствует цвету…

а) желтый;

б) фиолетовый;

в) не знаю.

5.

Музыка передает чувства…

а) светлой радости;

б) мрачной грусти;

в) беспокойства, тревоги.

6.

Движение мелодии в начале произведения соответствует штриху…

а) стаккато;

б) легато;

в) не знаю.

7.

Звучность изменялась…

а) от громкой к тихой;

б) тихо, громко, тихо;

в) звучность нарастала от тихой к громкой.

8.

Музыкальный образ соответствует образу в стихотворении…

а) Мороз и солнце день чудесный,

Еще ты дремлешь друг прелестный. (А.Пушкин)

б) Буря мгою небо кроет, вихри снежные крутя,

То как зверь, она завоет, то заплачет как дитя. (А.Пушкин)

в) Осень… Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят. (А.Толстой)

9.

Это произведение можно сравнить с таким явлением природы, как…

а) снегопад;

б) дождь, переходящий в ливень;

в) не знаю.

После выполнения этой работы еще раз слушаем пьесу Э.Грига «В

пещере горного короля».

4. Беседа после прослушивания.

- О чем эта музыка?

- Какое состояние передает музыка?

- Какую картину вы представили? Почему?

- Как звучит мелодия в начале и как в конце пьесы?

- А что еще изменяется?

Новые понятия: темп, динамика.

5.Задание:

а) Найти в знакомых пьесах и песнях ускорение и замедление темпа.

б)

Написать

мини-сочинение

«Мои

впечатления

о

произведении

Э.Грига» - 5 предложений.

Д/з: Изобразить на музыкальном инструменте шаги сказочного героя.

Используемая литература:

Царёва Н. А. Уроки госпожи Мелодии: Учебное пособие. — М.: Издательство

«ПРЕСТО», 2007.



В раздел образования